Сетевой маркетинг: иллюзия и идолопоклонство
Проблема мирового финансового кризиса волнует всех. Кризис коснулся почти каждого из нас. Потеря места работы, рост цен, безработица, задержка заработной платы, стипендии, банкротство некоторых банков и, как правило, потеря вложенных денег. Исчезла уверенность в завтрашнем дне. Постоянная тревога о своей семье, туманное будущее, неуверенность и страх – наша повседневная реальность.
Стараясь прокормить свою семью и продержаться до окончания нелёгкого времени, мы начинаем более пристальное внимание уделять объявлениям о дополнительном заработке.
Этим и пользуются многочисленные фирмы основанные на принципе МLM (сетевого маркетинга). Обещание постоянной работы, стабильного дохода, светлого будущего каждому, кто вступит в их ряды. Вам нужно только вложить свои деньги в фирму и через некоторое время вы разбогатеете и будете летать отдыхать на Канары чаще, чем на дачу.
Конечно, лежать на тёплом песочке и загорать на солнышке Канарских островов, достойно обеспечивать свою семью, хочется всем. Первый шаг компании достигнут – вы заинтригованы. Громкие обещания успеха, благополучия и богатства. Вам нужно только стать членом организации, компании или клуба и внести свои деньги, для строительства своей мини-сети.
Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. network or multilevel marketing) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами.
Типичные представители таких компаний – Орифлейм (Oriflame), Эйван (Avon), Лек (Lek), Фаберлик (Faberlic), Флер де Санте (Fleur de Sante), Декаролайн (deKAROline), Мэри Кей (Mary Kay) и т.д. Компании, продающие биологически активные добавки (БАДы) и в некоторых случаях лечебные приспособления и косметическую продукцию: Гербалайф (Herbalife), использующая также дополнительные торговые марки « Wellness » и « Dermojetics», Тенториум, NSP, Вижн (Vision), Дабао (Dabao), Тяньши (Tyanshi), Родник Здоровья (РОЗ), Коралловый клуб (Коралл), ЭПАМ-технологии, «Счастье жизни»,«Служба Владимира Довганя».
Компании, продающие преимущественно бытовую продукцию Эмвей (Am-way), Цептер (Zepter), а также множество безликих фирмочек, чьи дистрибьюторы надоедают вам стучась в двери ваших домов и офисов.
Один из признаков, что вы попали в компанию, где бизнес основан на принципе пирамиды, – обещание прибыли не только от торговли, но также от вербовки в эту организацию новых людей. Чем больше людей вы завербуете, тем больший процент от продаж вы получите.
Характерно, что самым первым заданием, которое вам предлагается – это составить список всех родственников и знакомых с их адресами и телефонами и попытаться их привести на фирму. Такая практика одной моей знакомой привела к тому, что она начала недоброжелательно относится к тем друзьям и родственникам, которые отказались участвовать в этой схеме. Некоторые родственники, которым она надоедала своими идеями о быстром обогащении начали от неё шарахаться и сторониться. Итак, налицо разрушение крепких родственных связей и хороших отношений с друзьями.
Также вы должны знать, что в коммерческих организациях, построенных по типу пирамиды, богатеет только самая верхушка – весьма ограниченное число людей, которые существуют за счёт основания пирамиды, которую будете образовывать вы. Когда человек начинает строить ,,нижний уровень” он сам находится в основании чужого ,,нижнего уровня” и, как мы уже говорили, только небольшое количество людей может находится на вершине этой схемы. Для того, чтобы набрать новых дистрибьюторов вам придётся врать, что это идеальный бизнес, позволяющий быстро разбогатеть. Вы будете обманывать людей так, как обманули вас. Мало кто знает, что 50% людей присоединившихся к этой схеме в первый же год уходят, потеряв свои вложенные деньги. Те, кто сидят на вершине этой схемы, имеют прямую выгоду от убытков на нижних уровнях. Многоуровневый маркетинг формально является законным во многих странах мира, но крупнейшие компании такого типа – рекламные филиалы Amway и их отделения за рубежом, такие как Quixtar, A2K, Amvio и другие работают таким образом, что 99% всех подписанных людей несут убытки.
Задайте себе вопрос, как вы будете смотреть в глаза своим родственникам и знакомым, которых вы завербовали в этот бизнес, после того, как они потеряют свои деньги? В Святом Писании сказано: ,,Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притчи 22:1).
Часто люди отдают последние деньги, чтобы получить прибыль и прокормить семью. ,,Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот; потому, что Господь вступится в дело их, и исхитит душу у грабителей их” (Притчи 22:22-23).
Поверив обещаниям быстро разбогатеть, как правило, вы занимаете деньги на вступление в бизнес, закупаете товар, начинаете работать и ждёте результатов. Почти все новички продукт поначалу продают своим знакомым и родственникам, а потом? Вся квартира завалена продуктом, расходится он плохо из-за дороговизны, в магазине можно купить зубную пасту не за 70 грн. а за 15-20 и не худшего качества, мыло не за 50 грн, а за 5 и т.д.
Целый день на работе, вечером семья, дети, нет времени бегать по офисам и предлагать продукт. Вам говорят – ,,плохо работаешь, мало план-маркетингов проводишь, каждый месяц нужно проводить по 15 план-маркетингов и больше”. ,,Без семинара бизнес не построишь”. Вы снова занимаете деньги и идёте на семинар, а вам говорят: ,,Без книг и кассет бизнес не построишь!” Вы опять берёте в долг и покупаете всё, что вам велят. Каждый месяц нужно делать товарооборот на 100-200 баллов.
И человек становится перед выбором: бросить работу и почти не уделять время для семьи или бросить Емвей или Гербалайф, Тентортум, Коралловый клуб и т.д. А денег уже так много вложено, бросить жалко. Психологи утверждают, что чем больше денег человек вложил в бизнес, тем тяжелее ему расстаться с ним, даже если он видит, что почти ничего не зарабатывает. И начинается снова бег по кругу.
,,Почему у тебя плохо выходит, а у твоего коллеги всё получается? Вложи больше веры, больше денег, больше труда, отдай себя без остатка. Вскоре начнёшь зарабатывать так много, что все твои затраты окупятся с лихвой. Ведь ты уже так близок к богатству и процветанию… Неужели, уже, практически держа синицу счастья в ваших руках, ты её отпустишь?”
В результате дети остаются без внимания и должного воспитания, страдают отношения между супругами. Происходит переоценка ценностей, на первое место восходит жажда наживы, погоня за призрачным богатством, поклонение золотому тельцу.
,,Твой первый долг – позаботиться о семье. Это настоящий миссионерский труд, и ответственность за него нельзя переложить на кого-либо, поскольку воспитание детей – дело всей жизни, которое Бог поручил тебе” (Елена Уайт, Свидетельства для церкви, т. 4).
,,А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости… (1Тим. 6:10-11).
Условие успеха, о котором постоянно говорят лидеры сетевого маркетинга: «На 5 лет вы должны забыть обо всём, что мешает бизнесу «Эмвэй»! Вы должны забыть про личную жизнь, семью и детей. Забудьте об отдыхе. Вы должны работать, не взирая ни на какие трудности и условия! Вы должны проводить 2 – 3 план-маркетинга в день (каждый по 1,5 часа), назначать и проводить повторные встречи (обязательное условие), каждый день слушать кассеты и читать книги, в течение месяца делать товарооборот (т.е. продавать товар), посещать встречи и семинары. И тогда через 5 лет вас ждет успех!». А жизнь, практически, откладывается «на потом».
На обратной стороне кассет для повышения мотивации надпись: «Фирма «Эмвэй» не гарантирует, что выполнение всех условий приведёт к успеху».
Практически многоуровневый сетевой маркетинг будит в человеке низменные инстинкты и чувства. Добыча денег — превыше всего. На всех семинарах одна тема: «Деньги – это всё! Это власть, это свобода!» Каждый раз выходит на сцену «гордость Эмвэй»: «коронованный посол» Атилла Гидофалви и другие преуспевающие лидеры, стоящие в верхушке пирамиды, и твердят одно и то же: «Как мы были бедны и несчастны! Как мы теперь богаты и счастливы! Слава «Эмвэй», давшему нам всё это! Будьте как мы! Это нетрудно! Рядом с нами есть место! Давайте к нам!».
Много громких слов говорят в «Эмвэй» о духовности и нравственности. По их словам, это самый «высокодуховный» бизнес из всех. Одна женщина с гордостью рассказывала, как, оставив дома больного маленького сына (ему недавно сделали сложную операцию) уехала на семинар в Венгрию. Ей «было тяжело», но она «сделала это!» И ей стоя аплодировал полный зал!
Что же должно было случиться с людьми, если даже самый сильный инстинкт – материнский – был попран ради денег! И этим восторгались сотни людей!
На семинарах по МЛМ идет жёсткий прессинг. В стремительном темпе поступает большой поток информации, для того, чтобы человек растерялся и поскорее выложил свои деньги. Периодически (особенно в начале и в середине встречи) используются психологическое приемы, способствующие расслаблению человека и внедрению в его сознание нужных компании установок. Один из приемов: ведущий со сцены предлагает поиграть: потопать ногами, похлопать в ладоши, сделать «волну», взявшись всем за руки, и т. д. Как правило, аудитория в сине-голубых или зелёных тонах. Чтобы ввести человека в транс, часто используют плавные, вкрадчивые интонации, избегают употребления шипящих согласных, звука «р», в речи преобладают гласные и глухие согласные.
Психологи объясняют, что после всех этих приемов снимаются защитные функции сознания, человек готов к внедрению любых чужеродных программ. Чем тут же и пользуются руководители групп. После этих тренингов люди впадают в состояние психомании. Им кажется, что они получили очень много, стали другими. Хотя на самом деле они не получили ничего, кроме сильнейшей психологической травмы. На семинарах по МЛМ посетителям фактически дают установки идти и обманывать других людей».
Вероятность разбогатеть в сетевом маркетинге не выше вероятности выиграть в лотерею. Играя в лотерею вы теряете стоимость одно билета. Попадая в коммерческий культ, вы рискуете потерять не только все свои сбережения, но и семью, друзей, физическое и психическое здоровье. «Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета» (Еккл. 5:9).
другие статьи по данной теме: Сетевой маркетинг и Библия
Комментарии (52):
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
дорогой аноним!
вот Вам и плоды самоуверенности: текст писала НЕ баптистка, это я гарантирую 🙂
Аноним
| Ссылка на комментарий
А где ответы???
Так неинтересно! 🙂
Аноним
| Ссылка на комментарий
А почему этот коммент вы отнесли ко мне, а не, к примеру, Максиму Гордиенко???
Человек возмущается неосведомлённостью автора статьи, которая анализирует из собственного опыта + что-то из интернета, (+обида), а с баптистами сравнивает наверное тоже из собственного опыта и мнения недовольных ими
Милена
| Ссылка на комментарий
Занималась долгое время сетевым маркетингом, но когда пришла к Богу-бросила это дело. Там богом есть деньги,одни лишь деньги . Все время думы лишь о том,кому предложить,кого подписать.Это ужасно-совестливые люди этим делом заниматься не могут и не будут.
Возможно многие товары МЛМ неплохие и я подписана в одной из таких компаний и беру лично для себя и своей семьи. Но и они не панацея
Неприятно,когда в субботу(а мы лишь встречаемся по субботам) сетевики тихонько рекламируют свой товар. Хочется отдохнуть от всего мирского,но и здесь не скроешься,даже в субботу-деньги на первом плане.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
дорогая Милена,
опишите свой опыт как можно более конкретно, с максимумом фактов
приложите свое фото и пришлите на balm@ukr.net — и мы постараемся опубликовать
Лариса Лютенко
| Ссылка на комментарий
автор статьи не имеет личного опыта работы в сетевой структуре, руководствуется только своими эмоциями и не владеет вопросом профессионально.
Лично я горжусь тем, что занимаюсь сетевым маркетингом. Я нашла для себя в нем очень много полезного и в первую очередь возможность познакомить людей с живым Богом, а принципы навязывания его другим людям я не использую, так как сама не люблю когда мне что-то навязывают. Было бы очень полезным, если б в газете «Путь» появилось мнение профессионала сетевого маркетинга, а то пустыми разговорами об этом виде бизнеса и так кишит интернет.
Выбор рода деятельности для каждого человека дело индивидуальное. Всё зависит от его личностных качеств, а в первую очередь от мышления и восприятия внешнего мира. То, что одного уведет от Бога, другого может только приблизить. Поэтому я вообще не понимаю людей, которые по себе судят обо всех и обо всём. Если это их личный опыт, то зачем писать, что это ловушка для всех?
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
У нас свобода слова. Против высказались, теперь Вы как профессионал можете высказаться «за». Готовы разместить и Вашу статью по этой теме.
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Я вспомнил, статья профессионала сетевого маркетинга у нас уже была.
Вот она: http://www.asd.in.ua/archives/216
Аноним
| Ссылка на комментарий
Александр
| Ссылка на комментарий
Сразу скажу — я агностик и не верю в «доброго Боженьку». Я привык заботиться о себе и своих близких сам. С сетевым маркетингом знаком не по наслышке. Собираюсь написать об этом книгу.А пока небольшой анонс. Автор статьи по видимости человек религиозный и имеющий негативный опыт работы в «Эмвэй». Исходя из этого понятно, почему путает «Божий дар с яичницей». Методы работы представителей «Эмвэй», особенно венгра Атиллы (знаком лично) являются наиболее радикальными в этого рода деятельности. Действительно, товар в этой компании, да и сам бизнес слишком дорогие. Но сетевой маркетинг в целом не ограничен одной фирмой «Эмвэй». Существует масса компаний с товарами значительно дешевле и менее жёсткими маркетинговыми планами. Далеко не все компании МЛМ практикуют вербовку по принципу чем больше тем лучше, т.к.у большинства нет вступительного взноса. Стало быть зачем вербовать, если человек уйдёт и не чего не продаст. А если он всё же хоть что то продаст, то он получит комиссионные. Ну и где здесь «кидалаво»? Нужно просто внимательно изучить предложение и проанализировать подходит ли вам политика компании, товар и методы работы, а потом уже принимать решение. К сожалению некоторые компании практикуют «промывку мозгов», вступительный взнос (что в уставе ассоциации компаний МЛМ является незаконным!),обязательную покупку товара со стартовым пакетом (что так же является незаконным) и сокрытие части информации, которая может вызвать негативную реакцию. Я бы не советовал иметь дело с такими фирмами. Но шарахаться от сетевого маркетинга как нечистый от ладана я бы тоже не советовал. В некоторых житейских ситуациях МЛМ может быть очень не плохим выходом. Я сам испытал на себе. Скажу, что был в моей жизни период, когда если бы не сетевой маркетинг, то пришлось бы очень туго. Разбогатеть у меня не вышло, но остаться на плаву мне помог именно этот бизнес. Так что получайте информацию, включайте серое вещество и удачи вам!
Максим Гордиенко
| Ссылка на комментарий
Ай, ну ви-таки даёте… Я не возмущаюсь уже лет пять.
Кстати, у меня есть письмо Восточно-Днепровской конференции АСД. Официальная позиция. Вышлю его Максиму Балаклицкому.
Член церкви АСД
| Ссылка на комментарий
Сетевой маркетинг — большое зло. Знаю это, потому что довелось «поучаствовать». Выражаю сугубо личное мнение. Но думаю, что тому, кому хочется стать на сторону сетевого маркетинга, можно сначала посоветоваться с Богом. Не думаю, что у Бога две точки зрения на этот счет. Каждый вправе выбирать свой путь, но если мы хотим жить в согласии с Богом, то следует учитывать и Его мнение. Ведь именно Его мнение важнее всего, а если нет — то незачем спорить, живите как хотите. Вечность покажет кто прав.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
дорогой «Член церкви АСД»!
прошу Вас описать свой опыт как можно более предметно
можете прислать как отдельную статью
спасибо, жду
Член церкви АСД
| Ссылка на комментарий
Уже прошло достаточно много времени после этого. Не могу пообещать статью, но, возможно кое-какие свои мысли напишу. Надо немного подумать.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
церковная позиция по этому вопросу: http://www.asd.in.ua/archives/1188309614
мало ктоемурад
| Ссылка на комментарий
Скажу чесно, меня то же, ну аж сильно уговаривали посетить встречу по амве,й и себе хорошо и детям беззаботное будущее рисовали, я подозреваю что хотели через меня и в нашу маленькую общину пробратся. я не согласился на встречу хотя продукцией был доволен и многим рекомендовал потом и продукция их подвела (паста глистер, шампунь ) перестал покупать на вопрос их представителю о качестве: да, говорят было… но теперь…. вау …пошла венгерская ветка и товар отменного качества, извините, а тот для кого был? Многих знаю что покупают чисто для себя, а для себя я нашел другую вродь экологическую продукцию и пользуюсь ею с Ириной Харачко согласен, и убеждаюсь что Бог уберег тогда не попасть на то поприще.
Александр
| Ссылка на комментарий
Конечно, лежать на тёплом песочке и загорать на солнышке Канарских островов, достойно обеспечивать свою семью, хочется всем.Неужели и нам этого хочется?
Галина
| Ссылка на комментарий
Здесь высказывали своё мнение ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (??!!) сетевики, что ж, с вашего позволения, выражу своё. Я начинала в МЛМ в 1995 году (до прихода к Богу было еще 5 лет), посещала все семинары (они проводились бесплатно), использовала продукт (непременное условие!), обзванивала знакомых и т.д. и т.д. — всё, что необходимо. Мне нравилось активно жить, общаться, радоваться успехам (своим и клиентов). Уйти пришлось из-за болезни дочери — не стало времени заниматься этим, клиенты «остыли» (да и я тоже). Потом было еще несколько сетевых компаний, так что считаю себя «профессионалом». Спустя 15 лет я подписалась снова только для того, чтобы использовать продукцию со скидкой, причем подписалась под члена церкви. Хочу ли я там «работать»? Ни за что! Абсолютно согласна с автором статьи http://www.asd.in.ua/archives/216, где проводится сравнительный анализ наших взаимоотношений с деньгами в МЛМ и в Библии. Зомбирование или не зомбирование, но то, что сетевик думает и говорит только о продукции (причем, наши не гнушаются переманивать людей из одной компании в другую или предлагают «совмещение») — факт! Ведь ему нужно заработать, ему нужно реализовать то, что он закупил или заработать очки, чтобы получить бонус. А мы призваны совсем к другому: «Итак идите, научите…» (Матф.28:19)
Считаю, что дело вовсе не в том, хорош или плох МЛМ как явление, а в том, что участие в нем, действительно, становится жизнью человека, он этим дышит, этим живет — иначе нельзя, иначе не будет успеха (что я и вижу на примере той сестры, которая меня подписала). И не надо обманываться, думая, что уж вас-то этот бизнес не уведёт от Бога! Если вас и не уведёт (не могу знать, вдруг у вас в сутках 48 часов), то через вас точно никого не приведёт к Богу, вам просто будет не до этого (и тем, кого вы привлечете в свой бизнес, тоже)
Галина
| Ссылка на комментарий
Хочу еще добавить для тех, кто трудится в сетевых компаниях и считает, что все остальные в этом ничего не понимают: не вся продукция плоха, этого никто не утверждает! Но если бы вы расхваливали хорошие продукты просто так, без расчета на этом заработать (как, например, в нашей общине проводятся семинары по здоровому питанию; проводит их простой член церкви — просто хочет, чтобы все питались правильно и были здоровы) — вас за это благодарили бы. Задайте себе вопрос: бескорыстны ли вы в своем стремлении облагодетельствовать членов своей общины?
владимир
| Ссылка на комментарий
пожалуйста , рсскажите о китайской фирме «кю нет». многие наши ею соблазнились.
Христианка
| Ссылка на комментарий
Раньше очень негативно относилась к всем сетевым компаниям, но недавно познакомилась с одной компанией, продукция которой мне очень понравилась, я зарегистрировалась там больше пол-года назад. Сначала у меня была эйфория, но сейчас я остыла. Не могу ничего плохого сказать о продукции — вся продукция основана на «живом» соке алоэ-вера. Эта компания разработала способ стабилизации сока алоэ (без кипячения и без химии), получила награду «Золотая фортуна» в 2010 г, работает официально в Украине, даже по государственной программе сотрудничает с тубдиспансерами (поставляет сок алоэ), имеет все необходимые сертификаты, даже иудейский сертификат кошерности (!).
Но мне не нравится то, что, действительно, чтобы достичь успеха — нужно вкладывать свое время. Поставить на 1-е место мечту (материальную). Я сначала так и сделала, но сейчас, после многих молитв, я поняла, что моя единственная мечта — попасть в Царствие небесное. Это как-то не ассоциируется с сетевым маркетингом.
Я не хочу отказываться от продукции, так как на себе испытала, она действительно очень качественная (напр. дезодорант без солей алюминия, моющее средство без фосфатов, на основе алоэ вера), но не хочу заниматься этим бизнесом. На меня давят спонсоры, я не могу раз и навсегда порвать с ними отношения (они же тоже дети Божьи). Писать заявление, чтобы меня исключили из этой компании я не хочу, так, как хочу покупать продукцию для себя и свих близких по оптововй цене. Посоветуйте, как мне поступить? Я думала над тем, как бы поступил Иисус в этой ситуации, но мне сложно представить…
Vadim Yefimenko
| Ссылка на комментарий
По поводу сетевого маркетинга, была одна программа на радио по этому поводу, особенно по поводу компании Amway. Как сетевые фирмы зарабатывают деньги на обмане, и откуда взялся вообще сетевой маркетинг. Вот ссылка:
http://rutube.ru/video/795718bf4c6fd9ae3cdc268ad13c3cb9/#.UNC6Ym_ZbbA
Начинают со 2 минуты.
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Статья правдивая.Я столкнулся с Эн Эс Пи.Они распространяют брошюру»мертвые не лгут».Там утверждается,что раз дети налегают на конфеты значит нет в организме кальция и значит его нужно покупать у этой компании.Елена Уайт писала,что это неверная информация(ещё в начале 20го века)и что причина в том,что у детей извращенные привычки отчего дети и налегают на конфеты .А вовсе не кальция не хватает.Те кто учавствует в работе этой компании выполняют работу сатаны.2женщины в моей общине вступили в неё.1 оставила церковь,другая готова растерзать(в фигуральном смысле) всякого,кто каким либо образом бросает тень на продукцию и утверждает что товары непомерно дороги.У неё мозги свернулись в сторону идей из этой брошюры.а идеи таковы ,что без бадов нет здорового питания.Обе матери одиночки и обои мечтают разбогатеть.Одна не возвращает 10тины ,но на бады находит деньги.Теперь и её сын спорит с пастором,что бады необходимы.
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
С» эмвэй» тоже сталкивался.Чтобы туда вступить надо было в то время купить непомернодорогие касеты где рассказывается как вести дела.Чел. который агитировал за эту компанию делал упор на заработки:»Ребятааа ,вы будете зарабатывать большие деньги».Правда те кто вступил потом в эту «контору» её оставили ,а успеха добились открыв торговлю.
Квітка
| Ссылка на комментарий
Христианка, вы просите «Посоветуйте, как мне поступить?»
Не могу претендовать на 100% идеальный совет, но я бы на вашем месте попыталась ТВЕРДО СКАЗАТЬ своим спонсорам в компании, что в будущем я намерена брать только минимум товаров для своей семьи и не заниматься распространением продукции. Понимаю, Христианка, ваше желание покупать продукцию для себя и свих близких по оптовой(!) цене. Постарайтесь, вежливо, но настойчиво, не портя отношения с людьми, прийти к компромиссу. Вероятно ваши спонсоры захотят знать причину вашего отказа. Мотивируйте это тем, что у вас совсем нет времени этим заниматься и у вас есть другие важные для вас приоритеты в жизни.
Надеюсь у вас всё будет хорошо)