Когда оканчивается рабство
Письмо апостола Павла к Филимону состоит из четырех частей: вступления, просьбы, аргументации и заключения. Прочтем его по порядку.
Стихи 1-3. Павел диктовал это письмо (возможно, Тимофею), находясь в преторианской тюрьме в Риме. Я удивился тому, сколько писем Павел слал из заключения во время двух своих арестов. Это адресовано жителю Колосс (Кол. 4:9) Филимону, в доме которого собиралась местная община.
Принимать домашнюю церковь в то время означало массу тяжелых обязанностей: как угодно часто проводить богослужения с непредсказуемым количеством участников, организовывать «вечери любви» — ужины, затягивавшиеся далеко за полночь, месяцы, а то и годы селить и содержать миссионеров, принимать на себя первый удар преследований и рисковать имуществом и свободой. Иметь в доме большое помещение для собраний могли довольно зажиточные люди.
Стихи 4-5. Для Павла не характерно захваливать человека. Что-то тут не так…
Стихи 6-7. «Филимон, докажи, что ты верующий. Прояви свою веру». Чего же Павел хочет?
Стихи 8-9. АПОСТОЛ ПОДВОДИТ АДРЕСАТА К КАКОЙ-ТО ПРОСЬБЕ, давая понять, что согласно церковной иерархии мог бы и приказать Филимону: а) он выше его по рангу, б) старше и опытнее (старец — значит идеолог, учитель, законодатель, руководитель. Так себя называл только Иоанн, и то в писаных намного позже соборных посланиях), в) он находится в узах за проповедь Иисуса Христа. Посещать узников было особой честью для первых христиан (Мф. 25:36).
Стих 10. О каком сыне бездетного Павла речь? Да это же Онисим — сбежавший раб Филимона! Оказывается, Павел встретил его в римской тюрьме, и тот уверовал от его проповеди. Апостол заявляет, что Божье прощение аннулирует человеческие обиды. Большей близости, чем сын, в еврейском мире не существовало. Филимон — брат Павла (7 и 20 стихи), Онисим — сын.
Стихи 11-12. Онисим по гречески — «полезный, пригодный». Павел верит в Онисима. Фактически, ручается за него и просит Филимона принять Онисима как самого высокого гостя.
Предвидя объяснимое сопротивление, ПАВЕЛ ПЕРЕХОДИТ К АРГУМЕНТАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ОБРАЗЧИК ЕВРЕЙСКОЙ САТИРЫ. Теперь меня никто не убедит, будто в Библии нет юмора.
Стихи 13-14. Апостол хитрит: «могу Онисима и не присылать. Поэтому хочу с тобой этот вопрос заранее согласовать». Сарказм: «Филимон, ты не служишь мне как узнику, пусть Онисим делает это за тебя. Находясь здесь при мне, Онисим служит эффективнее, чем ты». Сколько для Бога трудился Филимон, мы уже говорили.
В Ветхом завете надо было утаивать беглого раба от хозяина (Втор. 23:15). В Новом Павел хочет, чтобы Филимон сознательно и добровольно отпустил уверовавшего Онисима.
Стих 15. Апостол остер на язык: «может быть», «на время отлучился»… Раб, считавшийся вещью (Аристотель числил рабов наряду с инструментами и домашними животными), оставил хозяина и сбежал. Несомненно, у него и в мыслях не было возвращаться. «Филимон, оказывается, это духовный урок для тебя». «Ничего себе! Причем я к поведению беглого раба?!»
Стих 16. Уверовавший раб перестает быть рабом. Крестившись после проповеди Павла, Онисим считается сбежавшим к Богу и потому не подлежит возвращению в статус вещи, не может более принадлежать человеку, хотя бы и хозяину-христианину.
Филимон назван возлюбленным, дважды сказано о его любви к Богу и людям, любовью продиктована Павлова просьба к нему. Теперь апостол предлагает Филимону назвать своего раба Онисима возлюбленным братом (!).
Филимон хотел бы навсегда вернуть раба — вещь, принадлежавшую ему, как он считал, по праву. Но навсегда принять Онисима как возлюбленного брата — значит принять его как лучшего гостя, когда не он будет служить Филимону, а Филимон ему.
Павел навязывает Филимону идею, что тот должен быть даже больше рад Онисиму, чем сам Павел, потому что возлюбленным братом его должен считать и физически (т. е. буквально), и по вере.
Стих 17. Вывод, повторяющий 12 стих, содержит давление авторитетом на грани шантажа. «Тимофей, давай-ка сделаем Филимону предложение, от которого он не сможет отказаться».
Выражение «имеешь общение со мною» перекликается с фразой «общение веры твоей» в пятом стихе. Иметь общение — быть вхожим, иметь отношение к кому-либо, связи, влияние, статус, преимущества — словом, всё, на чем держался тогдашний мир. «Филимон, ты свой или чужой? Пришло время платить по счетам». Начал с похвал, изложил требования, окончил угрозами.
Стихи 18-19. Ясно как день: Онисим оскорбил хозяина тем, что бежал. Вполне возможно, при этом его и обворовал.
Павел решает вопрос долгов так же, как до него Моисей и Христос: «запиши его долги на меня». Филимон тоже уверовал по слову Павла. Чтобы взыскать долг, Павел делает должником себя. ОСНОВАТЕЛЬ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ ПРОСИТ ЗА БЕГЛОГО РАБА.
Стих 20. Заключение. Накал эмоций спадает. Прощение Филимоном своего раба — это вопрос отношений Павла и Филимона, не Онисима. Отпустить Онисима нужно было для духовного роста самого Филимона.
Третье и последнее упоминание сердца. 1:7 — поведение Филимона служит примером для святых — он настоящий верующий. 1:12 — но сердце Павла еще не спокойно за него: есть экзамен, который тот еще не сдал. Потому он просит подняться Филимона и на эту ступень, чтобы сердце Павла тоже успокоилось. Спокойствие сердца — это чистая совесть, внутренняя гармония верующего человека (1 Ин. 3:19-22).
Стих 21. Что может быть больше, чем принимать беглого раба, будто главного миссионера мировой религии?
Стих 22. Павел так верит в свое освобождение, что планирует дела на воле. Филимон вместе с Онисимом будут готовить комнату для Павла. Кто они теперь? Рабы или свободные? «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1Кор.7:22). Добровольный труд свободных и равных — основа справедливого общества.
Это маленькое письмо — колоссальный ответ на гневную претензию скептиков: «Почему Бог не отменил рабство?!» Бог отменил рабство — еще до его возникновения. ЛЮДИ ПОРАБОЩАЮТ ДРУГ ДРУГА, ПОТОМУ ЧТО САМИ ЯВЛЯЮТСЯ РАБАМИ ГРЕХА И ДЬЯВОЛА. В первую очередь обществу нужны новые люди и новые отношения между ними. Только в этом случае политико-правовые реформы не закончатся полумерами (Иер. 34:8-17).
Рабство оканчивается, когда происходит не только внешнее — физическое — но и внутреннее — духовное — освобождение человека. Онисим считал себя свободным, сбежав с деньгами хозяина из Колосс в столичный Рим — мегаполис, где, как ему казалось, «его никто никогда не найдет». Но чужие деньги и тогда не приносили успеха, и одна несвобода привела к другой — тюремному заключению. И только в темнице, просветленный Благой вестью, он стал личностью, могущей отвечать за самого себя. Трудился с Павлом, спасал людей. Апостол поставил Онисима в пример его бывшему владельцу.
И пусть бы всё так и было. Но зачем организовывать эту встречу? Павел, ты уверен, что Онисим не сбежит на обратной дороге, а Филимон не переживет кризис веры и не отдаст Онисима палачам?
Но расчет оправдался: Онисим принес письмо, и Филимон, проведя, как Иаков, возможно, не одну ночь в борении с Богом, обнял Онисима как возлюбленного брата и принял как лучшего гостя. Вместе они приготовили комнату для Павла. И сокрушающая история очередного блудного сына дошла по Божьей милости до наших дней.
Если хотите в этом письме увидеть свою жизнь — везде замените слово «Павел» на «Иисус». И увидите свои обиды и конфликты с людьми с Божьей точки зрения. Увидите цену и сущность тяжб и разборок среди Божьих детей.
Наши обидчики и кредиторы никогда не заслужат нашего прощения. Враги на то и враги. Мы призваны простить их не ради себя или ради них, а ради Христа.
Одним из направлений служения матери Терезы была помощь умирающим. Каждого из них она перед смертью целовала в лоб. Мы с вами даже не представляем, как могут выглядеть и пахнуть умирающие неприкасаемые в Индии. Когда светский журналист увидел это, он воскликнул: «Да я бы и за миллион долларов не сделал такого!» Мать Тереза невозмутимо ответила: «Я бы тоже не сделала этого ради миллиона долларов. Я делаю это ради Христа».
МЫ НЕ ВЕДАЕМ МОЩИ НАСТОЯЩЕГО ПРОЩЕНИЯ. Оно сильно дать человеку шанс на лучшую жизнь, достоинство, смысл и цель. Будучи грешниками, люди нуждаются в прощении так же, как в воздухе, воде и хлебе.
Прощение успокаивает сердце. Очищает совесть. Делает целостным, устраняя необходимость лицемерить, скрывая свою сущность. Дает моральное право обличать грех, не возвышаясь над грешниками. Прощенный человек не будет учить иллюзиям о возможности достигнуть абсолютной святости, живя в греховной плоти. Такие обещания звучат не менее фальшиво, чем если бы Кличко заявил на публике: «Ці руки нікого не били!» Современные люди слишком хорошо знают свою испорченность, чтобы верить в самоправедность человека.
Наша святость в первую и последнюю очередь зависит от благодати — Божьего прощения во Христе. Поэтому-то Павел начинает и оканчивает свои послания словами о благодати, а не о самодисциплине, волевых усилиях, продолжительности молитв или вегетарианстве, например.
БЛАГОДАТЬ — ЭТО ПРОЩЕНИЕ. Успокоить сердце, обрести, наконец, душевный мир можно, лишь прощая и принимая прощение. Прося прощения и предлагая прощение. Протягивая открытую ладонь и пожимая руку, протянутую другим. «Итак, если Сын [Божий] освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан.8:36).
Иллюстрация: http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection12/fig08_3-arpfeluph7u.jpg