«Христианский Бог – не Бог мусульман»
До сих пор немецкие христианские церкви придерживались единого мнения: «христианский Бог – не Бог мусульман», и если уж церковь должна быть продана, то разрешается переоборудовать ее лишь под музей или синагогу. В последнее время правило это всё чаще нарушается – в бывших церковных помещениях открываются офисы фирм, супермаркеты, рестораны, молодёжные клубы. Мусульманские дома молитвы и общины освящены в бывших церквах Нойкёльна, Темпельхофа, Мёнхенгладбаха и др. Так, евангелическо-методистская церковь в Мёнхенгладбахе (Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ) продана алевитам, выходцам из Турции.
В Германии проживает около 600 тысяч алевитов, которые, после суннитов, составляют вторую по величине мусульманскую группу в ФРГ. Одни алевиты причисляют себя к шиитам, другие вообще не считают себя мусульманами. Впрочем, не будем вдаваться в подробности этого верования. Суть в том, как пишет немецкая пресса, что христианская церковь переоборудована под мусульманский дом молитвы. Возможно ли такое?
С одной стороны, если можно продавать христианские церкви для устройства в них заведений социального назначения, то почему нельзя проводить мусульманские богослужения, ведь в стране, в общей сложности, насчитывается около 2 млн. немцев-мусульман? С другой стороны, там, где молились христиане, теперь мусульмане взывают к Аллаху; где висел крест – символ Голгофы, установлены портреты имамов. Многие видят в этом ещё один знак исламизации Германии, усилившейся в последние годы, и взывают к властям с требованиями запретить подобную практику.
Федеральный уполномоченный по делам мигрантов в районе Нойкёльн (Берлин) поддержал переоборудование христианской церкви (Flughafenstra?e) в мечеть, подчеркнув, что «христиане и мусульмане молятся одному Богу». «Не всё так просто, — возразил ему в немецкой газете „Die Welt“ католический священник из Нойкёльна Бернхард Моттер. – Христиане верят в Триединого Бога. И это не тот Бог, которому поклоняются мусульмане. Христианская церковь – это церковь, а не мечеть».
Однако методистский проповедник Клаус Тимм, в своей последней проповеди в стенах старой церкви в Мёнхенгладбахе, вполне снисходительно отметил, что видит «символику сегодняшнего дня» и потому принимает участие в освящении своей бывшей церкви как мусульманского дома молитвы. Недавний председатель объединения христианских церквей Германии (ACK, Arbeitsgemeinschaft christlicher Kirchen in Deutschland), епископ Евангелическо-методистской церкви в ФРГ Вальтер Клайбер высказался в прессе более осторожно. «Решение о продаже церкви далось мне нелегко», — заявил он.
Почему вообще в Германии церкви нередко выставляют на продажу? Причины самые разные и порой вполне рациональные, с экономической точки зрения. Например, здание обветшало, требует значительного ремонта и модернизации основных коммуникаций – дешевле продать и купить для общины новое, чем проводить дорогостоящую реконструкцию. Или церковная община настолько уменьшилась численно, что не имеет смысла в холодное время года отапливать помещение: богослужения посещает лишь около десятка старушек. Их дети и внуки выросли и …вообще не хотят слышать о Боге.
Случается так, что жилые кварталы вокруг церкви постепенно ветшают, городская жизнь перемещается в более перспективные районы мегаполиса, а квартиры в «высотках» заселяют многочисленные мигранты, плохо владеющие немецким языком. И старая, много повидавшая на своём веку христианская церковь вдруг оказывается в совершенно неожиданном, непривычном окружении. С 2009 г. продается, например, красивое евангелическое здание у вокзала в Гельзенкирхене-Нойштадте (Северный Рейн-Вестфалия), построенное в 1911 г. в стиле модерн. Теперь в этом районе почти не осталось протестантов. И покупателей тоже нет.
Нехватка служителей и средств, в том числе на содержание церквей и служителей, – вот ещё одна причина. Однако главный фактор – демографический. Так, в Гельзенкирхене численность населения уменьшилась с 391 тысячи человек (в 1959 г.) до 250 тысяч в 2011 г. Ещё десять лет тому назад здесь насчитывалось 118 тысяч лютеран, теперь – 96 тысяч. В 1990 г. в этом небольшом округе было 39 евангелических церквей, а сейчас – только 29, остальные проданы. До 2020 г. предполагается продать ещё восемь церквей. И так по всей Германии.
Естественно, статистика отражает лишь номинальные цифры, фактически же церкви просто пустые. Как признаёт суперинтендент этого церковного округа Рюдигер Хёкер, протестанты становятся в Германии «религиозным меньшинством», и этого процесса уже не остановить, по его мнению. Церкви только хоронят своих членов, детей и молодёжи в них практически нет.
На церковной двери написали: „Fuck you!“ Ночью вламываются грабители, чтобы вынести всё, что ещё можно вынести, или просто устроить «великий потоп» в церковном помещении. Выломать старинные медные трубы – и продать на металлолом. Убытки? Сотни тысяч евро, и страховка возместит их лишь частично. Остальное – из церковной кассы. А касса пуста.
В некоторых местах верующие, однако, вышли на демонстрации, протестуя против продажи своих церквей. Например, в Аугсбурге (Бавария), взявшись за руки, окружили свою церковь живым кольцом. «Не отдадим нашу церковь! — заявили верующие. – Если пастор не может присутствовать на каждом богослужении, мы сами будем служить Словом и проводить Вечери Господни, как это было в ранней апостольской церкви». Прямо на наших глазах в среде немецких католиков и протестантов рождается народное движение «заключающих в объятия» (нем. „Kirchenumarmer“), которые проповедуют «открытое служение Словом» и цитируют Иисуса Христа: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Что дальше? Реформация церкви или начало конца?
Для сайта: http://www.christa-medien.eu/periodika/
Так теперь выглядит бывший церковный зал – http://www.welt.de/kultur/article106440448/Die-erste-Kirche-die-muslimisches-Gotteshaus-wird.html#disqus_thread
Об алевитах здесь – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B
Комментарии (7):
Милена.
| Ссылка на комментарий
В статье несколько раз было написано о том,что в христианских церквях Германии нет молодежи.
Из наших украинских общин молодежь тоже уходит.
Как вы думаете,в чем причина того,что молодежь не задерживается в Церкви?Из моей общины ушла вся крещенная молодежь.Сейчас подрастают детки,которые пока еще ходят в садик,начальную школу.Но ,где гарантия .что и они не уйдут?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
отличный материал, спасибо!
олег
| Ссылка на комментарий
Очень интересная статья! Наводит на мысль: чтобы Божий народ проснулся-нужны испытания.
Татьяна Головина
| Ссылка на комментарий
Дорогая Милена, видимо, я не совсем чётко написала — обобщать нельзя, в некоторых церквах молодёжь есть, но мало, и молодые люди часто уходят в мир. Что молодежи совсем нет — это неправильно, это не так.
В двух главных церквах Германии (католическая и евангелическо-лютеранская) молодёжи мало. Рассказывают, что один пастор выставил перед своей церковью щит: «В первый раз вас принесли сюда родители — крестить; во второй раз вас привела сюда ваша будущая жена — на венчание; в третий раз вас принесут сюда на отпевание. Так придите же хотя бы раз в церковь сами!».
В адвент. церквах Германии положение не лучше — в чисто немецких церквах практически нет молодёжи. Дети и внуки пасторов нередко тоже уходят в мир. Например, дети нашего пастора и пресвитера — не в церкви, они крещение не принимали.
Однако есть русскоязычные адвент. общины в Германии, где довольно много молодёжи. Много молодёжи в русскоязычных баптист., меннонит. и пятидесят. церквах.
Церкви всех конфессий пытаются «задержать» молодёжь в церкви — устраивают концерты «христ. рок-музыки», проводят богослужения со «спецэффектами», устраивают спорт. и др. праздники, харизматические богослужения для молодёжи, не обращают внимание на внешний вид, сожительство и т.д. Правильно ли это? Лично я думаю, что неправильно. В церковь молодёжь надо привлекать Евангелием, а не рок-концертами. Но это моё личное мнение.
Почему уходят в мир? Причин много. С одной стороны, в Германии высокий уровень благосостояния («Мне Бог не нужен, у меня есть дом, мерседес, страховка на все случаи жизни!»), высокий темп (напряженность) жизни, очень жесткий рабочий ритм, высокие требования, которые общество ставит перед молодыми людьми ( в сфере работы, образования и т.д.).
С другой стороны, это равнодушие, замкнутость, групповщина, протекционизм, которые распространились в обществе и также — в церкви. Адвент. нем. церкви отказываются от многого, что считалось главными принципами в наших церквах в Казахстане, Укр., Рос.
Мы пастора видим в нашей церкви на Вечери Господней и ещё раза два проповедь прочитает. Это тоже причина. Нет служителей. Причин много.
Милена
| Ссылка на комментарий
Сестра Татьяна,спасибо за дополнение к своей статье.Вообще-то,я не писала,что молодежи совсем нет
Недавно смотрела один из семинаров Била Ливерсиджа-сидели одни пожилые люди.Это меня тронуло до глубины души.Страшно,когда нет молодых.
Страшно,когда из общины уходят все крещенные юноши и девушки.
Не хочу углубляться,так как некоторые не хотят слушать то,что я говорю,считая,что я критикую Церковь АСД.
Алла
| Ссылка на комментарий
Большое спасибо сестре Татьяне за статью. Она все правильно написала, в Германии именно так все и обстоит с молодежью в общинах. В нашей общине 90 % русскоязычные немцы и 10 % коренные немцы. Молодежь в общине — дети русскоязычных немцев. Недавно были с мужем в Белоруссии у моих родных. Надо заметить, что муж у меня голландец, живет много лет в Германии. По- русски не понимает. Но когда приезжаем в Белоруссию и там посещаем Богослужения , он говорит мне: «Здесь совсем другая атмосфера! Радостная, светлая, много музыки.» Удивительно, язык не понимает, но с радостью идет в Молитвенный дом. А секрет прост: ему там рады, я могу отойти и разговаривать с сестрами, а моего мужа тут же окружают братья, и без знания немецкого, при помощи рук и ног разговаривают. И понимают друг друга! У него уже там полно друзей, о которых муж всегда с теплотой отзывается, когда домой уезжаем, плачет при расставании с братьями. Очень ему нравится то, что в тамошней общине много музыки на богослужении. Всегда выступление хора, причем многократное, молодежный хор так же несколько раз на протяжении Богослужения славит Бога. Действительно радостный Субботний день даже в пасмурную погоду! Не знаю, в чем секрет , но молодежи там много, еще много молодых семей и маленьких деток, община очень живая. Знаю, что в этой общине, она ,кстати, находиться в г.Кобрин, Бресткой обл., стараются следовать примеру первоапостольской церкви и советам Э.УАЙТ. Пастор всегда на Богослужении, исключение составляют нечастые вынужденные поездки. Сестры всегда приглашают нас на обед, в некотором роде «выстраивается очередь», кто в какую Субботу заберет нас на обед к себе. Замкнутости и равнодушия там точно нет.
Алла
| Ссылка на комментарий
Еще на нас всегда производят впечатление детские выступления. В этой общине даже совсем маленькие детки славят Бога песнями, стихами. Есть девочка Анечка, по-моему ей 3 или 4 годика, она большущие стихи на память рассказывает, просто чудесный ребенок, другая девочка Ирочка примерно таких же лет, поет каждую Субботу. Знаю, что там серьезно готовятся к празднику урожая, к Вечере Господней, проводятся различные музыкальные, фестивали, познавательные викторины и т.д.. Может быть каждый имеет свое место там, каждый молодой и не очень человек имеет возможность участвовать в том, что дает чувство счастья и принадлежности к большой Божьей семье?