Рецензия на проповедь Александра Мещерякова «Лечит ли душу современная психология»

18-06-2012, комментария 252

Изучив данную проповедь, необходимо отметить, что в определенной мере автор знаком с некоторыми вопросами, поднятой им темы.

Во-первых, он, с одной стороны, не отрицает психологию и несколько раз говорит, что ничего не имеет против психологии, чтобы «…без фанатизма не в ту или другую сторону…». Тоже самое нужно сказать и о любой науке, и даже религии. Истории известно немало случаев, когда из религии или науки делали бога.

Во-вторых, автор абсолютно верно говорит о Единственном, Кто может простить грехи человеку, и таким образом выровнять его самооценку — это о Христе.

В-третьих, хорошо сказано о роли Святого Духа и Священного Писания в формировании нравственности человека, в утешении его в горе и надежде на светлое будущее.

В-четвертых, верно подчеркнуто о тщетной надежде на человека в решении вопроса о спасении.

В-пятых, правду говорит автор, что психология — это не точная наука, и, чтобы помочь человеку, психолог должен найти индивидуальный подход, изучив обстоятельства его жизни.

В-шестых, автор подтверждает, что определенные ситуации в детстве оказывают влияние на будущую жизнь человека, хотя и последующие периоды его жизни также вносят свои коррективы.

Однако, прослушав его выступление, можно со всей очевидностью заключить, что, несмотря на некоторые верные и правильные его суждения, автор недостаточно разбирается в теме, которую поставил в заголовок своей проповеди. Об этом свидетельствуют многие его определения, заявления и формулировки. Ниже приводим некоторые высказывания пастора Александра Мещерякова, подтверждающие наш вывод о его некомпетентности в области психологии.

1. Так, вначале проповеди автор заявляет, что в адвентистских киосках книг по психологии «тьма», а по богословию нет. Это не иначе, как незаслуженный упрек нашим благословенным издательствам. Почему такое передергивание фактов, с точностью до наоборот, он считает нормальным обнародовать перед церковной аудиторией? Какие такие многие книги по психологии, и каких конкретно авторов-психологов он видел на прилавках церковных книжных центров? Почему он не видит сотни и сотни прекрасных адвентистских изданий, в том числе и по богословию? Реальная ситуация в лучшем случае — обратная. И возникает справедливый вопрос: почему человек с таким «лаодикийским зрением» считает себя вправе стоять на святом месте и вещать от имени Бога?
2. В течение своей проповеди автор неоднократно смешивает психологию и психиатрию, используя эти понятия как взаимозаменяемые. Он рассказывает, как человек пришел к психологу, а тот ему отвечает: «…не расслабляйся, вот тебе таблетка…». Но оратору хорошо было бы знать, что психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими какие-либо сложные жизненные ситуации и желающие их разрешить. Психологи не имеют права и не назначают лекарственные препараты. Психиатры же работают с психически больными людьми, и как врачи имеют право назначать для своих пациентов лекарственные препараты. Поэтому человек, обратившийся к психологу, — это клиент, а к психиатру — пациент.
3.  Также, оратор принижает образование психолога. Он говорит, что бессмысленно учиться психологии, если человек, который выслушивает другого человека, имеющего проблему, оказывает такую же помощь, как и психолог. Если бы автор был профессионалом в этой области, то он бы знал, что фактически не выслушивающий оказывает помощь, а сам человек, пересказывая свои проблемы другому человеку, которому доверяет, начинает по-иному смотреть на ситуацию и нередко сам находит для себя практическое решение своих затруднений. Этот принцип активного слушания как раз рекомендован и пасторам, проводящим консультирование членов церкви. На этом принципе работают и 12-ти шаговые группы самопомощи у алкоголиков и наркоманов. Здесь люди (не профессионалы), имеющие одинаковую проблему — зависимость — помогают друг другу тем, что делятся своим проблемами, опытами, надеждами, поддерживают друг друга и вместе совершают молитвы. Пренебрежительно говоря об образовании психолога и приравнивая его к помощи, оказываемой простым человеком, автор показывает свою некомпетентность относительно работы психолога как психотерапевта, так как психолог, кроме активного и заинтересованного выслушивания, владеет еще и профессиональными методиками (инструментами оказания помощи), которых нет у человека, не имеющего специального для этого образования.
4. Еще автор приводит имена некоторых психологов и совершенно безосновательно ставит в один ряд с ними доктора Бенджамина Спока, хотя доктор Спок никогда не был психологом. Он закончил медицинский факультет Йельского университета по специальности «Педиатрия», т.е. детский врач. Такие неточности разрушают авторитет оратора в глазах компетентной аудитории.
5. Говоря об отдельных школах в психологии и об их основателях, которые в большинстве были «безбожниками», автор, по всей видимости, находится в оппозиции ко всем, кто не относит себя к христианству, что говорит о его так называемой позиции доминирования и нетолерантности к инакомыслящим.

Позиция же Адвентистской церкви звучит иначе: «Наше уважение к разнообразию, индивидуальности и свободе уравновешивается уважением к обществу. Мы, как единая всемирная семья верующих, представляем нашему миру Царство Божие, демонстрируя нравственное поведение, взаимное уважение и наполненное любовью служение» [Заявление о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня].

Исходя из размышлений Александра, что основатели психологии были «безбожниками» (хотя никто не имеет права так утверждать, пока не настанет Суд Божий), мы не должны пользоваться компьютерами, автомобилями, не должны признавать законы физики, математики, педагогики, не должны обращаться к медицине по той лишь только причине, что у истоков этих наук стояли не адвентисты.

6. Также автор утверждает, что психология приносит вред людям, при этом он не приводит результаты, хоть какого-то бы ни было исследования отзывов людей, которые консультировались у христианских психологов, да и у психологов вообще. Только опираясь на специальные исследования этой темы, можно делать такие громкие заявления, в противном случае это может даже расцениваться как нарушение со стороны оратора девятой заповеди Закона Божьего.
7. Автор приводит неподтвержденные данные о суициде в среде психологов, будто они занимают пятое место среди самоубийц. Изучив немалое количество литературы о суициде, такие данные не удалось подтвердить. Найдены несколько профессий, которые занимают первые места по самоубийствам, но там не упоминается о психологах. На первом же месте стояли музыканты и бизнесмены. Но даже если и предположим, что психологи по суициду на пятом месте, то это еще не говорит о том, что абсолютно все психологи — потенциальные самоубийцы, они не могут помогать и к ним не стоит обращаться. За последние 10 лет три пастора в одном городе были исключены за нарушение Заповедей Божиих. Можем ли мы по этим отдельным случаям так негативно отзываться о сотнях и тысячах преданных и искренних тружениках Божиих?
8. Автор прямо говорит, что никогда не был у психолога на приеме (как же он утверждает, что психологи никому не помогают?), и при этом он рассказывает о том, что если человек пойдет к психологу, то тут же запутается в выборе направлений в психологии.

Похоже, этим он запугивает прихожан, чтобы они и не пытались искать там помощь. Так поступало средневековое папство в отношении интереса людей к Библии. Они говорили народу, что нельзя ее читать, да и если вы будете читать Библию, то все равно ничего не поймете.

А вообще, это надуманная автором ситуация, так как человек, который собирается к психологу со своей проблемой, не садится за компьютер и не мониторит часами Интернет, задаваясь вопросом: к психологам какой бы школы ему податься за помощью. Он идет к тем специалистам, которых советуют ему люди, кому они доверяют.

Профессиональный христианский психолог должен знать о всех стадиях развития и школах в психологии, но использовать только те методики, которые согласуются с библейским мировоззрением. Как и профессиональный пастор изучает систематическое богословие и  религиоведение, но проповедует только Слово Божие. Как и Даниил, который обучался в «Вавилонской академии оккультных наук», но проповедовал Навуходоносору Всемогущего Небесного Бога.

9. Автор иронизирует над тем, что в психологию идут люди, имеющие личные проблемы, и тем самым он подразумевает, что есть люди, не имеющие проблем (стало быть, в данном случае оратор), и есть люди, имеющие проблемы (в контексте этого заявления — это психологи), чем противоречит Священному Писанию, что «…все согрешили и лишены славы Божьей…» [Рим. 3:23]. Хотя он и выступает против того, что человек сам по себе хороший, но своими высказываниями делит людей на имеющих проблемы и не имеющих их, в чем также противоречит и сам себе.
10. Он смеется над тем, что христианские психологи верят в то, что в человеке есть Божья сила, способная вести борьбу с грехом. Христианство — это не магия, где нужно четко называть имена, так называемые заклинания. Не все психологи называют эту Силу – Иисусом, но Иисус действует и в случаях, когда человек просто верит, что Бог его любит и готов помочь ему разобраться с грехом. Именно на этом, упоминаемый оратором Метод Мюррей, строит самооценку человека — Бог его любит, а грех ненавидит.

В Библии сообщается, что для Бога человек — величайшая драгоценность [1 Петра, 1:18-19]. В Заявлении о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня также говорится, что «каждый человек, независимо от обстоятельств, имеет для Бога бесконечную ценность и поэтому заслуживает уважения и достойного обращения».

Психологи, в частности те, кто использует Метод Мюррей, очень строго относятся ко греху и никогда его не оправдывают, хотя алкоголизм называют болезнью. И здесь автор, видимо, не владеет информацией о том, что алкоголизм — это медицинский термин, это химическая зависимость, специфическое и необычное заболевание.

А хорошо было бы ему знать, что химическая зависимость в 1953 году под таким термином была введена в список болезней Всемирной Организацией Здравоохранения после онкологии по степени тяжести и смертности под № 303, как заболевание первичное, смертельное, прогрессирующее, неизлечимое, характеризирующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание.

Елена Уайт, говоря об алкоголизме, советует: «…если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата.   У таких людей потакание своим слабостям — не только нравственный порок, но и физическая  болезнь» [Е.Уайт. Служение исцеления, с.108].

И чаще всего алкоголизм, как болезнь на уровне биохимии мозга, выражается в греховных мыслях и действиях, что ведет к еще большему разрушению всех сфер личности, в том числе и духовной.

Официальная позиция Церкви Адвентистов седьмого дня:

«Химическая зависимость (включая алкоголизм) — это биологическое, психологическое, социальное, духовное нарушение; в этиологию, проявление, профилактику и лечение которого включены все аспекты личности. Разрушающее действие химической зависимости затрагивает все аспекты личности и ее семьи.

Участие Церкви во всех областях химической зависимости отныне не является необязательным. Мы должны способствовать своим участием не только благоденствию членов наших общин, но и обеспечивать возможность влияния на внешний мир путем проявления заботы о страждущих и проведением профилактических программ» [Генеральная Конференция Церкви АСД. Комиссия по вопросам химической зависимости и роли Церкви в их решении. Краткая сводка, 1987 г.].

Как видим, такая однобокая позиция автора вступает в противоречие с этими официальными заявлениями и открытиями в области медицины и, в частности, аддиктологии. А здесь все просто: Церковь с ее религиозными духовными практиками разбирается с грехом человека, тогда как медицина и психология занимаются алкоголизмом как болезнью человека.

11. Автор, говорит о том, что психологи покрывают грехи, цитирую: «… украл капусту — ничего страшного…», при этом он не уточняет, какая из психологических школ оправдывает такую аморальность, не ссылается на источники. А даже если и найдется среди психологов отдельный «экземпляр», который, как утверждает автор, минимизирует, или полностью освобождает человека от ответственности, то это не означает, что все психологи так понимают вопрос личной ответственности человека за свое поведение. Так точно как и есть немало так называемых христиан, утверждающих очевидно небиблейские взгляды, но, опять-таки, это не означает, что все христиане так думают. Так что и среди психологов, и в христианском лагере можно наблюдать явления профанации авторитета этих групп людей.

Даже в такой слабой в плане участия профессиональных психологов как программа 12-шагов, есть 8 и 9 шаги, где говорится о возмещении ущерба людям, которые пострадали от проявления зависимости ныне выздоравливающего человека: «Мы составили список всех, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому» [Программа 12 шагов Анонимных Алкоголиков].

Так что и эта обобщающая и в своей сути неправдивая информация о психологах принижает авторитет адвентистского пастора.

12. Александр приводит в пример проблемы, с которыми работает психолог: чувство вины, комплексы, низкая самооценка и называет их грехами. Он смешивает понятия грех и психологические проблемы. Автор представляет работу на тренингах и с психологом, как публичное покаяние или покаяние перед человеком, как это делается в некоторых деноминациях. Однако, перед психологом, на тренингах и в группах взаимопомощи не происходит покаяния перед людьми как такового. А происходит осознание и покаяние перед Богом, а группа и психолог только могут поддержать человека, чтобы тот продолжал искать опору в Боге, как и они это уже делают.

Чтобы пастору Александру в дальнейшем не выглядеть поверхностным оратором, необходимо найти время и изучить сущность Метода Мюррей и популярной во всем мире 12-ти шаговой программы выздоровления от алкоголизма и других зависимостей.

13. Еще автор смеется над христианскими психологами, потому что: «…они под свои манипуляции подтягивают библейские тексты…». Это не соответствует действительности и оскорбляет, прежде всего, профессию пастора, так как не христианские психологи проводят библейское консультирование, а обязаны это делать, и делают пасторы. У христианских психологов консультация может заканчиваться чтением цитат из Библии, но это не основной их инструмент; а даже если бы и было так, то в правильном резюмирующем применении библейских текстов — только польза.

Если же произвести экзегетическое исследование библейских отрывков, тексты из которых применяет автор в своем выступлении, то ни один из них по своей сути неправомерно использовать как оружие против современной психологии. Поскольку авторы библейских книг писали наставления на проблемы своего времени, и психологии в таком субъективном виде как понимает ее автор проповеди, тогда еще и близко не было (да и сейчас). И если разобраться в этих вопросах честно и непредвзято, то обвинение психологов в манипуляции библейскими текстами, исходя из прослушанной аудиозаписи Александра Мещерякова, скорее относятся к ее автору.

14. Далее, автор иронизирует над людьми, которые обращаются за помощью к психологам, так: «Сходил к психологу и стал похож на Христа?…». То же самое можно отнести и к пастору. Если пообщаться с пастором, то не факт, что сразу станешь похож на Христа. Так что, человек не должен обращаться за помощью к пастору? Должен!

Автор подводит слушателя к той мысли, что главный психолог — Иисус, с чем упоминаемый Метод Мюррей и многие другие современные христианские направления в психологии вполне согласуются. Но это не значит, что не нужны психологи и не нужна наука психология. Иначе, исходя из его логики, Иисус самый главный Пастор, и пасторы тогда, что, тоже не нужны? Или, Иисус — главный Адвокат, так что, может, и про адвокатов прочтем проповедь? И тоже самое — про врачей, педагогов и др.?

Церковь Адвентистов седьмого дня понимает эти вопросы обширнее, поскольку обучает для своей миссии в современных условиях и пасторов, и специалистов в области психологии. Известный адвентистский университет Эндрюса готовит докторов психологии http://www.andrews.edu/sed/gpc/programs/phd_general_edpsy.html, а Заокская духовная академия преподает служителям церкви предметы: «Пасторская психология», «Духовно-психологическое консультирование» и другие смежные с этими предметы.

15. Автор говорит о большой нагрузке на психолога, когда психолог выслушивает боль клиента, что является правдой. Однако он говорит, что это не есть нормой, что, якобы нет воли Божьей в том, чтобы человек говорил с человеком (психологом) и тот выслушивал всю его боль. Здесь видим противоречие Священному Писанию [Иакова, 5:16; Рим. 15:1], функциям пастора, практическому христианству и жизни самого Иисуса Христа, Который «плакал с плачущими и радовался с радующимися».
16. Автор говорит, что если нет семьи, то психолог не может учить, как построить здоровую семью. Приводит в пример человека, который чинит автомобили и говорит, что у автослесаря должна быть отремонтирована машина. И этот пример абсолютно не убеждает. У автослесаря может и не быть автомобиля. Врач, который делает операцию, например, аппендицит, не обязательно должен пережить опыт такой операции на себе. Автор приводит в пример Мэрилин Мюррей, которая консультирует людей, но, в ее книге «Узник иной войны», сказано, что с определенного момента она уже не проживала с мужем. Он говорит о том, что Мэрилин, которая не помогла своему мужу, может ли помочь клиентам? Однако в этой же книге она описывает причину такого состояния — в семье было насилие, на что Александр не обращает внимание. И, видимо, Александр не знает, что в соответствии с этическим кодексом психологу не рекомендуется консультировать своих близких и родных, что этим должен заниматься другой специалист. Александр точно не знаком с сотнями имеющихся положительных письменных отзывов людей, в том числе и многих адвентистов, которые успешно решали свои эмоциональные проблемы, посетив тренинги Мэрилин Мюррей.
17. Автор сравнивает работу с прошлыми травмами, которую проводят некоторые психологи, с переломами костей в прошлом. По его мнению, нет нужды обращаться к прошлым травмам, для него это все равно, что ломать заново кость, которая срослась. Но психологи не разбираются с теми эмоциональными ранами, которые зажили и не дают о себе знать. Но многие такие раны напоминают о себе спустя годы и десятилетия. Поэтому, его пример с переломанными костями наоборот очень удачный, чтобы объяснить, что бывают моменты, если кость не срослась правильно, то ее надо заново ломать и исправлять. Время, в данном случае, не лечит. Текстом, приводимым в проповеди «…забывая заднее простираюсь вперед…», автор пытается сказать, что не надо смотреть на свою прошлую жизнь. Однако этот стих нужно читать в широком контексте. Вот что говорит Библия о само исследовании и анализе своего прошлого:

Пророк Софония призывает: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» [Софон., 2:1].Исаия — «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены» [Исаия 51:1]. Пророк Иеремия, выступая с обличительной речью от имени Господа, говорит «Как можешь ты сказать: “я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?” Посмотри на поведение твое…» [Иеремия, 2:23].А в этом тексте мы уже видим отклик и решение народа: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» [Пл. Иеремии, 3:40]. Апостол Павел наставляет Тимофея словами: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» [I Тим., 4:16].

Как видим, эти Священные тексты предполагают и призывают к внимательному исследованию своей жизни, ее самооценке с нравственных библейских позиций и победоносному шествию с Богом вперед!

Можно всю жизнь влачить за собою негативный багаж прошлого и передавать его своим потомкам, а можно обратиться за помощью к Богу, к пастору, психологу-консультанту и разрушить влияние прошлого. Это выбор каждого христианина. Возможно, кто-то захочет повысить качество своей жизни, и этот человек имеет полное право на лучшее. Психологи не претендуют на спасение человека, а только на помощь ему в эмоциональном плане и личностном росте, что в свою очередь однозначно помогает и в духовном возрастании.

ВЫВОД: Противоречивая позиция автора просматривается на протяжении всего его выступления. Сама тема «Лечит ли душу современная психология?» уже подразумевает отрицательный ответ, в противном случае заголовок должен быть совершенно другой. И на протяжении своего выступления он старается в этом убедить своих слушателей, правда местами он утверждает обратное и «хвалит» психологию, но потом опять отпускает насмешки в адрес ее сторонников. А в заключении вновь делает вывод, противоречащий смыслу заголовка, чем нарушает элементарное требование гомилетики, предусматривающее наличие одной единственной главной мысли в проповеди.

Хочется верить, что пастор Александр убежденно и искренно пытался донести своим слушателям весть, которую он считал необходимой. Но искренность не всегда является показателем истинности. Можно ведь искренно заблуждаться как, например, те же средневековые католики-инквизиторы.

Как показал анализ, выступление Александра Мещерякова по большому счету то и нельзя назвать тематической библейской проповедью, поскольку обнаружены многие голословные суждения, непонимание тонкостей значения основных обсуждаемых терминов, высокомерные, ироничные высказывания о психологии как о науке таковой и о ее представителях, которые здесь безосновательно показаны как группа с достаточно высоким риском самоубийств; далее — автор не ведает элементарными понятиями в аддиктологии, он не цитирует какие-либо церковные документы в подтверждение своих суждений, а о имеющихся — не упоминает. Иными словами, выступление автора, к сожалению, поверхностно, противоречиво и местами неправдоподобно. Это просто суждения человека, а не проповедь. Автор имеет полное право мыслить так, как считает нужным, и мы должны уважать его позицию. Но обнародовать свои личные, отличающиеся от общецерковных и научных, мнения перед аудиторией из-за кафедры как истину в последней инстанции, никто не имеет права.

Трофимчук Александра (тел. (066)770-79-27) 25 лет из г. Новомосковск, Днепропетровская обл., где пастор Александр Мещеряков совершает святое служение пастора и где была прочитана данная проповедь, прошла зимой 2012 года тренинг по Методу Мюррей и начала поиск Бога, впервые пришла в церковь АСД. И услышав  данную проповедь, увидела много несоответствия тому, что видела и пережила на тренинге. Из-за не компетентности автора данный его труд не только не полезен, но и вреден как для прихожан церкви, так и людей, ищущих помощь.

И как доброе пожелание пастору Александру — лучше проповедовать Слово Божие, чистую библейскую истину. А к сложным, современным темам, если в таковых действительно нуждается поместная церковь, готовиться основательно, непредубежденно и обязательно в полном соответствии с духом Библии, авторитетными источниками и заявлениями Всемирной Церкви АСД.

С любовью и уважением,

Руслан Ильченко — член Адвентистской церкви, член сообщества АН, член Украинского союза психотерапевтов, аспирант Института социальной и политической психологии НАПН Украины, лаборатории психологии масс и сообществ (г. Киев), директор реабилитационного центра для лечения наркоманов и алкоголиков «Выход есть!» (г.  Полтава), тренер Метода Мюррей, магистр практической психологии.

Анализируемая проповедь здесь: https://www.asd.in.ua/archives/1188315703

 

От наших спонсоров:
Практикующий психолог-психотерапевт Шрамко Елена Петровна даст профессиональную консультацию психолога в г. Киеве. Также возможна консультация по скайпу для жителей других городов. Психология для всех. Психолог Елена Шрамко всегда с вниманием отнесется к вашим проблемам и окажет вам профессиональную помощь.

Рубрика: Наука и религия, Образ жизни, Рецензии, Социальное служение

Комментарии (252):

  • Петров А.

    |

    Не каждый клиент исповедуется светскому психологу да и не за этим приходит.Часто человеку нужен просто совет.


  • владимир

    |

    хочу вам напомнить,что в вашей библии есть все нужные вам советы!!!ВСЕ ПРОСТО


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"