Нужен ли Богу мой ум

06-11-2012, комментария 2

Когда говорю о Боге, больше всего не люблю чувствовать, что навязываюсь. Но на этой неделе впервые за долгое время прибегнул к активному миссионерству. Зашел в интернете в тематическую группу под названием «Атеизм» и начал комментировать обсуждаемые афоризмы и изображения.

Вспоминаю себя старшеклассником, как до обращения был в плену похожих стереотипов: «в церкви не с кем общаться», «там все отсталые» (а я, подразумевается, продвинутый). Как на третьем курсе университета начал сознательно учиться и задумался: «А нужно ли Богу мое образование филолога? Смогу ли применить свои знания в служении?» Я начал пытаться. Был это год 1997-й. Я нарисовал плакатик: заголовок «Говори правильно!» и две колонки. В одной слово «служителЯ», напротив «служИтели», ниже «пожертвовАния», напротив «пожЕртвования», и т. д., и повесил его в коридоре молитвенного дома. Через неделю нахожу листочек оторванным с мясом  в мусорной корзине.

Что и говорить, слишком умных в нашей стране не любят. Вспомните все эти «тоже мне умник выискался», «гнилой интеллигент», «не будь умнее других». Славянской привычке превозносить юродивых и нищих много веков. Указ Петра Первого от девятого декабря 1709 года гласит: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Что греха таить: церковная общественность нередко ожидает от уверовавшего в чем-то похожего облика. Твердят, что «знание надмевает», призывают не искать «глубин сатанинских», а стремиться к простоте во всем, в начитанности подозревают ересь, сложные вопросы провозглашают ненужными, а библейское учение сводят к лозунгам и схемам. В общем, верить обязательно, думать — как получится, но лучше осторожно.

К великому сожалению, интеллектуальный потенциал членов протестантских церквей Украины за последние 20 лет остается невостребованным. Если в исторических церквах интеллигенция находит себе пристанище в книжности — богословии и священной истории, то протестантизм и этого лишен. Книги толще 300 страниц пугают украинских протестантов пуще адского пламени. Большинство людей с высшим образованием усваивает вышеупомянутый церковный сленг и отношение к образованию, маскируясь под общий уровень.

Нужен ли Богу мой ум? Он мое преимущество или обуза? Куда податься верующему интеллектуалу?

Мой любимый интеллигент в Библии — пророк Даниил. Интеллектуал начинается с университета. Там мы и находим молодого Даниила и троих его друзей. Перед ним блестящее будущее: он учится в высшей дипломатической школе, готовясь пополнить ряды политической элиты крупнейшего царства своего времени. Молодому ученому выделена именная стипендия (по-модному грант) — еда с царского стола. Ему предстоит освоить вавилонский язык и получить пропуск к халдейским книгам, пропитанным оккультизмом.

В отличие от протестантской интеллигенции, Даниил с друзьями быть как все не спешат. Еврейским отрокам дают новые имена, производные от вавилонских богов — они переиначивают их, искажая прежний смысл. Царская еда указывает на божественный статус царя — Даниил просит начальника евнухов дать им воду и овощи. Начальник евнухов отказывается, опасаясь царского гнева — Даниил не успокаивается и убеждает его подчиненного пойти им навстречу. Увидев, что Даниил твердо «положил в сердце своем не оскверняться» (Дан. 1:8), Бог дал им выдающиеся способности в учебе, а Даниилу — еще и умение толковать сны. Царь отметил их знания и выделил среди остальных выпускников.

Вскоре царь Навуходоносор видит встревоживший его сон об истукане и, не пересказывая сон, требует от своих мудрецов его истолковать, чего они, понятно, сделать не могут. Царь в припадке ярости приказывает перебить всех мудрецов, к числу которых относились и еврейские юноши. Даниил в критическую минуту проявляет мудрость, такт и веру: отклоняет меч карателей, добивается аудиенции царя и обещает ему истолковать сон. Юноши молятся, Бог дает откровение, Даниил толкует сон, восхищенный царь ставит его над всеми мудрецами Вавилона.

Вопреки сну Навуходоносор решает увековечить свое царство и вместо золотой головы делает истукана полностью из золота, под страхом смерти заставляя всех подданных поклониться делу своих рук. Друзья Даниила остаются стоять, и Бог дает им выжить, даже будучи брошенными в раскаленную печь. Царь повышает их по службе.

Царь снова видит сон, и Даниил его толкует. Теперь сон касается лично царя. Навуходоносор игнорирует предупреждение и на семь лет заболевает ликантропией — ведет себя как животное и даже внешне становится похожим на зверя. Как и было предсказано, после выздоровления царь возвращается на престол.

Следующий эпизод связан с последним царем Вавилона Валтасаром. Царь использует для идолопоклоннической оргии священные сосуды иерусалимского храма, взятые как трофеи его отцом Навуходоносором при захвате Иерусалима. На стене дворца появляется рука и пишет загадочную надпись на арамейском языке. Конечно же, зовут Даниила. Тот обличает царя в дерзостном проступке и объявляет, что в этой надписи Бог выносит царю смертный приговор и предрекает переход власти в Вавилонии к оккупационным силам. В ту же ночь Вавилон захвачен мидо-персами, царь Валтасар убит, в городе устанавливается власть мидийского царя Дария.

Дарий высоко ценит Даниила и планирует поставить его премьер-министром. Оппоненты Даниила формируют коалицию и убеждают царя принять закон о месячном запрете молитв и обращений к любому божеству или человеку, кроме царя. Вопреки запрету Даниил продолжает свою молитвенную жизнь. Заговорщики вынуждают царя привести приговор в исполнение — бросить Даниила в львиный ров, где Даниил остается невредим.

Божья рука в жизни Даниила начала действовать с того момента, как юноша «положил в сердце своем не оскверняться». Увидев его преданность, Бог дал ему особые способности, откровения, положение и влияние. Даниил понимал, что его интеллект — Божий дар, и поставил служение Богу на первое место. Он и его друзья были в любой момент готовы доказать, что любят Бога больше жизни и готовы из царских хором отправиться в огненную печь или львиный ров.

У Даниила по-разному складывались отношения с начальством. Несмотря на то, что армия Навуходоносора разрушила храм, опустошила его родину и уничтожил массу соотечественников, Даниил уважал этого царя и стремился сделать его правление угодным Богу. Более сухими были его отношения с Дарием. Похвальба Валтасара, похоже, вызывала у Даниила только сожаление и гнев. Несмотря на всё это и свой статус пленника Даниил верно исполнял свои обязанности, так что целая комиссия заговорщиков не могла найти в его работе зацепки для обвинения.

Чтобы поразить воображение жителей языческих царств, Бог творит чудеса: сидящие на овощах и воде отроки оказываются полнее студентов, потребляющих калорийные продукты с царского стола; Даниил толкует сон неизвестного содержания; пламя печи убивает палачей, но не трогает брошенных в огонь еврейских юношей; царь теряет человеческий облик на семь лет, а после возвращается на престол; на глазах у трезвеющих придворных пальцы человеческой руки оставляют на стенной извести неведомую надпись, и грозное пророчество исполняется в тот же день; Даниил невредимым проводит ночь в львином рву.

В конце каждого эпизода происходит Божье вмешательство, постыжающее авторитет царя: повеления и законы не исполняются, мудрецы не проявляют мудрости, наказания не достигают цели. Бог показывает, что наивысшие земные ценности — власть и мудрость, чтобы эту власть удержать — принадлежат Ему. Он дает человеку полномочия управлять и принимать решения, Он ставит царей и снимает их.

К Навуходоносору Он обратился в пророческих снах, потому что тот «на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет» (Дан. 2:29). К Валтасару Он обратился с надписью на беленой стене. Бог открывается ищущим Его. Он хочет Своим истинным светом просветить всякого человека, приходящего в мир. Но постичь Божью волю может лишь разум, приготовленный Богом для этого, расположенный к познанию Господа. В этой истории таким разумом обладал Даниил, потому что много лет шел к этому, набираясь знаний и удаляясь от всякой скверны. Все ученые изучают одну и ту же реальность, но их вера, убеждения, установки в огромной степени определяют их понимание результатов своих исследований.

Понимание воли Божьей — главная тема книги Даниила: в еврейском мудреце «оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы» (Дан. 5:12). Бог открывается тем, кто не просто испытывает к Нему праздный интерес, а готов следовать за Господом, исполнять Его намерения, позволить Ему действовать в нас и через нас. Когда Бог говорит, Он озвучивает намерение действовать.

Как Бог открывался Даниилу? «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:2-3). Мы видим, что пророческие сны и масштабные опыты не отвлекли Даниила от изучения библейских свитков и молитвенного общения с Господом.

И когда Даниил понял, что семьдесят лет вавилонского плена оканчиваются, он объявил пост и в покаянии стал умолять Бога исполнить Свое слово и вернуть плененный народ домой. Бог ищет того, кто бы хотел получить от Него наставление. Никто не ищет Бога. Размышляющий язычник может быть так же открыт для Божьего откровения, как и Божий слуга. Но язычнику нужно научиться понимать Бога. Чтобы понимать Бога, нужно смирение и готовность следовать Его словам. Бог открывает Свою волю, чтобы изменить ситуацию на земле: «с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны» (Дан. 10:12). Даниил смиряется перед Богом, и Бог возвышает Даниила перед людьми.

Рим.12:2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: http://2.bp.blogspot.com/_V8vA0ZKjRyo/SiWnfPRqGdI/AAAAAAAABzQ/0PXX5YH7rIA/s400/ArtBook__024_024__DanielInterpretsNebuchadnezzarsDream____.jpg

 

 


Рубрика: Библейские исследования

Комментарии (2):

  • Елена Володченкова

    |

    Да нужен, т.к. Бог ищет рассудительного знания (Притчи 8, 12), (Ис.1, 18). Он хочет, чтобы человек не просто слепо бездумно верил, а размышлял над Словом, рассуждал.


  • Олеся

    |

    Да, Максим, ты прав. В церковь обычно приходят люди малообразованные, по общему мнению, таким легче принять истину, а высшее образование и особенно если ты его показываешь или как то проявляешь в жизни считают не правильным. Господь дал нам мозг и интеллект для того, чтобы мы знали Его и изучали писания, чтобы знали как поступать хорошо, а как плохо. Вся книга Притчей говорит об этом. К стати, не только Даниил был образованный, но и Павел, и много героев в Библии. Я думаю, что относятся к «выскочкам» потому, что сложилось мнение, что Иисус общался и значит любил простой народ, который к нему тянулся, а умные фарисеи его отвергли.
    Сейчас Господь каждый дар может использовать на спасение людей. И ему нужен и твой дар.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"