Что плохого в фарисейском учении?
Из-за недостатка информации у нас может сложиться ошибочное представление о фарисеях. Многим они представляются исключительно жадными и злыми, выступающими против всех и вся. Если бы это было так, тогда Никодим, как один из лидеров фарисеев, никогда не пришел бы к Иисусу. В чем же на самом деле состояла проблема фарисеев? Для этого нам надо узнать, кто они такие.
Название «фарисеи» возникло в начале II века до н. э. Слово «фарисеи» является производным от корня ивр. ????, имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся».Изначально это слово было прозвищем (в смысле «отступники», «еретики»), которое они получили от своих противников саддукеев, но затем оно приобрело уважительный оттенок. Это были люди, вышедшие из глубины народной массы и поднявшиеся на её поверхность благодаря своему умственному развитию.
Фарисейское движение сформировалось в борьбе против контролировавших храмовый ритуал саддукеев. Фарисеи являлись политической и религиозной элитой Израиля. Они проповедовали полную преданность Закону и Пророкам. Даже само понятие фарисей подразумевало непримиримость с духом мира. Они считали , что поклонение не ограничивается только принесением жертв в храме, но также включает исследование Писаний и молитвы. Поэтому примерно за сто лет до Христа они основывают синагоги, которые стали местом богослужения помимо храма.
На примере Никодима, Иосифа из Аримафеи, богатого юноши, Савла из Тарса (Павла) мы можем понять, что фарисеи были порядочными людьми, имеющие высокие идеалы.
Но ведь Христос говорил: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.» (Мф. 16:6). Что имел в виду Иисус под словом закваска?
В параллельном месте Христос поясняет: «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.» (Лук. 12:1). Христос осуждал не их учение, а их лицемерие.
«… их взгляды не были диаметрально противоположны учению Христа, что Он одобрял главные положения их веры. Кроме того, нравственные понятия многих фарисеев отличались возвышенным характером и были близки к Евангелию. Достаточно привести хотя бы некоторые изречения раввинов, вошедшие в Талмуд, чтобы убедиться в этом: “люби мир и водворяй его повсюду”; “кто подает милостыню тайно, тот выше самого Моисея”; “лучше краткая молитва с благоговением, чем длинная без усердия”; “не будь скор на гнев”; “подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, так и вы будьте милосердны”; “ханжей следует обличать, ибо они оскорбляют имя Божие”.
Когда читаешь эти строки, становятся понятными слова Христа о фарисеях: “Что они скажут вам,— исполняйте и храните” . Евангельское “восполнение” Закона не уничтожало старого; по словам Христовым, “всякий книжник, наученный царству Небесному, подобен хозяину дома, который выносит из сокровищницы своей старое и новое”. Беседуя с одним богословом, Иисус сказал, что тот “недалек от Царства Божия”.
Почему же в таком случае между Ним и фарисеями возник конфликт? Важнейшей его причиной было понимание благочестия, которое господствовало среди фарисеев. Их “верность Закону” являлась не только целой философией жизни, но и подробным ее планом, продуманным до последних деталей. Цель этого плана освятить каждую сторону повседневности, во всем исполняя волю Божию,— Христос не отрицал и не мог отрицать. Но в способах ее достижения, получивших признание у книжников, крылась опасность окостенения религии. Мало того, что любым правилам “старцев” приписывали без разбора божественный авторитет; регламент поглощал все внимание людей, выхолащивая подчас основное содержание веры.
Мысль, будто есть некий “список дел”, выполнив которые можно стяжать абсолютную праведность, не давала законникам покоя. Они соревновались друг с другом в стремлении пунктуально соблюсти все обычаи, освященные веками. И, как то часто бывало в истории религий, набожность превращалась в мрачный гротеск.
Некоторых фарисеев народ прозвал шикми, “крепкоплечими”, за то, что они вечно ходили согбенным, показывая, какую огромную тяжесть душеспасительных подвигов им приходится нести. Приходя в Храм, Иисус мог видеть, как через площадь пробирались фарисеи, то и дело натыкавшиеся на встречных. 0ни боялись поднять глаза, чтобы не взглянуть случайно на женщину. Их шутливо называли хицай, “не-разбей-лба”.
Естественно, что таких людей свобода Христова должна была раздражать и пугать они видели в ней соблазн и угрозу для добрых нравов.
Приверженцы буквы, ритуала и старины во все времена отличались одинаковой косностью. Драма фарисеев связана с типичным проявлением того, что впоследствии стали называть “фарисейством”. Иерусалимские старейшины, как брахманы Индии или русские староверы, жили в постоянном страхе “осквернения”. Про них говорили, что они готовы “очистить само солнце”.Но, думая своей набожностью приблизить времена Мессии, вожди Израиля, сами того не сознавая, отвернулись от Того, Кто принес им весть о спасении.
Следует учесть еще одну причину вражды книжников к Иисусу. Евангелист Матфей проницательно замечает, что она коренилась в зависти . Фарисеи привыкли считать себя мерилом правоверия, и вдруг явился какой-то неведомый провинциал и покушается на их привилегии. Его деятельность не санкционирована никем из признанных авторитетов, Он не прошел их школы, не изучал богословия и Закона.
Людям, за плечами которых стоит многовековая традиция, нередко свойственна особого рода гордыня. Поэтому даже на Крестителя, хотя он был аскетом, фарисеи смотрели как на самозванца, и тем более дерзким казался им Назарянин. Иисус говорил, что все это напоминает Ему детскую песенку:
Мы играли вам на свирели, а вы не плясали,
мы пели вам печальные песни, а вы не били себя в грудь.
В самом деле: “Пришел Иоанн, и не ест, и не пьет, и говорят: “в нем бес”; пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорят: “вот человек, любящий есть и пить вино, друг мытарей и грешников”.
Однако, повторяем, далеко не все фарисеи были ограниченными и узкими начетчиками. И среди них находилось немало людей живой и искренней веры, и среди них поднимались голоса протеста против ханжества и лицемерия. Поэтому первая проповедь Христа в Иерусалиме произвела на некоторых законников глубокое впечатление.»(A.Мень «Сын Человеческий», Ч.2, гл.6)
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИИСУСА И АПОСТОЛОВ И ИУДЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Высказывания Иисуса и апостолов | Иудейская традиция |
1. «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;» (Лук. 10:5) | «люби мир и водворяй его повсюду» (Талмуд) |
2. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:3-4) | «кто подает милостыню тайно, тот выше самого Моисея» (Талмуд) |
3. «которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.» (Лук. 20:47) | «лучше краткая молитва с благоговением, чем длинная без усердия» (Талмуд) |
4. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,» (Иак. 1:19) | «не будь скор на гнев» (Талмуд) |
5. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.» (Лук. 6:36) | «подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, так и вы будьте милосердны» (Талмуд) |
6. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Мф. 7:5) | «ханжей следует обличать, ибо они оскорбляют имя Божие» (Талмуд) |
7.«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.» (Мф. 6:5) | «… бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно…» (Талмуд) |
8. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 3:18) | «Гилель говорил: «Учись у Агарона: цени мир и стремись к миру, |
9. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.» (Гал. 5:14) | люби людей |
10. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5:39) | и приближай их к Торе». (Талмуд) |
11. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7:12) | «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — вот весь закон; все остальное — только комментарии. Теперь иди и изучай все остальное» (Талмуд) |
12. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.» (Евр. 10:25) | «Гилель говорил: «Не отделяйся от общества, |
13. «и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:19-21) | и не будь уверен в себе до дня смерти твоей, |
14. «Не судите, да не судимы будете,» (Мф. 7:1) | и не суди ближнего твоего, пока не окажешься в его положении, |
15. «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.» (Кол. 4:6) | и не говори ничего непонятного [ученику, полагаясь на то], что в конце концов это будет [им] понято…» (Талмуд) |
16. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.» (1 Тим. 4:16) | «Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом — ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения. |
17. «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.» (2 Фес. 3:10) | Трудись, и плата, которая ожидает тебя в этом и грядущем мирах, будет по труду. |
18. «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.» (Еф. 4:1-3) | Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком». |
19. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15:13) | «Он часто повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя – то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?». (Талмуд) |
20. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5:39) | «Шамай говорил: «Пусть [изучение] Торы будет твоим постоянным занятием. |
21. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19) | Говори мало, но делай много, |
22. «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,» (2 Тим. 2:24) | и принимай любого человека приветливо». (Талмуд) |
23. «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» (Лук. 18:18-25) | «Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». (Талмуд) |
24. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;» (Мф. 18:15) | «Рамбам: «Ты, упрекающий другого за проступок против тебя самого или против Бога, делай это наедине, говори с обидчиком мягко и вежливо, и напомни, что говоришь об этом ради его же блага…» («Мишне Тора») |
Как мы видим, фарисеи не были плохими людьми. Проблема состояла в том, что они не следовали своему же вероучению, исполняя лишь букву. Беда фарисеев заключалась именно в том, что они считали себя порядочными людьми, не нуждающимися в покаянии. А как много людей сегодня считают, что они не нуждаются в покаянии? Не говорит ли Христос о мне: «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3)?
Вадим Ефименко
Использованные источники:
- Лучиан Кристеску «Галилеянин» Киев Джерело життя 2007
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B8
- http://messianicministry.info/pharisees-russian.htm
- http://www.vehi.net/men/syn_ch/02.html
Иллюстрация: http://wordincarnate.files.wordpress.com/2011/02/pharisee-2.jpg