Кто такой Мелхиседек?
Да, эта личность весьма загадочная. Давайте рассмотрим этот вопрос, проанализируем его и сделаем гипотетический вывод. Впервые о Мелхиседеке упоминается в 14 главе Бытие:
«Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:18-20).
Это случилось с Аврамом, когда ему было: между 75-ю годами, это год смерти его отца Фарры, и вскоре он вышел из Харрана, — и между рождением Агарью Измаила от него, когда ему было 86 лет. Фарра умер в 2076 году (от сотв. мира); Авраму было в то время 75 лет. Измаил родился, когда Авраму было 86 лет, а 86 лет ему было в 2087 году.
Значит, встреча Авраама с Мелхиседеком состоялась в промежутке с 2076 – 2087 г.г., между 75-ю и 86 годами его жизни. Допустим, это было в середине этого отрезка (это среднеарифметическое округление). Когда Авраму было 80 лет, это был 2081-й год.
Кем мог быть этот Мелхиседек? Не ангел же с неба пришел, занял трон в Салиме и царствовал в нем, да и священнодействовал тоже. Иисус тоже подобными земными делами не занимался, Он не царствовал и не священнодействовал здесь во времена Аврама в городе Салиме. Явно, это был кто-то из людей. Но кто эта загадочная личность?
Кто к этому 2081 году от сотв. мира был в живых из послепотопных патриархов, ведь быстрей всего Мелхиседеком мог быть кто-то из них? Не мог же им быть кто-нибудь из потомком нечестивых Хамитов или Иафетитов, ведь в этой местности жили потомки Сима.
Ни Фарры, ни Нахора, ни Серуха, ни Рагава, ни Фалека, ни Ноя к этому времени уже не было. Оставались в живых к этому 2081 году, когда Аврам дал десятую часть Мелхиседеку, четверо: Сим, Арфаксад, Сала и Евер. Мог быть кто-то из них тем Мелхиседеком? Вполне. Текст Бытие 14:18-20 дает о нем двустороннюю характеристику. Это был:
1 Царь (Салимский).
2 Священник (Бога Всевышнего).
Мелхиседек благословляет Аврама, как некто не из низших, а высший по чину. «Меньший благословляется большим» (Евр.7:7). Аврам дал ему десятую часть, как низший по чину, по положению, да и по возрасту.
Но эти критерии могли бы подойти ко всем четырем патриархам: и к Симу, и к Арфаксаду, и к Сале, и к Еверу.
Ап. Павел в послании к Евреям расширяет биографию Мелхиседека до семи (см.Евр.7:1-10).
Вот все семь его характеристик:
1 Царь правды
2 Царь Салима (царь мира)
3 Без отца, без матери (без родителей)
4 Без родословия
5 Не имеющий ни начала дней,
6 Ни конца жизни
7 Уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Седьмой критерий, между прочим, тоже говорит о том, что сам Христос не мог быть Мелхиседеком, так как Мелхиседек лишь уподобляется Сыну Божию.
Евер, Сала и Арфаксад тоже сразу же отпадают, — у них были живы еще отцы. Лишь у Сима не было уже отца, так как Ной, его отец, к тому времени лежал уже в могиле.
Так не Сим ли – тот самый Мелхиседек? А почему бы и нет?!
К дням Авраама Сим был дивом общества, «не имеющим ни начала дней, ни конца жизни». Арфаксад, Сала, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра – семь его потомков, родились при его жизни, и все к последним годам жизни Авраама ушли на покой. Сала и Арфаксад умерли между встречей Аврама с Мелхиседеком и смертью Авраама. (Можете составить таблицу, по которой наглядно очень хорошо прослеживается, кто когда родился, когда умер и с кем параллельно жил. Я нарисовал эту схему на бумаге. Очень удобно по схеме сопоставлять жизни патриархов).
Так вот, мы видим, к последним дням жизни Авраама все патриархи ушли на покой, а Симу, казалось, нет ни начала дней: где-то там, в допотопные времена он родился. Ни конца жизни – все умирают, а он живет и живет, и после встречи с Аврамом Сим прожил еще 74 года.
Недаром текст Бытие 10:21 говорит о нем:
«Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых…».
Потомки Сима названы сынами Евера (или евреями). Да, Евер пережил не только Фалека, Рагава, Серуха, Нахора, Фарру, но даже и Авраама. Он умер спустя 4 года после смерти Авраама. Поэтому и сам Авраам и его потомки назывались евреями, потомками Евера, потому что к концу дней жизни Авраама, оставался в живых лишь Евер, Сим умер за 25 лет до смерти Авраама.
Но Сим, тем не менее, назван отцом всех сынов Еверовых, в то время, когда он был так назван, из патриархов их оставалось только двое из праотцов Авраама. Фигура Сима в то время вырисовывалась как самая почтенная и авторитетная среди всех людей, поэтому вероятней всего Сим и был тем самым Мелхиседеком, которому Аврам дал десятину.
Ап. Павел, по всей видимости, изучая родословную хронологию, пришел к правильному выводу, что при жизни Авраама Сим продолжал еще жить. Ной, его отец, умер в одно время с рождением Авраама. По всей видимости, и матери его уже не было в живых, и теперь он остался без отца и без матери, и практически без родословия, родословная цепь его фактически прервалась.
И не удивительно, если Аврам стал Авраамом, Иаков – Израилем, то почему бы и Симу не иметь его послепотопное имя Мелхиседек?!
И ап. Павел берет Сима – Мелхиседека в прообраз Христа (см. Евр. 7 глава).
Александр Серков
Комментарии (18):
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
Желание веков, стр. 579
Спросите Авраама, и он поведает вам, что это «Мелхиседек, царь Салимский», Князь мира (Быт. 14:18). Иаков сообщит вам, что Он Примиритель из колена Иудина. Исаия скажет вам: это «Еммануил… Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира» (Ис. 7:14; 9:6). Иеремия подтвердит, что Он — Отрасль Давида, «Господь оправдание наше!» (Иер. 23:6). Даниил откроет вам, что Он — Мессия. Осия скажет: что Он есть «Бог Саваоф, Сущий — имя Его» (Ос. 12:5). Иоанн Креститель снова повторит, что Он — «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Великий Иегова объявил со Своего престола: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17). И мы, Его ученики, возглашаем: Это — Иисус, Мессия, Князь жизни и Искупитель мира! И князь сил тьмы признает Его, говоря: «Знаю Тебя, кто Ты: Святый Божий» (Мк. 1:24).
Елена Володченкова
| Ссылка на комментарий
Очень интересное исследование. Когда-то я тоже составляла такую таблицу родословий, кто когда жил. И тогда меня поразило то, что Ной дожил до Авраама, и его дети были живы в то время. Т.е. это были живые свидетели, пережившие потоп, видевшие допотопную жизнь, видевшие Эдемский сад, откуда были изгнаны наши предки. Тем более, что они были родственники и, вероятно, общались, и от них Авраам мог узнать о Боге.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
суперское исследование, спасибо
по Болотникову, иудейская традиция тоже считает Мелхиседека Симом
вот только подозреваю, что уподобление слов «Евер» и «еврей» кажется натяжкой, т.к. относится разве что к русскому языку
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Максиму:
И Евер и еврей — оба русских слова.
Вот как они пишутся на иврите:
???? — Евер
??????? — Еврей, еврейка
Одни и те же буквы, только огласовка разная.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Валерию Журавскому:
Валерий, контекст чуть выше начинается.
Да, Вы правильно подметили: Елена Уайт перечисляет, как во все времена издалека пророчества подходили ко Христу. С самого начало Христос был известен как семя, в общем, семя человеческое. Во дни Авраама в прообразе Христа выступает Мелхиседек. Уже сужается родословная Христа, потомок Сима. От Иакова еще сужается и конкретизируется линия именно от Иуды. Иеремия направляет ветвь от Давида. Даниил раскрывает Его божественность: «Сущий — имя Его».
Наконец Христос пришел, и сам Бог объявляет Его возлюбленным Сыном. И ученики и даже силы тьмы признали Его Святым Божиим.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Да, Елена, Ной дожил до Аврама, но вместе они не жили. По традиционной схеме Ной умер в 2006 году от сотв. мира, а Аврам родился в 2008 году от сотв. мира. По моим подсчетам Ной умер в 2001 году от сотв. мира, а Аврам в этом же году родился. У меня все схемы на бумаге, доберусь как-нибудь и начерчу схемы в PDF
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
В этом предложении, дорогой друг, вы поставили телегу впереди лошади 🙂
Я бы сказал по другому:» Во дни Авраама выступает Сам Христос по чину Мелхиседека»
17 Ведь Писание свидетельствует: «Ты — Священник вовеки, подобно Мельхиседеку».(Евр.7:17)
Благодаря чему священник вовеки?
Поклонятся ему все живущие на земле, чьи имена не вписаны в Книгу Жизни Агнца, принесенного в жертву от сотворения мира. (Откр.13:8) Кулакова
Христос имеет священство вечное благодаря принесению Себя в жертву от сотворения мира.
20 И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы,
21 но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему: «Поклялся Господь, не передумает: Ты — Священник вовеки!»
22 Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус.
23 И священников было много потому, что смерть мешала им продолжать служение.
24 Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство.
25 Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них.
26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес.
27 Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя.
28 Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.
(Евр.7:20-28)
У нас один Царь Мира, и один Царь праведности, и один Отец Вечности, и это Христос!
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Валерий, у Бога все не как у людей. У него сначала идет тень, а потом только сам крест. Тень креста была уже в Едеме, когда из шкур животного Бог сшил Адаму и Еве одежду. Тень креста была и во всех жертвоприношениях. Телега была впереди, но это так кажется, а на самом деле Христос — Агнец, закланный от создания мира, Он был предназначен для заклания от создания мира. Ваше предложение не верно, что во дни Авраама выступает Сам Христос по чину Мелхиседека. Мелхиседек — личность, которая правила Салимом. Христос выступил по чину Мелхиседека тогда, когда ратифицировал то, что было решено от создания мира.
Поэтому. как все жертвы в Ветхозаветное время были прообразом Христа распятого, не Христос же был тем буквальным барашком, которого приносили в жертву, а барашек являлся символом смерти Христа. Так и Мелхиседек, буквальный человек с особенной биографией был прообразом Иисуса Христа. Вот Вам и телега впереди лошади.
Вникните в эти слова, которые Вы привели: Ты (Христос) — Священник вовеки (да, Он Агнец, закланный от создания мира) подобно Мелхиседеку (Мелхиседек казалось жил и жил и всех своих потомков пережил и даже Авраама). Кто кому уподобляеся? Христос подобно Мелхиседеку.
Да, истинный и Царь мира и Царь Праведности и Отец вечности это Христос, а остальные были только образами небесного. И священники, и первосвященники, и жертвы, и Мелхиседек были образами. Христос — истинный Царь мира.
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
Правильно дорогой друг. это у людей тени, у Бога все по другому, Он живет не во времени, и поэтому Агнец закланый от создания мира, ( І їй вклоняться всі, хто живе на землі, що їхні імена не написані в книгах життя Агнця, заколеного від закладин світу. (Об.13:8)Огиенко) умирает в момент принятия решения. (пролептический завет МИХС том 2 Пути благовестия) И первая личность во вселенной стоит перед Огнем Поедающим и не умирает, не сгорает благодаря Агнцу, который стоит между сатаной и Богом как как буфер принимая на Себя удар от Божьей святости и гнева. Поэтому у Бога реальность, у людей тени.
А дальше согрешивший Адам не умирает, благодаря какому Агнцу, заколеного від закладин світу, или Тому Агнцу Который умирает через 4000 лет на Голгофском кресте?
Рассуждаю так не нарушая установленную вами хронологию событий, а потом намного позже происходят события описанные (Быт.14:18-20).
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Да, Бог живет вне времени,но мы люди подвержены времени, и все что связано с нами, у Бога тоже подвержено времени:
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4).
От создания мира Христос был предназначен для жертвы, а спустя 4000 лет ратифицировал это решение и осуществил искупление смертью.
Как Вы, Валерий, прокомментируете эту выдержку?
«Затем, обернувшись назад, она увидела Иисуса, стоявшего рядом, но не узнала Его. Он участливо спросил ее о причине ее горя и о том, кого она ищет. Думая, что это садовник, она спросила Его, если он унес Господа ее, сказать ей, где он положил Его, чтобы она могла пойти и взять Его оттуда. Тогда Иисус сказал ей: «Мария!» И она тотчас, узнав Его дорогой голос, ответила: «Раввуни!» От радости она хотела обнять Его, но Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восходил к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». С великой радостью в сердце она поспешила к ученикам и сообщила им эту благую весть. А Иисус между тем быстро возносился к Своему Отцу, чтобы из Его уст услышать о том, что Его жертва принята и получить от Него всякую власть на небе и на земле» (Ранние произведения, стр. 184).
Вот Вам и вне времени!
Мария
| Ссылка на комментарий
Александр, ваше исследование хорошее, версия вполне достойная, и , очень возможно, что так всё и было, что Сим и Мелхиседек одно и то же лицо. Но вот отец Авраама Фарра был ещё в момент их встречи жив, он жил 205 лет и умер, когда Аврааму было 135лет.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Марии:
Фарра умер, когда Аврааму было 75 лет, а не 135.
Мария
| Ссылка на комментарий
Александр, Фарре было 70 лет и родил он Аврама, Нахора и Арана. Всех лет Фарры было 205. Простая математика. Или приведите свои доводы.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Марии:
Видите ли, Мария, в богословских делах не всегда проходит простая математика, иногда нужна тригонометрия. Да, мы читаем:
Что ж получается, Аврам, Нахор и Аран – тройняшки что ли? И родился ли Аврам, когда его отцу Фарре было семьдесят лет? Вот тут-то кроется ошибка составителей хронологии, они берут за основу этот текст и считают, что в 70 лет Фарра родил Аврама. На самом деле эти три сына Фарры — Аврам, Нахор и Аран не были близнецами-тройняшками, родившимися в одно время. Если в хронологии за основу взять рождение Аврама 70-летним Фаррой, это будет грубой ошибкой. Все было не так, о чем свидетельствует следующий довод: Фарра умер в Харране в возрасте 205-ти лет (Быт.11:32). Аврам отправился в Ханаан, когда ему было 75 лет (Быт.12:4). Призвание покинуть Харран Аврам получил после смерти отца (Деян.7:4). Таким образом, в момент смерти отца Авраму было не более 75 лет, а Фарре, когда родился Аврам, по крайней мере было уже 130 лет. Таким образом, из текста Быт.11:26 видно, что у Фарры стали рождаться сыновья, когда ему исполнилось 70 лет. Младшим из трех сыновей был Аврам, но он упоминается первым вследствие его выдающейся роли, как родоначальника еврейского народа. И хотя конкретно не сказано, кто из двух сыновей Фарры – Нахор или Аран был старшим, все же тот факт, что Нахор взял себе в жены дочь Арана, свидетельствует о том, что Аран был старшим (Быт.11:29). Да и умер Аран при Фарре отце своем (Быт.11:28). Этот факт тоже свидетельствует о большей вероятности того, что он был старшим. Вот мой довод.
Мария
| Ссылка на комментарий
Александр, как вы думаете, жители окрестных земель знали, что Авраам родственник царя? Знали ли друг о друге Мелхиседек и Авраам? Встреча с десятиной была единственная в их жизни? И кто мог наследовать Симу-Мелхиседеку после его смерти?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Все, о чем не написано, может быть только предположением. Я не думаю, что такая личность, как Сим, была кому-то неизвестна. После Сима был старшим Евер.
Мария
| Ссылка на комментарий
Александр, а как Сим-Мелхиседек образовался в Салиме, стал там царём у хананеев, а его потомки вышли из Ура Халдейского? Это так вышло из-за постоянной миграции людей? Получается, когда вышли из ковчега на горах Араратских, Сим стал потихоньку передвигаться в сторону будущего Иерусалима вместе с потомками Хама?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Марии:
Но Моисей не дал нам исчерпывающих сведений, кто куда расселился. Сим мог с какими-то сыновьями или внуками, а может даже с правнуками уйти в Салим, а другие его потомки могли уйти в землю, которая потом называлась Ур Халдейский.
Сим-Мелхиседек не был царем у хананеев. Он был царем над своими потомками. Но ко дням Исхода этой местностью владели уже потомки Хама, которые отняли его у Симитов. Если при Аврааме происходили войны, при которых одни воевали с другими и завоевывали из земли, (если бы не Авраам, то Салим уже в его дни был бы в руках не Сима-Мелхиседека, но Авраам отвоевал этот город и вернул его Мелхиседеку)то в последствии Хамиты завладели этой землей, и во дни царя Давида Салим был во власти хамитов, но Давид захватил этот город и сделал его своей столицей. Видите, как та или иная местность переходила из рук одних потомков Ноя к другим путем захватнических войн. Так что с Симом-Мелхиседеком все на своем месте.