Политическое сознание новозаветных персонажей
В Евангелии от Луки все праведники от священника Захарии до ученика Клеопы «спят и видят», что будет установлено Божье царство: евреи и чтущие Бога получат прощение грехов, и на основании этого факта очищенный народ восстановит государственность и национальную власть (Вт.28).
Нераздельность политического и религиозного сознания иудеев ярко представлена в молитве Захарии — эпиграфе этой темы в Евангелии от Луки:
«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк.1:69-77).
Этим же вопросом («когда же начнется война с захватчиками?») начинаются и Деяния апостолов (1:6).
Христос совершенно не похож на римского коллаборанта (пособника оккупантов): Его осудили по обвинению антиримской агитации и подрыве императорской власти (Лк.23:2). Насколько эти обвинения правдивы? Частично они отражают действительность. Он не призывал к отказу от римских налогов, а вот царем Себя открыто позволял именовать: целой толпе, публично, в столице накануне одного из самых массовых праздников, ассоциирующегося с буквальным, физическим освобождением из египетского рабства (Лк.19:37-40). Иисус понимал политический смысл славословия учеников? Не мог не понимать. Связь Иисуса и Пасхи прекрасно понимали и Его оппоненты (Мк.14:2). И если бы не предательство Иуды, арест и суд над Иисусом они бы отложили до окончания Пасхи и ухода паломников из столицы.
Если ли политические оценки в языке Христа? Их предостаточно: Ирода Он публично именует лисой — т. е. хищником-разрушителем (Суд.15:4-5, Неем.4:3, Пс.62:11, Песн.2:15, Иез.13:4-5), и поручает передать ему вызывающее послание в стиле «что наметил, то и сделаю, и до той поры ты мне не указ» (Лук.13:32).
Что говорит о Римской империи Писание, на которое ссылается Иисус? Это страшный и ужасный всепожирающий монстр. Это политическая оценка? А то, что Иисус постоянно ссылается на Дан.7, где Сын человеческий получает власть над всеми земными царствами и навсегда отменяет остальные царства? Пилат этих пророчеств мог не знать, хотя это и маловероятно.
А вот Ироды были стопроцентно вовлечены в иудейскую «повестку дня», хотя и реагировали на пророческие вести своеобразно: Ирод Великий на основании слов Михея уничтожил всех младенцев в Вифлееме; Ирод Антипа I «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк.6:20), что не помешало ему отрубить Крестителю голову; Ирод Антипа IІ казнил Иакова, брата Иоанна, и сделал бы то же с Петром, если бы не чудесное вмешательство Божьего ангела (Деян.12); Ирод Агриппа «верил пророкам» (Деян.26:27) и отверг проповедь Павла. Так это идумеи-временщики, взошедшие на галилейский престол, опираясь на римские мечи. Тогда что говорить об иудеях, где «своими» (Лк.24:20) в наибольшей степени были не римляне, Ироды или коррумпированная саддукейская верхушка, а фарисеи и учителя Закона — самые утонченные знатоки Писания?
Почему ни одному из воинов Креститель, Иисус и апостолы не велели оставить свое ремесло?
Итак, в еврейском сознании нет человеческого пацифизма. Там осуждается война и насилие, но отменены они будут не в результате отказа мужчин от воинского призыва или деятельности всяких ООН, а при наступлении Божьего царства. После Потопа Бог утверждает силовые структуры (с правом смертной казни, кстати — Быт.9:6), оставляя один Израиль территорией теократии. После смерти Христа на Голгофе политическая теократия сужается до «безземельной» Церкви. Отныне христиане (подобно еврейским патриархам — Евр.11) призваны быть странниками и пришельцами, жить в диаспоре (за пределами родины) и жаждать входа в небесную Отчизну, которая придет не от наших решений только, а по милости Всевышнего.
Максим Балаклицкий