Вопрос пастору: Что значит «за образом Нашим, за подобием Нашим»?
Отвечает Даниил Болвинов 12.01.21
Здравствуйте Денис На протяжении многих лет богословы выдвигали различные толкования. Их все можно разделить на 4 основных.
- Субстанциальный взгляд – отражение образа Божьего в определенных свойствах и качествах человека.
Данный взгляд разделяется на две интерпретации. Первая – Богоподобие связывается с духовной сферой, в другой – в физическом подобии. Однако наиболее популярная точка зрения связана с духовной сферой.
- Реляционный взгляд – образ Божий отражен в личностных отношениях между мужчиной и женщиной. Позднее дополнение уже затрагивало межличностные отношения всего общества.
- Функциональный взгляд – образ Божий заключается в функциях человека.
Данный взгляд тоже разделяется на две интерпретации. Первая – владычество человека над миром. Вторая – заботливое и мудрое управление.
- Многогранный (холистический) взгляд – отражение образа во всем человеке, а не в отдельном аспекте или качестве.
Соответственно возникает вопрос. Какая из этих точек зрения самая верная? Ответ можно найти в Священном писании. В Ветхом завете есть только три места, где прямо говориться о создании человека по образу и подобию Божию. А именно: Быт 1:26-27, Быт 5:1, Быт 9:6. Слово «образ» переведено с еврейского как «TSELEM» а слово «подобие» — переведено с еврейского как «DMUWT». В еврейском языке слово «образ» и «подобие» представляет собой синонимически взаимозаменяемые слова. Слово TSELEM встречается в Библии 17 раз. Как утверждал профессор Брюс Вальтке в своей книге An Old Testament Theology: An Exegetical Canonical, and Thematic Approach стр 215: «кроме двух, возможно образных употреблений, tselem всегда относится к физическому облику, имеющему сформированное тело». Второе слово «подобие» употребляется 25 раз и относится чаще всего к абстрактным качествам, хотя иногда и описывает внешность. Исходя из этих данных, мы приходим к выводу что слова TSELEM и DMUWT пересекаются и вместе указывают на физическую и духовную составляющую образа Божия.
Возникает вопрос. Как же тогда объяснить физическую, внешнюю составляющую? Под влиянием Греческой философии было сформировано ошибочное понимание что Бог это чистый, простой, бестелесный дух. Однако эта концепция противоречит Библии, где Бог имеет определенный облик. Несомненно, Господь мог являться и в виде других обликов – горящего куста, или путников пришедших к Аврааму. Также есть категории текстов, относящих Бога к антропоморфизму, с описанием рук, ног и других частей тела. Библейские авторы делали это для лучшего понимания Божественных действий. Однако есть тексты, описывающие явление Бога в реальности и изображающие Бога таким как он был. Например, явление Моисею, Исаии, Иоанну. Однако в силу людской греховности человек не может увидеть Бога полностью. Потому все пророки, которые видели Господа, видели отчасти, а не в полной мере. Настолько, чтобы вынести яркий свет Божией славы.
Через текст, записанный в Числа 12:6-8, Моисей открывает нам, что имелось в виду о сотворении человека по образу Бога. А именно о образе, который возможно лицезреть. Согласно учению Священного писания, Бог имеет определенный облик, и этот образ отразился в человеке. Этим конечно нельзя сказать, что Бог имеет пол или строение человека. Конечно Бог несравненно выше любого творения. Библия описывает, что Бог окружен вечным светом, что отражает Его славу и величие. Потому Бог при сотворении наделил человека одеждами света. Слава Божия покрывала человека до грехопадения, и они не стыдились своего Создателя.
Библия подтверждает Субстанциальный взгляд между человеком и Богом есть и внутренне и внешнее сходство. Относительно Реляционного взгляда подтверждение можно увидеть в словах Троицы записанные в Быт 1:26. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашем по подобию Нашему» свидетельствует о триединой Божественной природе состоящей в тесных отношениях. И это тесное отношение должно отражаться в человеческой семье. Как мужчина, так и женщина являются носителями образа Божия, и находясь вместе в семейных отношениях, они являют полноту образа Бога.
Функциональный взгляд – находит свое подтверждение в человеке, будучи представителем и отражением Бога. Человек был назначен на мудрое и заботливое управление.
Подведя итоги. Библия отражает Многогранную интерпретацию. И хотя после грехопадения Богоподобие в человеке потускнело. Но Христос – подлинный образ Божий пришел чтобы искупить нас. И благодаря Христу мы можем восстанавливаться в Божий образ. В полный же образ мы сможем восстановиться только после второго пришествия Христа, когда смертный тела облекутся в безсмертные.
С уважением
Даниил.