Краткий обзор книги «Так Пить или Не пить?» Авторы: А. Опарин, Ю. Бондаренко, Т. Опарина, Ю. Марченко, А. Хацинский, О. Стасюк Киев: Джерело життя, 2020. — 224 с.

14-02-2021, комментария 2

Краткий обзор книги «Так Пить или Не пить?»(По просьбе Максима Балаклицкого)

Оформление названия книги на обложке: Размер шрифта в слове «Пить» чуть больше, чем не «пить». Это создает неправильный акцент, так как первое внимание всегда обращено на верхний левый угол и перемещается в правый нижний. При взгляде на обложку первым фиксируется слово «Пить», да еще с прописной буквы…

Тема книги вначале обозначена (вопрос умеренного употребления алкоголя…), но ее актуальность во вступлении не раскрыта. Нужно было показать, хотя бы кратко, но на ярких фактах, опасность этой тенденции. Например, …МОГУ, НО НЕ ХОЧУ — ХОЧУ, НО УЖЕ НЕ МОГУ… Главная задача издания должна была бы ясно показать, как КОНТРОЛИРУЕМОЕ употребление алкоголя переходит в НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ…

Кому адресована книга? Кто эту идею умеренности поддерживает? Это мнение бытовых пользователей алкоголя? Врачей? Ученых? Богословов? Или лидеров церквей?    В книге не обозначена целевая аудитория…

Язык книги:

—1 часть — это изобилие специальных медицинских терминов и различных классификаций. Авторы-врачи показали знание своей специализации, что понятно и доступно читателям ИХ уровня. Правда, в первой части отсутствуют ссылки на источники…. Для серьезного читателя цитирование без ссылок принижает авторитет этого издания и самих авторов.

— 2 часть — это хорошая, обстоятельная работа, занимающая почти половину объема книги, может быть понята людьми верующими, понимающими Библию, а лучше если читатель имеет хотя бы базовые знания в области древних библейских языков. Это не просто какой-то реферат первокурсника богословского факультета… В отличие от первой части, здесь после каждой главы указаны источники, и это хорошо. Правда мне не понятно, почему автор не пишет в ссылках год выпуска используемых источников. Или это уже новое правило, которого я не знаю?

И теперь, авторы не раз подчеркивают, что интеллект у зависимых от алкоголя притупляется и со временем значительно деградирует.  Поэтому такой насыщенный спец. терминами способ подачи материала для бытового потребителя неэффективен. Для них это сложный и в некоторых местах совершенно непонятный язык.

Для образованных же людей выше указанные недостатки в оформлении статей вызовут вопросы и недоверие к изданию…

Термин «алкогольные напитки».   Все авторы статей — христиане-адвентисты, стоящие на позиции полного воздержания от алкоголя. Они сами не употребляют алкоголь, потому что считают, что Богу неугодно, чтобы люди омрачали свой разум веществами, изменяющими сознание. И тем не менее, в своих статьях почти все авторы применяют словосочетание «алкогольные напитки» или «спиртные напитки». В правильном понимании современного адвентиста — алкоголь — это не напиток. Напитком его считают те, кто его пьет. Как и свинина — это не «нечистая пища», а словами Писания — это «мерзость». Правда Юрия Бондаренко в этом обвинить, пожалуй, нельзя… У него почти везде просто — «алкоголь», и это правильно!

Понятно, что «алкоголь» — это центральный термин, вокруг которого вращается вся дискуссия, но есть же и другие синонимы, например, «психоактивные вещества (ПАВ)», или «вещества, изменяющие сознание», или «спиртосодержащая продукция» и т.п., однако, этих синонимов на страницах книги мы, кажется, не видим.

Для чего написана книга?  Профилактика алкоголизма, разъяснение, руководство по освобождению от алкогольной зависимости, пропаганда здорового образа жизни, доказательство адвентистской позиции полного воздержания от алкоголя и др. наркотиков? Для чего? Трудно однозначно ответить. В этом и есть слабость этого издания…

Некоторые неточности

Ст. 5 Алексей Опарин —  опасность алкоголизма «понимают все»? — Смелое обобщение! Если бы все понимали эту опасность, ситуация с алкоголизмом была бы совершенно иная.

Ст.53 Татьяна Опарина — третья стадия «Он пьянеет от минимальных доз спиртных напитков».  Это спорный и неоднозначный вопрос. В третьей стадии алкоголизма обычно выходит наоборот: увеличивается толерантность т.е. для получения того же эффекта, что ранее, нужно все большие и большие дозы…

Ст. 89 Алексей Хацинский (Новые Обиходы). Первый шаг — «принять поддержку родных». Алексей совершенно не говорит о созависимости родственников, которым также нужна помощь. Потому что симптомы зависимости и созависимости— идентичны. Это признак его некомпетентности в этой проблематике. Если Новые обиходы не занимаются реабилитацией алкоголиков, а сам Хацинский не специалист в аддиктологии, зачем в своей статье пишет целый раздел по реабилитации?
Фактически он рассказывает о методах профилактики и лечения, которые применяются в санатории Новые Обиходы.  Алкоголики — это не его профиль и это пациенты не его санатория. На ст 96 он все же упоминает о реабилитационных центрах и рассказывает, благодаря чему алкоголики там получают помощь. Из его описания можно заключить, что он, скорее всего, не знаком с программами выздоровления в таких центрах, а говорит об их программах в контексте методик лечения, которые применяются в Новых Обиходах. Это его описание не согласуется с заключительной статьей Юрия Бондаренко, когда он упоминает о реабилитационных центрах.  Множество рецептов и советов, которые Хацинский приводит, хороши для восстановления и поддержания здоровья при различных заболеваниях, но не алкоголизма… Они не повредят алкоголику, но бессильны помочь ему на первых самых трудных стадиях освобождения от зависимости.

Вторая часть книги, написанная Ольгой Стасюк, инициатором этого издания, достойна всяческой похвалы. Ее доводы и утверждения, за исключением нескольких моментов, сильны и убедительны. С моей точки зрения ей нужно было бы издать свои исследования отдельной книгой, вначале которой было бы описание традиции «культурного питья» и «умеренного употребления…», далее подробнее представить своих оппонентов и их аргументацию, и потом предложить свои исследования, доказательства и выводы; надо было бы обдумать и новый вариант заголовка книги, который бы был прямо связан с центральной темой издания, и мог бы сразу заинтриговать и заинтересовать читателя.

Нельзя позитивно не отметить завершающую статью Юрия Бондаренко, в которой даны практические и подтвержденные опытом рекомендации по реабилитации людей с алкогольной, да и другими видами зависимостей. Даже, будучи уже врачом-наркологом, он не боится рассказать о своем становлении понимания роли 12 шаговой духовной программы выздоровления. Мощное и конкретное заключение вносит может быть больше ясности, чем многие предыдущие рассуждения авторов на языке, который не совсем понятен тем, у кого сознание все еще находится в плену психоактивных веществ.

Резюмируя выше изложенное можно отметить, что в целом этот разнородный материал, выпущенный в виде книги с названием «Так Пить или не пить?», может принести определенную пользу некоторым химически зависимым людям. Кого-то убедит наличие в статьях разных медицинских терминов, классификаций и авторитет их авторов. Кому-то понравится обстоятельная экзегеза библейских терминов во второй части книги по заявленной теме. Кто-то станет посещать группы АА (анонимных алкоголиков), где его поймут и на личном примере покажут, что выздоровление возможно, а кому-то повезет, если в Церкви найдутся рядовые члены или пасторы, знающие как оказать помощь и духовную поддержку зависимым людям!

 

Юрий Кузьменко


Рубрика: Рецензии

Комментарии (2):

  • Дядя Вова

    |

    Алкоголизм — это вредный порок человека, оказавшегося в лапах дьявола. Освобождение даёт Бог, если человек захочет оставить эту вредную привычку.


  • Дмитрий

    |

    Ст.53 Татьяна Опарина — третья стадия «Он пьянеет от минимальных доз спиртных напитков». Это спорный и неоднозначный вопрос.

    Как раз ВЕРНО пишет Татьяна Опарина. Это признак ТРЕТЬЕЙ стадии алкоголизма. Причина — в больной, угробленной алкоголем печени, которая уже очень слабо справляется с обезвреживанием алкогольных ядов и зависимый пьянеет от малых доз.

    В третьей стадии алкоголизма обычно выходит наоборот: увеличивается толерантность т.е. для получения того же эффекта, что ранее, нужно все большие и большие дозы.

    Максимальное увеличение толерантности к алкоголю-это один из Основных признаков СЕРЕДИНЫ ВТОРОЙ стадии алкоголизма. К концу ВТОРОЙ стадии происходит снижение потребления алкоголя до минимума (из-за печени- см.выше).


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"