Рецензия на диссертацию иерея Евгения Веселова «Эсхатология сект протестантского происхождения»

12-03-2021, Комментариев нет

Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Специальность «сектоведение». Автором является Евгений Веселов. Научный руководитель: кандидат богословия, доцент Р.М. Конь. Диссертация защищалась в Московской Духовной Академии Русской Православной Церкви в г. Сергиев Посад в 2018 году, — 223 с.

В данной рецензии, труд иерея Е.Веселова в большей степени сравнивается с учением Церкви Адвентистов Седьмого Дня, потому что автор знает учение адвентистов лучше, чем эсхатологические воззрения баптистов, пятидесятников и Свидетелей Иеговы.

Иерей Е.Веселов преследовал цель обосновать несостоятельность эсхатологии баптистов, пятидесятников, Свидетелей Иеговы и Церкви Адвентистов Седьмого Дня – это отчётливо видно из заявления указанного в начале диссертации: «Авторы этих концепций пытаются объяснить тайну последних событий с помощью помраченного грехом ума.

Автор является представителем Русской Православной Церкви, поэтому желает, чтобы его труд получил распространение среди духовных учебных заведений Православной Церкви и православной аудитории.

Для начала хотелось бы на «православном языке» ознакомиться с термином «секта». В православных словарях можно встретить определение: «Секта — это религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение, создавшее собственную организацию». Секта, с точки зрения Православия, всегда несёт отрицание христианской догматики и извращает основы христианского вероучения. Отличительной чертой сект является отрицание догмата о Воплощении Сына Божьего. Поэтому не совсем корректно, основываясь на учении Православной Церкви, называть баптистов, адвентистов и пятидесятников «сектантами»: «В России эти четыре секты являются самыми распространёнными»; «эсхатологических взглядов в изучаемых еретических сообществах», «искажаемых еретиками».

Исходя из исследования всей диссертации становится понятно, что иерей Е.Веселов использует термин «секта», как клеймо в негативном значении, употребляя вдобавок синонимы: ересь, лжеучение и т.п.

Е.Веселов в своей работе заявляет о принципе «объективности», также называет множество авторов и указывает их книги, из некоторых приводит цитаты – это, соответственно, должно указывать на осведомленность иерея и формировать доверие к данной диссертации.

Иерей претендует на знание истории адвентистов, поэтому громогласно заявляет о том, что ««собственная история (Адвентистов Седьмого Дня) является их самым грозным обличителем». С другой стороны уважаемый Е.Веселов допускает ошибку уже во второй строчке «Введения»: «…в вышедшем из баптизма адвентизме». Становится понятно, что совершенно ничего не известно иерею о том, из каких деноминаций были «пионеры» адвентизма.

Для создания иллюзии «объективности» и «открытости», Е.Веселов указывает, что проводил «дискуссии с представителями всех анализируемых конфессий». Ему следовало бы указать имена и должности тех, с кем он проводил дискуссии. Доверие к диссертации также подрывается тем, что иерей Е.Веселов явно вырывает указываемые им цитаты из контекста, чтобы придать им искаженный смысл, выгодный для православной позиции.  Например, он ссылается на книгу «Ранние произведения» или на книгу Эллен Уайт «Великая Борьба»: «В целом эсхатологическую доктрину адвентистов седьмого дня определяет «Великая борьба»». Эсхатологическую позицию Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня можно увидеть в доктринальных книгах («В начале было слово» и «Вероучение Священного Писания»), в которых доктрины имеют библейское обоснование, а не основание «преданий», которые зачастую противоречат друг другу и экзегетически не обоснованы.

Многие высказывания являются наглой ложью и показывают не компетентность иерея Е.Веселова.  Эсхатологию адвентистов определяет Библия. Видения и другие «откровения» полученные Эллен Уайт служили для ободрения и утешения разочарованных миллеритов. Век научно-технического прогресса, популяция атеистических настроений, насмешки общества после «великого разочарования» — всё это «давило» на верующих во Христа. Откровения данные Эллен Уайт касались не только духовных наставлений, но и наставления в сфере здоровья. Не секрет, что данные Богом советы опережали научные открытия.

Грубое, предвзятое и не обоснованное заявление иерея: «Изменения и подтасовки в сочинениях Е. Уайт преследовали цель компрометации и подавления инакомыслящих в адвентистской среде, создания исключительного ареола «пророчицы», «вестницы Божией». Также не приятно видеть следующее высказывание: ««традиционно исследователи основным источником доктрины о следственном суде считают не Писание, а видения и суждения Е. Уайт». В очередной раз становится понятно, что Е.Веселов не понимает суть адвентистской позиции. Откровения подкреплялись «физическим феноменом», который наблюдался у героев Библии: Глаза открыты; изменение вида лица; отсутствие бодрости; отсутствовало дыхание; видение видела только Эллен Уайт; в движениях рук была некая сила; во время видений Елена Уайт произносила некоторые слова. Для сравнения можно открыть Библию и прочитать Дан. 10:8,16.

О достоверности откровений свидетельствуют следующие критерии: Согласие с предыдущим откровением (Ис.8:20); 2) Учение пророка не противоречило данным откровения с прежде существовавших пророков; 3) Признание воплощения Иисуса Христа, который является Богом (1Ин.4:2; 4) Исполнение пророческих предсказаний (Иер.28:9; Деян.2:17).

Е.Веселов наполняет диссертацию необоснованными оскорблениями: «Итак, для начала следует уяснить, как невежество и неутвержденность еретиков влияют на создание ими ложных эсхатологических учений»; «Важной особенностью всех еретических доктрин является уничижение Святого Духа»; «неутвержденность еретиков в традиции жизни по Писанию исказила и само понимание ими Библии, сделав их невежественными и склонными ко лжи, лишила их благодати Святого Духа, а гордость мешает принять
слово истины, проверить его в своей жизни и следовать руководству Церкви
и святых на пути к Богу»; «в вопросе освящения богословие посттрибулационистов отражает их личное незнакомство с благодатью Святого Духа»; «самооценка себя как церкви остатка приводит адвентистов к уничижению Святого Духа, пребывающего в Православной Церкви, а также к возвеличиванию сатаны, как якобы имеющего пребывание на небе». «Бог Отец и Бог Сын вдвоем (об участии Святого Духа умалчивается, что вообще характерно для эсхатологии адвентистов)».

Зачастую Е.Веселов ссылается на доктринальную книгу адвентистов, но почему-то он не упоминает, что в ней имеются доктрины о том, что Святой Дух – это Бог (5-ая доктрина Адвентистов Седьмого Дня). Перед Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа адвентисты ожидают «излитие позднего дождя», т.е. Святого Духа на праведников.

Особое внимание хотелось бы уделить тому, что сказал Е.Веселов относительно 24-ой доктрины Церкви Адвентистов Седьмого Дня: «Служение Христа в Небесном Святилище». Православная Церковь считает выдумкой реальность Небесного Храма – это подкрепляется высказыванием иерея: «…если бы небесное святилище было реальностью, это событие, несомненно, было бы отражено в пророчестве».

Иерею Е.Веселову и доценту Р.М. Конь следовало бы применить правила экзегезы для опровержения реальности существования Небесного Храма. Более двухсот библейских текстов подкрепляют 24-ую доктрину Адвентистов Седьмого Дня. Апокалиптическая книга «Откровение» много раз обращает взор читателя на события происходящие, то на планете Земля, то в Небесном Храме: Откр. 1:12; 6:9,10; 8:3; 9:13; 11:19; 15:5. При исследовании получается, что и в Откр.20:4 говоря о престолах подразумеваются события на Небесах. Вообще, «престол» Бога и Иисуса представлен в Откр. 1:4; 3:21, 21; 4:2, 2, 3, 4, 5, 5, 6, 6, 6, 9, 10, 10; 5:1, 6, 7, 11, 13; 6:16; 7:9, 10, 11, 11, 15, 15, 17; 8:3; 12:5; 14:3; 16:17; 19:4, 5; 20:11, 12; 21:3, 5; 22:1, 3.

  1. Критическая оценка прочитанного.

Лишь малая часть цитат из диссертации Е.Веселова была приведена в данной рецензии и даже по ним становится ясно, что иерей использовал самовозвышенные слова с явной спесью лжи и предвзятости.

Невежественные слова иерея Е.Веселова можно перечислять и перечислять: «а теперь будет реабилитироваться Христос в глазах адвентистов». Прежде всего адвентисты верят, что в вечности окажутся представители из разных народов и разных религий, у которых в сердце были написаны принципы Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Е.Веселов периодически возвращается к теме «малого рога», который соотносит с Антиохом Епифаном. Делает автор это с целью лишения Адвентистов Седьмого Дня эсхатологического фундамента, касающегося пророческих событий, описанных в книге пророка Даниила о «малом роге». Адвентисты благодаря экзегетическим исследованиям, пришли к выводу, что «малый рог» — это «папство». Если кратко сказать, то до прихода к власти Антиоха Епифана, «прекрасная страна» была уже под контролем. В своё время захват был произведен Селевкидами. Антиох Епифан не мог превзойти предшествующих властителей. Исходя из еврейской терминологии, исследователям однозначно понятно, если бы под «малым рогом» понимался Епифан, то в Дан.11:31 необходимо было бы использовать глагол «тамэ» (нечистый, «стать не чистым»). В синодальном переводе написано: «От одного из них вышел небольшой рог» (Дан.8:9). Если посмотреть язык написания, то становится очевидным, что дословно звучит так: «От одной (ж.р.) из них (м.р.) вышел небольшой рог». Дословный перевод в корне подрывает достоверность заявления, что «малый рог» — это Антиох Епифан! К тому же «малый рог» — это так сказать «иной царь», не являющийся политическим приемником. Синодальный перевод намекает на Епифана, но дословный перевод и экзегетические исследования, подрывают фундамент Православной Церкви.

Иерей Е.Веселов пишет: «… адвентисты допускают ряд необоснованных отождествлений разных пророчеств книги Даниила». Получается, что данное заявление, как и многие другие не имеют достаточных обоснований. Приведу в пример лишь несколько из множества: «Святой Дух не наставляет неопротестантов на всякую истину»; ««Авторы этих концепций пытаются объяснить тайну последних событий с помощью помраченного грехом ума»; «…адвентизм лишь усугубляет недостатки своих предшественников и окончательно лишает своих приверженцев возможности найти Бога»; «… нередко ее «сбывшиеся пророчества», как и видения, оформлялись задним числом, чтобы «предсказать» уже совершившийся факт».

В диссертации написано: «Эсхатология… для адвентистов… она входит в резкое противоречие с Библией». Исходя из последнего заявления стоит сказать, что эсхатология адвентистов противоречит учению Православной Церкви, но никак не Библии.

Е.Веселов приводит много интересных выводов относительно взглядов на «Тысячелетнее Царство», с которыми стоит согласиться. Но самоуверенное толкование иерея Е.Веселова легко подвергается обоснованной критике. Такие слова как: «Он взял дракона»; «сковал на тысячу лет»; «низверг в бездну»; «заключил его, и положил печать»; «первое воскресение»; и другие тексты «зазвучат» совсем по-другому, если обоснованно раскритиковать учение Православных о смерти и их концепцию спасения.

Е.Веселов пишет, что «ожили» понимается как «вошли в присутствие Божье». Давайте попытаемся понять, что означает в Откр.20:4 слово «ожили»?

Слово «καὶ ἔζησαν» переводится в синодальном переводе как «ожили». Данное слово является профетическим аористом, как и все аористы индикатива в этом отрывке, эта синтаксическая категория используется, когда о событиях в будущем говорится как о совершившихся.

Древнегреческое слово «καὶ ἔζησαν» соответствует еврейскому «וַיִּֽחְי֗וּ». «Только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю (Числа 14:38). Текст напрямую говорит о здравии людей. «И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:10). Пророк Иезекииль пишет о воскрешении мертвых и полном их возвращении к жизни. Выходит, что «ожили» не следует рассматривать как аллегорию.

Давайте рассмотрим «первое воскресение». Словосочетание «ἡ ἀνάστασις ἡ πρώτη» переводится как «Первое воскресение». О том, что речь идет о буквальном воскресении, подразумевающем как физическое воссоздание, так и духовное, открывает лексическое значение и употребление данного слова в такой же форме в ветхозаветных и новозаветных текстах.
Слово «ἀνάστασις» встречается в следующих текстах:

  • «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
  • «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1Кор. 15:12).
  • «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1Кор.15:13).
  • «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кор. 15:21).
  • «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор. 15:42).

О «первом воскресении» писал апостол Павел: «… Господь Сам придет с небес (о чем возвестят громкий клич, голос архангела и труба Божья), и умершие с верой во Христа воскреснут первыми. Потом и мы, оставшиеся в живых, будем вместе с ними подняты на облаках, чтобы встретить Господа в воздухе, и уже всегда с той поры будем с Ним. Поэтому ободряйте друг друга этими словами» (1Фес.4:16-18). Помимо апостола Павла об этой же категории людей писал Иоанн в Откр.20:6, называя их блаженными и святыми. В Ин. 5:29 говорится о «воскресении жизни» и «воскресении осуждения». Получается, что «первое воскресение» является «воскресением жизни». «Первое воскресение» не следует рассматривать через призму аллегории.

Выходит, что не всё так однозначно, как преподносит иерей Е.Веселов.

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня не претендует на непогрешимость и всезнание толкования Библии. Она продолжает с молитвой о Божьем водительстве исследовать Библию, поэтому с течением времени появляются новые доктрины.

Иерей Е.Веселов выступает против всех конфессий в данной диссертации. Исходя из позиции Православного вероучения, он достигает своей (ему) «поставленной» цели любой ценой, поступаясь христианскими ценностями. Эта диссертация, распространяемая среди православной аудитории, содержит необоснованные заявления, которые формируют явно негативное отношение к баптистам, пятидесятникам, свидетелям Иеговы и к адвентистам.

Сергей Громов, бакалаврант богословия


Рубрика: Рецензии

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"