В чем вина прокаженного?

25-03-2021, Комментариев нет

ВопросВопрос: В описании очищения прокаженного упоминается (Лев.14:13) жертва повинности. То есть, её приносили, когда человек не был виноват в том, что с ним случилось?

Ответ: В современном западном обществе взгляд на болезнь требует сострадания. Это хорошо и правильно, но такой взгляд требует избытка ресурсов. Современная медицина обязуется помогать любому пострадавшему, в том числе и пострадавшему по своей вине. Крайностью такого подхода становятся ситуации, когда врачи практически не пытаются показать человеку, где его вредный или прямо опасный образ жизни приводит к ухудшению его здоровья. Типичный пример – болезни образа жизни от гипертонии до алкоголизма. Человек может в десятый раз попадать в больницу, где ему, как вариант, чистят кровь от токсинов и «отпускают» дальше укорачивать себе жизнь.

В Древнем Израиле существовало некое подобие медицины. В Писании упоминаются врачи, бальзам и пласт смокв как способы лечения, вино, оливковое масло и тканевые повязки как способ обработки ран, палки (костыли?) для травмированных лиц. Однако позволить себе бесконечно лечить человека, который сам ухудшает свое состояние, тогдашние врачи не могли. Поэтому тогдашняя медицина была скорее профилактической. Человеку объясняли, что соблюдение Божьих заповедей позволит ему беречь здоровье и надеяться на долголетие (Втор.28).

Христиане стремятся прежде всего оправдать прокаженных в Библии – мол, несчастные люди. Им сострадать надо и помогать, а не нравоучения читать. И приводят в пример страдальца Иова. Но в Писании есть и несколько ситуаций, когда проказа приходила именно как результат неверных решений самого человека. Таковой была проказа Мариами, сестры Моисея (Чис.12), и Гиезия, слуги пророка Елисея (4Цар.5). Втор.28 перечисляет целый ряд болезней, которыми Господь угрожает поразить Израиль за их упорное неверие.

Сам механизм реакции древнеизраильского общества на проказу (Лев.13) показателен. Священнику надо было изолировать подозреваемого на неделю, а затем осмотреть вторично. Если болезнь подтверждалась, то больного отлучали даже от его семьи. Он должен был жить в изоляции, надлежаще одеваться и предупреждать прохожих о своем состоянии. Понятно, что в течение той проверочной недели человек имел достаточно времени, чтобы проанализировать свою жизнь и дать Господу твердый обет послушания и верности.

Поэтому обряд очищения прокаженного в Лев.14 содержит ряд показательных моментов. Его очищали при помощи жертвы повинности без обычно упоминаемой наряду с нею жертвы мирной (в других переводах «благодарственной»). Почему так?, — спрашивают богословы. И выдвигают такой вариант ответа. Прокаженный был отлучен от служения Богу во Святилище и не мог, оставаясь израильтянином, приносить Ему жертвы по заповеди. Теперь же очищенный прокаженный как бы «возвращает Господу долг».

Если такое предположение верно, то практический вывод из Лев.14 таков. Если человек живет так, что разрушает свое здоровье, то лишает Господа того служения, которого достоин его Творец. Такой человек должен принести жертву за свое ложное поведение. Сколь многие живут, как им заблагорассудится, и обращаются к Господу, лишь становясь старыми и больными. Бог принимает и это их приношение, но правда и то, что они лишили Господа и человечество своего служения, которое бы совершили, приди они к истине в свои юные годы.

Ряд ситуаций в служении Иисуса намекает на такое положение дел. Ин.5:14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Вопрос служителю

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"