Уроки субботней школы 2 квартал 2021 год. Урок №2 Учебник по завету

06-04-2021, 1 комментарий

Уроки субботней школы 2 квартал 2021 год. Урок №2  Учебник по заветуМы приступаем ко второму уроку в этом квартале. Когда мы проходили первый урок, нам представилась возможность рассмотреть, что же произошло с человеком, который был создан совершенным. Произошло грехопадение. Человек разорвал отношения с Богом. Бог же со Своей стороны предусмотрел план для его спасения.

Теперь мы продолжим изучать Божий вечный завет. Этот урок, фактически, является кратким ознакомлением с темой всего квартала; в последующих уроках мы более основательно остановимся на деталях отдельных поэтапных заветов.

В этом уроке мы начнем с завета, который Бог заключил с Ноем, потому что о завете с Адамом мы уже говорили на первом уроке. Рассмотрим мы также завет, заключенный с Аврамом и Моисеем, и коснемся концепции нового завета.

I – ЗАВЕТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ С НОЕМ

Прочитаем текст Писания:

18 Но с тобой Я заключу особое соглашение: ты сам, твоя жена, твои сыновья и их жены, все войдете в ковчег (Быт.6:18 пер. Сер.).

Еврейское слово «бэрит», которое обычно переводится как «завет», можно перевести как «завещание» или даже «соглашение». Слово «соглашение» точней отражает этот акт, так как это соглашение двух сторон, например, человека с человеком или Бога с человеком. Бог предлагает условие завета, человек вправе принять эти условия или отказаться от них. Когда обе стороны принимают определенные условия, это уже «соглашение».

В договоре с Адамом конкретно не прозвучало слово «завет» или «соглашение», хотя условие их жизни было определено на принципе послушания и было дано им обетование, что «семя жены поразит змея в голову». Но слово «бэрит» впервые в Библии появляется именно здесь, когда Бог рассказал Ною о Своем решении уничтожить всех обитателей земли. Заключив Завет с Ноем, Бог укрепил уверенность этого праведника в верности Божественной опеки. Что бы ни случилось, Ной знал, что он и его семья будут спасены.

Эти обетования включали даже не рожденных сыновей Ноя и их жен, потому что в то время Ной был еще бездетным, хотя ему исполнилось уже 480 лет. Никто из предков Ноя не ждал так долго появления потомства, и он, возможно, оставил надежду быть благословленным детьми.

Во многих случаях Бог готовил своих избранных служителей к кризисным временам, проводя их через долгие периоды разочарований, чтобы они могли научиться терпению и доверию своему Создателю. Именно это переживание пришло к родителям Исаака, Самуила и Иоанна Крестителя. Таким образом, поручение построить ковчег включало в себя косвенную гарантию того, что при сохранении жизни семейная линия Ноя не вымрет. Рождение его сыновей было бы тогда для Ноя знаком равной уверенности в грядущем потопе. С верой он шел вперед, веря «тому, чего еще не видел» (Евр. 11:7).

II – ЗАВЕТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ С АВРАМОМ

Прочитаем текст Писания:

1 И сказал тогда Господь Авраму: «Оставь свою страну, свой народ, отцовский дом и иди в землю, которую Я укажу тебе;

2 Я благословлю тебя и произведу от тебя народ великий; и имя твое будет известно во всем мире, ты же будь благословением для них.

3 И благословлю Я благословляющих тебя, и прокляну проклинающих тебя, и будут благословенны в тебе все народы земли» (Быт.12:1-3 пер. Сер.).

Если в условие соглашения с Ноем входило обещание спасти его и еще не рожденных от него детей, то в завет (соглашение) с Аврамом входило гораздо больше. Ему была обещана земля, которую он еще не видел; обещано от него произвести великий народ, когда он был еще бездетным; обещано, что в нем будут благословенны все народы земли; и это в то время, когда он должен был идти в неизвестную землю и скитаться по ней как странник всю свою жизнь. Вот где нужно было иметь доверие Богу и, притом, огромное терпение.

Вот эту веру, а точней это доверие он должен был подкрепить действиями. Ему было дано повеление: «Иди», — и он пошел. Покинув свой родной дом и отправляясь в чужую страну, Аврам фактически уже доверился Богу, он доверял Божьим обетованиям. Если бы он не доверял Богу, он никуда не пошел бы. Его послушание обнаружило его доверие Богу, и это стало очевидным и людям, и ангелам.

Уже с тех пор Аврамом была открыта концепция доверия Богу, она была основана на делах послушания. Если в трех первых стихах 12 главы мы читаем о призыве Аврама, то следующие стихи 4-9 свидетельствуют о его послушании. Призыв фактически состоял из двух повелений с вытекавшими из каждого обетованиями. Первым повелением было: «выйди», вторым же повелением было стать благословением для всех народов. Это второе повеление, во втором стихе, во многих переводах Библии передано не точно, а именно как предсказание: «и будешь ты в благословение»; в оригинальном же тексте оно звучит: «Будь благословением». Он должен был соответствовать тому человеку, которому Бог доверил такую великую ответственность быть верным Ему на деле.

Истинное величие должно было проистекать из соблюдения Божьих заповедей. Строители Вавилона думали сделать себе «имя», бросив вызов Богу, и все же ни одно из их имен не сохранилось. С другой стороны, Аврам должен был просто следовать за Богом, чтобы завоевать славу. Имя Авраам распространено как личное имя даже сегодня, и бесчисленные миллионы евреев, мусульман и христиан приветствовали его в прошлые времена и все еще оглядываются на него, как на своего духовного предка.

III – ЗАВЕТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ С МОИСЕЕМ

Почитаем текст Писания:

1 И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.

2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.

3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий «, а с именем [Моим] «Господь » не открылся им;

4 И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.

5 И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой.

6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;

8 И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь (Исх.6:1- 8 пер. Син.).

Прочитав этот текст, мы увидели, что Моисей был глубоко опечален тем, что его просьба об освобождении привела лишь к усилению, а не к облегчению ига, под которым страдал народ. И тогда Господь стал утешать и успокаивать Своего посланца. Судя по построению 1 и 2 стихов («И сказал Господь»… «И говорил Бог Моисею»), Он говорил с ним дважды.

Говоря, Бог повторил Свои обещания, которые прежде дал патриархам. Моисея Бог заверил, что действительно освободит Свой народ. Обстоятельства по Его воле сложатся так, что фараон позволит им уйти и даже заставит их сделать это. И все это произойдет по действию Божией крепкой руки.

Затем Бог напомнил Моисею о природе Своей и характере, как раскрываются они в имени Его — Иегова. Слова «Я Господь» четыре раза повторяются в этом тексте.

Возникает интересный вопрос: Почему Бог сказал, что под именем Иегова (Господь) Он не открыл Себя патриархам? Разве патриархи Авраам, Исаак и Иаков не знали Бога под именем Иеговы (Вечносущего)? Да, знали. Авраам знал это имя, помните, как он дал тому месту, на котором должен был принести в жертву Исаака «Иегова-Ире» — «Иегова усмотрит».

Дело в том, что Бог не представлял Себя патриархам под именем Иеговы в первую очередь. У них были другие проблемы, и Бог открывался с тем именем, которое было для них в их обстоятельствах более утешительным. У них вопрос о вечном Божьем существовании не стоял так остро, как у израильтян, которые прожили в Египте, где на каждый предмет были свои боги.

В этом тексте было заложено как бы ядро израильской истории, начиная с выхода их из Египта, до побед его, одержанных под водительством Иисуса Навина. Поэтому Бог не ограничился обетованиями, данными патриархам, Он продолжал давать обетования, как бы накладывая их одно на другое. Он сделает Израиль Своим особым народом, Он сделает Себя известным им как великий Освободитель, Он приведет их в Землю Обетованную, и Он отдаст ее им в собственность. Все эти обещания были выполнены в свое время. Израильтяне были формально приняты за Божий народ на Синае, где Бог в то же самое время стал особенно, но не исключительно, их Богом.

Бог – это Тот, Кто стоит выше всех во всем мире. Мы — люди принадлежим Ему как по праву творения, так и по праву искупления. Как имя Его? И важно ли это знать? Как Его имя произносить правильно? Имеет ли это какое-то значение в наших отношениях с Ним? Сколько возникает дискуссий вокруг Его имени! Одно ли имя имеет Бог или больше чем одно? Если больше, то, какое из них главное? А как нам называть Бога, каким именем? А может вообще избегать произносить Его имя, потому что оно свято, опасаясь как бы нам его не произнести напрасно и не огорчить этим Всемогущего? Может лучше его заменить каким-то титулом? На каком языке произносить его? Переводить ли его или оставлять неизменным именно на иврите, на том древнем иврите? Мы это сейчас вкратце рассмотрим.

IV – ИМЕНА БОГА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Прочитаем текст Писания:

«И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Захария 14:9 пер. Син.).

Этот текст Писания дает ключ к разгадке одной тайны; он отвечает на вопрос: Бог имеет одно имя или больше, чем одно?

«В тот день имя Его будет едино». О чем это говорит? Неужели у Него во все времена существования человека было больше имен, чем одно? Этот текст наталкивает нас именно на такую мысль. Да, но в этом тексте сказано также, что и Господь будет в тот день един, о чем здесь речь? И как эти два словосочетания связаны между собой: «Господь будет един», и «имя Его будет едино»?

Давайте попытаемся развязать этот узелок. Разве во все времена не было больше богов, чем один? Были. Но все остальные боги были выдуманными человеком, а истинный Бог всегда был один. Мы не будем в этой теме останавливаться более подробно ни на именах выдуманных людьми богов, ни на всех именах Бога, с которыми Он являлся людям, это слишком обширная тема, мы обратим свое внимание на одно имя Бога, а именно – Иегова. Это имя так называемый ТЕТРАГРАММАТОН.

Что такое тетраграмматон? Это четыре буквы иврита, из которых состоит имя Бога. Где в Священном Писании мы впервые читаем эти четыре согласные буквы на древнем иврите? В Исх.3:14. А разве раньше Бог не открывался с этим именем, ни Аврааму, ни Исааку, ни Иакову? Нет, не открывался. Мы же читаем: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий «, а с именем [Моим] «Господь » не открылся им» (Исход 6:3).

И вот Он является Моисею в горящем кусте. Давайте посмотрим, с каким же именем Он ему явился? Мы читаем:

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх.3:14 Син. пер.).

Это тот самый тетраграмматон (ивр. יהוה‎ YHWH).

В синодальном переводе стоит слово Сущий, Существующий всегда. Это как раз то имя, с которым нужно было явиться тем, у кого понятие об истинном Боге, Боге, вечно существующем, смешалось с богами, выдуманными людьми, временными и преходящими. Впоследствии это имя стало одним из самых популярных имен Бога, но оно не оставалось единственным.

Кто-то ратует за то, что имена не переводятся и поэтому, якобы, надо произносить имя Бога именно Иегова, а еще точней, Йеhова. Так ли это? Переводятся ли имена или нет? А что, если на каком-то языке нет тех букв или звуков, какие были на иврите? Тогда что?

Приведу примеры названий современных городов, это идентично переводу имен собственных. Германский город Гановер в Германии произносится как Ханофа, по-русски Ханофа будет смешно слышать. Гамбург немцы произносят как Хамбук или Хамбухь. То же самое и с именами, и с фамилиями. На русском нет такой буквы, как на английском, и мы слово Уайт произносим либо Вайт, либо Уайт, в то время как на английском первый звук произносится: (между В и У)+АЙТ.

Вот некоторые Библейские имена, переведенные на русский язык:

YHWH-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой» (Пс.22:1)

YHWH-Ир’э́ — «Иегова усмотрит» (Быт.22:8,14)

YHWH-Шало́м — «Иегова — мир» (Суд.6:24)

YHWH-Роф’э́ха — «Иегова — Целитель твой» (Исх.15:26)

YHWH-Цидке́йну — «Иегова оправдание наше!» (Иер.23:6)

YHWH-Ша́мма — «Иегова там» (Иез.48:35)

YHWH-Нисси́ — «Иегова — знамя моё» (Исх.17:15)

YHWH-Мекаддишхе́м — «Иегова, освящающий вас» (Лев.20:8)

Как нам сегодня произносить, обращаясь к Всемогущему: Бог, Яхве или Иегова?

Возьмем такой текст:

«От начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? Я – Господь первый, и в последних – Я тот же» (Ис. 43:13, 41:4 Пер. син.).

По-русски у нас стоит слово «Господь». В оригинале тетраграмматон, тот, который принято сегодня называть «Иегова».

А кто такой Иегова?

Иегова = Яхве, отспеллингованный тетраграмматон на латинский манер. Евреи писали без гласных, в средние века переписчики, чтоб не было путаницы при чтении, что пишется Яхве, а слышится Адонай, огласовали (маленькими точками над буквами) тетраграмматон по порядку гласных в слове «Адонай». Согласные — Yod, He, Waw, He, а гласные — «Э»[д]»О»[н]»А». YEHOWAH.

Вот так вместо Яхве вышло Иегова. Эта ошибка фигурирует уже в Версии Короля Иакова (1690-е гг.). В общем, нет такого имени — Иегова.

А как произносили имя Божие до разделения языков при разрушении Вавилонской башни? Мы этого не знаем. Но явно ИЕГОВА не говорили. Иудеи дней Христа зациклились на букве закона, оставив его дух, и распяли Христа. Если мы сегодня зациклимся на букве произношения имени Бога, что нас ожидает? Что Бог хочет от нас видеть, слышать? Он желает, чтобы мы не на свои дела уповали, а на Него. Он желает нас приблизить к Себе, потому что без него мы – ничто. Он желает вписать в наши сердца Закон Свой, основанный на любви к Нему и к ближним нашим. Пусть это и будет нашим основным стремлением, чтобы не уподобиться фарисеям, жившим в те давние времена, и чтобы нам не быть теми фарисеями, живущими сегодня. Бог есть ЛЮБОВЬ. А что собой представляем мы? Есть над чем нам задуматься? Я думаю, да. Мы читали текст: «Господь будет един, и имя Его будет едино». Да, тогда других богов не будет, они будут уничтожены; и имя Бога будет не только едино, но, по всей видимости, и новое, в связи с той новой обстановкой.

V – НОВЫЙ ЗАВЕТ

Прочитаем текст Писания:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер.31:31-33 Син. пер.)

В этом тексте Писания впервые упоминается словосочетание «НОВЫЙ ЗАВЕТ». Чем он отличается от ВЕТХОГО ЗАВЕТА? Разница в этих двух заветах заключается не во времени, а в качестве завета. Это не то, что один дан раньше, и он уже «состарился», а другой более новый по времени. Просто один имеет свойство устаревать, а другой остается всегда новым.

Вспомним, что завет, о котором говорит здесь Господь через пророка Иеремию, записан в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Дважды предупредил Бог о наказаниях, или «проклятиях», которые обрушатся на тех, кто станет нарушать данный Им закон (Лев. 26; Втор. 28). Завершением их будет изгнание Израиля из его земли, предупреждал Он.

Бог предложил людям свод правил и норм поведения, угодных Ему, но, по крайней испорченности своих сердец, они не сумели следовать им. Требовалось совершить некое изменение. После тех дней (стих 33); подразумевается: после длительного периода бедствий, которые предстоит пережить еврейскому народу. Когда этот период минет, Господь заключит с домом Израиля новый завет, который будет принципиально отличаться от прежнего. Бог сделает его внутренним достоянием людей, написав его уже не на каменных скрижалях (Исх. 34:1), а на сердцах их. В результате этого чудесного изменения люди обретут желание следовать Божьей воле, и это, в свою очередь, не на словах, а на деле сделает их Божьим народом. Так что и учить друг друга познанию Господа им не придется: оно будет частью их существа. Во всяком случае, это было желанием Бога, но кгда и через кого это исполнилось, это уже другой вопрос. Иезекииль напишет позднее, что изменение это наступит в результате дарования верующим Духа Божия (Иез. 36:24-32). Он подразумевал всех верующих, и это обещание Божье подтвердил пророк Иоиль. Мы читаем:

28 И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

29 И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего.

32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Иоиль 2:28-29,32 пер. Син.).

Второе принципиальное отличие нового завета от старого связано с аспектом греха. «Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более», — читаем у Иеремии (31: 34). Заметим, что необходимость регулярного принесения жертв при действии старого завета свидетельствовала о том, что Бог «не забывал» о беззакониях и грехах человеческих. Его обещание «простить и не вспоминать о них в будущем» подразумевало, конечно, ничто иное, как грядущее искупление греха посредством принесения заместительной жертвы.

Совершая Свою последнюю пасхальную вечерю с учениками, Господь Иисус Христос возвестил им, что кладет начало новому завету через пролитие Своей крови.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, вторжение греха в наш мир разорвало отношения человека с Богом. Теперь посредством завета Бог стремится восстановить те же самые отношения, основанные на любви. Сам Бог, движимый Своей великой любовью к нам, является Инициатором отношений завета. Своими милосердными обетованиями и деяниями Он непрестанно побуждает нас вступить с Ним в союз и поддерживать его. Слава Ему за Его неизреченную любовь к нам.

Божьего вам благословения, дорогие мои слушатели.

Пастор Александр Серков.


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (1):

  • Юрий Тимошенко

    |

    2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.
    3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им;

    Различие имен здесь больше связано с сутью производимых Богом действий.

    Имя «Бог» – означает могущественный статус нашего Творца, как Личности, характеризующийся способностью созидания (умножение народа, благословение достатком и мн. др.) и совершения сверхъестественных для Его творений действ (см., н-р, Исх.4). В таком качестве Он открылся Авраму (Быт.17:1,2), Исааку (Быт.26:1-5, 23,24) и Иакову (Быт.35:9-12, 28:12-16).

    Имя «Господь» (в контексте приведенных стихов)— означает социальный статус нашего Творца, определяющий его властное положение по отношению ко всем Его творениям. Характеризуется силой власти, способной управлять волей и намерениями/желаниями всех живущих существ, что очень явно было продемонстрировано при выводе Израиля из Египта.

    В приведенном отрывке Бог Сам показывает отличие этих двух понятий: как Бог благословляющий – ст.4; как Господь управляющий – ст.6-8.

    «1 И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. 2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. 3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им; 4 и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. 5 И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. 6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; 7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; 8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исх.6:1-8).


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"