Вопрос служителю: Что пили ученики Иисуса вино или сок? Если сок, как он мог сохранится с сентября до апреля месяца?

12-05-2021, Комментариев нет

ВопросВалерий спрашивает: Мк.14:23 «И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая0″. Что пили ученики Иисуса вино или сок? Если сок, как он мог сохранится с сентября до апреля месяца? Спасибо за ответ».

Ответ: Здравствуйте Валерий.

Спасибо за Ваш вопрос. Действительно, как в жаркой Палестине, 2.000 лет назад, не имея современных технологий можно было сохранить свежим виноградный сок?

Для глубокого исследования этого вопроса предлагаю Вашему вниманию к исследованию книгу «Вино в Библии», замечательного христианского автора Самуэля Баккиоки. Данный автор является не только доктором Богословия, но и получил золотую медаль от римского папы Павла VI с достойной похвалой за глубокие исследования многих сложных вопросов теологии, в том числе и в вопросах вина или виноградного сока.

Цитирую лишь малую часть из его книги, чтобы ответить на Ваш вопрос.

Глава 7. Древнее искусство сохранения продуктов

  1. Сохранение плодов

Удивительная способность. Имеются значительные сведения относительно удивительной способности древних сохранять фрукты и соки. Примером может служить отчет римского пленника крепости Массада Иосифа Флавия. Он рассказывает нам, что фрукты и зерновые злаки, которые римляне обнаружили в крепости, были еще свежими, хотя заготовлены много лет назад: «Достойны были удивления изобилие и долгая сохраняемость заготовленных внутри припасов. В крепости было заготовлено так много хлеба, что его могло хватить на долгое время, равно как и значительное количество вина и масла; было также фиников и стручковых плодов в избытке. Когда Элеазар со своими сикариями хитростью овладел крепостью, он нашел все это в свежем виде, как будто оно только что было сложено; а между тем со времени заготовления этих припасов до завоевания римлянами прошло около столетия. Римляне также нашли остаток припасов неиспорченными. Причиной столь долгой сохраняемости следует бесспорно признать свойство воздуха, который вследствие высокого положения крепости, свободен от всяких землянистых и нечистых примесей» /Иосиф Флавий, «Иудейская война, 514,515 стр./. /107 стр. ориг./

Сохранение плодов винограда.

Для сохранения плодов винограда в свежем состоянии применялось несколько способов. Один из них состоял в срезании виноградных гроздьев с длинными ветвями и промазывании среза ветки варом. Затем виноградные гроздья помещали в сосуды, наполненные сухой мякиной. Колумелла объясняет: «Чтобы виноградные гроздья могли оставаться даже в течение года, вы должны хранить их следующим образом. Когда вы отсечете от виноградной лозы ветвь с гроздьями …сразу же обработайте срез ветки густым варом; затем наполните новый глиняный сосуд самой сухой мякиной, которую надо просеять, чтобы не было пыли и положить гроздья винограда на нее. Затем покройте ее другим сосудом, плотно обмажьте сосуд вокруг глиной, смешанной с мякиной, и затем после помещения этих сосудов вместе на чердаке или сеновале, — покройте их сухой мякиной» /там же, 12, 44,1/.

Другие люди, согласно данных Колумеллы, сохраняли виноградные гроздья, погружая их срезы сразу же в кипящий вар, и затем помещали их, располагая слоями, внутри бочки, содержащей уваренный, выпаренный муст /там же, 12, 44,2/. Некоторые люди вместо муста использовали пласты ячменных высевок и пласты виноградных гроздьев, помещая их попеременно. И в конце закрывали бочку крышкой и помещали для хранения в очень сухое и прохладное место на чердаке» /там же, 12,44,3/.

Колумелла продолжает приводить подобные способы, используемые другими людьми. «Некоторые люди, — говорит он, — после такого же самого способа, сохраняют зеленые виноградные гроздья в сухих опилках тополя или пихты; другие тщательно укрывают виноградные гроздья, которые они срезали от виноградных лоз, когда они еще не были вполне зрелыми, — и укутывали их в сухую гипсовую крошку. Другие, когда отбирают связку гроздьев винограда, отсекают все дефективные гроздья и затем подвешивают их в амбаре, где ниже их расположены отсеки пшеницы. Но этот способ приводит к тому, что виноградные гроздья начинают сохнуть и становятся такими же сладкими, как изюм /там же, 12,44,4/.

После описания нескольких других способов, применяемых различными людьми, чтобы сохранить виноградные гроздья свежими, Колумелла в конце всего сказал: «Различные методы соответствуют различным районам, — согласно местным условиям и качества виноградных гроздьев» /там же, 12, 44, 8 стр./. /109 стр. ориг./

Современник Колумеллы римский ученый и натуралист Плиний в своей «Естественной истории» кратко описывает другие методы, сохранения плодов винограда: «Некоторые виноградные плоды будут сохраняться в течение всей зимы, если гроздья подвесить на веревке к потолку; а другие сохраняют их просто в естественном положении, помещая их в фаянсовые кувшины со специальной закупоркой и уплотнением» /Плиний, «Естественная история», 14,3,16. Перевод Х. Рекхама. Лоео классикал Лайберери, Кембридж, штат Массачусетс, 1960 г. Все цитирования из Плиния будут взяты из этого издания/.

Выжатые виноградные гроздья.

Факт, что древние знали способов сохранения свежими виноградные гроздья вплоть до следующего сбора винограда, — подчеркивает, что непереброженный виноградный сок можно было получить в любое время года, просто выжимая виноградные гроздья в чашу. Эта практика подтверждается как в раввинской, так и в христианской литературе. К примеру, Халакат Гедалат — самая ранняя запись в Талмуде говорит: «Можно выжать гроздь винограда и произнести киддуш /благословение, произносимое при посвящении субботы или праздника/ над соком, так как виноградный сок считается вином в связи с законом о назореях» /Цитировано Льюисом Гинзбергом, «Ответ на вопрос: можно ли употреблять непереброженное вино в иудейских обрядах?» — Американский иудейский ежегодник, 1923 г., стр.409/. Апокрифическая книга «Дела и мученичество Матфея» — документ, бывший в обращении во II и III столетиях христианской эры, свидетельствует об употреблении свежевыжатого виноградного сока при праздновании Вечери Господней: “Принесите как приношение святой хлеб; и выжав три грозди винограда прямо в чашу, причаститесь со мной, как Господь Иисус показал нам как совершать это, когда Он воскрес из мертвых в третий день» / «Дела и мученичество святого апостола Матфея», Анти — Никейские отцы, перевод Александра Робертса и Джеймса Дональдсона. Гранд Рапидс, 1978 год, т. 8, стр. 532-533/. Это ясное и положительное свидетельство не только об обычае изготовления виноградного сока посредством выжимания винограда, но также свидетельство об употреблении непереброженного виноградного сока при праздновании Вечери Господней.

Имеются указания, что практика выжимания сохраненных виноградных гроздьев, выливая сок прямо в чашу для Вечери Господней, продолжалась в течение столетий. К примеру, Третий собор в Браге /675 г. по РХ/ в отчете обвинения Киприана против тех, которые не представили накакого другого вина /винум/ во священную чашу Господню, но то, которое они выжимали из гроздьев винограда» /Иосиф Бингем «Древности Христианской церкви», Лондон, 1852 год, т. 2, стр, 760/.

Достойно внимания, что в этом отрывке свежий виноградный сок назван «вином» /винум/. Обвинение в данном случае не было направлено против употребления непереброженного виноградного сока как такового, но против недостатка — виноградный сок не был смешан с водой.

С уважением Ваш пастор


Рубрика: Вопрос служителю

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"