Два вопроса пастору о Духе Святом
Здравствуйте! Вопрос пастору: почему Павел в своих посланиях пишет- благодать и мир вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Почему нет здесь Святого Духа? Ведь церковь АСД проповедует о Троице? Иакова 1:1- Иаков, рабБога и Господа Иисуса Христа…… Петр тоже пишет от лица Бог и Господа Иисуса Христа. Куда девался Дух Святой?
Ответ: Здравствуйте, уважаемый(ая). Во-первых, церковь АСД отличается от других церквей тем, что она не строит доктрины на отдельно вырванных текстах, она базируется на концепции всего Писания.
Во-вторых, АСД мыслит логично, а не спонтанно. Например, изучив все, что говорится в Писании о душе и, придя к выводу, что душа не может жить без тела, адвентисты принимают притчу о богаче и Лазаре как притчу, в которую заложена идея того, что со смертью человека его вечная участь уже решена и никаких изменений больше не будет. Кто-то на этой притче строит доктрину, что есть ад и есть рай в загробной жизни, и, притом, ад и лоно Авраама, на котором разместились души, настолько близки, что реально Лазарю намочить перст и смочить им губы находящемуся в аду богачу. Или может они считают, что перст (палец) у Лазаря настолько длинный, что с неба (рая) может дотянуться до ада, который (по их же представлениям) находится в глубине земли. Видите, какое нелепое резюме получается, если не «включать» здравый смысл и строить доктрину на отдельно вырванном из Писания тексте.
Лишено здравого смысла и заявление: «Почему здесь нет Святого Духа… куда девался Святой Дух?» Надо же, АСД проповедуют о Троице, а Иакова-то они, наверно, не читали. Начнем со здравого смысла: «Передаю Вам привет от моей супруги». Но только Вы не вздумайте на основании этих слов прийти к выводу, что у меня, кроме супруги, никого больше нет, ни детей, ни внуков. Они у меня есть, и от того, что я от них не передал привет, никуда они не делись.
Теперь возвращаемся к Писанию:
«По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Петр 1:2). Благодать и мир Петр передает от кого, кроме Отца и Христа? От Духа.
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Вот и Дух Святой появился. А Вы переживали, что он куда-то девался.
А если мы рассмотрим такие тексты Писания:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия» (Гал. 6:18).
«Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами» (2 Тим. 4:22).
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим» (Филим. 1:25).
В этих текстах куда-то девался не только Дух Святой, но и Бог Отец. Хороший повод для атеистов заявить и АСД, и другим христианам: «Почему Павел в своих посланиях пишет: «благодать Господа нашего Иисуса Христа»? Почему нет здесь никакого Бога? Ведь вы, верующие в Бога, проповедуете о Боге? Куда девался Бог в посланиях Павла? Видите, к какому выводу можно прийти на основании посланного привета. Желаю Вам, уважаемый(мая), исследовать все Писание с экзегетическим подходом и со здравым смыслом.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос № 2
В Евангелии от Матфея 11:27 записано: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.» Скажите, а разве Дух Святой не знает Сына и Отца? Некоторые приводят этот стих в пользу того, что мол Дух Святой это не личность, а что-то другое. Поясните этот стих, пожалуйста.
Ответ: Самая большая ошибка «некоторых», на мой взгляд, заключается в том, что доктринальные вопросы решают не экзегетическим методом, то есть, исследуя все, что сказано в Писании по данному вопросу, а доктрину строят на одном тексте. На основании всего Писания мы убеждены, что Дух Святой является Личностью. Несколько лет тому назад мы целый квартал изучали эту тему. Где были эти «некоторые», они не изучали что ли уроки о Святом Духе?
Можем ли мы на основании этого одного стиха прийти к выводу, что Дух Святой не личность только лишь потому, что Христос здесь о Нем не упомянул? Ни в коем случае. Христос вообще здесь не пытался научить учеников природе Божества, Он раскрывает Свои взаимоотношения с Отцом Небесным, подчеркивая Свою Божественность.
Просматривая всю 11 главу, мы начинаем понимать, о чем вообще идет речь и к чему были высказаны слова об Отце и Сыне. Контекст этой мысли начинается с того, что Иоанн, услышав в темнице о делах Христа, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Христос дал ученикам Иоанна ответ и Своих учеников также стал наставлять в плане Своей Божественности. Он приводит в пример детей, затем мы читаем: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
В этой прямой речи Христос «выводит на сцену» сугубо Свои взаимоотношения с Отцом и раскрытие Отца людям через Него (Христа). Одни с детским доверием принимали Христа, другие не принимали ни Иоанна, ни Христа. В выражении Христа: «никто, кроме Отца» и «никто, кроме Сына» Он вообще не имеет в виду небожителей. «Никто» относится к людям; об этом свидетельствуют следующие слова: «и кому Сын хочет открыть».
Своей жизнью Христос открывал характер Отца. Смиренные и беспомощные (как младенцы) принимают волю Отца, явленную в Сыне, а гордые и самоуверенные принимать ничего не хотели. Такие люди есть и сегодня, говоря в контексте этого вопроса, они в Писании не видят ясные свидетельства о Духе Святом, как личности, а в тексте, где говорится сугубо о взаимоотношениях Сына с Отцом, зацепившись за слово «никто», которое относится к людям, они пытаются найти оправдание своим неправильным богословским понятиям.
С уважением, пастор Александр Серков
Комментарии (1):
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Несколько лет назад я задал вопрос Василию Юнаку: если Святой Дух считать Личностью, то и дух человеческий также следует считать личностью? Потому, что, во-первых, мы созданы по образу и подобию Божьему; во-вторых, исходя из стихов Рим.8:15,16 + 1Кор.2:10,11 и др., следует, что Дух Господа Иисуса и Дух Бога Вседержителя научают наш человеческий дух Божьей святой Истине; а в-третьих, в разных местах делается акцент на личностной принадлежности духа: человеческий дух – Пс.77:8, Прит.25:28, Иез.13:3, Зах.12:1 и т.д.; Дух Бога Всевышнего – Зах.7:12, Рим.8:11, 1Кор.2,10 и т.д.; Дух Господа Иисуса Христа – Мар.2:8, Рим.8:26,27+33,34; … В то время Василий Дмитриевич ответил просто: «Не могу сказать ничего – ни хорошего, ни плохого…».
Позже, разбирая уроки Субботней школы, посвященные теме о Святом Духе, в диспуте с Александром Серковым я говорил, что вопрос о Троице (а конкретнее – о Святом Духе, как личности) напрямую связан с вопросом о поклонении Богу. В качестве аргумента я приводил тексты Писания, говорящие о том, что наше поклонение мы должны посвящать Богу Отцу и, по Его воле, Сыну Божьему Иисусу Христу; что не существует текстов, указывающих на волю Бога поклоняться Святому Духу, и что за все домыслы Апостол Иоанн предупредил об ответственности перед Богом (Откр.22.18,19). Также, я просил пастора дать образец молитвы, какой он молится Святому Духу. Но, эта просьба осталась без ответа. Непонятным (думаю, не только мне) является и вопрос количества Духов в Библейских текстах, которым, в таком случае, следует поклоняться: есть Дух Божий (Дух живого Бога Отца, 1Кор.2:11), есть Дух Иисуса Христа (2Кор.3:17, Мар.2:8, …). А Святой Дух, как Личность – это отдельный Дух или симбиоз Духов Бога Отца и Бога Сына?
Дух Бога и Дух Господа отличаются по своим функциям, как и собственно Личности Господа Бога и Господа Иисуса Христа.
Всевышний Бог нам открыт (как минимум), как: наш Творец, Бог всемогущий, великий и крепкий; единый Вседержитель Небес всей Вселенной; Отец Вечности; Родитель и Бог духов всякой плоти; Бог человеколюбивый, долготерпеливый, многомилостивый, милосердый и истинный. Его Дух – это Дух Любви и Истины; Дух Славы святых Небес; Дух Утешитель, дающий знания и веру; Дух мира, творчества и гармонии; Дух премудрости и ведения; Дух силы, крепости, могущества и величия; Дух откровений, благословений и святых благодатных Даров.
Наш Господь Иисус – это единый и вечный наш Сотворитель и Искупитель, наш Судия и наш Ходатай перед Лицем Отца Небесного и святыми Ангелами, наш Царь и Первосвященник, святой наш Брат и верный Друг, наш Учитель и Наставник. Он истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Его Дух – это Дух Любви и мира, Дух истинного поклонения Небесному Отцу, Дух искреннего служения Владыке Небес всей Вселенной, Дух кротости и смиренномудрия, Дух премудрости и ведения (от Бога), Дух силы, крепости, могущества и величия (от Бога), Дух откровений, благословений и святых благодатных даров (от Бога), Дух-Обличитель и Дух-Ходатай. Дух Иисуса – это Дух Усыновления, помогающий нам увидеть и осознать красоту и величие нашего Небесного Бога Отца.
И, зная эти определения Бога и Господа, проще понимать кажущиеся противоречивыми некоторые тексты Писания.
Так, ясным становится, например, Кто обращался к Церквам в Откр.2,3 – Господь или третья Личность Божества; Кто является Утешителем Божьего народа – Бог Отец, кричащий людям «Я, Я Сам – Утешитель ваш!» (Ис.51:12) или «третья Личность Божества», исходящая от Бога Отца (Иоан.15:26); Кто является нашим Ходатаем перед Лицем Бога и Его Ангелами – Господь Иисус или «третья Личность Божества» (1Тим.2:5, Рим.8:26); и т.д.
Аналогично, ясными становятся и «непонятные» фразы:
— «Оскорбление/искушение Святого Духа» (Деян.5:3; Еф.4:30 и т.п.). В контекстах этих фраз, как правило, всегда идет указание на персональную принадлежность этого Духа и причину, по которой Дух огорчается.
Так, для Деян. 5:3 объяснение в стихах 5:3 и 9 — ложь Анании и его жены оскорбила Господа.
Стих Еф.4:30 объясняется стихами 4:31,32, если между ними поставить двоеточие: «30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления: 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:30-32).
— «Общение Святаго Духа» (2Кор.13:13). Эта фраза в Посланиях Павла встречается только один раз. Нет ни единого свидетельства того, что Павел представлял Святой Дух личностью, которой следует поклоняться. Но, в свете его Посланий, Церкви в Коринфе он желал «общение Святым Духом», что, исходя из Послания в Ефес, означает пожелание доброго сострадательного отношения между братьями (Еф.4:30-32).
— И т.д.
«Бог есть Дух (Святой), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться (воздавать почесть) в Духе и истине (правда, истина, верность, истинность, правдивость, искренность)» (Иоан.4:24).
Эта фраза напрямую говорит, что Апостолы под поклонением Богу понимали, прежде всего, духовное поклонение правдивых, искренних сердец, хранящих истину и верность слову Бога. И для них слова «Бог» и «Дух» были СИНОНИМАМИ: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим…» (1Кор.2:10), «12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, (т.е. духовное состояние человека определяется духовным даром – благословенным духовным начатком от Бога – Рим.8:23, 2Кор.1:22), «…что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго…» (1Кор.2:12,13).
Это же относится и к Иисусу: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17); «Ангелу … церкви напиши… Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Обращения Иисуса Христа к Церквам в Откр.2 и 3); «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14).
Это относится и к людям: «И к ангелам говорит: Делаю Ангелами Своими духов (т.е. людей) и служителем Своим – пламя (жар?) огня («огнь закона» из Втор.33:2?)» (Евр.1:7). И Господь Иисус, во исполнение воли Отца, «тем, которые приняли Его, верующим в имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые … ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12,13).
Вывод, который я сделал, разбирая несколько лет этот вопрос:
Святой Дух в Библии – это Дух Небесного Бога Отца, Который благословил Своим Святым Духом весь сотворенный Им и Его Сыном мир Бытия. И для нас сейчас Дух Бога – это Дух Святой жизни, Дух праведных отношений Любви, Дух Истины, Дух гармонии и мира. Это – основа духовного состояния мира всех Божьих творений от их Сотворения. Это – основание фразы Господа: «Я и Отец – в единстве пребываем» (Иоан.10:30) и основание Его молитвенного прошения к Отцу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоан.17:20-22).
Слава Вам, Отче и Господи за Ваш святой для нас всех Дар. Аминь.