Национальное предательство или…?

07-12-2021, 1 комментарий

ВОПРОС ПАСТОРУ:

Добрый день!

Пророк Иеремия призывал Иудею сдаться вавилонянам (либо срочно проводить слишком радикальные реформы). В глазах царя и его двора первый сценарий был предательством своего народа. Что и обусловило их оппозицию вести Иеремии.

Вопросы:

Существовали ли ещё пророки Танаха, которые призывали Израиль сдаться врагам?

Можно ли считать, что позже отказ Иисуса участвовать в войне против римлян имел свой библейский контекст?

Где критерий, когда верить — это сражаться, а когда верить — это сдаваться?

Какова гамма христианских реакций на злоупотребления власти (иностранной либо национальной, государственной либо церковной): восставать, терпеть, протестовать, уходить в подполье?

Прошу дать развернутый ответ, чтобы я мог его опубликовать. Огромное спасибо.

ОТВЕТ ПАСТОРА:

Вопрос конечно политизированный, но Библейский. А раз Библейский, значит в Библии надо искать ответ. Начнем с Иеремии, перейдем к Танаху, продолжим Христом и заключим нами: уходить ли нам в подполье, протестовать ли, терпеть, сражаться или сдаваться?

Прежде всего давайте определимся с призывом сдаваться врагам. Да, в отрыве от общей обстановки, от тех увещаний Господа, которые Он давал народу, от тех предсказаний, которые предвещали судьбу народа за непослушание, вот так вот, если всё это вырвать из контекста и оформить такими конкретными словами: «ПРИЗЫВ СДАТЬСЯ ВРАГАМ», то, естественно, такой сценарий выглядит как предательство своего народа. И это еще не всё. При таком сценарии Сам Бог выглядит в неприглядном свете. Мол, а где же Бог? Куда Он смотрит? Что же это Он не заступается за Свой народ?

А вот как пророк Даниил подошел к решению этого вопроса. Подобно другим благочестивым мужам древности, Даниил, пребывая в состоянии моления и скорби, читает закон Моисея и молится о прекращении бедствий, постигших народ Божий в результате их неверности. Слова своей молитвы он черпает из книги Второзаконие:

«Как написано в законе Моисея, так все и произошло с нами; мы не обращались к Тебе, Господи, за милостью, чтобы обратиться нам от порочной нашей жизни и размышлять о правде Твоей» (Дан.:9:13 ПС).

Молитва Даниила – это краткое изложение предостережений из Второзакония относительно плодов несоблюдения народом обязательств завета. Как и было сказано во Второзаконии, израильтяне лишились земли. Из-за неповиновений произошло именно то, о чем было сказано Моисею. А сказал он вот что:

29 Ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих (Втор.31:29).

Как все трагично! Вместо того, чтобы окружающие народы говорили: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор.4:6), Израиль стал «поруганием» (Дан.9:16) у тех же самых народов.

Молясь, Даниил не задает Богу вопрос, какой обычно люди задают, когда постигает их горе: «Почему, Господи, это произошло со мной или с нами?» Причину он знает, и он исповедует грехи свои и грехи всего народа. Но главное в том, что в молитве Даниила звучит обнадеживающая нотка: он знает Бога, и уверен, что Он не оставит народ Свой в таком бедственном состоянии. А книга Второзаконие как раз предоставляла не только контекст для понимания их ситуации, но и указывало на обетование восстановления.

Был ли вавилонский плен спонтанным или всё шло по предсказанному сценарию? Разве Бог через Моисея не предупреждал народ? Разве Он не нарисовал им карту с двумя путями; и не предсказал ли Он конец каждого пути? Мы же читаем слова, которые Моисей ясно изложил народу перед тем, как им предстояло войти в Обетованную землю. Вот что он говорит:

25 Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его,

26 То свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете;

27 И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь;

28 И будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят, и не обоняют.

29 Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею.

30 Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.

31 Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им (Втор.4:25-31).

В конце книги Второзаконие мы читаем еще раз конкретный призыв Моисея:

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор.30:19).

Что мы скажем на все эти слова? Знал народ конец того и другого пути? Знал. Исполнились слова Моисея, когда он предсказывал, как народ будет поступать после того, как родятся у них дети, внуки и правнуки, что они развратятся, сделают себе изваяния и будут служить им, раздражая этим Бога? Так и случилось. Обещал Бог рассеять их по всем народам? Обещал. Но прежде, чем это осуществить, Бог еще очень и очень долго пытался реанимировать умирающий духовно народ. Он посылал пророков, которые увещевали его, призывали их оставить служение идолам, обратиться к Богу. Но, подобно допотопному миру, народ не унимался и катился все ниже и ниже.

Первым переполнил чашу терпения Бога народ северного царства, и Бог рассеял его среди язычников. Эта история нам хорошо известна. С народом иудейским Бог нянчился дольше, все-таки от Иуды должен был произойти Мессия.

Что из себя представляет вавилонский плен? Это что, окончательный суд над народом или…? Вот тут-то останавливаясь и размышляя над случившимся, перед нами откроется ответ на вопрос: «Было ли это национальное предательство или…? Давайте прочитаем текст Писания:

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,

2 И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,

6 И оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль (Ис.5:1-7).

Нет, пророк Исаия не призывает к предательству, он пока только «раскрывает карты» с судьбой народа, все еще надеясь на их реформирование, как случилось когда-то с Ниневией от проповеди Ионы. Подходя вплотную к вопросу о вавилонском плене, я хочу сказать, что в то время, когда Бог питал какую-то еще надежду на реанимацию народа, Он вступался за Свой народ и не допускал языческим народам их завоевать. Вот смотрите, как это произошло однажды:

36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые.

37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии (Ис.37:36-37).

Да, Иеремия пишет:

1 Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим (Иер.5:1).

Воспользовался ли народ благодатью Божьей, Его милостью, чтобы Он продолжал защищать их от языческих завоевателей? Для примера прочитаю такие весьма неутешительные слова пророка Иеремии:

7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в дома блудниц.

8 Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого.

9 Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли, душа Моя такому народу, как этот?

10 Восходите на стены его и разрушайте, но не до конца; уничтожьте зубцы их, потому что они не Господни;

11 Ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь:

12 Они солгали на Господа и сказали: «нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода.

13 И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет».

14 Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ — дровами, и этот огонь пожрет их.

15 Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит (Иер.5:7-15).

И дальше пророк продолжает призывать народ к покаянию. Он передает слова Господа и говорит:

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем » (Иер.6:16).

Ну, как же это оставить порочный путь?! Они обольстили себя, что Бог не допустит ничего плохого, потому что храм Его здесь в Иерусалиме. Вот что мы читаем:

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:

2 Стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.

3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень «.

5 Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,

6 Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, —

7 То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.

8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.

9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,

10 И потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены «, чтобы впредь делать все эти мерзости.

11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.

12 Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.

13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, —

14 То Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.

15 И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.

16 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.

17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?

18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.

19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (Иер.7:1-19)

Эти главы (7-9) часто называют «храмовой речью» Иеремии. Центральная мысль ее в грядущем наказании народа за отступничество и поклонение лжебогам. Возникает впечатление, что обстановка, в которой «храмовая речь» была произнесена, и сопутствовавшие этому события воссозданы в 26-ой главе; она и по содержанию записанного в ней пророческого обращения весьма схожа с главами 7-9. В главе 26 прямо сказано, что это произошло «в начале царствования Иоакима, сына Иосии» (26:1).

Давайте вспомним исторические обстоятельства того времени. В битве с египетским фараоном (при Мегиддо) погиб благочестивый царь Иосия. Закончился короткий период независимости, которой Иудея пользовалась при нем после свержения ассирийского ига. Крушению политических надежд сопутствовало обострение болезненных националистических настроений. Иудеи тешили себя мыслью о своем национальном превосходстве над языческими народами и уповали на свою святыню – храм, который рассматривали как своего рода талисман, гарантирующий им безопасность.

Божье наказание, полагали они, не постигнет город, потому что в нем воздвигнут дом Господа, в котором они исправно приносят Ему жертвы (6:20). Эту ложную надежду и предстояло разрушить Иеремии, которого голос, звучавший в сердце его, побуждал объявить войну двум остававшимся у иерусалимлян «кумирам» – их горделивым хвастовством своим национальным превосходством и их слепой вере в храм как в таковой.

Да, они исправно совершали ритуалы, думая «задобрить» ими Господа, но, суеверно опасаясь гнева «ваала» и «астарты», одновременно старались умилостивить и их (7:17-19) – чтобы не случилось засухи или другой какой беды. Вы только вслушайтесь в эти слова:

17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?

18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.

19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (Иер.7:17-19)

Гнойная болячка идолопоклонства, которая до конца не заживала у иудеев никогда, все более угрожала им духовной гангреной, от которой ни исполненный святой таинственности храм, ни тем более совершение культа, в котором сердце не участвовало, спасти их не могли. И вот Иеремия, непонятый, гонимый, ненавидимый, приходит к храму, чтобы возвещать чисто духовную религию, не отвергающую внешних форм, но стоящую выше их. Он был одним из первых учителей человечества, который возвещал, что спасение – лишь в истинном богопознании, что подменять его внешними формами – не только бесполезно, но и преступно в глазах Божьих.

Бог повелел ему: «Стань во вратах дома Господня». Имеются в виду ворота, которые вели во внешний двор храма, где собирался народ; стоит лишь напомнить, что во внутренний двор допускались только священнослужители. Устами Своего пророка Господь вновь и вновь напоминает иудеям, что только «исправление путей их и деяний», как следствие искреннего покаяния и возвращения к Нему, способно отвратить от них грядущее наказание. Только в таком случае оставил бы Господь их жить на том месте.

И что, народ покаялся? Нет. Им нравились слова пророка Иеремии? Нет. А какие пророки им нравились? Давайте прочитаем текст Писания:

11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.

12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.

13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: «не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте «.

14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер.14:11-14).

Народу нравились пророки, которых Бог не посылал и которые возвещали народу приятное, а Иеремию народ готов был умертвить.

Анализируя все эти слова, мы не видим, чтобы пророк Иеремия напрямую призывал народ стать предателем и сдаться врагу. Он констатировал то, что с ними случится, потому что Бог не может уже терпеть их беззакония. Он ставил их перед фактом, что вы пойдете в плен. Кто виноват? Сами. Что Бог хотел достичь вавилонским пленом? Просто взять и рассеять их без конечной цели? Нет. Целью Бога было в конечном счете спасти народ, поставить их в условия, когда они осознают контраст между благословенной жизнью в Обетованной земле и жизнью в плену.

Бог достиг Своей цели? На какое-то время, да. В книге «Плач Иеремии» мы читаем, как они с плачем вспоминали жизнь на родине. Что означало не пойти в вавилонский плен? Что было с теми, кто до конца упорно цеплялся за свой город, надеясь на то, что храм Божий с ними? Они все были уничтожены огнем и мечом. В данной обстановке плен для них был самым лучшим вариантом. Почему? Потому что это путь к исправлению. А пребывание народа в своей земле без реформирования своей жизни – это путь к вечной погибели. Человек обычно рассматривает благословения жизни материальным благосостоянием, и очень часто в таком благополучии отдаляется от Бога. Человек смотрит на перспективу слишком близко и узко, он близорук в данном аспекте. Бог же смотрит на все в масштабах вечности и знает лучше, что человеку нужней для его вечной участи, благосостояние или, может быть, плен.

Если даже Иеремия и призывал народ сдаться в плен, он выполнял план Божий по спасению народа. Можем ли мы рассматривать это как предательство своего народа? Если мы узко рассматриваем этот вопрос, то да, а если мыслим масштабами Божьими в плане вечности, то это не предательство, это призыв ко спасению. Потому что в плане Божьем было не на вечно переселить народ в Вавилон. Как народ Израильский был в плену Египетском для определенной цели, для его размножения, потому что, живя свободно, окружающие народы не дали бы им так свободно размножиться, возможно, давно бы их завоевали и подчинили себе другие народы. Так и Вавилонский плен был предусмотрен Богом для определенной благородной цели. Через семь десятков лет они вернулись на свою родину.

Отвечая на вопрос: «Существовали ли ещё пророки Танаха, которые призывали Израиль сдаться врагам?», – мы не видим в пророчествах Танаха (Ветхозаветных книг), чтобы кто-то из пророков призывал народ сдаться врагам. Они в основном призывали народ покаяться и обратиться к Богу, вернуться на путь древний, реформировать свою жизнь.

На вопрос: «Где критерий, когда верить — это сражаться, а когда верить — это сдаваться?» можно ответить так:

Критерий – «верить — это сражаться» заключается в том, что Бог повелевает. Бог повелел идти вперед и завоевывать народы, народ должен был идти. Бог сказал: «Пойдешь в плен за свои грехи» — народ должен идти, а у него и выбора не было: либо идти, либо в Иерусалиме погибнуть. Дело в том, что в Библейские времена Бог решил образовать для народа, Своего избранного, суверенное государство. И если бы народ был верен Богу, к этому государству примыкали бы другие народы, и со временем все народы приходили бы на поклонение в столицу этого суверенного, Богом учрежденного, государства, на поклонение. Для учреждения этого царства Бог велел верить и сражаться. Но народ не захотел жить в этом государстве по воле Божьей. Им нравились благословения Божьи, но жить они хотели по своим похотливым критериям. Вот тогда они подпали под вторую часть вопроса: «когда верить – это сдаваться?» А вот тогда, когда беззакония их переполнили чашу терпения, — их уделом был плен.

А этот вопрос решается в контексте Библейского понимания: «Можно ли считать, что позже отказ Иисуса участвовать в войне против римлян имел свой библейский контекст?»

Мы видим, что схема: «Народ Божий и суверенное государство» — оказалась неприемлемой. Христос учреждает новое правление, в котором царство Его народа не от мира сего, оно внутри каждого верующего. Это царство названо также «Царством благодати», в котором мы, живя в разных царствах мира этого, принадлежим ему поскольку-постольку – в материальном плане, а в духовном плане мы живем в царстве Божьем, в царстве Его благодати. А в этом царстве благодати Христос не призывает переплетаться царству мира сего с царством благодати, они идут параллельно. Царства мира стремятся к господству одно над другим, и там происходят войны, в царстве же благодати идет война между Христом и сатаной, между добром и злом, в котором дьявол через своих агентов обольщает людей перейти на его сторону, а народ Божий последнего времени призван возвещать трехангельскую весть, призывая людей поклониться Богу и воздать Ему славу и честь. Поэтому нам не следует вмешиваться в политические дела царства мира сего. Это не наш удел. У нас своя задача.

Отсюда и ответ на последнюю часть вопроса: «Какова гамма христианских реакций на злоупотребления власти (иностранной либо национальной, государственной либо церковной): восставать, терпеть, протестовать, уходить в подполье?»

Какова наша реакция на злоупотребление иностранной власти? – Иностранная власть – это из раздела «царства мира сего».

Злоупотребления национальной и государственной власти – из того же раздела. Это царство мира сего.

Злоупотребление церковной власти – это уже из церковного раздела, и на это есть церковный порядок, в котором очень четко все расписано, как вести себя в тех или иных обстоятельствах, в том числе со злоупотреблениями церковной власти. Восставать – отпадает, хоть в отношении правителей мира сего, хоть в отношении церковных лидеров. Мы можем молиться за тех и других. В отношении церковных лидеров (церковных властей). Если мы под их властью, можем лишь молиться и терпеть. Если они в нашем подчинении, терпеть их не следует, надо молиться и, имея церковный устав, путем совещания и голосования предпринимать против них какие-либо церковные меры.

В отношении ухода в подполье. Если нас власть имущие мира сего вынудят, нам деваться будет некуда, только в подполье. Во времена первых христиан и в средние времена народ Божий уходил в горы, жил в катакомбах. В прошлом веке народ Божий уходил в подполье, когда собираться на богослужение было запрещено.

Если на что-то я дал не совсем полный ответ, пишите в комментариях, дополняйте.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Вопрос служителю

Комментарии (1):

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"