Сила слабости
Перед лицом постоянных испытаний и непосильных задач, которые ставит жизнь, каждый человек, независимо от того, верит он в Бога или нет, задается вопросами: «Как пройти то «поле» длиною в 60, а, может быть, в 80 лет? Где взять силу, чтобы каждое утро, просыпаясь, без страха смотреть в глаза новым задачам и вызовам, которые бросает нам жизнь?» Самый популярный российский фильм 90-х годов, «Брат-2», ставит этот вопрос со всей остротой. Фактически, вопрос: «В чем сила?» — это лейтмотив кинокартины. И персонажи пытаются найти на него ответ, говоря: «Сила в деньгах, в верности, в дружбе, в физической мощи, в храбрости, в правде». Что же еще люди считают силой?
Физическую красоту, особые способности человека, влияние, лидерские качества, силу разума. В той или иной ситуации любой из этих ответов верен. Но может ли быть силой человеческая слабость? Может ли человек черпать силу не там, где он что-то знает, а там, где не знает? Не там, где он что-то может, а где не может что-то сделать? Где человек не находит в себе способностей или возможности совершить что-либо? Особенно эта проблема является острой для мужчин. Почему-то не всегда можно найти церковь, в которой количество мужчин было бы одинаковым с количеством женщин. Признать свою слабость, неспособность что-то совершить для мужчины очень тяжело. Рассмотрим истории трех мужчин и проанализируем, как каждый из них реагировал, осознавая ограниченность своих сил.
Первый из них — это Иосиф, который был красив станом и красив лицом. И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною. Но он отказался, и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому, что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда же она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мною. Но он, оставил одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон (Бытие 39:6—12). Иосифа сравнивают с Даниилом, и их судьбы действительно похожи. Оба они были угнаны в рабство. За каждым из них были «сожжены мосты». Куда бы они ни пошли, даже освободившись от пут, их ожидала бы еще большая неопределенность. Они были одиноки, их окружали язычники, которые оскорбляли их веру и личность. Однако, сравнивая истории Иосифа и Даниила, думаю, что первый находился в более тяжелом положении. Даниил был изгнан в рабство не один. Вавилоняне позволяли евреям проводить богослужения; в то время возникло подобие синагог. Хотя его обучили халдейскому языку, и задачей Даниила было заниматься астрологией, он черпал свою веру из изучения Писаний. До определенной поры пророк открыто поклонялся Богу три раза в день. А что Иосиф? Ни Библии, ни близких, ни прошлого, ни будущего. Что бы он ни делал, у него не было шансов выбиться в люди. Его ожидала смерть в рабстве и безвестности. Как пели одесские босяки в начале прошлого века, «И нихто не придёть на могилку к мине…»
Единственное, что было у Иосифа — это Бог. И когда его связанного, падающего от истощения и обезвоживания, гнали в Египет, он спросил Господа: «По чьей вине я здесь? Все же было хорошо. Я был любимцем отца. Ты мне дал видения, о которых я имел неосторожность рассказать. Это плохо? Что же они сделали со мной? Кто несет ответственность за то, что происходит, Господи?» В этой ситуации Иосиф сделал единственно правильный ход — положился на Вышнего. Если Вседержитель сделал тебя рабом, значит, так нужно. И тебе необходимо стать лучшим рабом в Египте. Иосиф не стал прятаться от жизни. Он не стал ждать, пока что-либо изменится. «Моя жизнь — это сегодняшний день. Сегодня Бог воспитывает меня. Хотя я в рабстве, Господь настолько же жив и действен, как и во времена, когда я ходил в разноцветной одежде наследника». В таких жизненных обстоятельствах Иосиф увидел свою жизненную миссию. Мы все хотим жить лучше. Стремимся быть счастливыми уже сейчас, но жизнь разочаровывает нас. Желаем быть здоровее, богаче, красивее, но наличная реальность — вот те обстоятельства, в которые нас поместил Бог. Потому для Иосифа грехом стал не только плохой или хороший поступок, а всякое уклонение с Божьей дороги. И он решил убегать. От греха. А ведь супруга Потифара предлагала ему, фактически, свое покровительство. Огромное количество молодых людей сочли бы это шансом уменьшить давление рабства. Несомненно, та женщина была богата и могла своему «другу» устроить куда более приятную жизнь, чем та, которую он вел. Но Иосиф увидел, что, если Бог его поместил сюда сейчас, то шаг вправо или влево будет уходом с дороги, указанной Богом. И то, что другие люди сочли бы развлечением, он назвал великим злом. А когда Иосиф понял, что ему не устоять, он убежал. И Бог взял на Себя ответственность за последствия в той ситуации. Иосиф показал себя настоящим мужчиной, умеющим держать себя в руках, праведником. Кто идет за Богом, тот блажен. В чем же заключалось благословение Иосифа? Попал… в тюрьму. И не на 15 суток, а на два года. Разъяренная отказом жена начальника хотела крови. Но, Потифар, зная Иосифа, не убил его тут же, хотя имел право наказать своего раба мучительной смертью. Вместо этого перевел свого раба из дома в подведомственную тюрьму, фактически, в свой офис. На первый взгляд, стойкость Иосифа сделала его жизнь только хуже. Но через два года он стал министром экономики Египта.
Еще один мужчина, оказавшийся в сложной ситуации (но не уразумевший этого до поры до времени) — царь Давид. Через год, в то время, когда выходят цари, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян, и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме. Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой (2 Царств 11:1—4). С мирской точки зрения, вот человек, умеющий использовать возможности, который предпочитает сожалеть о сделанном грехе, нежели о несделанном. Где должны были быть в это время цари? Бог сказал: Я даю тебе силу, чтобы вести войны Господни. Пока Давид шел этим путем, сам удивлялся мощи, которую Бог через него являл. Вместо этого, здесь он армию отправил воевать, а себе устроил отпуск. Располневший, заспанный, вышел вечером на кровлю и «осмотрел владения». И повел себя привычно — как завоеватель. Увидел цель. Послал разведку. Организовал осаду. Конечно, женщина сдалась. Могла ли она отказать царю? Если человек не считается ни с чьим авторитетом, кроме Божьего, он всегда устоит. Первая проблема Давида — он ушел с дороги своей миссии. И мы видим, что сила, которую он применял не по назначению, сильным его не сделала. Вместо того, чтоб убегать от греха, он бегал за грехом. Это была не минутная слабость, а обдуманный план. Видимо, считал, что контролирует ситуацию, но жестоко ошибался. Когда я сворачиваю с Божьего пути и начинаю Божью силу применять, чтобы бегать за грехом, Бог возлагает ответственность за последствия на меня. Давиду было «хорошо». Убил мужа Вирсавии, взял ее замуж. Думал, все устроилось. Но Бог сказал: «У тебя умрет четыре сына».
Если я хочу быть сильным, если хочу, чтобы все мое естество прославляло Господа, я должен разобраться, в чем моя миссия, к чему я призван. Без этого навести порядок в своей жизни не удастся. Проблема мартышки из басни Крылова была в том, что она не знала, как применять очки. Нанизывала их на хвост, лизала, но увы! Когда Христофор Колумб открыл Америку, кофе никто в Европе не пробовал. За большие деньги английские моряки покупали кофейные бобы и присылали своим женам. Не зная, что с ними делать, жены варили из этих зерен кашу черного цвета и угощали соседок этой экзотической пищей. Свитки Мертвого моря являются самой великой и самой значимой археологической находкой ХХ века. Найдены были неграмотными пастухами, и первый бесценный свиток был сожжен, чтобы подогреть чай. К счастью, Бог распорядился так, что о находке узнали археологи — люди, знавшие истинную цену невзрачных кожаных свертков. История последнего мужчины, о котором будет идти речь, записана в Иоанна 6:15. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Самый, казалось бы, благоприятный момент. Слух о Его исцелениях, Его мудрости распространился достаточно широко. Множество людей хотело сделать Его царем. Надо ловить момент. И тут Иисус показывает спину, убегает. Как восприняли люди такое поведение Христа? Как минимум, очень обиделись. Человек, которому дают такой кредит доверия, даже ничего не объясняет. Он, как Иосиф, не читает проповедей. Ему на этой дороге делать нечего. Иисус жил миссией. Он говорил о Себе: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня». В чём был грех? Ему же не что-то плохое предлагали. Многие из нас увидели бы в этом огромные возможности. Воцарись, тебя будут слушать. Ты сможешь научить этих людей правде Царства. Но Христос развернулся и убежал, считая грехом не плохое или хорошее действие, а уклонение с Божьего пути.
…И Отец нашел выход и из этой ситуации, каким бы невообразимым он ни был. А те люди, которые хотели воцарить Христа, потом кричали: «Распни Его!» Но важно, что внешние события не имеют окончательного значения. Христа убили. Убили не так, как мучеников за самые светлые идеалы. Он умер окончательной, второй смертью. Он прощался с жизнью навсегда. Да, Отец воскресил Его Духом Святым. Даровал Ему имя, перед которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних. И всю бесконечную Вечность ангелы и люди с невыразимой благодарностью и благоговением будут возлагать к Его ногам венцы и сердца… Но у Него катился кровавый пот, потому что Он был видел то, чего не видим мы на смертном одре — абсолютное небытие. Полное Ничто. Будучи Источником жизни, Он роздал все ради нас. Христос навсегда сузил Свою божественность до человеческой плоти. Умирая Божеством, Он воскрес Богочеловеком. В Его подвиге ничего не было «понарошку». И через миллионы лет жизнь не будет для Него прежней. Его самопожертвование никогда не закончится. Ограниченность моих возможностей становится силой, потому что показывает ситуацию, когда я ухожу с Божьего пути. Спросите Бога о своей миссии. Если грех приходит и берет верх, не бойтесь показать ему спину. Верьте, что Бог все усмотрит, и тогда и наши слабости будут служить славе Божьей.
Автор: Максим Балаклицкий
Комментарии:
Sveta: Я просто восхищаюсь Господом, что Он так безгранично милостив к нам и послал такие чудесные мысли и поддержку, чтобы нам снова и снова понять нашу силу слабости!
Спасибо также брату Максиму!
Комментарии (5):
с..Людмила
| Ссылка на комментарий
Если мы полагаемся на свои силы,то БОГ предоставляет нам возможность в последствии увидеть свою слабость.И наоборот если мы видим свою слабость и полагаемся на могещество ГОСПОДА ОН дает одержать победу. Нельзя при этом забывать что сила не в нашей слабости а могуществе БОЖЬЕМ. СПАСИБО брату Максиму.Б за глубокие размышления.Слава ГОСПОДУ!
Саша
| Ссылка на комментарий
Дякую за статтью, дуже цікава 🙂
Ирина
| Ссылка на комментарий
Все, что есть у меня-это Господь.
Sabbather
| Ссылка на комментарий
В чем сила, брат? Интересный вопрос, спасибо.
Морозенко Эдуард, пресвитер
| Ссылка на комментарий
Иисус однажды сказал: » А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но НЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ КОРНЯ И НЕПОСТОЯНЕН: КОГДА НАСТАНЕТ СКОРБЬ ИЛИ гонение за слово, тотчас соблазняется» Мф.13:20,21.
Иосиф оказался человеком имеющим эту силу «корень». В отличие от Петра он не поколебался. Как не хватает такой силы нам человекам.