Свобода, которой нет
Взгляд индуиста на проблему человеческой свободы.
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23)
Каждый из нас в своей жизни сталкивается с необходимостью сознательного выбора. Изо дня в день мы вынуждены делать свой выбор, руководствуясь теми или иными убеждениями, вкусами, ориентируясь на свои жизненные приоритеты, полагаясь на разум или на сердце, под гнётом обстоятельств или будучи свободны от них. Так или иначе, с выбором сталкиваются все без исключения. Более того, практически каждый из нас считает свою свободу воли и выбора неприкосновенным сувереном, благодаря которому он растёт и развивается, и который делает его неповторимым уникумом среди миллиардов таких же неповторимых уникумов. Но подлинна ли эта свобода, реален ли наш выбор, справедливы ли наши посягания? Вот, те вопросы, которые автор попытается рассмотреть ниже…
Итак, не будем, как говорится, тянуть осла за уши. Опираясь на авторитет Писания, становится ясно, что вся эта колоссальная экспансия Духа, во всех её мельчайших деталях и подробностях, открыта всепроникающему взору Всевышнего и её исход, опять же, во всех бесчисленных частностях и бесконечных вариациях, известен Ему заранее. Исходя из этого, можно утверждать, что никакой свободы в принципе не существует, и мы имеем дело с многоуровневой иллюзией, которой подвержены абсолютно все и всё – люди, животные, растения и т.д. вплоть до минерального царства. Иллюзия эта, как известно, проистекает из невежества или неведения, как Вам угодно. Так, например, чем больше человек развит духовно, чем шире и глубже его внутреннее видение, чем богаче и совершенней его знание жизни во всех её проявлениях, тем для него очевидней, как мало от него зависит, и какое множество факторов оказывают влияние на его «свободную волю». И наоборот, чем глупее и самоувереннее человек, чем он самонадеяннее и мнит себя хозяином положения, чем разветвленнее его привязанности и сильнее эгоизм, тем больше он уверен в своей свободной воле и суверенном праве выбора, которых у него нет и быть не может. Эта зависимость обратно пропорциональна. Уже тот факт, что мы воплощены в теле, ограничивает нашу свободу. Дальше – больше. Наше существование в видимом мире управляется рядом законов, часть которых нами изучена. На физическом плане это закон гравитации, закон сопротивления, закон резонанса, закон компенсации и множество других. На наш выбор оказывают влияние десятки и сотни тысяч факторов и условий, большинство которых вообще не регистрируется сознанием, и ускользают от нашего взгляда. Это что касается нашей обыденной деятельности, которая естественно не свободна. Мы, конечно, можем взять отдельно самое произвольное действие (например, хлопок в ладоши) и станем утверждать, что оно доказывает акт свободной воли, но это также не будет отвечать истине. По той причине, что всякое, произвольное или непроизвольное действие, всегда бывает вызвано теми или иными соображениями, а на нашу волю и поступки оказывают давление моральные, этические, эстетические, прагматические и прочие идеалы и животные страсти, над которыми мы не имеем абсолютно никакой власти и которые, так или иначе, формируют наше поведение. И здесь мы находим нашу волю не свободной госпожой, а скорее зависимой во всех отношениях служанкой. Но даже если мы ударимся в фантастику и теоретически допустим существование свободы воли и выбора, тогда нам придётся также допустить различного рода случайности, естественным образом вытекающие из множества носителей свободных воль. Но мы то с Вами знаем, что никаким случайностям не находится места в творении Всевышнего. Поэтому даже если вообразить себе ни от кого и ни от чего независящую волю и наделить ею каждого человека, мы будем вынуждены признать, что причиной миллионов насильственных смертей и тотального геноцида, послужила одна-единственная свободная воля такого тщедушного и никчемного человечка, как Адольф Гитлер, а это уже абсурд и Писание открыто нам заявляет: «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его » (Притчи 21: 1). И если Ваша деятельность, так или иначе, совпадает с планами Всевышнего или хотя бы не противоречит им, – успех Вам гарантирован.
Обратимся к истокам и посмотрим, с чего начался этот трагический планетарный марш свободы. Адам и Ева, искушение, грехопадение – это, по-видимому, первый акт «свободы воли». Вот оно, начало – «…и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Бытиё 3: 5) – вот он, роковой «выбор», определивший последующее развитие человечества. Обман, козни сатаны, вероятно, скажете Вы и будете правы. Чем обернулось это роковое падение для человечества? Отвечу – свободой выбора, свободой ошибаться, свободой противится воле Всевышнего. Но подлинна ли эта свобода? Ответ очевиден – она иллюзорна.
Есть ли альтернатива этой псевдосвободе? Конечно же, есть, – это долг. Каждое конкретное воплощение налагает на нас определённые обязанности, по отношению к родителям, к обществу, к родине, к человечеству и, в конце концов, к Господу Богу. Однако, если же мы, по каким-либо причинам не исполняем их должным образом, или же наоборот, злоупотребляем своими полномочиями, тогда многоликая карма наносит нам ответные удары, в голову, по печени, по почкам, руководствуясь известным всем нам законом («…что посеет человек, то и пожнёт» Галатам 6: 7). Кроме очевидных обязанностей, таких как родительский, гражданский, воинский долг, существуют ещё и высшие обязанности, по отношению ко Всевышнему, которые обязывают нас быть «солью» и «светом миру» и воплощать истину Духа, используя все свои возможности и активности, не где-то там, в небесах, а здесь, на земле, потому что, так или иначе, это наша родина – patria, fatherland, janmabhumi.
Так где же она, свобода? Вокруг одни обязанности.
Каждое конкретное рождение наделяет нас определённым типом тела, нервной системой, психикой, воспитанием, и всё это формирует наши предпочтения, склонности, пристрастия, вкусы, мораль, убеждения, ту или иную религиозную принадлежность. Таким образом, уже само наше воплощение заранее предопределяет череду наших выборов и «свобод». Возможна ли свобода вероисповедания в ортодоксальном исламском обществе? Сомневаюсь. Какая свобода у цыгана, которого с пелёнок учили воровать? Кроме того, значительная часть человечества (частью юго-восточная Азия, Африка, Латинская Америка, некоторые провинции Индии) вообще не достигла уровня осознанного существования, и вся их жизнь всё ещё протекает на подсознательном уровне инстинктов пропитания, защиты, размножения и т.д., лишь слегка оттенённая примитивными развлечениями, отягчённая вдобавок болезнями, алкоголизмом, наркоманией и прочими сорняками цивилизации. Какова их свобода? Каков их сознательный выбор? Трудно даже вообразить. Но и это ещё не всё. Вспомним о миллионах неполноценных, больных болезнью Дауна, имбицилах, аутистах, олигофренах. Где их свобода, их воля, их выбор? Затрудняюсь ответить.
Стоит нам посмотреть на миссию Машиаха и все иллюзии тот час развеиваются. Вся Его жизнь и учение проникнуты таинственным фатализмом. Примеры? Да сколько угодно: «…ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего» (Матфея 10: 29), «…Иисус сказал им: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие» (Лука 9: 44), «…и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Матфея 26: 2), «…впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26: 39), «Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего…как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матфея 26: 54), «…никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоанна 6: 65), «…не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоанна 5: 30), «Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание…» (Иоанна 13: 18) и т.д. Да и вся Его жизнь была исполнением пророчеств и сплошным предначертанием. И если даже у Мессии не было выбора, что говорить о нас?
Долг – вот что определяет нашу судьбу. Нет другой альтернативы, «karmani evadhikaras te ma phaleshu kadachana…» (Bhagavad-gita 2: 47) – ты можешь только исполнять свой долг, но плоды твоей деятельности не принадлежат тебе. Исполнять предписанный долг, вот наш единственный выбор и залог успеха. В противном случае, если мы им пренебрегаем, безудержный напор жизни сломает нас или как минимум покалечит.
Безусловно, свобода существует. Свобода сопротивляться, свобода упираться рогами, свобода вредить себе – вот вся наша свобода.
Такие рассуждения можно обвинить в радикальном фатализме и в падении до уровня духовного пессимизма. Но между фатализмом и пессимизмом огромная разница. В частности, пессимист всегда ожидает от судьбы худшего, и это худшее зачастую его и постигает. Тогда как фаталист ничего не ожидает и ни на что не надеется, он свободен от ложного выбора, от сомнений, от раздутых амбиций, от бесконечных интерпретаций одного и того же факта, от приобретений и потерь, желания и ненависти, радости и горя. И, в конце концов, он обретает samsidhy, духовное самообладание, которое освобождает его от всех страданий и лишений, связанных с воплощением, он покоряется воле Всевышнего и становится неподвластным заблуждению. Достигнув этого состояния он «…освобождается во Всевышнем»(Bhagavad-gita 5 : 24). Или, как говорил Машиах «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8: 32).(я разумею духовный идеал фатализма)
Можно, однако, возразить, что возможность ошибаться доказывает существование свободной воли. Рассмотрим этот вопрос на примере теории относительности. Так вот, когда Лобачевский доказал что пространство непостоянно, пришлось заново пересматривать всю ньютоно-картезианскую парадигму. И вот Альберт Эйнштейн выдвигает теорию относительности, которая призвана согласовать между собой враждующие части физики (что она и сделала). Краеугольным камнем этой теории является положение о зависимости времени от пространства (объективный ход времени в различных инерциальных системах, например на Земле и на Юпитере, существенно отличается). Это относительное время. Отсюда естественным образом вытекает понятие о времени абсолютном, в котором совершают своё движение все возможные инерциальные системы отсчёта времени, как изолированные, так и проникающие одна в другую, и которые находятся в зависимости от абсолютного времени. Так создаётся иллюзия независимости и разделённости – пространство делится на множество систем отсчёта, с различным ходом времени в каждой из них.
Это материальный пример. Аналогичным образом, можно сказать о существовании относительной веры и веры абсолютной. Относительная вера ограничена сама в себе (подобно замкнутой инерциальной системе). Поэтому в рамках относительной веры становятся возможными потери и приобретения, успехи и неудачи, она открывает широчайший диапазон для совершения ошибок и рождает бесчисленные вариации, или как выразился один брат «человек может к чему-то стремится, чего-то достигать, не думая о том, что всё предрешено». Следует признать, что без такой относительной веры (« и будете как боги…» Бытиё 3: 5), вся эта колоссальная эпопея, эта грандиозная и величественная игра Духа – была бы попросту невозможна. Но, обретая абсолютную веру, человек избавляется от иллюзии и у него открываются глаза, он возвращает себе свой status quo (лат. «утраченное положение»), как вечной части Всевышнего, и вступает в духовное царство, в небесный Иерусалим, находит своё mukti и свой Вриндаван. Должно быть, все мы помним притчу о блудном сыне. Она прекрасно иллюстрирует это космическое путешествие. Блудный сын символизирует в ней индивидуальную душу. И вот, она, едва достигнув совершеннолетия, берёт своё духовное наследство, движимая жаждой форм и удовольствий, отделяется от Всевышнего и принимает рождение. И живёт жизнь за жизнью, ни в чём себе не отказывая и бездумно растрачивая своё сокровище. Но, в один прекрасный день от наследства остаётся одна жалкая монета. И испытав все радости мира, она обречена испытать горе и лишения, и только опустившись на самое дно, она вспоминает откуда она родом и кто её Отец. И вот, ободранная и голодная, измученная потерями и лишениями, она плетётся домой и ей стыдно поднять глаза…, ну а дальше Вы знаете. Более глубокий символизм трудно где-либо найти. Что ни говори, а Мессия мастер на такие штуки.
Очевидно, что всё не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд и не всем, далеко не всем, дано это счастье – наслаждаться свободной волей, пусть даже иллюзорной, не абсолютной. Поэтому сказать, что свобода воли (в абсолютном смысле) является определяющей силой в наших поступках и в нашей судьбе – я не рискну. Конечно, эта заразительная игра огромного множества «свободных воль» поработила и покорила себе всё человечество (за исключением немногих), но, так или иначе, она не является и не может являться абсолютным сувереном и её власть простирается до определенных границ. Она бессильна вторгнутся в область Духа, который один является истинным сувереном и которому всё подчинено.
Конечно, все эти рассуждения есть игра разума чистой воды, разума, который, является покорным слугой души, готовый оправдать и научно обосновать любые её пристрастия и эгоистичные притязания, или наоборот, опровергнуть и разоблачить все, что стоит у неё на пути и мешает ей расти и развиваться в избранном ею направлении. Было бы желание, и тут же отыщется свора ученых, которые найдут тысяча и один факт в пользу самой нелепой теории. Было бы желание, и тот час найдутся политологи, которые докажут необходимость тех или иных общественных и политических перемен. Было бы желание, и тут же придут мыслители, которые сплетут паутину философии вокруг чьих-то честолюбивых интересов. В этом проявляется скрытое влияние этой истинной хозяйки положения – нашей натуры. Отсюда проистекают все разногласия, диссонансы мнений, отсюда война эгоизмов всех мастей, отсюда дисбаланс влияний и хаотичная борьба интересов. По этой причине, полагаться на разум, в попытке добраться до Истины – весьма сомнительное и рискованное занятие, и не нужно далеко ходить, чтобы убедится в этом, достаточно взглянуть на пёстрое разнообразие конфессий, философий, толкований, интерпретаций одного и того же Источника, чтобы убедится в правоте этого утверждения. Все попытки докопаться до Истины лопатой разума не удовлетворяют и не могут удовлетворить нас, а его достижения варьируются в широком диапазоне исканий, от возвышенного, устремлённого в небеса, духа идеализма, до чрезвычайно приземлённого и ориентированного на сиюминутные потребности корыстного, ублюдочного прагматизма. В этом можно убедиться, изучив тысячи трудов богословов, философов, мыслителей, социологов и прочих воинов разума.
Что и говорить, достаточно поверхностного взгляда на нынешние идеалы («от смоковницы возьмите подобие…» Матфея 24: 32). Человек, не как душа или дух, а скорее как тело, сгусток жизненных инстинктов и устремлений в прекрасной интеллектуальной аранжировке, увенчанный чудесами прогресса – вот, по-видимому, самый распространённый сегодняшний идеал, а жизнь тела – наивысшая ценность. И здесь трудно не заметить влияние Запада, который задаёт тон этому эгоистическому маршу и пропагандирует такие идеалы не жалея времени и средств. Точным барометром этих идеалов является кинематограф. Вот один из шаблонов, – полицейский (профи), не лишённый пороков, но добрый внутри. Он не ладит с начальством, но его терпят. По ходу сюжета он непринуждённо ловит мелких преступников, шутит и отпускает непристойности, играючи борется со злом, попадает в передряги и т.д. Но стоит только главному злодею посягнуть на «святая святых», – его семью, и всё, – забрало падает, от непринуждённости и лёгкого юмора не остаётся и следа. И он не остановится ни перед чем. Сколько бы ему не пришлось убить и искалечить людей (обычно не меньше десятка), он обязан, даже обречён, не щадя живота, один или в команде, победить это вопиющее зло. И в кульминационном поединке схлестнуться с самым главным негодяем, и убить его (или жестоко наказать) и, в конце концов, заключить в объятья любимые тела.
Итак, подведем итог. Человек со своим телом, желаниями, интеллектом, амбициями, управляемый «свободной волей» и признающий её за высшее мерило и направляющий руль бытия и своей эволюции сражается на всех фронтах с природой за жизненное пространство, которое ему необходимо, что бы удовлетворять свои растущие активности и позывы к обладанию. Для этого он не жалеет средств и делает обильные вливания в развитие необходимого инструментария и разнообразных орудий. И эта тенденция, по-видимому, только ещё развивается и далеко еще не достигла своего апогея и грандиозного размаха, к которому она неудержимо стремится. И остаётся только задать справедливый вопрос – куда заведёт нас наша свободная воля?
А что же Бог?– Он смотрит на всё это и улыбается…
P.S. Так каково же реальное положение вещей? Мне неизвестно, и Писание не даёт однозначного ответа на этот вопрос, или я его не вижу… Как же быть с вопросом свободы воли? Очень сложно найти тот баланс между фатализмом и суверенной свободой, по той простой причине, что и первая и вторая концепция и учение берут своё начало и опираются на те или иные библейские тексты, на те или иные грани сущности Бога, на те или иные духовные ориентиры. Поэтому, очевидно, что ни фатализм, ни утверждение абсолютной свободы не могут самостоятельно и всецело отражать Истину, как бы этого не хотелось представителям этих диаметрально противоположных учений. В этом вопросе я солидарен с Ауробиндо, который, по-видимому, нашёл золотую середину и тот желанный баланс потенциалов Духа. Он выражает её в следующем изречении, которое объединяет, на мой взгляд, эти враждующее стороны – «Поскольку Бог уже пожелал и предвидел абсолютно все, то ты не должен сидеть в бездействии и ожидать Им предусмотренного, ибо твои действия являются одной из Его главных действующих сил. Восстань и действуй, но без эгоизма, а в согласии с обстоятельствами, условиями и видимой причиной того события, которое Он уже предопределил» («Мысли и афоризмы» стр.10).