Алексей Опарин. Книга Псалтирь: догматика, философия, история. — Харьков: Факт, 2011. — 224 с.
Глава 8. Учение книги Псалтирь о путях богопознания
Основной темой книги Псалтирь является ее учение о Боге. Когда говорят о Боге, то перед взором каждого из нас возникают величественные храмы, тысячи зажженных свечей, повергнутые ниц или приклонившие колени тысячи людей, торжественное пение, запах фимиама и ладана, торжественные лица священнослужителей, одетые в великолепные одеяния, звук органа или колоколов. Бог сурово и грозно смотрит на людей с фресок, и кажется далеким и недоступным. Но совершенно по-иному Бог предстаёт в книге Псалтирь, авторы которой приглашают людей для богопознания и встречи с Господом не через пути, ведущие через величественные сооружения, коленопреклонения, фимиам и ладан. Нет, они предлагают для богопознания три особые пути.
ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ
1) Через природу.
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2); «Ты послал источники в долины: между горами текут [воды], поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103:10?14, 24); «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим. Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Пс. 146:3?5, 8). Псалмопевцы призывают людей хотя бы на мгновение оторвать свой взгляд и мысли от повседневных забот и труда и взглянуть на окружающий их мир, его красоту, удивительное устройство, на чудеса животного и растительного мира и задуматься при этом над тем, Кто создал всё это. Миллионы галактик, тысячи звезд и содержащее тысячи чешуек крылышко пчелы, великие снежные вершины и маленькие снежинки, имеющие тончайшие узоры, детали которых видны только под увеличением, глобальные законы природы и непостижимый многокилометровый путь птиц… Кто стоит за всем этим? За этой красотой и гармонией, которую не то что создать, ни то что объяснить, но даже воспроизвести на холсте человеку невозможно. Попытки эволюционистов XIX?XX вв. всё свести к случайности, самозарождению сегодня ушли в прошлое, как антинаучные, а по большому счету просто абсурдные и нелепые, требующие от своих сторонников слепой фанатичной веры. Псалмисты призывают посмотреть на небеса и окружающий мир не только для того, чтобы человек увидел за этим дела Господни, но и осознал величие Бога и быстротечность этой жизни, когда у нас даже не бывает времени остановиться и посмотреть на небо. И только по типу героя Л. Толстого Андрея Болконского, мы устремляем свой взор в небеса в минуту сильного ранения. Только тогда осознаем главное, которое прошло мимо нас. «„Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются“, ? подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, ? высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. „Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, ? подумал князь Андрей, ? не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, ? совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!…“». [Толстой Л. Н. Война и мир. В 2 т. Харьков: Прапор, 1984. Т. 1. ? С. 356]. Так может быть нам сегодня стоит взглянуть в небо, на звезды и увидеть за ними Того, Кто их создал.
2) Через историю и события жизни.
«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12). Псалмопевец призывает нас задумываться над прожитыми днями, анализировать их, понимать, что за всеми событиями стоят законы: причины и следствия, посева и жатвы. Псалмопевцы показывают, что Господь это не только Творец нашего мира, но и Бог истории. «Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его. Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его; и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его; рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его; разделил Чермное море, ибо вовек милость Его; и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его; и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его; провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его; поразил царей великих, ибо вовек милость Его; и убил царей сильных, ибо вовек милость Его; Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его; и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его; и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его; в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его; вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:3?4, 10?24). За всеми глобальными событиями земной истории стоит не случайность. Как и в событиях жизни каждого отдельного человека. «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли» (Пс. 146:6). Вот оказывается, где истинная причина падения диктаторов или крушения наших честолюбивых греховных замыслов. «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, ? благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс. 146:10?11). Вот почему так часто сильный проигрывает. «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:19). Вот где залог подлинного успеха и благоденствия в жизни. Учитываем ли мы эти законы в своей личной жизни? И если еще нет, то псалмопевцы призывают нас попробовать их в своей жизни и убедиться в их эффективности и действенности. Без Бога история превращается в какую-то нелепую цепь событий. Для чего и почему поднимались одни царства и низвергались другие. Одна социально-экономическая формация приходила на смену другой. Для чего пришел, наконец, в жизнь я, мои близкие, родные. Неужели так удивительно устроенный мир не имеет смысла своего существования, а человек ? самый уникальный его представитель ? не имеет смысла своего бытия. Псалмопевцы решительно выступают против этого, и законы посева и жатвы, раскрытые в книге Псалтирь, показывают нам смысл и механизмы истории, за которой стоит Господь и в событиях которой мы наблюдаем великую борьбу добра и зла, Христа и сатаны за умы и души людей. «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты ? Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов; Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа» (Пс. 76:12?16).
3) Через личное познание Бога.
И, наконец, третий, основной путь богопознания, который нам открывает книга Псалтирь, ? это путь через личное познание Бога в своей жизни, достигаемое через чтение Слова Божьего, откровение Бога человеку и молитву.
- Чтение Слова.
«Вспомни слово [Твое] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать: это ? утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:49?50). Псалмопевцы уверяют, что Слово Божье дает утешение, способно оживлять, и в трудных ситуациях те, кто уповают на него, на его обетования, не обманутся в своих надеждах. Недаром Бог на страницах Библии говорит: «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, ? оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11). Библия это не просто мудрая книга, которую мы читаем познавая новое, это Слово Живого Бога, и читая его с молитвой, мы общаемся с Самим Господом, Который дает нам силу, радость, мир. «Слова Господни ? слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек» (Пс. 11:7?8). Давид здесь пророчески показывает, что Слово Божье нечестивые попытаются уничтожить, но Бог сохранит его. И действительно, в истории мы знаем неоднократные попытки уничтожить Слово Божье, причем предпринимаемые не только открытыми атеистами, но и теми, кто внешне носил имя христиан.
- Через откровение Бога человеку.
Исследуя книгу Псалтирь мы видим, что она являет нам пример искренней беседы псалмопевцев с Господом и благодарности их Его ответам. Бог отвечал им, избавляя чудесным образом от бед. «Из тесноты воззвал я к Господу, ? и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь ? сила моя и песнь; Он соделался моим спасением» (Пс. 117:5, 11?14). Бог обращался к ним через Своих вестников, обличая их грехи, как, к примеру, пророк Нафан обличил царя Давида после его прелюбодеяния с Вирсавией. «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, ? я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу ? дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» (Пс. 50:2?21). Бог также обращается к человеку через его совесть. «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Иоан. 8:9); «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римл. 2:15); «…хранящие таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9). Обращается пока человек, отвергая и отвергая Божий призыв, не сжигает во грехах свою совесть, делаясь недоступным для обращения к Господу. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1?2). Псалмопевец призывает не только не отвергать обличения Божьи, но и благодарить за них, потому что в этом залог счастья. «Вразумляющий народы неужели не обличит, ? Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны. Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!» (Пс. 93:10?13). Итак, чтобы узнать Бога, нам не надо идти в далекое паломничество или уйти в монастырь или дальний скит, для этого не нужно заканчивать богословские факультеты, нет, для этого достаточно с искренним желанием узнать Бога и молитвой к Нему взглянуть на величественное небо, и открыть Слово Бога, Библию, со страниц которой Он Сам обратится к нам, раскрыв Свою волю и Свой характер.
Комментарии (3):
Sabbather
| Ссылка на комментарий
И где эта замечательная книга в электронном виде?
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Интересное название: «Книга Псалтирь: догматика, философия, история». Какая «догматика» может быть в библейской поэзии? Имеет ли автор представление о том, что такое догматика и как она соотносится с библейским текстом? Прочел предсталенные на обозрение читателю страницы. Книга скорее представляет собой сборник проповедей по мотивам книги Псалмов, чем серьезное исследование. Думаю, профессор медицины не может быть специалистом во всем — археологии, истории, библеистике, догматике и пр. Каждый служит Богу тем даром, который получил. Автору искренне желаю благословений Божьих в его служении, и скромности… Нельзя объять необъятное:)
Sabbather
| Ссылка на комментарий
Зя-зя! У Опарина получается писать очень интересные книги. Главное их достоинство в том, что они открывают новый взгляд на Библию и побуждают снова её исследовать.