Как писать репортаж на религиозную тему
Репортаж — это интересный рассказ об интересном событии.
ЧТО ДЕЛАЕТ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ?
- необычная тема;
- необычный взгляд на привычные вещи;
- (быстрое) развитие событий;
- тайна, неожиданность, приключение — противостояние, противоречие, преодоление;
- герой — либо известный нам человек, либо чем-то выдающийся (в хорошую или в плохую сторону);
- на кон поставлены жизненные интересы и ценности человека: жизнь и смерть, добро и зло, спасение и гибель, бедность и богатство, уважение и презрение, любовь и ненависть;
- рассказчик увлекает либо яркой выдумкой, либо излагая события, которые видел сам.
Другими словами, интересно слушать историю. Слушать фрагмент из жизни людей, который обладает хотя бы некоторыми из перечисленных характеристик. Чем сходств больше, тем лучше.
КАКИЕ БИБЛЕЙСКИЕ КНИГИ ЛЮДИ ПРОЧИТЫВАЮТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
Книги историй: Бытие, Исход, Царства и Паралипоменон, Иова, Даниила, Евангелия и Деяния апостолов. Какие еле домучивают, если прочитывают хотя бы единожды? Те, где этих характеристик мало или нет: описания устройства скинии в Пятикнижии и храма у больших пророков.
А КАКИЕ СЮЖЕТЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ РЕПОРТАЖЕЙ В РЕЛИГИОЗНЫХ СМИ?
Разного рода ритуалы: богослужения и праздники, собрания и фестивали. Ритуал — повторяющееся действие, которое интересно либо наблюдать как экзотическое действо, либо участвовать, когда глубоко вчувствуешься в его суть. Читают о ритуалах либо неверующие — из праздного интереса, либо верующие — потому что религия стала неотъемлемой частью их жизни. И тем, и другим рано или поздно это надоест. Либо неверующий пресытится этой темой и оставит ее, либо станет верующим и начнет участвовать в обрядах, а не читать о них.
Здесь посредничество вредит. Вспоминается притча: «И что нашли в этих «Битлз»? Фальшивят, картавят, слова неправильно выговаривают!» «А ты их слышал?» «Нет, мне Вася напел».
КАКОВА ФУНКЦИЯ РИТУАЛОВ В БИБЛЕЙСКИХ ИСТОРИЯХ?
а) они никогда не играют самостоятельной роли, но являются фоном для человеческих судеб и отношений. Мы видим их глазами героя, персонажа, личности. Потому и называем эти истории именами их персонажей, а не богослужебного антуража: смерть Надава и Авиуда, разговор Анны и Илия, Давид, обманувший Ахимелеха, изгнание Иисусом торговцев из храма;
б) типовой ритуал показывается один раз, и дальнейшие истории ссылаются на это описание. Работа скинии детально отображена в Пятикнижии, крещение и причастие — в евангелиях.
КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНЫМИ РЕПОРТАЖИ О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ?
- преломлять религиозный обряд через ощущения и поступки человека;
- искать Божью роль в религиозном обряде;
- анализировать, как религиозный обряд может повлиять на человека, церковь, общество, мир, вселенную;
- описывать религиозный обряд человеческим языком: разговорным стилем и доверительной интонацией. Понять, какие вопросы ставит к нашей теме читатель, и отвечать на них;
- водить в репортаж характеристики свидетельства. Свидетельство — самый популярный и читабельный жанр церковной прессы. Он соединяет в себе большинство черт хорошей истории: личностное начало, открытый финал, элемент непредсказуемости, эмоциональный фон, призыв к сопереживанию, Божье вмешательство, т. е. чудо, преодоление внутренних и внешних препятствий, хеппи-энд. Здесь на кону стоит вечная участь человека. Свидетельство вероятно, потому что его излагает очевидец.
Пока журналист не научится анализировать все проявления жизни через призму библейского мировоззрения, его репортажи будут искусственными и надуманными.
В этом подходе нет ничего нового. Так определяли свою редакционную позицию многие христианские авторы и издания. Марвин Оласки в книге «По правде говоря: как оживить христианскую журналистику» обосновывает библейское понятие сенсационности:
«В 1681 году общее собрание пуританских служителей США призвало к точному описанию в церковной прессе «невероятных событий, Божьих судов, чудес, необычайных наводнений, землетрясений, бурь, ужасающих явлений и чего бы то ни было чрезвычайного, случаев колдовства, одержимости, выдающихся кар, ниспосланных известным грешникам, изумительных избавлений и ответов на молитву». Как видим, пуритане в удивительных явлениях усматривали обычно невидимую руку Бога.
Резолюция этого собрания предлагала и метод фиксации таких событий. Во-первых, каждый священник призывался быть корреспондентом, на которого налагалась ответственность «внимательно вникать в суть, записывать удивительные явления так, как они произошли, с указанием времени и места». Во-вторых, чтобы избежать подмены фактов вымыслом, необходимо было полагаться на свидетельства очевидцев, ссылаться на авторов цитат и приводить конкретные детали».
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ДЛЯ РЕПОРТАЖА?
Она должна волновать вас. Если рассказывать нечего, читатель это сразу почувствует. Ищите отличия этого события от других. Что особенного случилось тогда? Почему вам нужно это записать, а другим об этом прочитать? Ответ на этот вопрос определяет ценность репортажа. Читатель должен поверить, что репортер там был, и почувствовать себя на месте события.
Вы должны быть очевидцем этого события либо приводить прямые цитаты из рассказов очевидцев. Во втором случае даже лучше писать статью либо опубликовать интервью.
КАК ПИСАТЬ РЕПОРТАЖ
Материал группируйте по порядку происходящего или по степени важности.
Читателю всегда интересно узнать об истории другого человека. Превращайте ритуал в историю. Описывайте свои ощущения, ход события, атмосферу, реакции людей.
Врагами репортажа являются предсказуемость события, шаблонный стиль повествования, устраненность автора из рассказа. Религиозного репортера поджидают следующие сложности: ритуалы похожи друг на друга, язык постсоветских протестантов — это смесь просторечного говора и официозного канцелярита, в авторском взгляде консерваторы подозревают гордыню, самодостаточность, эгоцентризм.
Оживляют внимание: документальность, детали, прямая речь, короткие диалоги, пять ощущений (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), эмоциональная реакция на происходящее.
Начинайте со зрелищной сцены и сразу переходите к действию: «Нен Суан кричал в агонии. Его единственный сын был мертв!»
Распределите цитаты по тексту.
Избегайте нагромождения деталей.
Пишите достаточно короткими фразами, особенно в начале и в конце. Отличный пример — книга Сьюзи Манди и Майлан Шурх «И падут подле тебя тысячи»:
«Голос Франца, обычно такой уверенный, сейчас звучал подавленно.
— Это так. Письмо из призывной комиссии. Меня вызывают в призывной пункт по укомплектованию военных кадров во Франкфурте в понедельник в восемь часов утра.
— В этот понедельник?
— В этот понедельник. Через два дня.
Хелен и Франц в изумлении смотрели друг на друга.
— Я думал, я уже слишком стар для службы в армии, — сказал он, — но получается так, будто я один из первых, кто должен быть призван.
Он вывел детей в зал и попросил их сесть. Затем он объяснил, что его призывают на военную службу. Лотти стала плакать.
— Солдат убивают на войне, — всхлипывала она, — ты умрешь?
Франц хотел было повторить, но Курт опередил его, произнеся пренебрежительно:
— Не будь глупой, Лотти. Германия — самая сильная страна в мире. Другие солдаты будут умирать, но не наши».
Используйте глаголы в настоящем (теперешнем) времени.
Минимум прилагательных и оценочных фраз.
Секрет библейских историй — они описывают действия, которые выказывают мысли, а не навязывают единственно возможное толкование события.
P. S. Весьма полезной для понимания этой темы будет книга Ли Стробела «Христос под следствием. Журналист расследует факты об Иисусе» (Симферополь : ХНАЦ, 2002. – 318 с.).
Максим Балаклицкий
Иллюстрация: http://trinixy.ru/pics4/20101012/special_forces_14.jpg
Комментарии (1):
Елена Володченкова
| Ссылка на комментарий
Спасибо. Надеюсь, что пригодится.