Адвентистские медийщики готовятся преодолеть информационный вакуум

15-02-2012, Комментариев нет

9 февраля, Киев. 6:30. Обледенелое «монастырское подворье» Украинского униона. Говорю дежурному, что приехал на совещание информационного отдела. Он: «Вы не из Харькова?» «Откуда Вы знаете?» «На книжке видел». Пока размышляю о пользе написания книг, он проводит меня в теплый корпус.

7:30. Прихожу в чувство после ночной борьбы со сквозняком из вагонного окна. В противоположном конце коридора унионной гостиницы слушательницы семинара «Ходите легко!» делают зарядку. Мне же после подъема в 4:45 легко может даться только одно — забытье в горизонтальном положении.

9:30. Горячий завтрак добавляет сил. В верхнем зале, где будет проходить совещание, 11 градусов тепла. Мысль, что свежесть не даст задремать, утешает слабо. Предлагаю захватить в «холодную горницу» хотя бы один чайник с кипятком. Натягиваю теплые вещи.

Юрий Кузьменко, руководитель информационного отдела униона, борется с холодом эффективнее. Он собрал все обогреватели, что смог найти, и расставил под столом, за которым проходит совещание. В обдуваемой ими зоне, кроме него, сидят координаторы информационных отделов (ИО) девяти конференций Украины. Впервые в таком совещании принимает участие Иван Островский — руководитель ИО Евро-Азиатского дивизиона.

10:00. Входит Виктор Алексеенко, президент Украинского униона. «То, что вы пишете, читается. То, что вы делаете — нужно», — говорит он. Виктор Владимирович объясняет встречающееся непонимание нужды в информационном служении психологическим вакуумом, сложившимся еще в советское время. Верующие не могли получать образование, поэтому считали «книжную мудрость» лишней для христианина. Политический заказ на образ протестантизма как «чуждой веры» перешел из советской пропаганды в современное медийное пространство. «Ваша задача — преодоление этого информационного вакуума, насыщение медийного поля библейской информацией», — сказал президент.

Иван Островский проповедует без записей. Солидный мужчина с компьютером-планшетом подмышкой, умеет запросто начать открытый разговор. По его словам, люди уходят из церкви, если не нашли в ней живого Бога — единственного Врача, способного исцелить их жизни. Они могут найти в ней что угодно другое, но вне Божьей больницы — Церкви — Врача тем более нет. Иван Иосифович иллюстрирует слова Христа «Без Меня не можете делать ничего» математическим правилом: любое число, помноженное на нуль, равняется нулю.

Юрий Кузьменко с профессорской методичностью, гармонирующей с его интеллигентской бородкой, представляет участников совещания и проводит жеребьевку. Подозреваю, читатель догадался, кто, перевернув свою бумажку, увидел на ней розово-фломастерное «Писать статью» (об этом совещании).

На семинаре Иван Островский передает впечатления от поездок по постсоветскому пространству. Русский язык исключен из школьных программ в большинстве стран Средней Азии, поэтому в Армении, Грузии, не говоря уже о республиках «-стана» (Узбекистан, Туркменистан и прочих), по-русски можно говорить разве что с пожилыми людьми, работавшими при СССР, а проповедовать даже местным адвентистам реально только через переводчика.

Уровень религиозной свободы повсеместно снижается. Славяне массово мигрируют из этих стран. Пасторам настоятельно советуют получать местное гражданство и учить национальные языки. С властью азиатских держав откровенный диалог невозможен: официальных лиц принимают на высшем уровне и обещают золотые горы, на деле церковь встречает всё больше притеснений. Постоянно изменяется законодательство о религиозных организациях. В ряде государств из-за этого практически невозможно зарегистрировать общину, а деятельность незарегистрированных церквей запрещена в любом виде. Без религиозной свободы информационная прозрачность оборачивается против Церкви, когда, например, после репортажа об успешной работе адвентистского реабилитационного центра в Сибири местные представители религиозного большинства используют опубликованные данные, чтобы препятствовать работе этого учреждения.

Малочисленность и ресурсная скудость местных общин вынуждает переориентировать работу информационного отдела Евро-Азиатского дивизиона (ЕАД). По этой причине создали единый медиацентр ЕАД, в состав которого вошли радиоцентр «Голос надежды», заочная библейская школа, телеканал «Надежда» и интернет-служение. Медиацентр призван предотвратить дублирование работы разных СМИ Церкви и помочь национальным подразделениям готовить информационный продукт на местных языках.

Главная забота Ивана Иосифовича — редактирование журнала «Адвентистский вестник». Как официальный орган Евро-Азиатского дивизиона, издание намечает стратегию развития этого региона всемирной Церкви.

Иван Островский раздает участникам совещания первый номер журнала за 2012 год. У издания осовременили дизайн, краски стали ярче, внутренние страницы занимает дайджест переводных статей журнала «Адвентистский мир», новости подаются в виде аналитических статей. Уменьшился объем материалов, возросло их количество. Информация подается убористей, в виде небольших блоков. Большинство публикаций имеет систему подрубрик, врезки, ключевые мысли выделяются другим цветом. Иван Иосифович говорит, что настоял на удалении из журнала новостных сообщений, которые поступают теперь в еженедельный бюллетень ЕАД «День за днем».

Всё больше адвентистских изданий доступно для скачивания как приложения для коммуникаторов Apple; идет их оптимизация для платформы Android. В конце февраля планируется запуск новой версии дивизионного сайта adventist.ru.

Юрий Кузьменко не впервые призывает к самообразованию. «Раз не желаете знакомиться с раздаваемыми на наших совещаниях материалами, в следующий раз я включу в свой семинар ряд умышленных ошибок. Каждый должен будет меня хоть раз поправить». Учит, как представить в общинах цели и методы своего отдела.

Семинар «Особенности репортажа на религиозную тематику» я начал с фрагмента книги Ли Стробела «Христос под следствием», где автор описывает свой опыт работы журналистом криминальной хроники в газете «Чикаго трибьюн». Прочитав отрывок детективного сюжета, мы с коллегами определили, что репортажи легче писать на «благодарном» (интересном) материале и хочется читать увлекательные истории. Лучше всего читательский интерес поддерживают необычная тема, необычный взгляд на привычные вещи, (быстрое) развитие событий, тайна, неожиданность, приключение (противостояние, противоречие, преодоление). Интересно читать о знакомых либо чем-то выдающихся людях, когда в истории на кон поставлены жизненные интересы и ценности человека и когда рассказчик излагает события, которые видел сам.

Главное препятствие к увлекательности религиозных репортажей — их ориентация на описание религиозных ритуалов, будь то богослужения, праздники или фестивали. Ритуал — повторяющееся событие, которое интересно либо наблюдать как экзотическое действо, либо участвовать, когда глубоко вчувствуешься в его суть. Читают о ритуалах либо неверующие — из праздного интереса, либо верующие — потому что религия стала неотъемлемой частью их жизни. Но рано или поздно либо неверующий пресытится этой темой и оставит ее, либо станет верующим и начнет участвовать в обрядах, а не читать о них.

Чтобы сделать интересными репортажи о церковной жизни, стоит преломлять религиозный обряд через ощущения и поступки человека, искать Божью роль в этом обряде, анализировать, как обряд может повлиять на человека, церковь, общество, мир, описывать обряд человеческим языком: разговорным стилем и доверительной интонацией. Необходимо также понять, какие вопросы ставит к этой теме читатель, и отвечать на них. Наконец, вводить в репортаж характеристики свидетельства — самого популярного и читабельного жанра церковной прессы. Он соединяет в себе большинство черт хорошей истории: личностное начало, открытый финал, элемент непредсказуемости, эмоциональный фон, призыв к сопереживанию, Божье вмешательство, т. е. чудо, преодоление внутренних и внешних препятствий, хеппи-энд.

На практической части участники письменно отвечают на вопросы к предложенному репортажу, оценивая его читабельность. Просматривая попавшийся ему текст, Юрий Кузьменко несколько раз восклицал «Вот это да!», «Ну и ну!», и я радовался такой реакции весьма сдержанного человека. Как выяснилось, Юрий Григорьевич удивлялся… безграмотности репортера. Первыми ответили на вопросы теста Александр Топал (Восточная конференция), Олег Алексеев (Западная) и Наталья Ластюк (Южная) и получили символические призы.

Напоследок Юрий Григорьевич поручает участникам организовать съемку и написание репортажей о каждом крещении спутниковой программы «А что, если да?» в Украинском унионе.

Максим Балаклицкий для http://adventist.org.ua/

Фото Юрия Кузьменко


Рубрика: Образ жизни, Церковь и медиа, Церковь и общество

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"