С патриархами, пророками и царями по земле обетованной
Об этой поездке в Израиль я мечтал, размышлял и готовился к ней с конца прошлого года. Реальные предложения от туроператоров начали поступать в январе 2012 г. в связи с православными праздниками Рождества и Крещения. Пришлось рассматривать многие предложения…
«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашёл его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орёл вызывает гнездо своё, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берёт их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с ним чужого бога. Он вознёс его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских, и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод» (Втор.32:8-14). Как актуальны и сейчас слова древних!
В это время (с началом этого года) день в день я начал читать утренние чтения и главы из духа пророчества (вот почему свои размышления я так и назвал: «С патриархами и пророками по земле обетованной»!) Эта книга – «Патриархи и пророки» сопровождала меня в этом туре по Израилю, связывала с местами моего посещения и разъясняла библейские эпизоды Ветхого и Нового Заветов, благословений и проклятий.
Стратегические планы, созревающие при просматре карт, маршрутов, буклетов туроператоров, наглядно показывали, что я могу увидеть, с чем столкнуться… Дух пророчества приоткрывал завесу прошлых событий в народе Божьем, его взлеты и падения от сотворения, грехопадения, потопа, строительства Вавилонской башни, до Содома и Гоморры, а так же до времени, когда Моисей принимал от Бога скрижали Закона, уставы и повеления Иеговы.
Большим контрастом стало, то что самолёт перенёс за 3 часа полёта из зимы в лето (хотя у них считаются январь и февраль тоже зимними месяцами). Киев провожал морозом -16 градусов, но я при этом морозе пробежался по Киево-печерской лавре, посмотрел, какие капища воздвигаются и золотятся.
Не многим удаётся на нашу землю посмотреть с высоты и побывать над облаками. Это неописуемое зрелище: горы облаков, долины над просторами вод морских и гор земных. «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его – всё воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32: 6-9).
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18: 2-7).
Контрастом ещё стали, размеры помещений аэропортов Киева и Тель Авива – закрытого города, где всё есть: встречи и расставания. Но о расставаниях потом…
Группа из Украины была встречена и расселена по гостиницам туроператором TUR, расписаны экскурсии по дням и часам. Первая экскурсия по Галилее с посещением Назарета, что на севере Израиля. Всю страну можно проехать с севера на юг за 8 часов, а от Средиземного моря до Иордана – за 4-5 часов. Так и получилось, что из г. Нетания в первый день мы проделали такой путь с остановками и посещениями разных мест библейской истории.
«Достигнув южной части Едома, израильтяне повернули на север и снова направились к обетованной земле. Теперь их путь проходил через обширное плоскогорье, которое со всех сторон овевалось прохладным, свежим ветром с соседних холмов. Это была приятная перемена после знойной пустыни, которой они шли, и теперь, жизнерадостные и исполненные надежды, они бодро продвигались вперед. Пройдя долину Заред, они пошли на восток к Моавитской земле, ибо им повелели: «Не вступай во вражду с Моавом, и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым». Такое же повеление было дано и относительно аммонитян, которые тоже были потомками Лота.
Продолжая двигаться на север, израильские ополчения вскоре достигли страны аморреев. Этот сильный и воинственный народ раньше занимал южную часть Ханаанской земли, но, увеличившись в численности, перешёл Иордан, завязал войну с моавитянами и овладел частью их территории. Обосновавшись здесь, аморреи пользовались неоспоримой властью от Арнона до Иавока на севере. Путь на Иордан, к которому желали пройти израильтяне, лежал как раз через их землю, и Моисей отправил дружеское послание Сигону, царю аморрейскому, в его столицу: «Позволь пройти мне землёю твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево; пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду». В ответ на эту просьбу последовал решительный отказ, и всё войско аморреев собралось, чтобы противостоять продвижению пришельцев. Внушительная армия навела ужас на израильтян, которые проигрывали в сравнении с хорошо вооружённой и дисциплинированной армией противника. Их враги имели огромный перевес в умении сражаться. По человеческому рассуждению, Израиль ожидала скорая гибель.
Но глаза Моисея были обращены к облачному столпу, и он ободрял народ тем, что знамение Божественного присутствия по-прежнему с ними. В то же время он приказал сделать всё возможное, чтобы приготовиться к сражению. Их враги с нетерпением ожидали начала боя. Они были абсолютно уверены, что сотрут с лица земли не готовый к войне Израильский народ. Но Повелитель всей земли отдал приказ вождю Израиля: «Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну. С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя». (Из гл. 39, кн. «Патриархи и пророки»)
Посетив в Назарете храм Благовещения, где Мария получила весть о зачатии младенца – «ибо родившееся в ней есть от Духа Святого родит же сына, и нарекут Ему имя Иисус; ибо Он спасёт людей…», – мы отправились к Иордану, но не к тому месту, где Христос входил в него, а другому, уже оборудованному оазису зелени с пением птиц, где многие принимают обряд крещения. Всё там поставлено на коммерческую основу. За всё надо платить: входы и выходы, и только в их спецодежде будут благословения… Вот!
«На восточном берегу Иордана, между рекой и высоким плоскогорьем, которое они уже перешли, также простиралась равнина шириной в несколько миль, вытянувшаяся на значительное расстояние вдоль реки. В этой укромной долине был тропический климат, и благодаря благоухающим акациям, или дереву ситтим, она носила название «Долина Ситтим». Израильтяне расположились здесь станом и среди рощ и акаций на берегу реки нашли себе уютное пристанище.
Но на лоне этой прелестной природы им угрожала большая опасность, чем от могущественных войск врага или диких зверей пустыни. Эта страна, богатая в природном отношении, была осквернена своими жителями.
Во время публичного служения Ваалу, их основному божеству, здесь постоянно разыгрывались в высшей степени безнравственные и низкие сцены. Повсюду стояли капища богам и другие места для разнузданных развлечений, сами названия которых уже свидетельствовали о низости и испорченности народа» (Из гл. 41).
Но при Иордане было и отступничество… «Связи с идолопоклонниками и участие в их празднествах привели евреев к нарушению Закона Божьего и навлекли суды Его на весь народ. Так и в наши дни сатана добивается наибольшего успеха тогда, когда ему удаётся втянуть последователей Христа в дружеские отношения с безбожниками и прельстить участием в их развлечениях. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6:17). Бог и сегодня требует от Своего народа такого же отстранения от мирских обычаев, привычек и принципов, как Он требовал этого от древнего Израиля. Если дети Божьи будут верно соблюдать Его Слово, тогда требование Господа будет выполнено, и иначе быть не может. Предостережения евреям не уподобляться язычникам были такими же определенными и ясными, как те, которые в настоящее время запрещают христианам уподобляться духу и обычаям нечестивцев. Христос говорит нам: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). «Дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Последователям Христа следует отделиться от беззаконников и общаться с ними только в том случае, если можно сделать им добро. Нельзя безнаказанно смешиваться с теми, чьё влияние грозит нам отходом от Бога. Молясь: «Не введи нас в искушение», мы должны избегать искушения настолько, насколько это для нас возможно» (Гл 41).
К Галилейскому морю, называемому так же Кинеретом (в древнем иврите «кинор» – арфа), лежащему на 212 метров ниже уровня океана, длиной 22 км, шириной 12 км, мы попали к вечеру. Там мы смотрели Греко – ортодоксальный монастырь одного монаха в Капернауме. «В промежутках между Своими путешествиями Иисус жил в Капернауме, получившем название «Его города» (ср. Мф. 9:1). Этот город, расположенный на главном пути от Дамаска к Иерусалиму, Египту и Средиземному морю, как нельзя лучше подходил для того, чтобы здесь сосредоточилась основная деятельность Спасителя. Через него проходили, в нём останавливались на отдых путники из многих стран. Здесь Иисус встречался с людьми различных сословий и национальностей, которые распространяли Его учение в далёких землях и глухих уголках. Благодаря этому возник интерес к пророчествам, указывающим на приход Мессии: внимание народа было привлечено к Спасителю, Его миссия стала известна миру.
В наши дни существует намного больше возможностей общения с людьми всех сословий и национальностей, чем во времена Израиля. Теперь в тысячи раз больше дорог, чем было раньше» (кн. пророки и цари гл. 4).
Христос сказал Своим ученикам, собравшимся в Иерусалиме: «вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли.»…
Вот на следующий день, почти тем же составом двинулись до края земли, их земли, на Мёртвое море, где нас ждало яркое солнце, море солёное, вкусная еда, горы и общение… Поистине отдых в раю, опустившись на 300 метров ниже уровня океана.
МЁРТВОЕ МОРЕ
Благословения и проклятия, прослеживаются и там. Море каждый год отходит на один метр. Это видно. Проваливается земля, вода уходит под землю. Но Бог ещё одаривает это место целебными источниками, минералами, на которых изготавливают кремы фирмы «Ahava».
«Духовный облик современного мира вызывает серьёзную тревогу. К Божественной милости относятся легкомысленно. Многие отвергли Закон Иеговы, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9).
Неверие преобладает во многих церквях наших стран — неверие не в широком смысле этого слова, не открытое отрицание Библии, но то неверие, облечённое в одежды христианства, когда подрывается вера в Библию как откровение Божье. Искренняя преданность, нелицемерное благочестие уступили место пустому формализму.
И как результат этого — отступничество и любовь к чувственным наслаждениям одерживают верх. Христос говорит: «Как было… во дни Лота… так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:28-30). Ежедневно повторяющиеся события прошлого свидетельствуют об исполнении Его слова. Мир скоро созреет для гибели. Вскоре разразятся суды Божьи, и тогда будут уничтожены и грех, и грешники.
Наш Спаситель говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному». На перечисленных Христом грехах и сосредоточено всё внимание мира. «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:34-36).
Перед разрушением Содома Бог послал вестника к Лоту: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Тот же голос предостережения слышали и ученики Христа перед разрушением Иерусалима: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Лк. 21:20, 21). Им нельзя было медлить, тратя время на то, чтобы захватить с собой что-нибудь из имущества, следовало дорожить каждым мигом ради своего спасения» (Кн. «Патриархи и пророки » гл 14.).
На экскурсии «Иерусалим 3-х религий» пришлось столкнуться со сплошным смешением, человеческих преданий, поверий, с награмождением исторических неподтверждённых фактов и библейских событий…
«Так долго лелеявшаяся Давидом мечта построить храм Господу была блестяще осуществлена Соломоном. На протяжении семи лет в Иерусалиме не прекращалась работа строителей, которые воздвигали массивные стены, фундамент из больших камней, «камней дорогих и обделанных», обтёсывали стволы деревьев, привезённых из ливанских лесов, возводя величественное святилище (3 Цар. 5:17).» «Итак, на горе Мориа бесшумно укладывались обтёсанные камни, «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6:7). Были сделаны также все необходимые «вещи для дома Божия» (2 Пар. 4:19), совершенная пропорциональность которых строго отвечала образцам, оставленным Давидом своему сыну. Туда входили: золотой жертвенник, столы для хлебов предложения, светильник и лампады, сосуды и другие принадлежности для богослужения в Святом, и всё это было сделано «из золота, из самого чистого золота» (2 Пар. 4:21). «В этом духовном храме Христос был «краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:2021).
«Место, на котором был выстроен храм, уже долгое время почиталось святым. Это здесь Авраам, отец всех праведных, повинуясь повелению Иеговы, готов был принести в жертву своего единственного сына.. Здесь Бог возобновил с Авраамом завет благословения, содержащий славное мессианское обетование об искуплении человечества через жертву Сына Всевышнего (см. Быт. 22:9,16-18). Это то место, на котором Давид принёс приношения и жертвы мирные, чтобы отклонить мстительный меч ангела-губителя. Тогда Бог ответил ему, послав огонь с неба (см. 1 Пар. 21).»
«Если бы Израиль оставался верным Богу, то это грандиозное сооружение оказалось бы нетронутым во все века как вечное знамение особенной милости Божией к Его избранному народу. «И сыновей иноплеменников, — сказал Господь, — присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения её и твёрдо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём; ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:6,7).» (Кн. Пророки и цари», гл 2)
Да, собираются все народы, много мира, разные языки можно услышать, едут в обетованную землю и стар и млад … и у каждого своя правда и истина, своё место поклонения, свой голгофский камень…
«Хотя Бог и не обитает в рукотворных храмах, однако Он присутствует на собраниях Своего народа. Он обещал, что если верующие соберутся вместе, чтобы искать Его и исповедать грехи свои и молиться друг за друга, Он посетит их Духом Своим, но при условии, что молящиеся Ему избавятся от всякого зла. Если они не поклонятся Ему в духе, истине и святости, тогда их совместное общение не принесёт никакой пользы. О таких Господь говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8,9). Те, кто поклоняется Богу, .должны поклоняться Ему «в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).
«А Господь — во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицом Его!» (Авв. 2:20). (Кн. «Пророки и цари» гл. 2).
Как выше сказано: «чтут Меня языком; сердце же их далеко от Меня…»
Только Бог знает сердца всех людей… мусульман, иудеев, и христиан, почему они так поступают, что читают, что делают во время своих служений, что означают те или иные символы…
«Сатана неутомимо старается извратить всё сказанное Богом, чтобы люди утратили правильное понимание вещей и их легко было вовлечь в грех. По этой причине Господь изложил Свои требования предельно ясно, чтобы никто не заблуждался. Бог постоянно стремится защитить людей, чтобы губительная, жестокая, обольщающая сила дьявола не имела над ними власти. Он снизошёл до того, что Сам говорил с ними и Своей рукой начертал животворящие истины. Эти благословенные слова, исполненные жизни и освящённые истиной, даны людям как самый надежный путеводитель. Так как сатана всегда готов отвлечь внимание человека и ослабить силу любви к Господним обетованиям и требованиям, необходимо великое прилежание, чтобы удержать их в своём разуме и запечатлеть в сердце.
Религиозные учителя должны стараться так разъяснять людям уроки библейской истории, чтобы они поняли все предостережения и требования Божьи. Об этом надо рассказывать простым языком, чтобы и детям было ясно. Наставление молодёжи в истинах Священного Писания должно стать частью работы как служителей, так и родителей.
Родителям следует увлечь своих детей многообразием знаний, содержащихся на священных страницах. Но прежде чем они заинтересуют своих сыновей и дочерей Словом Божьим, они сами должны заинтересоваться им. Родителям надо знать учение Библии и, как повелел Бог, говорить о нём, «сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:7; Втор. 11:19).
Те, кто желает, чтобы их дети любили и почитали Бога, должны говорить о Его доброте и могуществе, как об этом повествует Его слово и свидетельствуют дела творения.
Каждая глава и каждый стих Библии являются вестью от Бога к людям. Его заповеди должны быть знаком на наших руках и повязкой на лбу, свидетельствуя о нашей принадлежности Христу (см. Исх. 13:16). Если народ Божий будет изучать эти заповеди и повиноваться им, тогда дорогу ему, как прежде израильтянам, будет указывать облачный столп днём и огненный — ночью.» (46 гл. из кн. « Патриархи и пророки»).
В Израиле, что характерно, переехав с одной улицы на другую, можно очутиться в другом городе и передвигаясь на транспорте но стране за короткое время проехать город за городом. И земля даёт урожай 4 раза в год, деревья плодоносят два раза, оливки собирают один раз в два года, но граблями…
«Раздел земли был поручен Иисусу, Елеазару – первосвященнику и главам колен. Место жительства каждого колена решалось жребием. Моисей сам установил границы земель, которые после завоеваний отойдут тому или иному племени, и назначил также над каждым коленом князя, который должен был принять участие в разделе. На колено Левия, посвящённое на служение в святилище, не распространялось это распределение, однако в различных местах страны для левитов выделили как их наследственную часть 48 городов.» (Кн. «Патриархи и пророки » гл. 48).
КАК УЖИВАЮТСЯ ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ
Что интересно: «Для сооружения в пустыне скинии избранные мужи были наделены Богом особым мастерством и мудростью. «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите. Господь назначил именно Веселиила… из колена Иудина, и исполнил его духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством… И способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава… из колена Данова. Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача и вышивателя,… делающих всякую работу и составляющих искусные ткани. И стал работать Веселиил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение» (Исх. 35:30—35, 36:1). Небесная мудрость сопутствовала людям, избранным Самим Богом.
Потомки этих мастеров во многом унаследовали таланты, которыми были одарены их праотцы.
Некоторое время эти мужи из колен Иуды и Дана оставались скромными и бескорыстными, но постепенно, почти незаметно, они перестали опираться на Бога, у них исчезло желание служить Ему бескорыстно. Пользуясь своим превосходством в изящных искусствах, они требовали всё более высокую плату за свой труд. Иногда их требования удовлетворялись, но всё чаще они находили выгодную работу у соседних народов. Благородный дух самопожертвования, который пребывал в сердцах их знаменитых предков, сменился жадностью, стремлением заработать больше денег. Чтобы удовлетворить собственные эгоистические желания, они своим талантом, данным им Богом, служили языческим царям и тем самым бесчестили Творца.
Среди этих людей Соломон искал искусного мастера, который бы управлял сооружением храма на горе Мориа. Царь отвечал за мельчайшие подробности в письменах, за каждую часть священного сооружения, и он мог бы с верой обратиться к Богу, чтобы Господь Сам указал на преданного делу человека, которому можно было бы вполне доверить работу, требующую абсолютной точности. Но Соломон упустил возможность проявить свою веру в Бога. Он послал к тирскому царю с просьбой прислать человека, «умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пряжи пурпурового, багряного и яхонтового цвета, и знающего вырезывать резную работу, вместе с художниками… в Иудее и в Иерусалиме» (2 Пар. 2:7).
В ответ финикийский царь послал Хирама, «сына одной женщины из дочерей Дановых, а отец его – Тирянин» (2 Пар. 2:14). Со стороны матери Хирам был потомком Аголиава, которого сотни лет назад Бог наделил особенной мудростью для постройки скинии.» (кн. «Пророки и цари», гл. 4).
В этой стране:
— «Не убивай», рядом с тем, что в армии служат даже девушки, даже ездят на танках и летают на самолетах. Потом их можно встретить возле «стены плача». В книге «Патриархи и пророки», гл.53 написано: «В Израиле существовал закон, по которому людям, отправлявшимся на войну, объявляли: «Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его. И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался. И кто обручился с женою и не взял её, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял её». И ещё надзиратели должны были объявить народу: «Кто боязлив и малодушен, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20:5-8).
— «Не кради», а скутеры и велосипеды пристёгнуты к столбам…
— «Помни день субботний…», в пятницу по всей стране с 15.00 общественный транспорт не работает, люди стараются быть до захода солнца в своих городах и домах…
«Соблюдение субботнего года должно было стать благословением и для земли, и для народа. Отдохнувшая за год земля давала впоследствии обильные урожаи. Люди в это время отдыхали от тяжелых полевых трудов, и хотя народ занимался другой работой, все радовались свободному времени, которое предоставляло им возможность восстановить силы на будущее.
Они имели больше времени для размышлений, молитв, для того, чтобы познакомиться с наставлениями и требованиями Господа, и для того, чтобы больше внимания уделять своему дому.» (Кн. «Патриархи и пророки», гл. 51).
«Бог сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим и распростёр небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих.
Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нём духа.
Это — совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его; имя Его — Господь Саваоф» (Иер. 10:12-16).
Многое можно подметить в этой стране, в обычаях и преданиях. Божьи благословения в том, что нация ведёт здоровый образ жизни, работает, не ведёт праздный образ жизни, стараются помогать друг другу строят умно и добротно, а Бог окружил их такими красотами, морями, горами, водами, и землёй, которую Он обещал.
Фоторепортаж здесь