Кризис веры
Что такое вера? Как не странно в обществе, где существует немалое количество религиозных течений, этот вопрос для «простого обывателя» со временем становится все более актуальным.
Сейчас много говорится о духовности, вере и об их важности для человека. Однако тот факт, что христианство начала 21 века переживает не только духовный, но моральный и социальный кризис, красноречиво свидетельствует, о том, что вопрос о вере стоит в сознании не только мирян, но и самих верующих.
Большинство современных христиан не достаточно четко представляют себе духовную природу веры и механизмы ее действия. Сегодня вера – это некое номинальное понятие, больше определяющее убеждение, приверженность определенной доктрине, а не реальный практический духовный опыт.
Одной из причин такого положения вещей является социальное устройство нашего общества, которое во многом и определяет предпосылки духовного кризиса.
Дело в том, что библейский путь духовного развития в корне отличается от тенденций мира. В то время, как Христос говорит о приоритете индивидуального духовного опыта (Матфея. 6:1 — 21), единственно способного обеспечить духовное осознание, социум навязывает человеку некую популярную религию с набором понятий, имеющих скорее декларативный характер, нежели несущих конкретный духовный смысл. Благая весть потеряла свою изначальную силу и стала в один ряд с рекламой и политической пропагандой. Такие ключевые библейские понятия как вера, любовь, молитва, искупление и рождение свыше оказались лишенными своего духовного содержимого и превратились в религиозные штампы, ставшие орудием для манипуляции, инструментом для массовых спекуляций на религиозной почве.
К сожалению именно такой подход утвердился сегодня во многих христианских общинах, стал причиной их обмирщения и духовной вялости. Христиане постепенно превращаются из тех, кто несет имя Христа в прихожан, которые приходят на собрания и совершают определенный набор действий. Свой духовный опыт большинство верующих сегодня основывают не на личных отношениях с Богом, а на записанном в книгах, сказанном в проповедях или услышанном на библейских уроках. Богослужения построены таким образом, чтобы отвлечь верующего от внутренних духовных и житейских проблем потоком информации извне, усыпить бдительность и создать иллюзию безопасности. В этом смысле религия в ее современном варианте была и есть, по словам известного автора, «опиумом для народа», поскольку такая «вера» не сколько лечит общество от его недугов, сколько пытается отвлечь его от собственных проблем посредством различных религиозных теорий и форм. Как известно, это противоречит основной миссии Христа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Луки 4:18).
Сегодня как никогда для каждого христианина назрела нужда ориентироваться на обретение индивидуального духовного опыта, свободного от влияния массовой культуры. Только искреннее стремление каждого к поиску собственного духовного пути в свете Писания способно преобразовать современную Духовную Церковь из «зеркала» общества, в «соль миру».
Богослужения важно ориентировать на внутреннюю духовную работу человека над собой. И это ответственность не только организаторов, но каждого его участника. Необходимо учиться самим и учить не просто регулярно посещать молитвенный дом и держаться конкретной доктрины, но и снабдить инструментом для получения личного опыта духовной жизни и решения насущных проблем. Как говорит Библия этим инструментом является «…помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том и пребывайте» (1-е Иоанна. 2:27)
В сознании верующего не должно существовать границы между его духовным опытом и повседневностью. Напротив, духовное начало должно многократно превосходить начало «плотское» и непосредственно влиять на него. «Тот, кто в вас сильнее того, кто в мире» — эта истина может стать объективной реальностью для христианина и быть частью его ежедневного опыта.
«Евангелие – это сила для каждого верующего», а не просто еще одно мировоззрение. Сила, о которой здесь сказано, сотворила огромную и великолепную Вселенную, и она только ждет, чтобы мы проявили ее. По словам апостола Павла у нас нет необходимости «защищать» свои убеждения от мира, поскольку ничто в нем не может сравниться с силой Евангелия. В начале нашей эры всего двенадцать человек, осознавших это, повернули историю человечества в новое русло, сегодня же потенциально количество носителей Евангелия может быть в разы больше.
«…настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23 – 24).
Не пришло ли время?
Фото: http://geoffreywebb.files.wordpress.com/2011/05/trust-and-belief.jpeg
Комментарии (1):
Милена
| Ссылка на комментарий
«Сегодня вера – это некое номинальное понятие, больше определяющее убеждение, приверженность определенной доктрине, а не реальный практический духовный опыт.»- полностью согласна с этим утверждением. Мы сделали с Иисуса Христа доктрину,не задумываясь,что ОН есть ЛИЧНОСТЬ ЖИВАЯ,ЖИВОТВОРЯЩАЯ.
Ну почему мы так любим доктрины,защищаем их до посинения,а не любим жизнь Христа?