Апостол Андрей и его миссия на территории Украины
Сколько лет христианству в Украине? Кто первым принёс сюда Благую Весть и есть ли доказательства в пользу присутствия христиан на Руси задолго до князя Владимира? Некоторые источники подтверждают, что христианство на территории Украины возникло в том же столетии, в котором Иисус Христос и Его апостолы ходили по земле.
Миссия апостолов – проповедовать Благую Весть по всему миру
Как известно, Священное Писание не содержит подробного описания миссионерской деятельности каждого из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Однако в раннехристианских документах мы всё же находим сообщения о месте и обстоятельствах их проповеднического служения. В них описано, как ученики Иисуса Христа разошлись по всему миру проповедовать Его учение, и каждый из них отправился на определённую территорию. К примеру, Фома отправился в Парфию, Иоанн – в Азию, а Андрей – в Скифию. Античные писатели, как известно, называли Скифией всю Восточную Европу, центром которой является территория современной Украины. Как воспоминание об этом, в Украине с давнего времени были распространены истории об одном из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Андрее, который проповедовал веру Христову на территории современной Украины. Эти предания об апостоле позже попали и в «Повесть временных лет»: «И заоутра въставь рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия; имать и городъ великъ быти, и церкви мьногы имать Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ. И помолився Богоу, и слђзе съ горы сея, идеже послђ же бысть Киевъ»[1].
Доказательства правдивости факта проповеди Благой Вести Андреем на территории современной Украины
Многие учёные ставят под сомнение сообщение Нестора об апостоле Андрее. Они считают, что хронист выдумал «легенду об Андрее» с целью предоставления Киеву статуса первоапостольского города, поставив этим его в один ряд с Римом и Константинополем. Поэтому в украинской исторической науке этой проблеме уделяется большое внимание. Благодаря этому мы имеем большой объём источников, подтверждающих факт служения Андрея на территории, где сегодня находится Украина. Вескими доказательствами истинности данного факта служат сообщения зарубежных источников, которых никак нельзя обвинить в заангажированности. Они, начиная с древнейшего времени, в один голос свидетельствуют, что апостол Андрей проповедовал Евангелие и в нашей Скифии.
Сообщение зарубежных авторов раннего христианства о служении Андрея в Скифии
Самое первое сообщение принадлежит перу Ипполита, еп. Портуэнского (ок. 222 г.): «Андрей… проповедовал скифам и фракийцам»[2]. Да и Ориген (200–258 гг.) апостольским уделом Андрея также называет Скифию. Об этом же свидетельствуют Евхерий Лионский (конец IV – нач. V в.): «Андрей умягчил проповедью скифов»[3]. Дорофей, епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра, прошёл всю Вифинию, всю Фракию и скифов, проповедуя Евангелие».
«Отец церковной истории» Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской (умер в 340 г.) в своей «Церковной истории» (кн. III, гл. 1) сообщает, что «ученики Спасителя нашего рассеялись по всему миру. Фоме, как говорит предание, выпала судьба идти в Парфию, Андрею в Скифию»[4]. Итак, уже во времена Евсевия предание о проповеди Андрея в Скифии было сообщением историческим, достойным занесения в историю Церкви. А таким «мог быть для Евсевия только такой пересказ, который имел авторитет древности, происходившей не только от Оригена, но и от века мужей апостольских», – комментирует это сообщение И. Малышевский[5]. Проповедь Андрея в Скифии упоминается практически во всех как православных, так и западных сообщениях о нём. Как видим, предание о том, что апостол Андрей учил о Христе в Скифии, относится ещё к веку апостольскому, а в IV веке оно уже записано.
Позже Никита Пафлагонский (ум. в 894 г.) в память Андрея напишет: «Ты, достойный всего моего уважения, святой апостол Андрей, получив в удел север, ревностно обошёл иверов, савроматов, тавров и скифов и прошёл все края и города, прилегающие с севера и юга к Понту Эвксинскому». Также Никифор в своей «Истории церкви» описывает миссионерскую деятельность Андрея к северу от Черного моря. То же самое утверждают Бар-Гебрей и Агапий. И в житиях святых упоминается миссионерская деятельность Андрея в Скифии и Фракии, где тоже жили славяне[6].
До нас дошло письмо греческого императора Михаила VII, записанное ок. 1073-74 г.г. историком Михаилом Пселлом и адресованное киевскому князю Всеволоду Ярославичу. В нём читаем: «И учат меня священные книги и достоверные истории, что наши государства имеют один источник и корень, и что одно и то же слово было распространено в обоих, что те же очевидцы Божия таинства и вестники провозгласили в них слово Евангелия»[7]. Далее в письме говорилось об апостолах Андрее и Матфее, поэтому можно считать, что легенда о русской миссии «очевидцев Божия таинства» была хорошо знакома грекам во второй пол. XI в. и не вызывала никакого протеста.
Следовательно, зарубежные источники подтверждают факт личной проповеди Евангелия апостолом Андреем к северу от Чёрного моря в землях Скифии.
Деятельность учеников Андрея на Поднепровье
История сообщает нам также о деятельности учеников апостола Андрея на той территории, где сейчас простирается Украина. Например, когда в конце I в. н. э. император Траян послал в Херсонес (Севастополь) епископа Климента, он застал в этом городе до двух тысяч христиан.
О том, что вера Христова распространилась и среди скифов, ясно говорит нам рассказ о трёх мучениках – Инне, Римме и Пинне, который записан в Минологии императора Василия II (976-1205 г.) от 20 января. В нём говорится, что эти мученики были родом «из Скифии, с северной стороны»; они были учениками апостола Андрея и продолжали учить скифов и многих крестили[8]. Итак, как видим, апостол Андрей имел своих учеников у скифов.
В тексте Густинской летописи и других украинских летописных и агиографических памятниках есть информация о крещении Андреем части населения Киевщины[9]. А основателями Валаамского монастыря считались ученики апостола Сергий и Герман[10].
[10] Голубинский Е. История русской церкви. – М., 1901. – Т.1. – Ч.1. – С. 33.
Виталий Нероба, магистр религиоведения, для газеты «Акцент»
Иллюстрация: http://vultus.stblogs.org/liturgical-texts/2006/11/