Печальная история: Комментарий Александра Серкова на книгу Даниила
Победа Вавилона
Читаем: Даниила 1:1-2
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
Книга пророка Даниила начинается трагическим сообщением: Вавилон начинает войну против Иерусалима. Чтобы понять, насколько трагичны эти слова, их нужно рассматривать в историческом контексте.
Давайте мысленно перенесемся в 605 год до Р. Хр. Иерусалим, столица Иудейского царства, взята халдеями, а ее жителей переселяют в Вавилон. Немногим более ста лет назад (722 г. до Р. Хр.) подобная участь постигла братское Северное царство, захваченное ассирийцами (4 Цар. 17:4-23), после чего из бывшего великого царства Давида лишь Иудейское государство продолжало сохранять независимость.
Смотря еще дальше вглубь истории, мы видим трагедию разделения потомков Израиля. Вскоре после смерти Соломона царство Давида вследствие восстания оказалось разделенным на две части. Десять колен Севера образовали государство, называвшееся Израиль. А три колена Юга (Иуда, Вениамин и Левий) объединились в государство, называемое Иуда.
Следствием раскола стали случавшиеся время от времени братоубийственные войны между этими двумя царствами. А в целом история Израиля и история Иуды имеют много общих черт. Зажатые между двух сверхдержав той эпохи (Египет — на юге, а на севере и на востоке — Ассирия, на смену которой потом пришел Вавилон), как Израиль, так и Иуда часто пытались объединиться с южной державой, чтобы противостоять северной. В конце концов, оба государства постигла одна участь, причем события развивались по сходному сценарию. Заключение союза с югом ускорило их падение.
Туркомпания РИО предлагает путевки горящие в Египет.
В Израиле царь Осия попытался вступить в союз с Египтом, чтобы избавиться от ассирийского ига. Последовало вторжение ассирийских войск, ставшее для Израиля катастрофой. Вся территория Северного царства была захвачена, царь Осия был арестован, закован в кандалы и брошен в тюрьму (4 Цар. 17:4). Столица государства Самария выдерживала осаду в течение трех лет, но затем пала. Ассирийский царь Саргон продолжил политику переселения, начатую его дедом Феглаффелласаром III (746-727). Израильтяне были переселены в восточные части Ассирийской державы, а на их место были переведены ассирийские колонисты, уроженцы Вавилона, Куты и других местностей, образовавшие ядро будущего самарянского народа. После этих трагических событий израильский народ исчез из мировой истории. Десять колен из тринадцати растворились среди населения Ассирийской империи.
Иудейское царство, состоявшее из трех остальных колен, просуществовало еще некоторое время, но и оно было сокрушено. Иудеи так же были переселены за то, что заключили союз с Египтом. Однако ситуация в Иудее несколько отличалась от той, что была в Израиле. Теперь вместо ассирийцев в данном районе господствовали вавилоняне. Ассирия к этому времени была сокрушена и ее столица Ниневия пала в 612 году до Р. Хр. К тому же иудео-египетский союз не был столь неожиданным, как израильско-египетский. В действительности он был навязан Египтом во время египетской военной кампании в Палестине. Фараон Нехао сместил иудейского царя Иоахаза, который был союзником Вавилона, и поставил вместо него его брата Иоакима, на верность которого фараон рассчитывал (4 Цар. 23; 24; ср. 2 Пар. 36:1-4). Вавилону не понравилось это посягательство Египта на территорию, которую Вавилон считал своей. В течение двух лет Иоаким сохранял верность Египту. На третьем году правления Иоакима старый вавилонский царь Набополасар, недовольный действиями Египта, посылает своего сына Навуходоносора во главе армии, чтобы сразиться с египтянами. Сражение произошло в 605 году при Кархемише. Египетские войска были разбиты, и Навуходоносор, который к этому времени уже прошел через Иудею и подчинил себе Иоакима, готовился преследовать египтян. Но в этот момент он узнает о смерти отца. Навуходоносор решает быстро вернуться в Вавилон, так как предчувствует, что там готовится заговор. Возвращаясь, он забирает с собой из Иудеи несколько молодых пленников благородного происхождения. Среди них — Даниил и его товарищи. Торопясь в Вавилон, Навуходоносор с небольшим отрядом направляется по кратчайшему пути: прямо через пустыню. Пленники же идут с основной частью армии через север. Этот путь хотя и длинней (примерно полторы тысячи километров), но более надежен. По этой дороге идут караваны, пересекая самый гостеприимный край и двигаясь по контуру плодородной местности, имеющей форму полумесяца. Сам Авраам около полутора тысяч лет назад шел по этой дороге. Теперь пленники идут в противоположном направлении, идут в Вавилон. Угнанные с родной земли, скованные цепями, иудейские пленники знают, что они потеряли все. Их прошлое, их надежды, их самобытность, их жизненные ценности — все теперь утрачено. В плену они скоро забудут, кем были прежде. Именно такую цель и преследовал поработитель. Жителей переселяли из родных мест, чтобы легче было подчинить их своей власти. Занятые приспособлением к новой обстановке и будучи в меньшинстве среди местного населения, они больше не помышляли о восстании. Более того, в конце концов, они сами становились верноподданными гражданами, подобными другим. Они ассимилировались.
Но испытание, выпавшее на долю иудейских пленников, выходит за рамки их личных судеб. Конец Иудеи означает, по сути дела, конец последних потомков Иакова.
Надвигающийся конец — это не только политическое событие. Он касается избранного народа и поэтому приобретает духовное и глобальное значение. Если исчезает последний Божий свидетель, то в библейской перспективе это ставит под угрозу существование всего мира. Вавилон занял место Иерусалима, и религиозный смысл этой узурпации власти очевиден. В данном тексте трижды подчеркивается, что Навуходоносор перенес сосуды из Божьего храма в свой храм в Вавилоне. И этот факт весьма знаменателен.
«Он (Навуходоносор) отправил их (сосуды) в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего».
Этот стих, передает трагический характер данного события: бог царя Навуходоносора занял место иудейского Бога. Но самое худшее заключается в том, что это произошло как наказание Божье: «И предал Господь в руку его…». Это — исполнение пророчеств, которые были произнесены древними пророками как предостережение и как призыв к покаянию (Ис. 39:5-7; Иер. 20:5).
Было очевидно, что на спасение города не оставалось больше надежды. Стена имела пробоины, ворота были разбиты. Жестокие, безжалостные воины наводняли улицы, направляясь к последнему укрепленному месту на холме, где стоял храм. От горящих зданий высоко поднималось пламя. Крики ужаса сливались со стонами умирающих.
Сотни пленников, связанные и скованные, были приготовлены для долгого и томительного похода — в плен. Князья из царских чертогов вместе с купцами, священниками и ремесленниками, подталкиваемые и подгоняемые победителями, вливались во все возраставшие ряды упавших духом пленников. Золотые сосуды и все драгоценности священных сокровищниц уносились победителями без всякого разбора и без уважения к их святости.
Это был тяжелый день для Иерусалима. Слава отошла от него. С этого времени он должен был в течение многих и долгих лет подчиняться вавилонскому царю.
Скоро по грубому приказу начальников печальная процессия двинулась в путь; взятых в плен отправляли в столицу победителей. Все дальше и дальше шагали они, устало передвигая израненные ноги, страдая душой. Позади они видели только унижение и позор, впереди — страх и ужас. Так двигались они вперед навстречу неизвестному, которое они не без основания считали хуже смерти.
Многие в этой толпе думали, что Бог оставил их. Среди горя и несчастья они начали сомневаться в Его существовании и приходили к выводу, что напрасно служили Ему. Другие, крепко держась своей веры, недоумевали, почему Бог допустил, чтобы их постигло такое ужасное бедствие.
И все же Он был близок к ним, несмотря на несчастье, горе и бедствие. Они не могли видеть Его, но, тем не менее, Он был с ними на всем пути, охраняя их и полагая планы для их освобождения.
Даниил и его товарищи
Читаем: Даниила 1:3-9
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.
5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя.
6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.
9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;
Пленники прибыли в Вавилон в 605 году до Р. Хр. и тотчас же были осмотрены чиновниками царя Навуходоносора с целью, найти скрывающиеся среди них таланты. Этот дальновидный правитель имел обыкновение использовать самых способных пленников из покоренных им стран, подготовив их для службы при дворе и правительстве.
Среди немногих, заслуживших царскую милость, были Даниил, Анания, Мисаил и Азария; последние три больше известны под вавилонскими именами, как Седрах, Мисах и Авденаго.
Все они как побежденные пережили горькое унижение и ужасную участь пленников; но в душе они остались верными как своей стране, так и своей вере, в которой были воспитаны. Во главе этой маленькой группы стоял Даниил. О нем мы читали: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему».
Здесь мы впервые видим благородство характера и величие души этого молодого человека. Как раб, лишенный всех прав и преимуществ, он все же решил не делать ничего против своей совести, чего бы это ему ни стоило.
Он был научен отвращаться от всякого рода идолослужения; поэтому он решил не есть и не пить ничего такого, что было посвящено вавилонским богам, независимо от того, как царь может с ним поступить.
И вот мы читаем: «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов».
Начальник евнухов носил имя Асфеназ. По всей видимости, это имя имеет персидское происхождение. Но, несмотря на то, что он чужестранец, занимал он не маленький пост при царском дворе. При дворе многие чужестранцы занимали высокие посты и службу, это все было естественным явлением.
Но часто возникают вопросы, начальник евнухов, это определение физического значения этого слова, или же им определяется царская служба особенного доверия. Я думаю, что невозможно дать тот или иной ответ и считать его исчерпывающим. Хотя Ассирийские изображения и свидетельствуют о том, что царя окружали евнухи в физическом значении этого слова. Некоторые, самые выдающиеся люди Ассирии, принадлежали только к этому классу людей, например визир Салманасара 3, а также и другие крупные военачальники и администраторы. Исаия пророчествовал, что некоторые из потомков Езекии будут евнухами во дворе Вавилонского царя (Ис. 39:7). Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что Даниил и его товарищи принадлежали к этому классу людей. Я склонен тоже к этому же мнению. Если Иосиф не был евнухом и при том имел благоволение фараона, то последний дал ему жену, и Иосиф имел детей. О семье Даниила мы не находим никаких сведений. Больше того, мне попадалась одна историческая справка еще в конце прошлого века, это была вырезка из газеты, где описывалось, что не только вавилоняне, но и другие победители того времени унижали пленных до такой степени, что не просто делали их евнухами (кастрировали), но и ампутировали все вместе с детородным членом. Унижая их мужское достоинство до такой степени, что мужчины и мочиться должны были как женщины вприсядку.
Противодействие
Читаем: Даниила 1:10-16
10 И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.
11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;
13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.
14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.
15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.
16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.
Если во втором стихе мы читали: «И предал Господь в руку его (Навуходоносора) Иоакима…»; то здесь вновь упоминается имя Божие, но с этими словами связано столько надежд! Здесь сразу видно, что Бог не отказался от Своего народа, но сопровождал его в Вавилон. Медленно, но верно Он все время действовал в их пользу. Он был с ними в светлые дни и теперь, в дни ненастья, старался облегчить их участь.
Даниил и трое его друзей сразу же оказывают противодействие, но делают они это очень деликатно и тактично. Противодействие начинается уже с имен, в которые переименовал их Асфеназ, и как их передал нам Даниил. Если сравнить эти имена с теми, которые встречаются в документах эпохи Навуходоносора, то можно заметить, что в библейском тексте Божественный элемент в составе каждого имени подвергнут искажению.
Вместо имени Валасар Даниил носит имя: Валтасар (добавлена буква «т»). Имя бога звучит как «Валт», вместо «Вал».
Вместо имени Сада-Аку Анания носит имя Седрах. Имя бога Аку сократилось до одной буквы «х».
Вместо имени Мусаллим-Мардук Мисаил носит имя Мисах. Имя бога Мардука сократилось до одной буквы «х».
Вместо имени Арди-Нево Азария носит имя Авденаго. «Авде» — это еврейский перевод вавилонского слова «арди», означающего «служитель». Что касается имени бога Нево, оно изменилось в Наго (буква «бет» заменена буквой «гимель» — следующей буквой еврейского алфавита).
Теперь имена вавилонских богов изменены так, что их трудно узнать. Путем такой лингвистической операции носители данных имен оказывают противодействие царю.
Их решительность не ограничивается лишь изменением имен, но распространяется и на пищу. Даниил реагирует на попытки царя произвести отчуждение пленников. Не желая уподобляться вавилонянам, Даниил намеревается есть и пить не так, как они. Он просит овощи и воду.
Конечно, можно предположить, что этот выбор определяется желанием есть более естественную пищу. Однако побуждения Даниила намного серьезнее просто диетических соображений. Это, прежде всего побуждения религиозного характера. Они проявляются в желании Даниила, как нам сообщает текст, «не оскверняться». Это слово относится к области религии, и мы можем его найти там, где говорится о запрещенной пище (Лев. 11:29-40). Кроме того, сам его выбор говорит именно о религиозных мотивах. Весьма знаменательно, что, называя желаемую еду, Даниил использует выражение, которое напоминает один из стихов из рассказа о творении (Быт. 1:29). Прибегая к тем же самым выражениям, Даниил четко определяет свое отношение к Богу и к царю. Для него Бог — это не царь, но Создатель. Религия Даниила состоит не только из духовных верований и возвышенных идей, она включает в себя также вполне конкретные жизненные правила. Даниил показывает нам, что вера — это не только состояние духа или души, но что она определяет и жизнь тела. Заметим, однако, что Даниил по-прежнему остается «человеком». Он вовсе не аскет. Молодые евреи красивы и имеют отличное здоровье. Их лица совсем не осунулись, как того боялся царский чиновник (1:20). В кратчайший срок — за десять дней — они показали, что можно воздерживаться от мяса и вина без всякого ущерба для здоровья.
Следует обратить внимание и на то, как Даниил ведет себя по отношению к царскому чиновнику. Его религиозные убеждения и забота о здоровье вовсе не делают его надменным или мрачным. Напротив, Даниил обращается к своему начальнику смиренно и «просит» его «о том, чтобы не оскверняться ему» (1:8). Он даже поддерживает с ним отношения дружбы и уважения (1:9). В такой позиции Даниила заключается очень важный урок, над которым следовало бы серьезно задуматься многим людям, стремящимся к святости: святость не исключает человечности, но включает ее в себя. Быть святым — это не означает, что надо противопоставить себя остальным людям и облечься в суровую и осуждающую праведность. Быть святым — не значит жить в уединении, в небрежении о своем теле, в отрыве от реальности и без какой-либо радости в жизни. Ложное представление о набожности породило слишком много исхудалых и угрюмых святых, которые не смеются, не едят и которые сделали религию невыносимой для обычных смертных.
Дух Святой воздействовал на сердце Асфеназа, начальника евнухов, и на Амелсара, которого Асфеназ поставил непосредственно над юношами, и этот языческий придворный, рискуя своим положением, решил подвергнуть опасности собственную жизнь, чтобы только угодить этим четырем прекрасным юношам из Иерусалима. Он терпеливо выслушал их просьбу, разрешил им не касаться царских вин и кушаний, но питаться простой вегетарианской пищей.
Даниил просил: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья».
Такое предложение вначале показалось Амелсару нелепым, даже опасным. Но он все же дал свое согласие. Через десять дней молодые евреи оказались на высоте своего положения. К удивлению царского слуги «по истечении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». А кем являлись те остальные, которые полностью растворились в повелении царя и делали все, что им было сказано, и ели и пили все, что им было дано. Это были точно такие же еврейские юноши, воспитывавшиеся в таких же набожных еврейских семьях. Но испытание они не выдержали. Здесь кроется великое предостережение нам, что нас ожидает впереди, и как мы выдержим наше испытание?
Не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии.
Читаем: Даниила 1:17-21
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору.
19 И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.
20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его.
21 И был там Даниил до первого года царя Кира.
Это был решающий момент в их жизни. Благодаря простому проявлению верности в мелочах, они приобрели опыт, которого иначе никогда бы не приобрели. Отказавшись поступать против совести и пользуясь только чистой, здоровой пищей, они приобрели крепкие тела и ясный ум. В результате этого они могли успешнее учиться и вскоре превзошли всех своих сверстников в понимании «всякой книги и мудрости». А это в свою очередь привело к тому, что они были специально представлены царю Навуходоносору и назначены на высшие ответственные должности в стране.
В 17 стихе мы вновь читаем повествование о Боге. Если первое упоминание о Господе связано с тем, что предал Господь в руки Навуходоносора царя иудейского, но нет, Бог не оставил народ, у Него была Своя определенная цель в этом пленении. Он и народ желал остановить в его отступлении; и пролить свет о Себе на языческий народ Вавилона. Он был с народом Своим и в плену. И особое благоволение проявил к тем малым верным ему юношам: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны».
«И царь говорил с ними», — читали мы в стихе 19. Это была очень высокая честь, и Навуходоносор остался ими очень доволен. Не только царь Навуходоносор, но и Царь Небесный имел с ними общение. Хотя они и были рабами в чужой стране, все же они общались с Богом в царских чертогах. Они со смирением признавали Его божественное руководство в своей жизни, пользовались Его доверием и общением и смело свидетельствовали о своей вере. Благодаря этому они пользовались благословением во всех делах и уважением своих повелителей. «И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».
Таким образом, первая глава книги Даниила служит ключом к пониманию всего дальнейшего повествования. Здесь показано существование Бога, Его любовь. Его нежные заботы о Своих детях. Здесь видно также, какой глубокий интерес Он проявляет к людям и их судьбе. Здесь дается предостережение всем, — правителям и подданным, победителям и побежденным, богатым и бедным, благородным и простым, — что с Богом надо считаться. Здесь показано, что справедливость, верность и честность являются добродетелями, которые Он высоко ценит. Здесь Его тихий голос говорит всем Его детям в дни ненастья и уныния, что Он всегда близок к ним, ближе, чем кто-либо другой на свете.
Пастор Александр Серков