Откровение в семи цветах радуги: Комментарий пастора Александра Серкова на Откровение 1 главу
Книга Откровение — одна из наиболее любимых мною книг Библии. Она привлекла мое внимание не только таинственностью пророческих замыслов, но и семизначной полнотой своего содержания.
«Семь» — не случайная цифра. Нет смысла перечислять примеры семизначной полноты в природе. Любознательный и наблюдательный человек в этом давно уже сам убедился.
Возьмем только один пример: цветовая гамма радуги, семь ее цветов. Мы знаем их по порядку со школьной скамьи. Для лучшего запоминания мы неоднократно повторяли давно избитую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы каждого слова напоминали нам цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
«Семерка», подобно золотым слиткам, разбросана по всей книге Откровение. Но это не самое удивительное, меня просто шокирует «семерка», сокрытая в недрах Откровения; и это не просто «семерка», — это полнота истины, которую можно извлечь как жемчуг со дна моря, лишь окунувшись на большую глубину.
Не забыли ли вы, что луч света как раз и состоит из всех семи цветов радуги?!
Я помню, как в школе учитель физики на опыте нам это доказал. Он взял призму и пропустил через нее луч света, и мы, затаив дыхание, с удивлением смотрели на красоту искусственной радуги. Потом он взял картонный круг с наклеенными на нем клиньями семицветной радуги и крутанул его на оси, и все цвета слились в одно, и, казалось — вращается чисто-белый круг.
Я не хочу сказать, что само выискивание «семерки» в Откровении сделает улучшенной христианскую жизнь, или, что нельзя понимать книгу без подчеркивания семизначных символов. Нет, но мне лично «семерка», которая действительно здесь так гармонично вырисовывается, дала стимул для более глубокого и основательного исследования этой книги.
Вот семь аргументов, сокрытых в первых стихах первой главы Откровения, которые окончательно убедили меня в необходимости и целесообразности изучения этой книги:
1 – аргумент. О Т К Р О В Е Н И Е.
Заметьте, не нечто закрытое, а открытое (Откровение) предлагается нам людям.
2—аргумент. И И С У С А Х Р И С Т А.
Если мы являемся христианами, то нам надлежит либо читать и принимать то, что открывает нам Господь наш Иисус, либо отречься от звания христиан и назвать себя в таком случае «нехристями».
3 – аргумент. Д А Л Е М У Б О Г.
Но и тогда мы не избежим надобности изучения этой книги, ведь она исходит от самого Бога. В таком случае, если мы верим в Бога—Отца, но Личность Святого Духа или даже божественность Христа у нас под сомнением, либо у нас есть еще какие-то недопонимания природы трех Личностей Божества, в любом случае, этот аргумент свидетельствует в пользу изучения Откровения всем людям, признающим живого Бога. А изучая эту книгу, понятие о природе Духа Святого и божественности Христа само собой стабилизируется, и станет всё на свои места, потому что книга Откровение, нисшедшая от самого Бога, дает понятие о Троице в правильном свете.
4—аргумент. Ч Т О Б Ы П О К А З А Т Ь.
Заметьте: «Показать!» Не спрятать за семью замками, а показать. И если Вы – человек со здравым смыслом, у Вас язык не повернется сказать, что эта книга закрытая.
5—аргумент. Р А Б А М С В О И М.
Обратите внимание: Не каким-то там небесным существам или неведомо кому дана эта книга, но «рабам Своим». А кто Его рабы? Мы — Его рабы. Эта книга дана нам людям.
6–аргумент. Ч Е М У Н А Д Л Е Ж И Т Б Ы Т Ь В С К О Р Е.
Сегодня, в последние дни перед Пришествием Христа, эта книга особенно актуальна, т.к., события, которым «надлежит быть вскоре», разворачиваются самым интенсивным образом.
7—аргумент. БЛАЖЕН ЧИТАЮЩИЙ И СЛУШАЮЩИЕ СЛОВА ПРОРОЧЕСТВА СЕГО И СОБЛЮДАЮЩИЕ НАПИСАННОЕ В НЕМ.
Я думаю, что к этим словам комментарий излишен. Блажен и есть блажен. Читай, либо слушай то, что другой будет читать из этой книги, а главное, соблюдай то, что раскроет тебе эта книга, и будешь блажен.
Итак, давайте отправимся на «экскурсию» по книге Откровение, учитывая, что она написана стенографическим стилем, и что основной контекст, на котором она базируется, содержится в книгах Ветхого Завета. А Дух Святой, небесный Учитель, надеюсь, будет раскрывать нам глубины и значения многих пророческих символов, сокрытых в этой книге.
Итак, наша «экскурсия» начнется с самых первых стихов.
1. ОТКРОВЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, КОТОРОЕ ДАЛ ЕМУ БОГ(1 ст.1ч.)
Прошли уже десятилетия с тех пор, как любимый Учитель и Господь Иисус Христос вознесся на небо. Но так еще свежи в памяти те семь, полных надежды слов, которые Он оставил Своим ученикам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоан. 14:18).
Один за другим ушли из жизни верные ученики Христа, хотя они и ждали Его Пришествия уже в свои дни. Оставался в живых один Иоанн. Неуютный остров отделял его от любимых братьев и сестер.
Что с ними там? Хватает ли мужества и силы в борьбе с врагами извне и с лжеучителями внутри церкви? Не разочаровались ли они в ожидании Пришествия Христа. Всё это очень беспокоило патмосского узника.
В один из дней Господних тоска особым образом объяла старца. Перед ним вновь всплыли волновавшие не только его, но и всю церковь вопросы: Почему Христос до сих пор не пришел? Может Его обетование: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам», — мы неправильно поняли? Может в них кроется совершенно иной, какой-либо символический смысл?
Всё Небо следило за страдальцем. Христос не мог больше оставлять ни любимого ученика, ни исстрадавшуюся церковь в том недоумении, в котором они находились. Настало время открыть борющейся церкви будущее.
И вот покрывало, скрывавшее её судьбу, снято. Тайное становится явным. Раскрыта вековая борьба церкви: её падения, подъёмы. Сорвана маска с дьявола. Раскрыты карты с его коварными замыслами против церкви Божией. Будущее открыто вплоть до того момента, когда чаяние народа и желание Бога сбудутся: когда грех, зло, страдания, болезни и, наконец, смерть навеки будут уничтожены. Искупленные обретут радость вблизи своего Искупителя. Во всей Вселенной вновь будет восстановлен мир, любовь, полная гармония и взаимопонимание.
Хотя во всех деталях этого пророчества первая церковь разобраться, по всей видимости, не могла, но что-то ободряющее, дающее надежду на светлое будущее, она могла здесь найти и, вновь окрыленная надеждой и верой, могла продолжать свидетельствовать об умершем, воскресшем и скоро грядущем Иисусе Христе.
Иоанн, получив видение, спешит ободрить церкви. Дана удивительная весть. Можно ли о ней умолчать?! Он берет перо и начинает писать:
«Откровение Иисуса Христа…»
Эту фразу в отрыве от контекста (а контекстом являются в данном случае первые семь слов книги) можно понимать двояко: Откровение от кого? Кто передал концепцию этой книги? или Откровение (открытие) кого? Кто открыт в этой книге?
Хотя второй вариант толкования и дает нам немало повода для размышления. Действительно, на сцене и за кулисами, всюду фигурирует Христос. Да и вообще, замысел Божий, явленный через Иисуса Христа, красной канвой проходит не только по книге Откровение, но и по всей Библии. И в этом смысле такое толкование полезно, но оно не верно, потому что вторая часть этой констатации дополняет: «…которое дал Ему Бог».
Теперь грамматический смысл существенно меняется и говорит однозначно, что Иисус Христос является ответственным передатчиком Откровения, которое Он получил от Бога—Отца.
Христос ничего не делает Сам от Себя, равно и Отец ничего не предпринимает, минуя Сына. А как же насчет Святого Духа? Имеет ли и Он какое-либо отношение к этой книге?
Ап. Петр дает основание считать, что да:
«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21).
Евангелист Лука в «Деяниях Апостолов» подтверждает эту мысль, что пророчества, начиная с древних времен, предрекались Духом Святым через избранных Богом людей:
«Мужи братия! (пишет Лука) Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16).
Хотя для нашего ограниченного разума невозможно до конца понять процесс вдохновения Святым Духом, но ясно только то, что все пророки Божии, а в данном случае Иоанн, видели и слышали, т.е., воспринимали процесс видения не внешними органами восприятия, не ушами и не глазами, а Дух Святой особым, нами далеко не понятным образом воздействовал непосредственно на их мозговую систему, минуя внешние рецепторы (органы) восприятия. И после видения всё, что пророк видел, слышал, ощущал, — отлагалось точно также в памяти, как и при обычном восприятии. Когда пророк выходил из транса, он всё помнил и мог вполне описать увиденное и услышанное. Хотя, по свидетельству Е. Уайт, пророка последнего времени, были случаи, когда она не помнила видение, и лишь, как только она начинала писать, оно, по мере написания, всплывало в её памяти.
Слово «пророчество» из 3—го стиха дает нам полное право, таким образом, видеть закулисные действия Святого Духа точно так, как в кинематографии или в театральной постановке аналитик видит не только артиста, играющего свою роль, но и режиссера, поставившего пьесу или фильм.
Таким образом, небесная Божественная Троица раскрыла перед взором Своего народа изумительные тайны будущего.
2. ПОКАЗАТЬ РАБАМ СВОИМ, ЧЕМУ НАДЛЕЖИТ БЫТЬ ВСКОРЕ (1ст. 2ч.)
Что в этих следующих семи словах нас смущает?
Слово «рабы». С детства нас учили, что рабы — это невольники. Говоря о рабах, мы сразу же представляем крепостного крестьянина, либо пленника, проданного в рабство на тяжелый и изнурительный труд. Перед нами предстает картина: неразгибаемые спины, плетка, крик надзирателя. Мы невольно вспоминаем многих героев, боровшихся за свободу и сбросивших с себя иго рабства.
Может и мы нечто подобное безвольным рабам или слугам? А? Да, мы рабы. А почему бы и нет?! Но мы рабы не жестокого эксплуататора, угнетателя, диктатора; мы не рабы в рамках однотипного творения—человек человеку раб, мы – рабы Божии. А это уже радикально меняет значение этого слова.
Ни Иоанн, ни Павел не стеснялись этого термина. Они часто использовали его, чтобы выразить свое отношение к Христу (см. Рим. 1:1; Титу 1:1).
Слово «раб» в данном случае дает понятие принадлежности Господу и полное подчинение Ему в деле служения. В таком значении звание раба не должно нас смущать. Мы, бывшие некогда действительно невольниками, рабами сатаны и греха, но освобожденные из цепей рабства, будучи искуплены кровью Христа, добровольно и с радостью готовы быть рабами, слугами (служителями) своему новому Хозяину.
Нас удивляет: Почему многие христиане эту открытую книгу, название которой звучит: «Откровение», — считают закрытой? Стоит ли удивляться, что не всем дано знать тайны Откровения? Текст как гласит? «Показать рабам Своим…». А Своих Христос определяет не по заявлению: «Я люблю Тебя, Господи!» Критерием является Его констатация: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15).
Своим рабам Господь открывает всю красоту, величие и гармонию книги Откровение, и они понимают, что она необходима для чтения, изучения и исполнения того, что она им напоминает. А что, согласно этому тексту, рабы Божии должны знать? «Чему надлежит быть вскоре».
Во все времена рабы Божии (Его народ) имели надежду на будущее. Еще с дней Адама верные Богу ожидали «обетованное семя» (см. Быт. 3:15). Многие женщины, родив сына, чаяли в нем видеть то обещанное наследие и давали ему имя «Иешуа», полное имя «Иегошуа» — Господь—Спаситель или Спасение в Господе. Прежде чем исполнилось это обетование, прошли 4000 лет. В сознании людей все эти долгие годы ожидания были – «вскоре».
Но вот наконец-то обещанный Иешуа, по-русски Иисус – пришел. Теперь настал новый этап жизни на земле. И рабы Божии получили новое обетование: «…чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре».
Конечно, и в Новом Завете и в Ветхом были, помимо основных, и второстепенные события для ожидания. Бог положил срок благодати допотопному миру. Израильскому народу был определен срок пребывания сначала в Египте, а потом и в Вавилоне. Но основным их ожиданием было пришествие Мессии.
К событиям, «…которым надлежит быть вскоре», по книге Откровение, относится не только Второе Пришествие Христа. Хотя это основной момент чаяния Его народа, однако, книга Откровение содержит и другие второстепенные события, многие из которых поэтапно сбылись.
Христианам во все времена было, что ожидать из того, «…чему надлежит быть вскоре», но, по всей видимости, перед их взором как в тумане были те события, которые определены не их поколению. Да и необходимо ли им было это знать? Нужно ли было, например, первым христианам ждать исполнения 2300 веч. и утр из книги Даниила? Что для них значили три ангела, летящие посреди неба из Откровения? Их ожидали события их дней, которые поэтапно исполнялись.
Таким образом, перед народом Божиим во все времена было то: «…чему надлежит быть вскоре». И для того, чтобы достойно встретить эти события, надо было читать и изучать Слово Божие, в том числе и книгу Откровение.
Перед народом последнего времени книга Откровение положила свои события, которым надлежит быть вскоре. Скоро окончится время благодати. Готовы ли мы? Знают ли окружающие нас люди, что Христос скоро придет? В каком состоянии это событие застигнет всех нас?
3. ПОСЛАВ ЧЕРЕЗ АНГЕЛА СВОЕГО РАБУ СВОЕМУ ИОАННУ (1ст. 3ч.)
В этих семи словах перед нами предстают ещё две личности: Ангел и Иоанн.
Кто он, этот Ангел? « Это был Гавриил, который явился Иоанну на Патмосе». (1)
Это семибуквенное имя «Гавриил» означает: «Муж Божий».
«Гавриил занимает положение, из которого пал Люцифер» . (2)
и
«Является первым после Христа в чести и положении». (3)
Он является руководителем ангельских воинств, «…посылаемых на служение тем, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Но особо важные дела на земле он совершает сам.
По крайней мере, семь раз его имя фигурирует в земных особо важных делах:
1. Гавриил является Даниилу и объясняет ему видение (см. Дан. 9:21).
2. Он является Захарии (см. Лук. 1:19).
3. Марии (см. Лук. 1:26—27).
4. Гавриил укрепляет Христа в Гефсимании (4).
5. Он отваливает камень от гроба и приглашает Иисуса выйти (5).
6. Гавриил был в числе двух ангелов, которые явились ученикам на Елеонской горе, когда Христос вознесся на небо (6).
7. И наконец, Гавриил является Иоанну на Патмосе (7).
Итак, мы видим, — Откровение исходит от Бога-Отца; второе звено—Христос; третье—Дух Святой; четвертое—ангел Гавриил и пятое—Иоанн.
Интересно, наберем ли мы семь звеньев в этой цепи, ведь семь это полнота? Или мы, люди, до которых дошло Откровение через это посредство, заключим эту цепь шестым звеном?
Когда мы будем рассматривать последующие тексты, посмотрим, может они раскроют нам недостающее до полноты одно звено. Но пока этот вопрос пусть останется открытым.
4. О Т К Р Ы Т К А (1 ст.)
А теперь позвольте, размышляя о написанном в первом стихе, поставить такой риторический вопрос:
А что, если мы сравним книгу Откровение с «Открытым письмом», обычно называемым «Открыткой»?!
Мы заглядываем в почтовый ящик и в щёлку видим—там что-то есть. Ясно, не посылка же там, да и не бандероль и даже не письмо. Мы достаем открытку. Чем ни аналогия с Откровением?! Открытое письмо, доступное для чтения.
Взяв в руки открытку, что в первую очередь бросается нам в глаза? Мы сразу же замечаем её тематику, об этом свидетельствует оформление открытки: либо она свадебная; или новогодняя; или кого-то поздравляют с 8-м Марта; а может кто-то не забыл, что у нас день рождения?!
Тематика Откровения—« … чему надлежит быть вскоре (предсказание будущего).
Держа в руках открытку, на что же мы еще обратим внимание?
Нет — нет, не на текст и даже не на то, кто послал весточку. Наше внимание теперь упадет на адресат: Нам ли адресована эта открытка?! Если она по ошибке попала в наш почтовый ящик, нам не интересно ее читать. Какое нам дело до чужих вестей. Наутро мы спешим встретить почтальона, чтобы заявить ему: «Вы ошиблись адресом, это не мне!»
Адресат Откровения: « Рабам Своим».
Сегодня многие заявляют: «Вы ошиблись, мы не рабы, книга Откровение не для нас. Спасение (в данном случае — блаженство) можно получить и без нее». Это очень огорчает Отправителя.
Только теперь, удостоверившись, что открытка адресована именно нам…нет — нет, и теперь мы еще не спешим читать текст. Нам очень интересно еще узнать: Кто же послал нам весточку?
Мы обращаем внимание на адресант. Адресант Откровения — Бог.
И лишь теперь мы приступаем к чтению текста.
Текст Откровения состоит из 22 глав. Читать его интересно всю жизнь. И постоянно, читая его, находишь в нем что-то новое, захватывающее; и волнение переполняет душу от событий, из которых большинство уже исполнились, но некоторым еще надлежит быть вскоре.
Итак, первое, что мы можем определить, открыв почтовый ящик, это то, что прислана открытка, в отличие от другой корреспонденции. Второй определяющий фактор это оформление, третий фактор—адресат, четвертый—адресант и пятый—сам текст.
И это что ли всё, что мы можем увидеть на открытке? А где же полнота—«семь цветов радуги»?
А вы посмотрите внимательней: не найдете ли на открытке ещё что-нибудь?
А почтовая марка?!
Какова ее функция? Без нее открытка не дошла бы до нас. Это плата за доставку этой радостной вести. На марке мы читаем: Министерство связи Российской Федерации.
А кто у нас министр связи Вселенной? Мы с волнением читаем об этом в Духе пророческом: «Грех разобщил небо и землю, нарушил связь между ними, но Иисус вновь соединил землю с царством славы. Его любовь объяла человека и достигла небес» (8).
Бог оплатил — и притом очень дорого, смертью Сына — обеспечение нашего светлого будущего.
И наконец, что же еще мы находим на открытке?
Там стоят две печати. Министерство связи имеет свои посредничества по распределению и доставке корреспонденции. Называются они почтовыми отделениями. На открытке мы видим печать почтового отделения отправителя и печать отделения связи адресата.
Мы с интересом читаем о посредниках министерства связи Вселенной: «Послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1:1ст. 2ч.).
5. П О Д Л И Н Н Ы Й А В Т О Р (1-3 ст.)
Иоанн, по-видимому, переживал: А что, если меня неправильно поймут и не примут это Откровение как Божественное? А этому удивляться нечего, ведь и сегодня не все его принимают. Дьявол знает, что делает, это ему на руку, потому что книга Откровение не в его пользу.
Первые три стиха являются введением к этой книге. Из этого пролога мы видим, что, прежде чем начать излагать суть самого видения, с первых же слов Иоанн стремится гарантировать авторитетность того, что он собирается писать. Это заявление можно было бы перефразировать, не искажая контекст, следующим образом:
Это Откровение не моё, братья и сестры! Оно от самого Иисуса Христа. Если же это вам еще не в полной мере авторитетно, если вы еще в какой-то степени сомневаетесь в Том, Которого приняли и во имя Которого крестились, то я заявляю: Это Откровение Христос дал не от Себя только, Он получил его от самого Бога – Отца. Да и кто, как ни Бог, может знать тайны будущего? Или может, вы посчитаете, что я здесь на острове сам от себя лично что-то написал вам?! Могу ли я знать что-нибудь наперед? Для большего числа свидетелей Христос и Ангела Своего Гавриила подключил к участию в этой передаче, и меня. А кто я такой? Я – раб Божий. Моя миссия – всего лишь — засвидетельствовать то, что я видел и слышал.
Вы можете спросить: Почему именно тебя, Иоанн, избрал Бог для получения и передачи столь важной вести? Я не хочу сказать, что я привилегированней всех вас или остальных апостолов, нет. Может потому Бог избрал именно меня быть передатчиком Его Откровений, что я всю свою жизнь, после вознесения Христа, посвятил свидетельству Его слова. Я был с Иисусом, бок о бок прожив с Ним три с лишним года. Мне было о чем проповедовать. Я видел и слышал как Христос свидетельствовал жизнью Своей, и проповедью, и чудесами, и делами милосердия об Отце, и я нес людям то учение Христа, которое, в свою очередь, в Его устах было свидетельством, доказательством, если хотите, удостоверением Его Божественного посланничества. Может поэтому-то Небо и избрало меня как орудие, зная, что я все то, что видел и слышал, не утаю от вас, буду и об этом с радостью свидетельствовать, если не словом, то пером. Так что очень прошу вас: не спешите отбросить это послание в сторону. Не говорите, что оно человеческого происхождения и что в нем нет ничего полезного. А с другой стороны, не превозносите меня. Не давайте этой книге такое громкое название, вроде: «Откровение святого Иоанна богослова». Это – «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». И эти семь слов дают вполне достаточное определение подлинности авторства этой книги. Итак, «читайте слова пророчества сего и соблюдайте написанное в нем, и вы будете блаженны, ибо время близко».
6. СЕМЬ ЗВЕНЬЕВ (3 – стих)
Так, где же то обещанное недостающее до полноты звено?
Бог, Христос, Дух Святой, Ангел и Иоанн. Вот те пять передатчиков Откровения.
А как оно дошло до нас? Говорит ли Иоанн нам лично напрямую или через какое-то посредство? Из уст ли Иоанна мы слышим весть Откровения?
Ответ мы находим в 3 – ем стихе: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр. 1:3).
«Слова, написанные в нем». Шестое звено – это сама книга Откровение, написанная черным по белому; и не важно, на папирусе ли, на пергаменте ли, на бумаге ли; скрученная в рулон или переплетенная в книгу; написанная на греческом или переведенная на русский язык.
Мы — седьмое звено. Мы, это те, до которых эта весть дошла от Бога.
7. РЕЗЮМЕ К ВТОРОЙ ТЕМЕ
Итак, давайте резюмируем эту тему семью мыслями:
1– мысль. Мы имеем семь аргументов в пользу изучения книги Откровение. Будем с радостью и интересом изучать её, молясь о том, чтобы Дух Святой открыл нам чудеса, гармонию и закономерность её содержания.
2- мысль. Будем всегда иметь в виду, что эта книга не человеческого происхождения. Это — «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог».
3– мысль. Бог не оставляет церковь Свою в разочаровании. Он в нужное время дает насущную ободряющую весть. Он дал её вовремя через Иоанна отчаявшейся в ожидании Пришествия Христа церкви. Он дал вовремя и трехангельскую весть поколению, живущему в последнее время; и церковь Его является носительницей этой вести.
4– мысль. Христос ничего не делает Сам от Себя. Равно и Бог – Отец ничего не предпринимает, минуя Сына, так как с тех пор, как грех вошел в наш мир, всякая связь между небом и землей осуществляется через Иисуса Христа. И Дух Святой также всегда играет Свою определенную роль в передаче пророчеств людям.
5– мысль. Мы — рабы Божии. Бог вырвал нас из рабства дьявола, и мы теперь добровольно, проявляя свою любовь к Нему, являемся Его слугами, служителями и полностью подчинены Ему в деле служения.
6 — мысль. Мы, читающие и слушающие пророчества этой книги, благодарны Богу за то, что и до нас дошла эта радостная весть.
7– мысль. Мы блаженны, потому что живем во время, когда большинство из того, чему надлежит быть вскоре, исполнилось и звучит трехангельская весть, и мы можем быть удостоены дождаться того момента, когда чаяние народа и желание Бога сбудутся. Когда грех, зло, страдания, болезни и наконец, смерть навеки будут уничтожены. Искупленные обретут радость вблизи своего Искупителя. Во всей Вселенной вновь будет восстановлен мир, любовь, полная гармония и взаимопонимание.
Да благословит нас Господь в этом радостном ожидании!
пастор Александр Серков
Видео-презентацию с данной темой можно найти здесь: https://www.asd.in.ua/archives/1188324483
1)Ж. В. 99
2)Ж. В.699 В.Б. 493
3)Ж. В.98—99 Дан. 10:21
4) Ж.В. 693
5)Ж. В.780
6)Ж. В. 832
7)Ж. В. 99
8)Ж. В. 113