Комментарий пастора Александра Серкова на Откровение 1 главу: Патмосский узник и Обширный пролог
Патмосский узник: 9 стих и
Обширный пролог: 4-10 ст. 1ч.
ПАТМОССКИЙ УЗНИК (9 стих)
В девятом тексте Иоанн раскрывает себя с семи сторон. Каждая сторона подчинена главному члену предложения, подлежащему «Я». Хотя Иоанн скромно один раз говорит: «Я», но в остальных случаях оно лишь подразумевается.
Мы можем каждую из этих сторон увидеть полнообъемно, если подлежащее «Я» поставим с каждым подчиненным ему словом и с дополнением по отдельности.
Вот что мы получим:
Я Иоанн.
Я брат ваш.
Я соучастник в скорби.
Я соучастник в царствии.
Я соучастник в терпении Иисуса Христа.
Я был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие.
Я был на острове, называемом Патмос, за свидетельство Иисуса Христа.
Давайте кратко рассмотрим каждую из семи сторон:
1 – сторона «Я Иоанн».
Людей с именем Иоанн в то время было немало; как в России – Иван (но это было когда-то; сейчас лидируют Александры); у англичан – Джон, а у немцев – Иоганн.
Было время, когда Иоанн еще не был столь популярен и, чтобы отделить его от других Иоаннов, надо было называть его, как и его брата, «сын Зеведеев», да и пришлось дать ему еще прозвище или что-то вроде нашей фамилии – «Громов» (см. Матф. 4:31; Марк. 3:17). Сегодня это звучало бы на русском языке так: « Иван Зеведеевич Громов».
Но к концу века он настолько вошел в известность, что стоило ему только написать: «Я Иоанн», — этого было вполне достаточно, чтобы понять, кто автор этих слов.
Но заметьте: несмотря на то, что Иоанн был знаком всему христианскому миру, как он скромно отзывается о себе: «Я Иоанн». Он совершенно не претендует на то, что ему присвоили сегодня: «Святой Иоанн богослов».
2 – ая сторона «Я брат ваш»
Скромно…Уравнивающе…Иоанн не выпячивает себя из числа остальных братьев. Он не говорит о себе: «Я Иоанн, старший брат». А ведь Иоанн мог бы на это претендовать, он же единственный остался в живых из числа 12- ти апостолов. Да и по возрасту, он был не из молодых. Но он, тем не менее, пишет о себе просто и скромно: «Брат ваш».
Есть чему у него научиться?
Я думаю, да. Не обязательно при каждом удобном случае заострять внимание на своем звании и выпячивать свое положение в церкви или подчеркивать свою богословскую степень.
3-5 стороны «Я соучастник в скорби, в царствии и в терпении Иисуса Христа.
Царствие, о котором здесь идет речь, это царствие благодати. Иоанн поставил его, возможно, не случайно между скорбью и терпением. Царствие Божие, — это дух неба на земле, и оно дает терпение в скорбях. Мы часто говорим: «Мое терпение лопнуло». Но «терпение Иисуса Христа», о котором здесь пишет Иоанн, можно вполне назвать «долготерпением». И нам дан совет:
«Претерпевший же до конца спасется» (Матф. 10:22 ст. 2 ч.).
Истинное пребывание в царствии благодати не освобождает от скорби, но дает терпение Иисуса Христа; и блажен тот, кто ухватится за него, словно за безопасный якорь.
6-7 – стороны «Я был на Патмосе за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа»
Благо пострадать за Христа, за Его свидетельство и за Слово Божие, нежели как вор, грабитель или другой преступник гражданского закона.
ОБШИРНЫЙ ПРОЛОГ (4-10 ст. 1ч.)
Если первые три стиха являются прологом (предисловием) к этой книге, то семь других стихов (4-10 ст. 1ч.) являются также прологом, но только более обширным. Оба пролога не являются самим видением. Это впечатление Иоанна, оставшееся после видения. И он делится им, прежде чем ознакомить читателя непосредственно с самим видением. Семью первыми словами десятого стиха: «Я был в духе в день воскресный», — Иоанн заканчивает обширный пролог.
Всё, что происходило дальше — не происходило на самом деле. После слов: « Я был в духе…», — следует описание того, что происходило в видении. На самом деле никакой громкий голос на Патмосе позади Иоанна не звучал. Иисус Христос не устраивал на острове театральное представление. Он не наряжался в символические одежды, да и меча в рот не брал и, поставив семь светильников, не расхаживался среди них, держа в руках семь звезд. Нет, и еще раз повторяю, нет. Это всё происходило не в реальности, а в видении.
Вас не удивляет, что в нашей Библии, в Синодальном переводе, в отличие от всех других переводов, да и в отличие от самого оригинала, вместо: «…в день Господень…» стоит: «…в день воскресный»?
Дело в том, что влияние измененной субботы на воскресенье настолько вжилось в умах людей, в том числе и у переводчиков Синодальной Библии, что конкретизируя, каким днем недели является день Господень, они, совершенно не замечая того, совершили доктринальную ошибку.
Днем Господним является не воскресенье (1 – ый день недели), а суббота.
Вот тексты из Ветхого и Нового Заветов, подтверждающие эту мысль:
«И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня» (Исх. 16:23 1ч.).
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих в святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним» (Ис. 58:13).
Вне поля зрения осталось и заявление самого Иисуса Христа:
«Суббота для человека, а не человек для субботы.
Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк. 2:27-28).
Итак, день Господень, это не воскресенье, а суббота. Но может кто-то хочет показать Библейский текст, что воскресенье все-таки является днем Господним, — пожалуйста, попытайтесь это сделать.
Но, даже если и допустить, что Иоанн видел видение в первый день недели (в то время еще не называли его воскресеньем), ну, и что?!
А если бы ему видение было дано во вторник или в четверг? Тогда что?
А разве пророки древности видели видения только по субботам?
А в другие дни Господь не мог им явиться?
А если и являлся, то от этого суббота потеряла что ли своё значение?
А день видения разве становился после этого святым днем?
Да, первое видение (1 гл.10 ст.2ч. – 3 гл.22ст.) Иоанн получил в день Господень (в субботу). А остальные видения Откровения? Они могли иметь место и в другие дни. Я думаю, не обязательно считать, что Иоанн видел все видения непременно в одно непрерывное время. Слишком обширный и трудный материал этой книги для одного видения. Такого не было ни с одним пророком, чтобы он написал книгу на базе данных одного видения (сравните хотя бы с книгой Даниила).
В словах: «После сего…» (4:1) вполне может просматриваться неопределенный, возможно, не слишком продолжительный промежуток времени между видениями.
Итак, Иоанн жил мечтой о встрече с Христом; и они, хоть и в видении, но встретились.
И мы не лишены этой возможности, и притом мы имеем, куда большее преимущество, — встретить Его реально, ибо Он скоро грядет и не умедлит!
Да благословит нас Господь в этом стремлении и радостном ожидании!
Пастор Александр Серков.