Как адвентистам относиться к традиционным атрибутам Нового Года

01-01-2014, комментария 83

Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, новогодняя елка — для многих из нас эти персонажи хорошо известны и связаны с самыми романтическими детскими воспоминаниями, ведь многие из адвентистов росли в семьях советского образца. Там «Новый Год» — это неизменная елка, костюмированный утренник в детском саду или школе, мандарины, шоколадные конфеты да небольшой список телевизионного контента. Ну и как же без Деда Мороза — символа холода и самого ожидаемого праздника?

Но с приходом в нашу жизнь христианского учения мы многое поменяли в своих привычках, и в том числе и традиции празднования Нового Года. Правила эти поменялись и в светском обществе.

Например, «Деда Мороза» потихоньку вытесняет «Санта-Клаус», праздновать Новый Год начинают 24 декабря, а оканчивают в середине января, в домах все больше отдают предпочтение искусственным елкам. И даже если мы без особого интереса проживаем 31 декабря, то наши дети, однажды увидев красивый рекламный ролик с заводным «Сантой», понимают: нечто волшебное обязательно произойдет в «Новогоднюю Ночь». Мы не можем просто постоять в стороне от этого всеобщего ажиотажа и фейерверков, перерастающих в нескончаемую канонаду.

Стоит разобраться, откуда появилась эта традиция и на какой идеологической базе она основана, чтобы вдруг не оказаться участниками идолопоклоннического акта или, наоборот, не прослыть «фанатиками» и «забитыми сектантами».

ИСТОРИЯ

Если говорить об Украине, то конечно, стоит упомянуть славян, традиции которых до христианского периода истории в чистом виде практически неизвестны по той причине, что большинство источников было уничтожено в период насильственной христианизации Руси. Праздники же «христианского периода», как мы уже знаем, в основном представляли смешение языческих традиций с христианской философией. Вследствие этого трудно восстановить связь того или иного атрибута современного украинского праздника с древней историей. Кроме того, во времена воинствующего атеизма, когда осуществлялась политика изменения народного сознания, идеологи старались внести свои коррективы, как например, изменив цвета костюма Деда Мороза с синего на революционный красный 🙂

После образования независимого государства Украина появилась необходимость в формировании национальной культуры, что оказалось весьма непростой задачей. И не удивительно, что чуть ли не в каждой украинской семье есть свой подход к тому, что считать «праздничными временами» и как эти времена чествовать.

ДЕД МОРОЗ

Ранний образ современного символа новогоднего праздника — это суровый и справедливый повелитель холода и снега, который мог как помочь, так и наказать. Древний Дед Мороз — это высокий крепкий старик, передвигающийся преимущественно пешком, одетый в теплую одежду белого или синего цвета. Никакого брюшка, очков на носу и тем более трубки с табаком (с трубкой изображали раннего Санта-Клауса) у него не было. Дед Мороз не входил в дом через дымоход, да и вообще стал приносить подарки только в позднейший период существования традиции. Дед Мороз это один из богов славянского пантеона, потихоньку преобразованный на европейский манер, а сегодня успешно вытесняемый коммерческим, «брендированным» образом «Санта-Клауса».

СНЕГУРОЧКА

Прообразом Снегурочки, вероятнее всего, была, Морана (Морена) или в некоторых источниках также Кастрома — злобная повелительница смерти и ночи, чучело которой сжигали в конце зимы.

Более поздний образ — девушка, внучка, ожившая из снежной фигуры, всегда сопровождающая своего деда в его путешествиях, очень добрая и озорная.

СНЕГОВИК

Как это ни странно, но в мифологии Снеговик иногда идентифицируется как божественное существо, сын Деда Мороза и матери Вьюги-Метелицы, родителей Снегурочки. Часто Снеговик держал в руках метлу, что, скорее всего, было связанно с поверьем о способностях Снеговика подниматься в небо.

ЕЛКА

Традиция наряжать елку на Новый Год в том виде, в каком это делают наши современники, появилась сравнительно недавно. Происходит эта традиция от праздника, именуемого «Йоль», связанного с зимним солнцеворотом (сутки с самой длинной ночью), который появился в эпоху позднего средневековья у некоторых народов Европы. Но на сам праздник в доме использовали полено или пень, сжигаемые в процессе празднования. А наряжали ель, находящуюся в лесу, готовя ее к ритуалу, который проходил возле самого дерева. Выбранное дерево обвешивали цветными лоскутами ткани и прочими предметами. Позднее деревья стали приносить в дом и ставить на стол.

Вообще традиция использовать деревья в обрядах и ритуалах имеет очень древние корни и использовалась большинством народов мира. Однако в славянских обрядах чаще всего фигурировала береза.

ПРАЗДНИКИ ВО СВЕТЕ АДВЕНТИЗМА

При желании в каждом элементе нашей жизни можно усмотреть связь с языческими корнями. По этой причине при формировании нашего отношения к народным праздникам мы должны учитывать и современное значение древних явлений. Эллен Уайт упоминает в своих трудах о рождественской елке как о чем-то само собой разумеющемся:

«Елка может быть настолько высокой и ее ветви настолько широкими, насколько это будет уместным при данных обстоятельствах: но пусть она будет нагружена золотыми и серебряными плодами ваших благодеяний, и представьте это Ему как ваш рождественский дар. Пусть ваши пожертвования будут освящены молитвой» (Христианский дом, с. 482).

«Пусть родители не думают, что вечнозеленая ель, поставленная в церкви, чтобы дарить веселье ученикам субботней школы, — это грех, ведь она может принести великое благословение. Старайтесь внушить им добрые намерения. Ни в коем случае не допускайте, чтобы развлечение было единственной целью их собрания. Конечно, найдутся такие, кто воспользуется этим, чтобы беззаботно провести время, чьи умы не примут божественной печати, но будут и другие, для кого это время окажется весьма полезным. Я вполне удовлетворена тем, что эти невинные затеи могут заменить многие сборища, которые оказывают деморализующее влияние» (Там же, с. 482).

Видим, что Эллен Уайт искала практическое назначение и пользу от рождественской елки в церковном помещении, а не исследовала ее исторические корни.

Адвентисты советского периода регулярно использовали государственные праздники для проведения церковных мероприятий. И делалось это по двум причинам. Во-первых, в эти дни основные предприятия и учреждения не работали, у членов церкви был выходной, который можно было использовать. Во-вторых, праздники служили хорошим поводом познакомить с Евангелием сограждан, как раз располагающих временем для этого. Традиционно в эти дни проводили «торжественные собрания» наподобие современных «жатвенных». Такие мероприятия проводились не только на Новый Год, но и в такой сугубо советский праздник, как Первое мая — День международной солидарности трудящихся. Одновременно с этими примерами адаптации к современному укладу жизни встречались и такие случаи, как ритуальное разрушение некоторыми особо ревностными собратьями «истукана»-снеговика, сооруженного студентами адвентистского учебного заведения.

Современные адвентисты постсоветского пространства не лишены «болезней» прошлых поколений и потому, как и наши предки, склонны бросаться в крайности в поисках абсолютной истины. Тем не менее, мы призваны «для разумного служения» (Рим.12:1) и не должны принимать необдуманных решений в организации новогодних и любых других мероприятий. А тем, кто желает занимать крайне строгую позицию, придется запретить детям лепить снеговиков, чтобы не стать причастниками древнего языческого обряда.

БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Хочу заострить наше внимание на основных принципах «наблюдения за временем», изложенных в Священном Писании.

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12).

Человек, не учащийся правильно считать время, может так и не стать мудрым. В истории праздников Израиля были даты, связанные с событиями прошлого. Основой таких праздников было напоминание о значении дел  Всевышнего в судьбе Израиля, да и не только Израиля, но и народов всей земли.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:8-12).

«и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор.5:15).

«И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их. Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их» (Иез.20:10-13).

Кроме праздников, установленных Самим Творцом, были дни, которые праздновали в связи с общим решением народа увековечить события прошедших дней, чтобы их дети правильно относились к своей жизни и благам, которые имеют.

«Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур [жребий, ибо на языке их жребии называются пурим]. Поэтому , согласно со всеми словами сего письма и с тем, что сами видели и до чего доходило у них, постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме» (Есф.9:26-29).

О «деяниях Всевышнего» напоминали не только даты, но и предметы:

«И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?», скажите сынам вашим: «Израиль перешел чрез Иордан сей по суше», ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же, как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем, которое иссушил [Господь, Бог ваш,] пред нами, доколе мыне перешли его, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, идабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни» (Нав.4:20-24).

Были также и праздники, связанные с ежегодным циклом работы святилища. Например, День Очищения был связан только с тем, что святилище должно было очиститься от грехов, вносимых туда в течение всего обрядового года.

Иудейские торжества можно условно разделить на праздники, связанные с историей и праздники, связанные с годичным обрядовым циклом. Таким образом, праздники, несущие в себе одно из этих значений, имеют право на существование в среде современных христиан. Праздники должны нести в себе не только атмосферу отдыха и веселья, но и напоминать о важных событиях, имеющих значение как для конкретного общества, как например церкви или семьи, так и для всего человечества.

ЧТО МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ

Каждый праздник, вводимый в нашу традицию, пусть будет наполнен радостью и смыслом. У каждой семьи могут быть свои памятные даты и предметы, которые будут свидетелями важных событий в локальной истории. Это может быть камень, положенный во дворе дома или картина, повешенная на стену.

Если же мы ставим елку в церкви, то необходимо подумать о том, как это мероприятие может принести пользу детям и взрослым, пришедшим на него. Ее можно увешать подарками детям из неблагополучных семей. Подарки не обязательно должны состоять из сладостей. Это могут быть вещи, сделанные руками других детей.

Атмосферу праздника может создать уместная музыка, благо сегодня в нашем распоряжении есть доступные для этого средства. Естественно, стол, пусть не самый обильный, но хорошо продуманный и сервированный. Собираясь вместе, родители и дети должны соответственно одеться, а в некоторых случаях вполне уместно использовать и специальные костюмы.

Я был свидетелем того, как на подростковом летнем лагере ребятам раздали простые белые футболки, на которых каждый обитатель нарисовать что-то, говорящее о его личности. Это было именно то, что нужно и не требовало больших финансовых затрат, что тоже немаловажно.

Встреча Нового Года — это особенный момент. Время оглянуться на пройденный путь и с верой посмотреть в будущее. Главное же в любом торжестве — это, конечно, благодарность Господу.

ИТОГИ

В нашем календаре есть даты, установленные решением той или иной церкви или решением государства, на территории которого мы проживаем, однако никто нам не запрещает формировать нашу местную культурную традицию, состоящую из праздничных дней и их атрибутов. Это нормально, когда существуют праздники, связанные с окончанием календарного года, вполне нормально и то, что существуют праздники, связанные с важными событиями в истории нашей страны или семьи. Главное, чтобы каждый праздник делал нас еще мудрее, смиреннее и наполнял сердца благодарностью Богу.

Придерживаясь библейских принципов, мудро и обдуманно формируя современную нашу, адвентистскую культуру, родители и руководители церкви должны ставить перед собой задачу утверждать евангельские принципы, не сужая и не выходя за рамки доктрины.

«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:3,4).

Пастор Валентин Сухин


Рубрика: История Церкви, Образ жизни, Церковь и общество

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"