Пророческая цепь из семи блаженств книги Откровение (2 — часть)
Три блаженства из книги Откровение мы рассмотрели в первой части. Сейчас нам предстоит рассмотреть остальные четыре блаженства.
ЧЕТВЕРТОЕ БЛАЖЕНСТВО (19:9).
9. Блаженны званные на брачную вечерю Агнца (Откр.19:9).
Давайте посмотрим общую обстановку, в связи с чем высказаны эти слова; и мы увидим: на какое время и кому принадлежит это блаженство.
Со слов: «После сего я увидел иного Ангела…» (18:1) начинается новая хронология событий последнего времени.
Слава иного Ангела, от которой осветилась земля, это последнее предостережение, обращенное к жителям земли. Это последний зов на брачную вечерю Агнца. Эта весть будет звучать до конца благодатного времени (см.18:1- 4).
Со слова «ибо» (18:5) раскрывается причина гибели блудницы — «грехи её дошли до неба». Как говорят сегодня: «Он, она или они меня уже достали!» Как грехи допотопного мира «достали» Бога, Он не мог больше смотреть на их беззаконие. Как мерзость Содома превысила все меры долготерпения Божия, так и грехи Вавилона — великой блудницы — «дошли до неба»; поэтому ее постигнет справедливое возмездие (см.18:5-24).
19 глава, — это та глава, в которой мы читаем о четвертом блаженстве (см. 9 стих), и она повествует песнь искупленных после падения Вавилона — великой блудницы (см. 1-3 и 6-8 ст.). И в этой же главе после блаженства раскрывается торжественная сцена 2 Пришествия Христа (см. 11-21 ст.).
Заметьте, — блаженство стоит между: с одной стороны, песни двух групп людей (1 – группа — 1-3 ст. и 2 – группа — 6-8 ст.) и Пришествием Христа (11-21 ст.); 9 стих с блаженством стоит между этими событиями. Эта последовательность говорит о том, что к моменту описания блаженства час Пришествия Христа ещё не наступил. Он только вот-вот грядет, и общее воскресение праведников совершится с Его приходом. Описание их воскресения мы находим лишь в 20 главе 4 стихе. Значит блаженство, о котором здесь идет речь, относится к людям, живущим до общего воскресения.
Что нас смущает в этом описании?
То, что эти группы людей якобы уже на небе, в то время как Пришествия Христа еще не было.
Но на небе ли они уже к этому времени, или это сценарий видения происходит на небе?
А это совершенно разные вещи. Здесь фактически сцена происходит на небе, но сюжет сценария взят из событий, происходящих и на земле и на небе (об этом мы ещё поговорим). Это не новшество в Библейских Откровениях.
Вот, например:
«И услышали они (два свидетеля Божиих — Ветхий и Новый Заветы) с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11:12).
На самом деле, возносились ли два свидетеля на небо на облаке? — ответ один — нет, их территория свидетельства — земля.
А вот ещё один текст:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на голове её венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1).
Здесь также образы, а образы надо и понимать образно. Жена (церковь) оставалась и выполняла свою функцию на земле, но знамение явилось на небе.
Нечто подобное мы находим и в видениях Е. Уайт. Почти всегда она была главным действующим лицом в видении. Она ходила, видела, слышала и ощущала. Она была и среди тех, которые переносили страдания (бедственную ночь Иакова) после закрытия благодати и со всеми живыми искупленными, подобно ап. Павлу (см.1фесс. 4:17) встретила Христа. Но мы же понимаем и ап. Павла и Е. Уайт, их видения и их роль в этих видениях.
А вот ещё один не менее интересный факт: В книге «Ранние произведения» Е. Уайт сама дала пояснения на некоторые опубликованные ею видения, которые смущали скептически настроенных верующих.
Вот выдержка из этой книги:
«Я также писала, что “у престола появился сатана, пытавшийся подражать делу Божьему”. Я приведу ещё одно предложение на той же странице: “Я обернулась, чтобы посмотреть на другую группу людей, которые по-прежнему стояли, склонившись перед престолом”. Хотя эти молящиеся люди пребывали на земле в их смертной плоти, мне они были показаны склонившимися перед престолом. Я никогда и мысли не допускала, что эти люди действительно находились в Новом Иерусалиме. Мне и в голову не приходило, что кто-либо из смертных предположил, будто я верю в то, что сатана, в самом деле, был в Новом Иерусалиме. Разве Иоанн не видел на небе большого красного дракона? Конечно, видел. “И другое знамение явилось не небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами” (Откр.12:3). Едва ли такое чудовище может оказаться на небесах! Такое толкование столь же смехотворно, как и то, какое дают моим словам некоторые люди» (Е. Уайт «Ранние произведения» 92-93).
Так и в Откровении 19:1
«После сего я услышал на небе громкий голос…» (Откр.19:1).
А как еще иначе представить этот эпизод, где участвуют и люди, находящиеся на земле, и небесные обитатели: «24 старца и 4 животных» (4 ст.); да и сам престол находится на небе, от которого исходил голос говорящего (см. 5 ст.)?
Как в одной картине представить тех, кто находится в разных местах, но участвует в одном сюжете?
Может в этом сценарии престол надо было низвести на землю и 24 – х старцев и животных? А?
А не лучше ли людей, которые являются уже предназначенными для жительства на небе, поместить в этом сценарии на небо?
И притом заметьте: 24 – х старцев и 4 – х животных Иоанн и слышит и видит. А две группы он не видит на небе, а только слышит громкие голоса, исходящие с неба.
И еще одна деталь: о 24 –х старцах и о 4 – х животных он говорит в утвердительной, реальной форме: «пали и поклонились Богу, сидящему на престоле» (4 ст.). О людях же он пишет, употребляя выражение «как бы». «Громкий голос как бы многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» (1 ст. и 6 ст.). Да и сами сравнения с шумом вод многих, с громом сильным, – всё это что-то неестественное и говорит больше о символизме, чем о реальности во всех её деталях.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что всё же хронология здесь выдерживается. Описание этих событий не вырвано из времени после 2 – го Приш. Христа, а всё происходит до Его явления и притом: с одной стороны, оно происходит на небе (небесные обитатели) и с другой — на земле (две группы людей).
Теперь давайте посмотрим:
Что же это за две группы людей, которые фигурируют здесь и к которым относится провозглашенное блаженство?
Давайте рассмотрим 19 – ю главу более внимательно.
«После сего» (1 ст. 1ч.), т.е. после суда над Вавилоном Иоанн вдруг слышит голос какой-то группы людей.
Что это за группа?
С чего начинается речь этого народа?
Их первый возглас: «Аллилуйя». Это еврейское слово «Аллилу» — хвалите и «Йя» — сокращенное Яхве или Иегова. «Хвалите Иегову (Господа) — был их первый возглас.
За что они благодарили и хвалили Иегову?
«Спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему»! (Откр. 19:1).
Господь спасает их силой Своей, и за это они воздают Ему честь и славу.
Заметьте, — в тексте не говорится, что Господь уже спас их и избавил от врага полностью. Слово «спасение» стоит в настоящем и продолжающемся времени. Внешне они ещё подвержены опасности со стороны ополчившихся против них врагов, но их вера в Иисуса — или доверие Иисусу — дает им видение полного избавления от врагов в процессе спасения.
От чего же или от кого Господь их спасает?
Говоря о третьем блаженстве, которое охватывает период первых шести язв, мы увидели, что силы зла консолидировались, чтобы уничтожить народ Божий, который остался в живых. И кажется — он обречен; но Господь вступается за Свой избранный народ и «осудил великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим и взыскал кровь рабов Своих от руки её» (19:2).
В седьмой язве, которая соответствует рассматриваемому нами периоду, мы читаем нечто подобное:
19. И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его (Откр. 16:19).
Таким образом, первая группа из Откр 19:1-3 — это живые 144000. Они благодарят Бога за избавление. В 3 – м стихе мы читаем, что они вторично восклицают: «Аллилуйя», и тогда живущие на небе двадцать четыре старца и четыре животных, пристально наблюдавшие за переживанием народа Божия на земле, который вдруг получил избавление от готового уничтожить его врага, также пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, и воскликнули: «Аминь! Аллилуйя!» (см. 19:4).
О второй группе мы читаем в 6 -7 ст. Но прежде давайте обратим внимание на предпосылку, благодаря чему они появляются на арене. Смотрим 5 – й стих:
«И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (Откр. 19:5).
Почему этой группе людей дано такое повеление — «хвалите Бога»?
Что ли в тот момент, когда первая группа прославляла Бога, — они молчали?
Они не хотели, что ли хвалить Бога, или им не за что было Его восхвалять?
А может, их просто не было в живых, они были мертвы в тот момент?
А не воскресшие ли это в частичном воскресении праведники именно в этот момент непосредственно перед Приш. Христа?
Не является ли повеление от престола: «хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие», — адекватно повелению: «Восстаньте из праха те, кто умер в период провозглашения трехангельской вести; встаньте и хвалите Бога»?
Слова, с которыми обратился говорящий от престола, дают повод прийти именно к этому выводу. Как созвучны эти слова со словами первого ангела:
«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Откр. 14:7).
В тексте, который мы изучаем (19:6-8), говорится о том народе, который принял трехангельскую весть, убоялся Бога страхом благоговейного почтения и воздал Ему славу. Это тот народ, кто и сам провозглашал эту весть, но умер, И теперь эти верные воскрешены.
Как созвучны также слова из рассматриваемого нами текста (19:5) со словами из седьмой трубы в Откр.11:18, который охватывают период провозглашения трехангельской вести:
« …и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим…» (Откр. 11:18).
Вы заметили? Здесь эти же три выражения:
1) Рабы Его.
2) Боящиеся Его.
3) Малые и великие.
Эти люди жили и проповедовали во время седьмой трубы, а рассматриваемые нами события происходят во время излития седьмой язвы.
Я не буду цитировать Библейский текст, повествующий седьмую язву, прочитайте его сами (см. Откр 16:17-21). Давайте посмотрим, что Е. Уайт пишет в «Великой борьбе», комментируя седьмую язву:
«В полночь Бог явил Свою силу для освобождения. Засияет солнце ослепительным блеском. Чудеса и знамения будут сменять друг друга. Безбожники с ужасом и изумлением смотрят на всё это, между тем как праведники следят за признаками своего избавления с торжествующей радостью. Кажется, что всё в природе изменило своё обычное течение. Реки остановились. Темные тяжелые тучи, надвигаясь, сталкиваются между собой. Посредине разгневанного неба виднеется полоса неописуемой славы; оттуда слышен голос Божий, подобный голосу множества вод, «говорящий: совершилось!» (Откр. 16:17). От этого голоса содрогаются небо и земля. Происходит великое землетрясение, «какого не было с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!» (Откр. 16:18). Небо, кажется, разверзается и сжимается. От престола Божьего пробивается сияние славы Божией. Горы качаются, как тростник, колеблемый ветром, и обломки скал разлетаются во все стороны. Слышен как бы рев приближающейся бури. Разъяренное море волнуется. Нарастает гул страшного урагана, напоминающий голос демонов, совершающих свою губительную работу. Вся земля вздымается и опускается как волны морские. Её поверхность трескается, основания ее потрясены. Горные цепи погружаются в море. Обитаемые острова исчезают. В разъяренных волнах исчезают прибрежные города, в своем нечестии подобные Содому. И Вавилон великий воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Огромные каменные градины, каждая величиной в талант, совершает свое дело истребления (ст. 19, 21). Самые высокомерные города земли превращаются в развалины. Великолепные дворцы, на сооружение которых великие мира сего отдали немалое богатство, чтобы прославить свое имя, теперь на их же глазах превращаются в руины. Тюремные стены рушатся, и народ Божий, заключенный в темницы за веру, выходит на свободу (им есть, за что прославить Бога, и они Его прославляют см. Откр 19:1-3 Прим. автора). Могилы открываются, и «многие из спящих в прахе земли, пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). И все, умершие в вере в весть третьего ангела, выходят прославленными из могил, чтобы услышать Божий Завет мира с теми, кто соблюдал Его Закон» (В.Б. 636-637).
Этим воскресшим, верным Богу людям, также есть, за что прославить Бога, и они Его прославляют (см. Откр. 19:6-7).
«С неба слышится голос Божий, объявляющий день и час Пришествия Христа и заключающий вечный Завет со Своим народом (Вот только теперь становится известным день и час Пришествия Христа, а до сих пор это событие, хоть и было близко при дверях, но оно «как тать ночью». (Прим. автора). Подобно могущественным раскатам грома, Его слова разносятся по всей земле. Израиль Божий, устремив вверх взоры, вслушивается в каждое слово. Их лица освещены Его славой и сияют, как лицо Моисея, когда тот сошел с горы Синай. Нечестивые не могут смотреть на них. И когда произносится благословение над теми, кто чтил Бога, соблюдая Его святую субботу, раздается громкий победоносный возглас» (Там же, 639-640).
Обратите ещё раз внимание на само блаженство (19:9) и на стих ниже, на 10 – й. Когда Иоанн пал к ногам ангела, тот сказал ему: «Смотри, не делай сего; Я – сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (19:10).
Обратите внимание:
Кому ангел является сослужителем (в данный момент)?
Имеющим свидетельство Иисусово.
А что означает выражение: «Свидетельство Иисусово»?
Это «Дух пророчества».
И о чем это говорит?
Это говорит о том, что на данный момент ангел является сослужителем тем, кто имеет свидетельство Иисусово — Дух пророчества, т.е. живым 144000 и воскресшим в частичное воскресение, жившим в период Лаодикийской церкви, имеющей дар «Духа пророческого» в лице Е. Уайт.
11 ст. 19 гл. говорит уже об отверстом небе и о Сидящем на белом коне и Грядущем на землю. А Елена Уайт, после того, что мы прочитали из В. Борьбы, сразу же вслед за этим в этой же книге пишет: «Вскоре на Востоке появляется небольшое темное облако величиной в половину человеческой ладони». Но это уже момент того долгожданного Пришествия Христа. Об этом в следующем блаженстве.
Итак, наконец, о периоде. Возвращаемся к третьему блаженству. Мы говорили, что начало этого блаженства — закрытие благодатного времени, а конец мы увидели теперь в этой теме, — это события, предшествующие частичному воскресению.
Период четвертого блаженства, таким образом, охватывает период времени, связанный с частичным воскресением. И воистину, «званные на брачную вечерю Агнца (Откр 19:9), (начиная с 1844 года) — блаженны. Это с ними Бог заключает завет, как с «истинным остатком духовного Израиля», это им первым будет открыт день и час Пришествия Христа.
Вы хотели бы принимать участие в этом блаженстве?
Я тоже. А мы не лишены этой возможности. Да благословит нас в этом Господь.
ПЯТОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр. 20:6)
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет» (Откр. 20:6).
Это чудесное обетование всем тем, кто от Авеля до людей, живших до 1844 года, почил в Господе.
Период этого блаженства, естественно, от первого воскресения и продолжится весь срок тысячелетнего царства на небе.
ШЕСТОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр. 22:7).
«Се, скоро гряду: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр. 22:7).
СЕДЬМОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр.22:14).
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14).
Шестое и седьмое блаженства — эпилоговые. Они оба относятся уже к вечности на обновленной земле. Но они всё же имеют разные оттенки.
Шестое блаженство — новозаветное. Оно напрямую касается искупленных для вечности, живших в период христианской эры. Весть о скором Пришествии — «се, скоро гряду» и параллельные прямые высказывания Иисуса Христа Своим ученикам, такие как: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» и подобные им, могли соблюдать только христиане.
Седьмое же блаженство относится к искупленным всех веков — от потерянного до возвращенного рая. Недаром в этом блаженстве заостряется внимание на древе жизни, потерянном Адамом; на соблюдении заповедей (Адам же с Евой первые нарушили волю Божию). И вход в город воротами здесь упомянут не зря (Адам потерял своё жилище в раю). Все соблюдающие заповеди Божии — блаженны. Они благодатью Божией спасены для вечности и войдут в город воротами.
Вот все семь блаженств книги Откровение. Мы, живущие в последнее время, имеем уникальнейшее преимущество быть блаженными сразу в шести блаженствах (кроме пятого). Этого преимущества не имело ни одно поколение живущих на земле людей. Ради этого, я думаю, стоит оторваться от земной пустоты и сосредоточиться на том, ради чего мы, как церковь остатка, существуем по воле Божией в это последнее время. Если это желание будет средоточием всей церкви остатка, то, выполняя свою миссию, Господь воистину скоро придет и не умедлит.
РЕЗЮМЕ:
1 Первое блаженство (Откр.1:3).
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко».
От 1844 года до указа о воскресном дне.
2 Второе блаженство (Откр. 14:13).
«И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».
От указа о воскресном дне до закрытия благодатного времени (после закрытия благодати смерти праведников не будет).
3 Третье блаженство (Откр.16:15).
«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели наготы его».
От закрытия благодатного времени до событий, предшествующих частичному воскресению.
4 Четвертое блаженство (Откр.19:9).
«Блаженны званные на брачную вечерю Агнца».
Период времени, связанный с частичным воскресением.
5 Пятое блаженство (Откр. 20:6)
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».
Это чудесное обетование всем тем, кто от Авеля до людей, живших до 1844 года, почил в Господе. Период блаженства от воскресения первого до второй смерти – 1000 лет.
6 Шестое блаженство (Откр. 22:7).
«Се, скоро гряду: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей».
7 Седьмое блаженство (Откр.22:14).
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Шестое и седьмое блаженства — эпилоговые. Они оба относятся уже к вечности на обновленной земле. Но они всё же имеют разные оттенки.
Шестое блаженство — новозаветное. Оно напрямую касается искупленных для вечности, живших в период христианской эры. Весть о скором Пришествии — «се, скоро гряду» и параллельные прямые высказывания Иисуса Христа Своим ученикам, такие как: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» и подобные им, могли соблюдать только христиане.
Седьмое же блаженство относится к искупленным всех веков — от потерянного до возвращенного рая. Недаром в этом блаженстве заостряется внимание на древе жизни, потерянном Адамом; на соблюдении заповедей (Адам же с Евой первые нарушили волю Божию). И вход в город воротами здесь упомянут не зря (Адам потерял своё жилище в раю). Все соблюдающие заповеди Божии — блаженны. Они благодатью Божией спасены для вечности и войдут в город воротами.
Вот таковы семь блаженств книги Откровение.
Пастор Александр Серков