Алексей Опарин. Сардис: город золота. Монография. — Харьков: Факт, 2014. — 208 с.

09-08-2014,

ЧАСТЬ I

Сардис – столица Лидийского царства

Вступление

Глава 1. Наследники патриарха Луда.

Глава 2. Месть оскорбленной женщины.

Глава 3. Сардис: город золота.

Глава 4. Экономика Лидийского царства.

Глава 5. Культура Лидийского царства.

Глава 6. Алфавит Лидийского царства.

Глава 7. Лидийское царство: религиозные культы Аттиса и Кибелы.

Глава 8. Лидийское царство: гробницы царей, построенные блудницами.

Глава 9. Лидийское царство и киммерийцы.

Глава 10. О затмении солнца, положившем коней войне.

Глава 11. Царь Крез и пророк Иезекииль.

Глава 12. Царь Крез и законодатель Солон.

Глава 13. Царь Крез и Дельфийский оракул.

Глава 14. Царь Крез и царь Кир.

ЧАСТЬ II

Средневековая Европа времен Фиатиры

             Вступление

Глава 1. Средневековая церковь и мораль общества.

Глава 2. Средневековая церковь и антисемитизм.

Глава 3. Средневековая церковь и семья.

Глава 4. Средневековая церковь и образование.

Глава 5. Средневековая церковь и медицина.

Глава 6. Средневековая церковь и рабство.

Глава 7. Средневековая церковь и суеверия.

Глава 8. Средневековая церковь и эпоха Возрождения.

ЧАСТЬ III

Наследие Фиатиры: Внутренняя жизнь церкви

             Вступление

Глава 1. Наследие Фиатиры: Индульгенции.

Глава 2. Наследие Фиатиры: Институт святых.

Глава 3. Наследие Фиатиры: Симония.

Глава 4. Наследие Фиатиры: Монашество и Целибат.

Глава 5. Наследие Фиатиры: учение о причастии.

ЧАСТЬ IV

Наследие Фиатиры. Внешняя жизнь церкви

             Вступление

Глава 1. Наследие Фиатиры: Инквизиция.

Глава 2. Наследие Фиатиры: Анафема и интердикты.

Глава 3. Наследие Фиатиры: Крещение.

Глава 4. Наследие Фиатиры: Крестовые походы.

Глава 5. Наследие Фиатиры: Борьба с Библией

ЧАСТЬ V

Европа и мир времен Сардиса

             Вступление

Глава 1. Реформация и образование.

Глава 2. Реформация и медицина.

Глава 3. Реформация и семья.

Глава 4. Реформация и гражданские свободы.

Глава 5. Реформация и экономическое процветание.

ЧАСТЬ VI

Сардис: решенные вопросы

             Вступление

Глава 1. Учение о покаянии и исповеди.

Глава 2. Учение о крещении.

Глава 3. Учение о посте.

Глава 4. Учение о причастии.

Постскриптум. Сардис: нерешенные вопросы.

ЧАСТЬ VII

Послание к Сардисской церкви

            Вступление

Глава 1. Сардис: тайное становится явным.

Глава 2. Сардис: живые мертвецы.

Глава 3. Сардис: бодрствуй и утверждай прочее.

Глава 4. Сардис: не от полного сердца.

Глава 5. Вспомнить, хранить и покаяться.

Глава 6. Сардис: неоскверненные одежды.

Глава 7. Сардис: Незваный Гость.

Глава 8. Сардис: Книга Жизни.

Список использованной литературы

***

Предисловие

Одним из важнейших периодов Всемирной истории является, безусловно, период Великой Реформации. Однако если в отечественной дореволюционной и зарубежной историографии ему всегда уделяли и уделяют внимание, то в советский период данный раздел истории преподносился с позиции господствующей идеологии, вследствие чего его духовная составляющая нивелировалась вовсе, а на передний план выходила социально-экономическая сторона данного движения, превращавшая его в столкновения и борьбу классов.

При этом то величайшее значение, которая Реформация сыграла для всей последующей истории вплоть до Новейшего времени, практически совершенно игнорировалось. Ибо, рассмотрев его, невольно бы пришлось, и ответить на вопрос: а благодаря чему собственно были достигнуты такие масштабные преобразования и в столь короткие сроки.

А преобразования, вызванные Реформацией, были поистине глобальны.

Великая Реформация, произошедшая в Сардисский период истории христианства (1517-1833) и поставившая цель возврата христианства к чистоте Евангельского учения, привела к целому ряду ключевых преобразований, изменивших до неузнаваемости наш мир. С одной стороны, она привела к низвержению институтов инквизиции и рыцарских орденов, уничтожению схоластической системы образования, крушению феодальных отношений. С другой стороны, провозгласила и основала демократические формы правления и обеспечила свободу совести, провозгласила равные права людей вне зависимости от их расовой, национальной или гендерной принадлежности, заложила основы для создания социальных институтов защиты малоимущих, гарантировала и обеспечила право на образование, заложила основы для низвержения рабства, привела к созданию сильных национальных государств, положив конец феодальной раздробленности, и обеспечила бурный рост экономики, науки и техники.

И достигнуто все это было путем внедрения евангельских истин в повседневную жизнь, как отдельного человека, так и государства в целом. Именно на принципах Евангелия были написаны Конституции ведущих мировых демократических государств.

И потому изучение Великой Реформации — это не просто история, это путь к принципиально новой жизни.

В связи с этим, представленная новая монография профессора А. А. Опарина, представляет несомненный научный интерес и практическую значимость. Состоящая из восьми частей, она последовательно раскрывает как эпоху, предшествующую Реформации, как историю самой Реформации, так и ее значение для современного мира.

В работе впервые прослежена история Реформации в контексте влияния тех или иных библейских доктрин на социально-экономическое развитие общества.

В работе впервые показана прямая связь между уровнем развития общества, его моральным, экономическим, политическим, культурным состоянием и следованием им библейским доктринам и истинам.

В работе впервые с точки зрения теологии, истории, археологии и социологии дается комплексный анализ Сардисского периода истории христианской церкви.

В работе впервые в отечественной историографии дается комплексный анализ истории, религии, экономики и культуры Лидийского царства и его столицы Сардиса, по имени которого и получил свое название в Библии один из важнейших периодов истории христианства.

Все это составляет несомненную ее научную новизну.

При написании работы автором был сделан большой анализ литературных источников, как отечественных, так и зарубежных авторов, что позволило ему комплексно рассмотреть данную проблему и получить соответствующие выводы. Монография богато иллюстрирована, что облегчает как ее чтение, так и помогает передаче атмосферы описываемой эпохи. Учитывая вышесказанное, данная монография может быть рекомендована как учебное пособие для студентов гуманитарных ВУЗов и их преподавателей.

Пастор Николай Зинюк

***

Глава 4

Средневековая церковь и суеверия

Темнота и жестокость всегда идут рука об руку с суевериями. И пример средневековья нам еще раз подтверждает это. Отобрав у людей Евангелие, лишив их образования, сковав их разум страхом перед инквизицией, закоболив путем феодальных отношений средневековая церковь дала людям вместо веры – суеверие, причем в его самых вопиющих видах.

? Реликвии. «В начале средневековья Италия была самым плодовитым источником реликвий. После начала крестовых походов глаза церкви обратились к Востоку, и охота за реликвиями оказалась прибыльным делом. С открытым ртом западное легковерие принимало священные предметы, которые выдавались крестоносцам за подлинные. Мы уже упоминали, сколько сокровищ было привезено в Европу вследствие разграбления Константинополя. Воровство оказывалось святым, ког­да с его помощью человек получал в свое распоряжение кусочек тела святого или принадлежавший ему предмет. Монах Гунтер без колебаний пронумеровал все вещи, которые аббат Мартин и его сообщники украли из реликвария одной из церквей византийского города. Салимбене упоминает, что одна из церквей Равенны подарила ему все кости Елисея, кроме головы, украденной монахами-августинцами.

В критический момент, во время осады Антиохии, было обнаружено святое копье. Святой Грааль был найден в Кесарии в 1101 г. Мощи трех волхвов, Кас­пара, Мельхиора и Валтасара, якобы принесших свои дары к яслям Иисуса, были перевезены из Милана в Кельн, где находятся до сих пор. В том же Кельне в 1156 г. были найдены останки Урсулы и девственниц-мучениц, погибших от руки гуннов, причем Елизавете из Шенау в видении было явлено, что останки эти подлинные. Среди бесчисленных предметов, привезенных в Западную Евро­пу, были борода Ноя, роги Моисея, камень, на котором Иаков спал в Вефиле, ветка, за которую зацепился Авессалом, крайняя плоть нашего Господа, Его пуповина, Его плащ, слезы, которые Он пролил у могилы Лазаря, молоко из груди Марии, стол, за которым проходила последняя вечеря, камень от гробни­цы Христа, жало в плоть Павла и зуб святого Лаврентия» [Шафф. Указ. соч.. т. 4, с. 519].

Доходило просто до абсурда. Так, «Истинный крест находили не один раз. Его фрагментов сохранилось много — так много, что пришлось изобретать басню о том, что истинный крест обладает свойством бесконечно умножаться» [Шафф. Указ. соч., т. 4, с. 520].

Более того, средневековая церковь учила, что «неподобающее обращение с рели­квиями вызывает их недовольство. Один из зубов святого Николая, хранивших­ся в Браувейлере, однажды выпрыгнул из стеклянной шкатулки, где хранился, чтобы показать, что святой недоволен непочтительностью людей, смотревших на зубы. Другой случай касался останков двух дев. Их спрятали во время войны и забыли достать, когда после войны остальные реликвии вернулись в реликварий. Останки дев не потерпели пренебрежения и начали стучать о стены сундука так сильно, что шум слышался по всему монастырю, и стучали до тех пор, пока их не достали.

Бессовестные торговцы занимались организованной поставкой реликвий, на­вязывая их доверчивым верующим» [Шафф. Указ. соч., т. 4, с. 521]. При этом «Иногда в подтверждении подлинности реликвий принимал участие сам дья­вол. Благодаря его вмешательству выяснилось, что гвоздь из кельнского реликвария, о происхождении которого никто ничего не знал, — это один из самых настоящих гвоздей распятия. Но такие услуги дьявол, конечно же, оказывал редко. Придворный проповедник из Веймара Ириней (1566 — 1570), посетив Трир в компании герцогини Веймарской, нашел в одной из церквей коготь дья­вола. «Оказалось», что, когда был сооружен новый алтарь, дьявол рассвирепел больше, чем обычно в подобных случаях, и с такой силой ударил по алтарю, что один из его когтей застрял в деревянном покрытии» [Шафф. Указ. соч., т. 4, с. 521-522].

Отношение протестантских церквей к реликвиям было выражено Лютером в его «Большом катехизисе»: это безжизненные, мертвые вещи, которые не могут сделать человека святым» [Шафф. Указ. соч.. т. 4, с. 522].

Но до Реформации, жизнь средневекового человека была буквально наполнена поклонениями пред этими реликвиями, которые одновременно внушали ему и трепет, и страх, но не живую веру в Господа. Более того, она рождала веру в могущество злых сил с которыми средневековый человек искал сближения!

И потому средневековье с его беспредельным господством государственной христианской церкви стало, как это не парадоксально выглядит торжеством колдовства и оккультизма. Никогда, даже в эпоху самого темного язычества эти страшные явления не получали такого распространения, как в эпоху средневековья! И вновь у истоков этого явления стояла та же средневековая церковь.

? Астрология. Средневековье, как мы уже указывали, стало временем расцвета оккультизма и астрологии. «Практически все папы и итальянские князья позднего Возрождения име­ли при себе астрологов или в большей или меньшей степени верили в астроло­гию — например, Сикст IV, Юлий II и Лев X, а также Павел III некоторое время спустя. Юлий II отложил свою коронацию на несколько недель, до 26 ноября 1503 г., так как астролог назвал именно этот день счастливым. Людовико Милан­ский ждал благоприятных небесных знамений, прежде чем предпринять что-ли­бо серьезное» [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 391]. Практически при каждом дворе была официальная должность придворного астролога. А простой люд средневековья вообще с ужасом внимал различным астрологическим предсказаниям. Средневековая церковь своим почтением и интересом к астрологии способствовала ее авторитету. При этом, тех кто занимался астрономией государственная церковь всячески преследовала, и пример Г. Галилея тому ярчайшее подтверждение.

Преследование астрономии и культ астрологии — очень яркая черта средневековой церкви, говорящая об очень многом.

? Оккультизм. Вся эпоха средневековья пронизана и оккультизмом. Причем церковь ни сколько боролась с ним (кстати, и методы этой борьбы были весьма своеобразны), сколько поднимала в глазах людей его авторитет и силу. «Вероятно, в истории человечества нет главы более отталкивающей, чем в та, где рассказывается о дикой вере в колдовство и о безжалостных наказаниях за него в Западной Европе в век перед началом Реформации и последующее время. Во второй половине XIV века церковь и общество панически устрашились ведьм, и христианский мир вдруг мгновенно наполнился одержимыми, подчиня­ющимися непреодолимому влиянию сатаны. Эта мания из Рима и Испании рас­пространилась в Бремен и Шотландию. Папы, юристы, врачи и деятели церкви всех уровней призывали к репрессивным мерам против ведьм, а протестовали в средние века только жертвы, подвергаемые пыткам и погибающие на костре» [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 327].

Ведущий богослов средневековой церкви Фома Аквинский прямо писал «о сожительстве людей с бесами как о реальности, а также утверждал, будто старухи взглядом могут передать молодым некое злое влияние» [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 329].

По благословению папы пишутся целые трактаты об общениях людей с бесами и о методах выявления этого. Так, в 1486 году монахами доминиканцами-инквизиторами Генрихом Инститорисом и Якобом Шпренгером, занимавшее видное место в ордене и в Кельнском университете на основании буллы папы Иннокентия Восьмого создается труд «Молот ведьм» в котором авторы подробнейшим образом раскрывают виды колдовства и методы по обнаружению ведьм [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 330-332]. Это книга была по праву названа «самым мощным орудием суеверия, когда-либо созданным людьми» [Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века. ? М. 2010. Т.3, 543].

«Из всех разделов этого учебника особо печальной славой пользуется оценка, которую авторы дают женщинам. Если кто-то еще считает, что безбрачие — вер­ный пусть к чистоте мыслей, пусть прочитает, что говорят о женщине и браке эти средневековые авторы, священники и монахи, сами соблюдавшие целибат и предположительно хранившие целомудрие. Их нечестивые выражения свиде­тельствуют о греховности помыслов и речей. В самом заглавии, Malleusmaleficarит, используется слово женского рода, «ведьма», потому что, по мнению авто­ров, именно женщины особо тяготеют к одержимости и ко вступлению в отноше­ния с бесами. Мнение авторов резко контрастирует с современным представле­нием о религиозности женщин. Они даже производят слово femina, «женщина», от feи minus, то есть fidesminus, «меньшая в вере». Они заявляют, что слезы, обман и коварство ? сама суть женской натуры. Женщина обманывает, так как она сотворена из ребра Адама, а оно было изогнуто.

Длинная глава, посвящена доказательству того, что женщина хуже муж­чины. Ее союз с бесами описывается с явным удовольствием. В древние времена, утверждают авторы, сожительство с бесами происходило против воли женщины, но теперь оно происходит с ее полного согласия и даже при пылком желании с ее стороны. Авторы благодарят Бога за то, что они мужчины. Немногие представи­тели их пола, говорят они, соглашаются на столь непристойные отношения с бесами ? в пропорции один мужчина на десять женщин» [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 327].

Согласно, тех признаков одержимости, которые приводили авторы практически любая женщина могла быть обвинена в сношении с бесами. Причем для этого было достаточно фактически чьего-либо доноса. А в нем могло упоминаться о том, что она не совсем обычно переступает порог дома, что у нее поздно горит свет, что для своего возраста она хорошо выглядит или что после встречи с ней кто-то заболел. При этом, если находился тот кто начинал защищать подозреваемую перед судом инквизиции, то это считалось признаком того, что он сам находится под ее влиянием.

Монахи-инквизиторы, заполучив подозреваемую в свои руки, брили все ее тело наголо и особенно интимные места, так как считалось, что бесы кроются именно там. И после этого приступали к пытке каленым железом, так как считалось, что она самая эффективная по дознанию в одержимости. Считалось, что если несчастная может удержать раскаленное железо в руках и пройти с ним несколько шагов, то она не виновна. Понятно, что таких практически не находилось [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 333].

Другим методом по выявлению одержимости был следующий. Женщину кидали в реку с моста, и если она выплывала, то считалась одержимой и подлежала сожжению, а если тонула в реке, то объявлялось, что одержимой она не была.

Гонения на так называемых ведьм приобрели широчайший размах. Всего через год после выхода буллы Иннокентия Восьмого в одной только епархии Комо в Италии был сожжен 41 человек по обвинению в колдовстве. Общее число сожженных по этой статье исчисляется десятками тысяч.

При этом для подтверждения правильности приговора жертву зверски пытали, вынуждая сознаться и подавляющее большинство людей, не выдерживая нечеловеческих мучений, сознавалось, якобы в своем общении с бесами.

С помощью доносов, в которых люди обвинялись в общении с нечистой силой, доносители сводили с ними счеты, в основном даже бытового плана, присваивали их имущество- часть которого им причиталась, убирали политических конкурентов, мстили за что-то или просто удовлетворяли, таким образом, зависть к более благополучным. Часто молодых и красивых женщин обвиняли в колдовстве за то, что они отказывались сожительствовать, мстя, таким образом, за их целомудрие.

До нашего времени дошло письмо к дочери невинно обвиненного, как потом выяснилось уже после его сожжения, бургомистра Бамберга от 1628 года. Вот, что он в нем пишет: «Множество добрых ночей тебе, возлюбленная дочь Вероника. Невинным я попал в темницу, невинным и умру. Ибо тот, кто попадает в тюрьму по обвинению в колдовстве, должен стать колдуном или терпеть пытки, пока сам не выдумает что-нибудь и (да сжалится над ним Бог!) не обвинит в чем-нибудь сам себя. Я расскажу тебе, что со мной делали… Пришел палач и засунул мои пальцы в тиски, связав руки вместе, так что кровь текла из-под ногтей и повсюду, и четыре недели я не мог пошевелить руками, ты видишь это по почерку… Потом они раздели меня, связали руки за спиной и подвесили меня. Я не понимал, где земля, где небо. Они проделы­вали это восемь раз и снова отпускали меня, так что я ужасно страдал… [Далее он перечисляет признания, которые он вынужден был сделать.]… Теперь, дорогое мое дитя, ты знаешь обо всех моихпризнаниях, из-за которых я должен умереть. Все это полная ложь. Я вынужден был сказать это из страха перед дыбой, потому что они не перестают пытать человека, пока тот не признается в чем-либо… Дорогое дитя, спрячь это письмо, чтобы люди не нашли его, а то меня будут пытать безжалостно, а тюремщиков обезглавят… Мне понадобилось несколько дней, чтобы написать это, потому что я не владею руками. Прощай, ибо твой отец Иоганн Юний больше не увидит тебя» [Шафф. Указ. соч., т. 6, с. 337-338].

Ни должность, ни безупречная жизнь, ни возраст, ни пол не гарантировали человека быть обвиненным в колдовстве. И многие, чтобы не быть обвиненными писали доносы на других, полагая, что этим они свидетельствуют о своей верности церкви. Другие, бросались в иную крайность и начинали действительно поклоняться злым силам, надеясь у них найти защиты от «христианской» инквизиции.

Примечательно, что особый расцвет колдовства и суеверия начался в Европе прямо накануне Великой Реформации, как своеобразная альтернатива ей, как отчаянная попытка сил зла воспрепятствовать этому великому очищению средневековой церкви и людей от языческих и оккультных пут.

Глава 5

Средневековая церковь и эпоха Возрождения

Наравне с небывалым доселе расцветом колдовства Великой Реформации предшествовало еще одно движение, которое являлось как бы еще одной альтернативой Реформации – эпоха Возрождения [Опарина Т.Н. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения// Обзор мировых вопросов. ? 2011. ? № 3 . ? С. 20-25] . Это движение в странах Западной Европы, начавшееся в Италии на рубеже XIII-XIV веков, называют еще эпохой Гуманизма или Ренессанса. Возрождение являлось протестом против засилья средневековой церкви, подавлявшей человеческую личность, против господства суеверий церкви над государством, наукой и искусством.

Гуманисты выступали за свободу личности и частной жизни против феодального и церковного гнета (в Италии – с конца XIII-начала XIV века – писатель и поэт Данте Алигьери, художник Джотто, в XIV-XV веке — писатель Джованни Боккаччо, поэт Франческо Петрарка, архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло, скульптор и художник Верроккьо, художники Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Андреа Мантенья, на рубеже XV-XVI веков – Леонардо да Винчи, художник Тициан, скульптор Микеланджело, в Германии – философ и писатель Эразм Роттердамский, художник Альбрехт Дюрер, философ-гуманист, политический деятель и памфлетист Ульрих фон Гуттен, во Франции – писатель Франсуа Рабле, философ-гуманист Мишель де Монтень, в Англии – драматург и поэт Уильям Шекспир, родоначальник утопического социализма – рая без Бога — Томас Мор, в Испании – писатель Сервантес, художник Веласкес, в Нидерландах – художники П. Брейгель, Ван дер Вейден и пр.

В периоде Возрождения заложено начало развития новой буржуазной культуры и капитализма, а идейным содержанием этой новой эпохи стал Гуманизм. В России в XIX веке идеи Гуманизма, Утопического социализма и атеизма развивали Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Огарев и др., идеи, которые живы и по сей день.

Стоило ли удивляться тому, как резко, в противоположную сторону, «качнулось» человеческое представление о религии и свободе? Конечно же, нет, ибо это движение было подготовлено средневековой церковью, когда вся Европа, по сути, была превращена в огромный монастырь с монашеским укладом жизни: пробуждение до рассвета, определенное число молитв, коленопреклонений, песнопений, масса запретов, мрачная темная одежда, мрачные лица, отсутствие радости, церковные наказания за малейшие отступления, жестокая борьба с инакомыслием, инквизиция, истребившая более 50 миллионов человек, приобретение спасения за деньги – введение индульгенций, — все это представляло Бога в глазах людей таким же мрачным, алчным и жестоким.

И люди не хотели служить мрачному Богу монастырей и пыточных подвалов, этим и был обусловлен резкий скачок в противоположную сторону, в античную философию – философию язычества, где не было церковного гнета и страха перед жестокими наказаниями, где все было позволено.

Гуманисты, по их мнению, нашли выход в античной культуре, которая привлекала их прежде всего своей жизнерадостностью и обилием света. Они попытались построить счастливую радостную жизнь вне церкви, и самое главное, без Бога. В противоположность средневековым науке и искусству, где все сводилось к мрачным строжайшим богословским канонам, выработанным людьми и не имевшими с Библией ничего общего, они назвали новое движение, новое направление в жизни, науке, культуре и искусстве Человеческим – StudiaHumaniora [Б а т к и н Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М. 1978; Дживилегов А. К. Леонардо да Винчи. – М. 1974; Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. – Спб.: Евразия. 2000].

Мрачная схоластика средневековой церкви привела к другому «перекосу» — возвращению язычества: языческой философии, языческой культуры и богословия. И если первые гуманисты, такие, как Петрарка, осознавали зависимость науки от религии, то затем, на следующем этапе, авторы в христианские произведения начинают вплетать языческие нити, и на третьем этапе развития Гуманизма наблюдается соединение христианства с языческой философией. Это привело к тому, что отношение в обществе к христианству стало безразличным и скептическим. Так, к примеру, в это время во Флоренции ее правитель, Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, учредил Платоновскую Академию, центром «религии» которой стал Платон, греческий философ, по учению которого человеческий дух является частицей Божественного духа, и стремление человека возвыситься к Божественному есть его возвращение к исходному началу [Анналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. – Л. – М. 1939; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI веков. М. 1977; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. – М. – Л. 1962].

Возрождение принесло человеку свободу от инквизиторского гнета средневековой церкви, но эта свобода стала вскоре необузданной и дикой, превратив саму Италию, центр эпохи Возрождения, по единодушной оценке современников, в «самое порочное место в мире» [Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. – Спб.: Библия для всех. 2010. т. 4, с 391-392].

Все это привело к небывалому всплеску порока, вопиющим нарушениям законов нравственности. Порок и пошлость стали открыто рекламироваться и прославляться в литературных и художественных произведениях, типа «Книги шуток» Поджио, «Мандрагоре» М. Каллимако или «Декамероне» Д. Боккачо. Финалом эпохи Возрождения стало «возрождение» язычества, когда «культура подменила собой христианство, а поклонение искусству и страсть к красноречию уважение к истине и святости. Гуманисты тайно или демонстративно приносили жертвы богам Греции и Рима, а не Богу Библии» [Шафф. Указ. соч., т. 4, с. 385].

Еще одним детищем эпохи Ренессанса стал атеизм [Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. – Спб.: Евразия. 2000. С. 353], вся разрушающая сила которого будет явлена спустя триста лет. Эпоха возрождения за своим внешним блеском несла тоже разрушение и духовное опустошение, что и средневековые обряды, фанатизм и схоластика. Его появление на свет, в канун Великой Реформации также являлось не случайным, ибо силы зла были очень не заинтересованы в успехе Реформации и стремились предложить людям различные ей альтернативы.

И вот, когда безбожие и порок достигли наивысшей точки развития, когда люди в своем большинстве отошли от идеалов христианства, отвернувшись от Христа, широкой волной прокатилась по Европе Реформация, зазвучал голос Мартина Лютера, который выступал, с одной стороны, против религиозного формализма и отступления от Библейского учения, и в то же время, против материализма и секуляризма, утверждая личную свободу человека вне связи с языческой философией или религиозной обрядностью, направляемую Библейскими принципами жизни и уважением к Богу.

***

Написать автору


Рубрика: Библейские исследования, История Церкви, Наука и религия, Церковь и общество

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"