О вы, напоминающие о Господе, не умолкайте
Рассказывает литературный евангелист из Харькова Николай Вербий.
Моя биография скромная. Жена, две дочки и сын. В 68 лет пошёл на пенсию. В адвентизме двадцать лет. Вначале никакого участия в жизни церкви не принимал, были колебания, сомнения — это ли настоящая церковь. Начал вникать в Библию и пришёл к выводу, что в этом учении больше правды, чем в других. Лет пять назад стал литературным евангелистом.
Пошёл на пенсию, стало больше свободного времени. До этого работал в пожарной охране. Времени было достаточно для чтения христианской литературы. Со многими книгами познакомился.
Когда оставил работу, на сердце были слова: «Усердием не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите». Стоял выбор — быть в церкви дьяконом или литературным евангелистом. Так как люблю читать, смотрю на книгу как на хлеб своей души, захотел быть литературным евангелистом. Посоветовался с женой, как она отнесётся к тому, что буду уезжать из дома. Она дала «добро».
Это важное служение. Когда проходит евангельская программа даже через спутниковое телевидение, невозможно всех охватить вестью, не у всех есть спутниковые антенны. А литературный евангелист не пропустит ни один дом, ни одну точку, где есть возможность пообщаться. Работа эта непростая, со своими сложностями, но интересная.
В 2012 году были в Никополе Днепропетровской области. Сестра Клавдия из первой общины Никополя попросилась с нами на работу — научиться. Пастор связался руководителем нашей группы Лидией Башкульской, и та разрешила. Я работал в паре с сестрой Таней. Та стояла возле супермаркета АТБ, а я недалеко на автобусной остановке. Мы друг друга видели. Сестра Клавдия постояла немного с Татьяной, а потом подошла ко мне. Сказала, что хочет продавать книги, но её сдерживает страх перед людьми. Я, как мог, стал её воодушевлять, рассказывать, что знание книг даёт опыт, умение говорить со временем развивается, через наши уста говорит Сам Господь. Говорил о Божьем благословении, о молитве. Невдалеке стояла женщина и слушала, а потом подошла к нам и говорит: «Богу имя Иегова, а Христос — не Бог, а Сын Бога». Клавдия не говоря ни слова, открывает Библию и читает ей Исайи 9:6 «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
Женщина удивилась и попросила переписать, откуда эти слова. Клавдия сказала: «Это мой первый миссионерский выход, и он удался».
В том же Никополе в АТБ подхожу к продавщице в частном павильоне, предлагаю книги. Она отказывает, говорит, что три дня назад была Татьяна, моя напарница, и она и ей отказала. Предлагаю посмотреть книги по здоровью. Согласилась. Выбрала три книги, и тут я её спрашиваю, а не интересует ли её духовная литература. Она отвечает, что эта интересует её больше, чем по здоровью. Купила книг на сто гривен, включая и «Великую борьбу» Эллен Уайт.
Интересные опыты были в 2011 году в селе Пархомовка Харьковской области. Село большое. Ездил по нему на велосипеде.
Декабрь, пасмурный день, ничего не продал. Вдалеке в доме культуры (ДК) окно светится. Может, сторож сидит. Заеду, поговорю, погреюсь. А там заведующая этим ДК. Подобрала несколько книг, оказалась большим книголюбом. Я ей ещё сказал: «Такие люди, как Вы, нынче редкость».
Там же мы с напарником Юрой Квитко попали в харизматическую церковь и попросили перед служением разложить свою литературу у них на столе. Они разрешили. Мы пообщались, но никто ничего тогда не купил. Юра вскоре уехал домой, а я остался до конца работы нашей группы. И был вознаграждён за это. В один дождливый день я поехал на улицу Петра Сало, как-то с Юрой мы не успели побывать на ней. Она находится на краю села, населена старыми людьми. Продажи не было, дождь усилился. И я решил поехать в двухэтажный дом. Постучался в квартиру, вышла женщина, обрадовалась: «Мы о Вас говорили. Видели Вас в церкви харизматов, но ничего не купили (не было денег). Теперь женщина из другого дома очень хочет их купить». Продал той женщине много книг, а её сыну вручил пачку плакатов «Десять Заповедей», чтобы распространяли в церкви и на улице.
Житель Пархомовки Харьковской области Саша купил Библию за 40 гривен. Через неделю еду по улице Калинина, навстречу Саша: «Как хорошо, что я Вас встретил. Хочу купить работы Эллен Уайт. Жалею, что сразу не взял». Я, когда Библию ему предлагал, рассказывал, что это пророчица последнего времени, Господь через неё разъясняет Библию.
Зашёл в маленький магазин напротив хлебопекарни. Сначала было безлюдно. Только начну разговор с продавцом, заходит кто-то. Долго ждал, когда смогу с ней поговорить. Но она не хотела ничего брать, даже слушать. Спросил, есть ли у неё дети, и сказал: «В Библии сказано: «Наставь юношу в начале пути и он не собьётся с него, когда и состарится». Возьмите детскую Библию своему сыну. Она согласилась. Через год я зашёл в этот магазин. Продавец выбежала из-за прилавка, кинулась благодарить. Начали они с сыном читать детскую Библию, и ребёнок поразительно изменился — стал послушным, помогает по хозяйству, хорошо учится в школе. Учительница спросила: «У кого есть Библия?», оказалось, только у него. Появились друзья, с которыми сын её читает.
В Днепропетровске я зашёл в супермаркет «Варус». Время оканчивалось, было холодно, продаж нет. В магазине плакат, предупреждающий, что продажа книг и других товаров запрещена. Зашёл в отдел народных промыслов. И что-то меня побудило этой молодой девушке сказать, что есть книги о семье, о том, как общаться с партнёром по браку. Она так обрадовалась: «Как Вы кстати, у нас рушится семья. Почему у нас ни в школе, ни в институте не учат, как создать семью, как общаться с супругом?» Мы спустились на первый этаж, она сняла деньги с карточки и оплатила покупку.
В Ковшаровке Харьковской области в августе 2011 года вечером иду домой. На скамейке под домом сидит женщина. Я предложил ей книги, отказывается из-за отсутствия денег. Сел, поговорил с ней, показал книгу: «Прощайте, сигареты». Эта книга её заинтересовала сразу. Рассказала, что зять так курит, что им тяжело находиться с ним в одной комнате, и ничего поделать не могут. Я сказал, что эта книга дёшево стоит, всего 16 гривен 90 копеек. «Я, наверное, нацарапаю Вам эту сумму, нам сигареты дороже обходятся». Принесла она 17 гривен, даю сдачу десять копеек, не берет. Настоял: «Я человек верующий». Она взяла сдачу и поинтересовалась, а что у меня ещё есть. Я предложил ей детскую Библию, показал, что каждая иллюстрация — настоящая картина, где отображена одежда того времени. Она пошла искать спрятанные дома деньги, чтобы купить её для внука. «Вашими книгами Вы такую пользу оказали».
Ещё один случай в Ковшаровке. Подошёл к женщинам, сидевшим возле дома, начал предлагать книги. Одна не давала мне и слова сказать, кричала. Другая предложила мне пойти в другой дом. Оказалась учительницей. Её муж пропивал все деньги. Она заработает, спрячет. Уходит на работу, он всё перевернёт, найдёт и пропьёт. Как раз она получила зарплату и купила почти все книги, которые были у меня. Когда я возвращался назад, показал тем женщинам, что у меня пустая сумка.
В 2012 году в Мерефе Харьковской области зашёл в магазин на первый этаж, где, кроме продавцов и одежды, никого нет. Решил поговорить с сидящей одиноко женщиной. Она сказала, что у неё такое горе, что ей ничего не хочется, не то что книги покупать. Старший сын, который был для неё всем, погиб, а младший «так над ней издевается, что и жить не хочется». Думаю, как её утешить. Предложил молиться. С благодарностью взяла «Молитву матери» и ряд других книг.
В 2011 году в Водолаге Харьковской области подошёл к школе, где на улице сидели пять мам, которые делали там ремонт. Предложил литературу, но они отказались, мотивируя, что есть интернет и своя библиотека, а денег нет. Женщина невдалеке слышала весь разговор, позвала меня и купила много книг.
Ещё случай. Татьяна живёт с гражданским мужем Николаем, её сын сидит в тюрьме по ложному наговору. В тюрьме Игорь стал членом церкви адвентистов. А его мать и отчим постоянно пьют. Игорь пишет им письма, увещевает. Принцип нашей работы — не пропускать ни один дом. Мне не хотелось заходить к ним, я был один, но рискнул: «Если Бог за нас, кто против нас?» Их дом — «мерзость запустения». Татьяна была одна. Я поговорил с ней о морали, она показала мне письма сына — любит его. После моего разговора Татьяна захотела приобрести книги «Молитва матери», «Как научиться молиться», «Молитва веры», «Путь ко Христу». Сказала, что денег сейчас нет, но муж должен заработать, и она у него попросит.
Я зашёл через несколько дней и не узнал её — вся в синяках. Когда она попросила денег у Николая, тот не дал и ещё побил ее. Я её успокоил, побеседовал с нею, предложил бросить пить и курить, рассказал, как будет сын радоваться, если она изменится. «Как мне полегчало после беседы с вами», —такими словами она провожала меня. Это было утром. Вечером после работы еду домой. Навстречу идёт мужчина и пристально смотрит на меня. Остановил и протягивает мне 20 гривен: «Возьми, езжай на улицу Калинина, 115, там есть женщина, которая хочет купить у тебя книги». Я вначале не знал, что делать. А на улице уже темнеет. Но поехал сразу. Она взяла все книги, которые хотела.
…За год мы побывали в двенадцати населенных пунктах.
Записала Алла Шумило