Роль рабства в крахе Древнего мира

02-05-2016, Комментариев нет

000«При виде развалин городов античного мира нетрудно впасть в заблуждение и приписать готам и вандалам то зло, которого они не имели ни времени, ни силы, ни, быть может, даже намерения совершить. Буря войны может повалить на землю несколько высоких башен, но разрушение, проникшее до самого фундамента стольких громадных зданий, совершалось медленно и без шума, в течение десяти столетий». Так писал о крахе античного мира великий историк XVIII века Эдуард Гиббон [4, т. 4, с. 78].

Теории падения цивилизации Древнего мира

Но что же это был за червь, который в течение веков незаметно и бесшумно подтачивал фундамент великой античной цивилизации? На сегодняшний день существует несколько теорий, пытающихся объяснить не только причины падения цивилизации Древнего мира, но и то, почему современная культура создавалась в муках, как нечто новое, на обломках античной культуры, вместо того, чтобы стать ее прямым продолжением [16, т. 1, 238].

Первая теория — это теория профессора Д. Белоха, согласно которой главная причина гибели античного мира состоит в том, что греческие города-государства оказались растворенными в Римской империи, что привело к потере достижений греческой культуры как основы античной цивилизации [22]. Но считать, как Д. Белох, что в античное время только греческая нация была творческой, в корне неверно. Об этом свидетельствуют крупные достижения тех же римлян в науке и культуре.

Вторая теория — это теория К. Маркса и его последователей, которые сводили все причины гибели Древнего мира к чисто экономическим проблемам и отношениям, связанных с рабовладением [7]. Однако Древний мир отнюдь не был одноликим в плане экономических отношений, которые марксизм сводил только к рабовладению. Более того, цивилизация того же Египта была феодальной по своей экономической формации, и рабовладение с экономической точки зрения никогда не играло там ведущей роли. Даже в долгой истории Древней Греции и Древнего Рима отмечались различные формы экономической жизни [16, т. 1, 241].

Третья теория — теория доктора Г. Ферреро видит причину гибели Рима в умалении значения сената, когда Марк-Аврелий напрямую передал престол своему сыну Коммоду, без санкции и, более того, вопреки воле сената [19, 23]. Однако спустя сто лет императоры еще продолжали получать власть из рук сената. К тому же противоречия императора и сената были намного слабее, чем противоречия жителей городов и деревень.

Четвертая теория — это теория доктора И. Корнеманна, который видит причину гибели античного мира в том, что Август сократил военную мощь империи [29]. Но, сводить все причины гибели Рима к нападению варваров в корне неверно, поскольку к моменту прихода готов и гуннов империя уже начала агонировать изнутри.

Пятая теория — доктора В. Хейтланда — указывает, что главная причина гибели античного мира в том, что Рим не смог обеспечить участия масс в управлении страной [26-28]. Однако долго существовавшие монархии Древнего Востока, где участие масс вообще не было принято в управлении страной, опровергают эту гипотезу.

Шестая теория — биологическая теория О. Зеека и Т. Фрэнка провозглашает, что основная причина гибели античности состоит в гибели лучших, высших классов империи, которые, с одной стороны, погибли в многочисленных войнах, а с другой — через браки с представителями низших классов оказались «загрязнены» их кровью, следствием чего стало вырождение [30, 24-25].

«Эко-эксперт» http://ekonyus.info/ — профессиональная и оперативная очистка от разлитой ртути и других ртутных загрязнений в Москве и Московской области.

Однако этим прорасистским взглядам, порожденным, кстати, дарвинизмом — отцом расизма, противоречат данные о том, как представители простого народа являли прекрасные примеры мудрости, стойкости и патриотизма, и в то же время, как многие представители античной элиты, являли прямо противоположные примеры.

Таким образом, каждая из вышеперечисленных теорий открывает только одну из сторон гибели, деградации и вырождения античного мира.

Все эти теории можно заключить в три основные группы причин гибели античного мира: экономические (Маркс), политические (Белох, Ферреро, Корнеманн, Хейтланд) и биологические (Зеек, Фрэнк).

Эти теории не связаны между собой. О одновременно с этим не остается места и роли, с одной стороны, религиозным верованиям, а с другой — морали и духовности. А без этих факторов немыслимо само существование как отдельного человека, так и общества в целом.

Более того, именно религиозные воззрения и верования определяют, в конечном счете, развитие того или иного общества или государства. Именно конфуцианство сделало Китай Китаем, синтоизм — Японию Японией, индуизм — Индию Индией, протестантизм — Западную Европу Западной Европой и т. д. Религиозные верования отнюдь не ограничиваются чисто духовной сферой, но напрямую предопределяют и культурные, и экономические, и социальные институты того или иного общества.

Именно языческие воззрения с их легким отношением к ценности жизни человека, жестокости, половым извращениям, цинизму, суевериям, магии, аморальным мифам о богах и богинях привели к появлению института рабовладения, которое и стало тем зловещим червем, подточившим все основы Древнего мира. А почвой, вскормившей этого червя, стала бездуховность античного общества [11, 12]. При этом отдельные выдающиеся философы и моралисты античности лишь подтверждают этот тезис.

Античная цивилизация была всецело построена на рабстве и считала рабовладение основой своего процветания, не подозревая, вплоть до последнего момента, что согревало у себя на груди змею. Причем вначале как древние греки, так и древние римляне понимали всю отвратительность рабства, затем свыклись с ним, а затем почувствовали любовь к рабовладению, которое взращивало их гордыню, похоть, любовь к деньгам и вольготной жизни [12]. Но как же рабство разбило столь мощный фундамент античного мира? Как поколебало общественные и семейные устои, казавшиеся столь незыблемыми? Как превратило сильных и умных людей эпохи Великой греческой колонизации или Римской республики в трусливых и похотливых граждан эпохи Поздней Римской империи? [9, 10].

001

Учитывая вышесказанное, целью данного исследования стало комплексное изучение влияния института рабства на падение античного общества.

Исследуя этот вопрос, мы можем выделить несколько механизмов влияния рабства на общество в целом и на отдельного человека в частности.

Приучение людей к жестокости

Институт рабства в Риме не только портил нравы, но ещё в значительно большей степени способствовал их огрубению! Так, Рим был городом гладиаторов. Ни одно зрелище в эпоху Республики не имело такой притягательной силы, как эти кровавые битвы, где люди, обучавшиеся вместе и евшие из одной чашки, должны были прервать начатый ими разговор, чтобы идти хладнокровно избивать друг друга для удовольствия толпы [20, За Секстия, 58, 59, Тускуланские беседы, IV, 21].

002

Гладиатора, не желавшего сражаться, гнали плетьми и розгами на человекоубийство [18, О зрелищах, 21].

003

Многие гладиаторы, убивавшие друг друга на арене, были друзьями по жизни, и поэтому немудрено, что их порой вынуждали плетьми идти на ринг и убивать друг друга. При раскопках на одном из кладбищ была обнаружена могила с интересной надписью: Фламма, тяжело вооруженный гладиатор (секутор), прожил 30 лет, сражался 34 раза, победил 21 раз, нерешенных битв было 9, участвовал в общем шествии 4 раза; происхождение из Сиракуз. Здесь ему воздвиг могилу нежно любящий сотоварищ по оружию [Орелли, №2571].

Это были сцены не кровопролития, но смерти, так как народ не желал терпеть, чтобы благодаря заранее установленному бережному отношению друг к другу жертва ускользнула бы из его рук. Тот, кто давал народу гладиаторов, не мог дать им возможности уйти с арены живыми; это значило бы погубить в глазах толпы свою репутацию щедрого человека и навлечь на себя неизгладимое подозрение в скаредности. Народ подумал бы, что его одурачили, если конец сражения не показал бы ему, что оно было серьезным. Оно было вполне серьезно, и когда сам победитель останавливался перед своим поверженным противником, народ приказывал ему довести до конца свою победу. Цицерон говорит об этих предписанных убийствах, как об обыкновенной вещи [20, Тускуланские беседы, 11, 17].

Императоры сами давали этому пример. Клавдий приказывал добивать тех, которые падали на землю даже случайно, чтобы видеть, как по их телу постепенно проходит смерть [3, Клавдий, 21].

Но не только мужчины отдавали приказ добивать поверженного гладиатора. Совсем юные римские девушки обожали легким мановением своего пальца вниз лишать человека жизни. «Пронзить у лежащего сердце скромная дева велит, опустивши уж книзу свой палец» [Пруденций, Против Симмаха, II, 1096]. Эти сцены убийства стали, благодаря существованию рабства, одним из факторов воспитания римлян [1, с. 435].

004

Цицерон (на рисунке), один из виднейших и самых просвещенных людей своего времени, открыто говорит о гладиаторских боях как о воспитательном приёме, заслуживающем одобрения. «Зрелище гладиаторских боёв некоторым обыкновенно кажется жестоким и бесчеловечным, и не знаю, так ли это было прежде, как это делается теперь. Всякий раз, когда преступники бились на смерть с оружием в руках, то, конечно, может быть много приёмов внушения дисциплины через посредство слуха, но для зрения ни один не может быть более сильным, чем этот, для устранения страха перед страданием и смертью [20, Тускуланские беседы, II, 17, §41].

То, что Цицерон считал заслуживающим одобрения, вскоре было признано необходимым. Более того, гладиаторские бои стали использовать для улучшения нравов молодёжи! [13, Панегирик, 33, 1].

«Вскоре привычки, усвоенные во время публичных игр, были перенесены в частную жизнь, появились комнатные гладиаторы (кубикулярии) пиршественные залы были превращены в амфитеатры, кровь смешивалась с вином во время этих преступных оргий [1, с. 435]. «Больше того: доставлять на пирах удовольствие людям некогда было в обычае, бой кровавый устроив. Страшные зрелища эти бьющихся друг против друга с пиром всегда сочетались, и часто бывало, что кубки были обрызганы кровью, и кровью не малой залиты… даже столы» [Силий Италик, Пунические войны, XI, 51].

Однако со временем гладиаторами делали не только рабов. Порой во время боёв для развлечения императоры выбрасывали на ринг сражаться насмерть свободных людей, от солдата до патриция.

Так, например, Калигула приказал вывести на ринг сражаться с дикими животными отцов известных семейств, удручённых старостью [3, Калигула, 26].

В другой раз знатный римлянин Квестор Бальб заставил сражаться гладиатором одного из солдат, имевшего римское гражданство. И когда тот во время второго боя побежал под защиту народа, Бальб велел схватить его, наполовину зарыть в землю на середине арены и сжечь живым, хотя бедный солдат и кричал: «Я римский гражданин» [5, XLIII, 23; XLVIII, 43; LVI, 25].

Но вскоре знатные семьи уже не надо было заставлять участвовать в потеху императорам в гладиаторских боях. Они сами, прельщенные негой и развратом, ища новых сильных ощущений, устремились подобно зверям, чующим запах крови, и от этого становясь невменяемыми, на арену в гладиаторской одежде [1, с. 436]. А ещё вскоре уже не только мужчины, но и знатнейшие женщины выходили на арену цирка! [17, Анналы. Книга 15, 32, с. 280].

А при императоре Севере (193?211 гг.) было такое количество женщин-гладиаторов, что современники удивлялись, как цирк может их всех вместить [Ксифиллин. О Севере, 330]. Обнаженные тела красивейших и знатнейших римлянок, ревущие звери, потоки крови, возбуждали тысячи сидящих на скамьях цирка. Римлянки же с удовольствием перерезали горло своим лучшим подругам. И всё это только из чувства пресыщенности жизнью и погоней за новыми, более сильными, и ещё неизведанными ощущениями. После этих побоищ устраивались оргии.

«Таким образом, в этой, своего рода, общности привычек и образа жизни, стирались различия между рабами и свободными людьми. Эти последние не оставались уже больше простыми зрителями распутства или вынужденных убийств со стороны рабов на сцене. Они стали разделять с ними их кровавые игры, спускаясь для борьбы на арену, они стали разделять и их распутство среди оргий, устраиваемых во дворцах, это слияние постепенно происходило в области нравов, слияние весьма прискорбное, так как, вместо того, чтобы поднять раба, оно принижало свободного человека до его уровня. А этот уровень как общественное мнение, так и закон помещали значительно ниже той точки, где зарождается чувство стыдливости и уважения к самому себе, которое развивается из внутреннего чувства личного достоинства» [1, с. 436].

История появления гладиаторских боёв уходит своими корнями в языческую религию. Дело в том, что первоначально эти бои совершались при погребениях, как своего рода умилостивление души умершего.

Древние считали, что этим зрелищем они отдают долг усопшим. Полагая, что души усопших можно умилостивить пролитием человеческой крови, они на похоронах предавали закланию пленников или непокорных рабов, которых нарочно для этого покупали. Но потом решили этому кощунству придать вид увеселения, а потому завели обычай вооружать этих несчастных и, обучив их убивать друг друга, в день похорон выводить на поединок. Умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников [18, О зрелищах, 12, с. 285].

007

Впервые в Риме гладиаторские бои были проведены в I Пуническую войну (III в. до н. э.) семьей Брутов, при погребении своего отца [Валерий Максим II, 4, 7].

И что интересно, этот варварский языческий обычай был встречен народом крайне негативно. Более того, с помощью религиозных церемоний люди пытались искупить это святотатство. Однако вскоре жажда крови, культивируемая язычеством, и суеверия, взращенные им, взяли верх. И народ с подачи жрецов уже не только не считал эти бои святотатственными, но считал их особыми торжествами в честь богов воителей Марса и Дианы, царя богов Юпитера, проводника душ умерших Меркурия и, главным образом, бога времени Сатурна. И этот бог как бы зримым образом присутствовал на этих кровавых играх: его открытый рот пил кровь, текущую по арене, через отверстия сточной трубы [1, с. 337].

Эти жертвоприношения были поистине грандиозны. Так, император Траян (98-117 гг.), гонитель христиан, после возвращения с войны с даками устроил гладиаторские игры в течение 123 дней! При этом было брошено на арену 10 000 пленных! [5, XVIII, 15]. Император Коммод (180-192 гг.) дал более тысячи гладиаторских боёв [Юлий Капитолин, Марк Аврелий, 19].

При триумфе Аврелиана (270-275 гг.) сражалось 800 пар гладиаторов [Вописк, Аврелиан, 33], при Галлиене (260-268 гг.) 600 пар [Требеллий Поллион, Галлиен, 8]. Римляне верили, что чем больше будет пролито крови, тем добрее к ним будут боги, а, значит, и даруют им новые победы, земли и пленников.

Культ разврата

Наравне с жестокостью другой отличительной особенностью римского общества была развращенность, порожденная рабством. Ведь существовали не только рабы-рабочие, но и рабы для удовольствия, рабы, привычной обязанностью которых было удовлетворять прихоти и чувственность господ или даже для добывания ему денег идти в места позора, или искать среди оргий случая к распутству или растлению. Это обыкновенное, всем известное, признанное законом явление [1, с. 398].

До наших дней сохранились мольбы, с которыми юные рабыни обращались к своим господам: «Сжалься над моей невинностью, говорила бедная рабыня, купленная для лупанария (публичного дома — прим. А. Опарина), не отдавай на позор моего тела, не бесчесть моего имени постыдным ярлыком! «Пусть служанка снаряжает её, — сказал господин, — и пусть напишут на ярлыке следующее: «Тот, кто лишит невинности Тарзию, отсыплет полфунта серебра, потом она будет принадлежать каждому, кто заплатит одну золотую монету»» [6, с. 134-135].

Римские писатели тех лет, умом и образованностью которых восхищаются сегодня, прямо писали о том, что распутство — преступление для свободнорожденного, обязанность для вольноотпущенника и необходимость для раба [Петроний. Сатирикон, 75].

Более того, было общепризнано, что нет ничего позорного в том, что приказывает господин [Лукиан. Письмо к Сатурну, 29]. Особо красивых рабов и рабынь господа либо оставляли себе как сексуальные игрушки, либо отдавали в храмы в качестве жриц или жрецов любви. Потому что сама религия во многих храмах покровительствовала и предписывала такие жертвы сладострастию, как будто это были почести, воздаваемые богам [1, с. 191].

005

Деньги, которые там зарабатывали рабы своим телом, делили между собой храм и господин раба. Помимо того, что религия освящала проституцию, она не только не препятствовала развратным действиям над рабами, но и всячески поддерживала и взращивала их. Безнаказанное и неограниченное сладострастие убивало человека не только духовно, но и физически. Половая невоздержанность превращала молодых и сильных мужчин в дряхлых стариков.

Половые извращения

Гомосексуальные извращения, без сомнения, поддерживались рабством, так как рабы не имели никакого права сопротивляться, экономически и социально были в полной зависимости [1, с. 648].

При раскопках в Помпеях, являвшихся своего рода городом-притоном для римской знати, найдено много надписей, свидетельствующих о гомосексуальном насилии над рабами. Законы императоров Адриана и Аврелиана разрешали хозяевам использовать рабов в качестве проституток и наложниц, вне зависимости от пола господина и раба [1, с. 647-648].

Выпуск подобных указов не случаен, ибо большинство римских императоров были гомосексуалистами, включая и Адриана, у которого любовником был вифинец Антиной [15, с. 64]. Вообще в античную эпоху однополая любовь в Средиземноморье отнюдь не рассматривалась как порок. Её превозносили древнегреческие поэты, а в Риме насмешкам подвергались лишь те мужчины, кто постоянно играл пассивную роль в этих играх. И вполне обычным делом считалось, когда миловидный юноша, будь он раб или патриций, становился предметом вожделений мужчины постарше [15, с. 63-64]. После же гибели Антиноя Адриан обожествил своего любовника, заставив преклоняться и молиться пред его статуями [15, с. 65].

Гомосексуализм своими корнями так же уходит в язычество, боги которого весьма часто вступали в однополые контакты. И поэтому если сами боги, которым призывала поклоняться религия, делали это, то и человеку, значит, зазорного в этом не было ничего. Более того, часто римляне в утеху себе заставляли вступать рабов и рабынь в связь с животными, которая часто заканчивалась гибелью рабов. Но, похотливо глядя на эти непристойные зрелища, хозяева вскоре и сами переняли эти обычаи. И уже в период империи вслед за римской армией гнали стадо овец для удовлетворения похотей легионеров и их военачальников [8, с. 544].

Разрушение института семьи

Разрушение моральных устоев не могло, конечно, не отразиться на состоянии института семьи. Женщина не играла особой роли в античном обществе, и поэтому, не стесняясь особо своей жены, муж предавался любовным утехам с рабынями.

Отец, в свою очередь, для того, чтобы сын не искал развлечений где-то на стороне, устраивал ему все условия для удовлетворения похотей в своём доме [1, с. 199].

Вскоре работорговцы начинают готовить особых рабынь, которые бы отвечали самым требовательным вкусам заказчиков, которые бы получали всестороннее, а не только физическое удовольствие от общения с ними. Так постепенно зарождается институт куртизанок (гетер). Последних учили языкам, музыке, литературе, философии. Словом, разврат совмещался с культурой. Поэтому немудрено, что к гетерам стекалась молодёжь. Более того, величайшие философы пользовались их услугами. Сократ покидал свою ворчливую Ксантикку, идя к гетере Аспасии [14, Перикл, 24], Платон — к гетере Архенассе. У Аристотеля был сын от гетеры Герпиллиды (Афиней XIII), Еврипид, Лисий, Исократ, Демосфен, Софокл также пользовались их услугами [1, с. 200].

Что уж говорить об обычных свободных гражданах, мечтавших покинуть пресловутый дом и погрузиться в мир неги. Авторитет жены и матери свёлся к нулю. Куртизанка заняла их место [1, с. 201]. Понятие брака превратилось в пустую формальность. Понятие семьи было лишь на бумаге.

Кстати, именно в Древнем Риме появилось явление, которое мы сегодня называем шведская семья и гражданский брак. [6, с. 146-147]. Все это было в свою очередь ещё одним порождением древнеримской религии. Так, бездуховная религия, породив рабство, разрушила институт семьи.

Рабы воспитывали рабов

Раб завладевал римским гражданином с самого раннего его детства, он влиял на его юность в силу своего образования. Под властным требованием новых веяний, стремившихся приобщить республику к идеям и обычаям Греции, к ней обратились за учителями, которых нашли среди рабов. Дело в том, что Рим, покорив Грецию, был прельщён её высокой культурой и желал, чтобы его молодежь усваивала её. А дать её могли, конечно же, только сами греки, многие из которых стали рабами.

Поэтому римское правительство считало, что убивало этим двух зайцев: во-первых, давало молодёжи хорошее воспитание, а во-вторых, не тратило для оплаты заграничных учителей ничего, ибо учителями были рабы. Однако вышло не так, как рассчитывали имперские чиновники. Дело в том, что их взяли, совершенно не считаясь с тем, что один лишь факт принадлежности этих наставников к классу рабов лишал их руководство всякого морального авторитета. Лучшие из них имели право давать советы, но не имели силы придать им обязательный характер [1, с. 432].

Эту проблему отражает античный писатель Плавт в своём произведении Бакхиды, в жалобах раба, который говорит: «Ныне, не достигший ещё семилетнего возраста, ребенок бьет своего наставника доской по голове, если он хоть чуть дотронется до него рукой, а если пойдешь жаловаться к родителям, они говорят: негодный старик, горе тебе, если ты тронешь этого ребёнка, который ведёт себя так храбро, и наставник уходит с головой, лоснящейся, как фонарь (т. е. побитый) [Плавт. Бакхиды III, 3, 405].

Таким образом, рабы-учителя во всём были вынуждены потакать своим ученикам, прикрывать все их выходки и аморальные поступки.

При этом следует учесть, что раб-наставник был со своим учеником не только во время занятий, но и наблюдал за ним и сопровождал его и во внеучебное время. Т. е. родители считали, что их ученики постигают науки, а они вместо этого со своими наставниками, всецело от них зависящими, предавались всевозможным удовольствиям, на какие были весьма богаты римские города. В результате значительная часть молодого поколения росла необразованной и праздной. И потому, встав на место отцов у кормила державы, они не знали, что с ней делать. Да они и не хотели заниматься делами страны, им были нужны лишь всё новые и новые развлечения. Вследствие порочной жизни многие дряхлели раньше времени. Общество вырождалось.

Задержка развития экономики

Существование рабовладельческого строя резко делило людей на два класса: людей и не людей, т. е. рабов. Вследствие этого раб стоял фактически за гранью жизни, не имея никаких прав. Огромное количество талантливых людей, обречённых войной или рождением в рабство, не могли реализовать свои способности. А это не могло не сказаться на уровне развития государства, где свободные деградировали при рабах-наставниках, а рабы не могли себя реализовать в полной мере. Здесь можно вспомнить крепостную Россию, где талантливая крепостная молодёжь не могла приносить пользы своей стране. И только немногим удавалось чудом пробиться в люди. Рабство, как и крепостничество, сдерживало развитие экономики, способствуя статике экономических отношений, отсутствию к стремлению усовершенствовать орудия производства и технику, ибо огромное количество бесплатной силы рабов делало излишним стремление к научно-техническому прогрессу.

Как мы видели, в античную эпоху свободные граждане постепенно отдавали рабам в ведение своих детей, дом, хозяйство, порой целые провинции. Но управляли ими люди с рабской психологией, ненавидя, к тому же, и страну, их поработившую, и самих своих господ. И поэтому, с одной стороны, свободные деградировали, а рабы разоряли страну.

Рабская психология

Но, пожалуй, самое страшное при рабовладельческом строе — это формирование рабской психологии. Причём не только у людей, становящихся рабами, но и остающихся свободными [1, с. 198]. Ибо в этом обществе всё основано на страхе и насилии.

Вчерашний свободный мог стать рабом. Влияние рабства сказывалось на господствующих классах и прямо, и косвенно, и обнаруживалось в аналогичных симптомах и в человеке, и в семье, и в государстве. Оно искажало чувство нравственности даже у свободного человека. Человек не становится хуже, господствуя над животным, так как животное ему естественно подчинено. Но подобная власть над существами, которые ему равны, вела к большему количеству эксцессов, чем если бы она была естественной; и такой властью нельзя пользоваться без большой опасности лично для себя [1, с. 198-199].

Итак, институт рабства, порождённый язычеством, разрушил семью и частную жизнь. Рабство стало пагубным для человека, приводя его к вырождению и полу-животному состоянию, убивая основу всякой нравственности. Рабство разрушило и конституции и Греции, и Рима и их экономику [1, с. 436, 210].

Казалось, что в этих условиях христианская религия должна была бы оздоровить и вылечить эти раны античного общества, но этого не произошло. Не произошло потому, что, став при императоре Константине государственной религией империи, христианство в лице высшего духовенства, с одной стороны, в угоду императору, отступив от чистоты евангельского учения, позволило влиться в христианство языческим верованиям и обычаям, а с другой (в обмен на получение от императора денег и власти) стало освящать своим авторитетом любые его действия и поступки как личного, так и общегосударственного плана. Религия превратилась в одно из «министерств» агонирующей в пороках империи.

И даже несмотря на Божьи суды (как писали сами современники тех событий) в виде нашествий вестготов, вандалов, гуннов официальная государственная римская церковь всё дальше и дальше отходила от библейского учения, не желая видеть, что эти суды, в первую очередь, как наказание ей, поправшей библейские законы своим преданием.

Однако, исследуя причины, приведшие к падению античный мир, мы находим очень многие параллели и с нашим временем.

006

Так, говоря о гладиаторских боях, мы видим, что сегодня они также существуют, хотя и в несколько видоизмененном виде. Современные боксёрские матчи мало отличаются от них. Как и в древности, более всего ценится кровавый бой. А уж если нанесены неисправимые увечья, то спрос повышается ещё более. Как и в Древнем Риме, сегодня тысячи людей, не только и ни сколько мужчин, но и детей, женщин и подростков идут на эти матчи или смотрят их по телевизору. А какой популярностью пользуются боевики, где рекламируется и культивируется жестокость. Каждый день на любом канале они занимают значительную часть времени. Герои этих кинофильмов, убийцы и маньяки, становятся кумирами молодежи. А потом почему-то мы удивляемся, откуда столько жестокости у детей и подростков. Древние римляне стали рабами жестокости, ими же становятся и миллионы современных людей, иногда даже не подозревая об этом.

Отмечая вопиющую бездуховность античного мира, мы не можем не констатировать, что современный мир в своём разврате оставил далеко позади римское общество. Сегодня мы видим, как разврат стал нормой жизни, не только не порицаемой, но и рекламируемой и, что особенно отвратительно, якобы научно обоснованной. Сексуальные фильмы, реклама, стриптиз, топлес, публичные дома стали неотрывной частью жизни современного общества.

Современная работорговля в первую очередь занята поставкой секс-рабынь. Многие современные люди гордятся сексуальной свободой современного общества, которое наконец-то отбросило никому ненужные правила приличия, дав людям долгожданную свободу в любви. Сегодня, как и в Древнем Риме, гомосексуализм патологией не считается, он исключен из числа заболеваний [8, с. 540]. Но свобода ли это? Ведь поборники этой свободы являются настоящими рабами низменных страстей, без которых они не могут жить, так же как наркоман без наркотика. Эта псевдосвобода привела их в действительности к рабству, к физическому истощению организма.

Исследуя крах института семьи в древнем мире, мы видим, что в наши дни мы столкнулись с той же проблемой, что и Рим. Понятие семьи сегодня так же является весьма относительным. Её все больше заменяют гражданские браки и шведские семьи. Во многих странах (Швеция, Голландия и т. д.) официально проводятся браки между однополыми, причём часто их освящает государственная церковь, которая, как и во дни Константина, очень далеко отошла от библейского учения.

Анализируя проблему воспитания рабами будущих римских граждан, сегодня мы столкнулись с той же проблемой, когда деньги решают всё. Богатые люди нанимают своим детям учителей, которые, подобно рабам-наставникам, завися от родителей детей, боятся сделать тем замечания или строго спросить. Во многих частных элитных школах на уроках дети занимаются тем, чем хотят, а учитель вынужден спокойно смотреть на это.

Видя, что рабовладение и четкое деление общества на два основных класса рабов и рабовладельцев привело к бесправию людей, невозможности реализовать богатые таланты, сегодня, в век власти денег, люди так же делятся на два класса: тех, у кого есть деньги, и тех, у кого их нет. Талантливый человек, не желающий или не умеющий жить по волчьим законам, добывая себе деньги, не может в полной мере, а порой и совсем, реализовать свои таланты.

Таким образом, рабовладение, вскормленное язычеством и затем освященное отступившей от чистоты евангельского учения государственной христианской церковью, и предопределило гибель античного мира.

Именно рабовладение, но не только и не столько в своей экономической составляющей, но, в первую очередь, духовной, моральной, с одной стороны, раскрывает подлинные причины гибели Древнего мира, а с другой — служит связующим звеном между отдельными рассмотренными нами в начале статьи теориями, пытающимися объяснить его гибель то ли с чисто политических, то ли экономических, то ли биологических причин, лежащих в основе каждого из этих явлений.

Выводы

Институт рабства привел к падению института семьи и системы образования в античном обществе.

Институт рабства сформировал духовно-нравственное разложение как общества в целом, так и отдельно взятого человека в частности, приведя к его деградации как личности.

Рабовладельческие отношения, на которых строилось античное общество, сдерживали развитие экономики и науки.

Христианство, пойдя на доктринальный компромисс с язычеством и став государственной религией Римской империи, не только не способствовало оздоровлению античного общества, но освятило своим авторитетом его пороки, способствуя тем самым еще быстрейшему его падению.

008

Список использованной литературы

  1. Валлон А. История рабства в античном мире. — М.: ОГИЗ, Госполитиздат. 1941.
  2. Вегнер В. Рим. Начало, распространение и падение всемирной империи римлян. В 2 т. — Минск: Харвест. 2002.
  3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей.— М.:Наука. 1966.
  4. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т.— М.: Терра. 1997.
  5. Дион Кассий. История. — М.,
  6. Дюпуи Е. Проституция в древности.— Кишинев: Logos. 1991.
  7. История Древнего Рима // Под ред. В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа. 1993.
  8. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. — М.: Медицина. 1995.
  9. Куланж Ф. Древний город. Религия, Законы, институты Греции и Рима. — М.: Центрполиграф. 2010.
  10. Момзен Т. История Рима. В 4 т. — Ростов-на-Догу: Феникс. — М.: Зевс. 1997.
  11. Опарин А. А. История Древнего Крыма. — Харьков: Факт. 2013.
  12. Опарин А. А. Смирна: город фимиама. Серия «Семь периодов церквей». — Харьков: Факт. 2014.
  13. Письма Плиния Младшего. — М.: Наука. 1983.
  14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.—М.: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио. 1999.
  15. Рим: Эхо имперской славы. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. — М.: Терра. 1997.
  16. Ростовцев М. И. Общество и хозяйство в Римской империи. В 2 т. — Спб.: Наука. 2001.
  17. Тацит К. Сочинения. В 2 т. — СПб.: Наука. 1993.
  18. Тертуллиан. Квинт Септимий. Избранные сочинения. — М.: Прогресс. 1994.
  19. Ферреро Г. Величие и падение Рима. — М.: Издательство М. и С. Сабашниковых. 1920.
  20. Цицерон Марк Туллий. Письма к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. В 3 т.— М.?Л.: Изд-во АН СССР. 1949-1951.
  21. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях.— М.: Наука. 1974.
  22. Beloch J. Der Verfall der ant. Cultur// Hist. Ztschr. —  — 84. — S. 1 ff.
  23. Ferrero G. La mine de la civilisation antique.— , 1921.
  24. Frank T. A History of Rome.— -Y. 1922.
  25. Frank T. Race Mixture in the Roman Empire // Amer. Hist. — 1916. — 21. — P. 689 sqq.
  26. Heitland W. E. Iterum or a further discussion of the Roman Fate.— Camb­ridge. 1925.
  27. Heitland W. E. Last Words on the Roman Municipalities.—  1928.
  28. Heitland W. E. The Roman Fate, an Essay in Interpretation.—  1922.
  29. Kornemann E. Das Problem des Untergangs der antiken Welt// Vergagenheit und Gegenwart. —  — 12. — 5-6.
  30. Seeck О. Geschichte d. Untergangs der antiken Weit.— В.

Алексей Опарин для журнала «Обзор мировых вопросов»

Иллюстрация


Рубрика: Наука и религия

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"