Вопрос пастору: Чем отличается библейский дар языков от современного говорения языками?
Анатолий спрашивает: Чем отличается дар языков,описанный в 1Кор.14, от дара языков, описанного в Деян.2 и от дара языков, встречающихся в современных церквях евангелистов и харизматов?
Дорогой брат Анатолий,
Вот интересующий нас отрывок:
«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:4-21)
Судя по всему, Бог, разделивший языки при строительстве вавилонской башни, соединяет их вместе, показывая, что наступила новая эра — эра Христа, о которой надо проповедовать всем. Трудно понять из текста, Петр говорил одновременно на множестве языков сразу или он говорил по иудейски (во что и я верю), а Дух давал возможность слышать каждому его наречие.
Факт в том, что это были языки, понятные жителям земли, человеческие наречия.
«13 Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром;
14 он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
15 Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
16 Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
17 Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
18 Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. » (Деян.11:13-18)
Здесь речь идет о тех же человеческих языках.
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками…» (Мар.16:17)
Здесь речь о том же, причем дары рассматриваются как знамения, т.е. явления не постоянные, а действующие с целью показать силу Божью в действиях апостолов.
«Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.» (Исх.4:8,9)
Здесь речь о знамениях, явлениях редких, сверхъестественных, не происходящих ежедневно.
Трудно понять, о каких явлениях пишет Павел коринфянам. Прежде всего, это не была образцовая церковь. Судя по посланиям, они все делали не так, как то надлежало. Похоже, что с языками у них было то же. Во всяком случае, Павел с любовью назидает их: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.» (1Кор.14:9-11)
То есть, во первых, в общественной молитве должен быть порядок, молитва не должна быть глассолалией, а должна быть понятна всем через дар истолкования.
Во вторых, молиться необходимо не всем одновременно, а по очереди, истолковывая сказанное, т.к. важно не просто бормотание в экстазе, а важна назидательная весть: «Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.» (1Кор.14:27-28)
В третьих, в этом даре нуждаются не верующие, а не верующие: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.» (1Кор.14:22)
В упомянутых Вами церквях по-моему все наоборот.
пастор Сергей Молчанов