Я способен судить других
Один из монахов монастыря совершил серьезную ошибку, и судить его братья позвали самого мудрого отшельника.
Мудрый отшельник не хотел приходить, но братья были такими настойчивыми, что он согласился. Но все же прежде, чем отправиться, он взял ведро и сделал в его днище несколько дырок. Затем он наполнил ведро песком и пошел в монастырь.
Отец настоятель, обратив внимание на ведро, спросил, для чего это было сделано.
«— Я пришел судить другого», — сказал отшельник. — Мои грехи бегут за мной, как и этот песок в ведре. Но поскольку я не смотрю назад и не могу видеть свои собственные грехи, то я способен судить других.
Немедленно монахи решили отменить суд.
Не редко каждому из нас приходилось кого-то судить или быть осужденным.
И сейчас на примере истории записанной в Евангелии от Иоанна 8:1-12 узнаем кто из нас способен судить другого.
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Из чего же состоит суд?
В суде обычно есть:
Судья
Закон
Обвинитель
Обвиняемый
Свидетели, доказательства
Защитник, адвокат
Слушание
Для начала нам нужно определить действующие лица
У нас есть Иисус, есть книжники и фарисеи, есть женщина, взятая в прелюбодеянии, есть закон (закон Моисеев).
Иисус по обыкновению Своему приходит в храм и учит народ. И в этот момент книжники и фарисеи приводят в храм женщину, взятую в прелюбодеянии. И вот они говорят Иисусу: эта женщина которую мы привели взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
И следующий же текст открывает нам истинную причину этого вопроса: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его».
В этой истории сразу же наблюдается несколько проблем.
Христианская традиция считает эту женщину блудницей, но так ли это на самом деле, была ли эта женщина на самом деле блудницей?
Слово, которое используется в греческом тексте по отношению к этой женщине звучит как «моихео». переводится как нарушать супружескую верность, изменять мужу или жене. Это значит, что эта женщина была обручена, у нее был муж. Тогда как слово которое должно было использовать по отношению к блуднице звучит как «порнео». Еще переводится как продажная женщина или блудница. Мф. 21:31, Евр. 11:31
Вторая проблема связана с текстами из Втор. 22:22
22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля.
И вот у нас ситуация, приводят женщину замужнюю, но нет мужчины. Где же подевался мужчина, которого нужно предать смерти вместе с женщиной. Как женщина могла заниматься прелюбодеянием без мужчины??? Книжники и фарисеи, опираясь на закон говорят, что Моисей заповедал побивать таких камнями… Но как ее возможно побить камнями если нету мужчины? Нету основания, по которому нужно судить женщину….
Что же здесь происходит? Кого же все-таки здесь судят?
И все было бы хорошо если бы не 51 текст седьмой главы
(Ты что скажешь в свое оправдание???)
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
Эти слова звучат к Иисусу Христу. Книжники и фарисеи говорят Иисусу: Таких как ты, надобно побивать камнями. И мы это очень скоро сделаем. Ты что скажешь в свое оправдание??? И в следующих текстах мы ярко видим этому подтверждение:
7:1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
7:25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
8:59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
7:19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
Эту же мысль подтверждает шестой текст восьмой главы:
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Не смотря на то что, они поступили не по закону Иисус все равно снизошел к их уровню. Он наклонился и стал что-то писать…
Когда меня обвиняют готов ли я, как и Иисус наклонится низко перед своими обвинителями?
Но они на этом не остановились… Они опять начали задавать ему вопросы и попытаться уловить его в нарушении закона. Но что мы видим, когда читаем следующий текст?
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
Можно только представить себе, как почувствовала себя женщина в этот момент.
Но легко ли было Иисусу сказать эти слова???
Он говорит: Кто из вас без греха первый брось в нее камень!
Где в этот момент находился сам Иисус, когда сказал эти слова? Он находился там же, в центре этого круга вместе с брошенной женщиной. И если бы они начали кидать камни, они забросали бы и Иисуса Христа вместо с этой женщиной. Слова, которые Он сказал звучали приговорим и для Него самого!!! Стоя на этом месте Он был готов положить свою жизнь ради нее!
Что Он подтверждает в Иоан. 10:11
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
Очень важно отметить этот момент! Я способен судить другого если я готов положить свою жизнь ради него!
После этого Он опять наклонился и писал перстом на песке. Никто не знает, что Он писал на песке, но это было что-то сильное. Не имея что сказать книжники и фарисеи обличаемы совестью стали уходить один за другим. И вот наступает момент истины. Иисус и женщина остаются одни. И Он спрашивает ее: Где твои обвинители??? Никто не осудил тебя? Он кого в этот момент осуждают не меньше бедной женщины заботится не о Себе, но о ближнем своем.
Я способен судить другого если я забочусь о нем как о самом себе!
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
И даже имея прекрасную возможность осудить эту женщину Иисус говорит: Я не осуждаю тебя!
Каждому из нас приятно было бы иметь такого друга, который после, возможно случайных, а возможно и преднамеренных обид, скажет: Я не осуждаю тебя! Так давайте сами станем такими друзьями!
Павел Дробаха
Комментарии (1):
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Да, женщина была поводом в осуждении Иисуса, «чтобы найти что-нибудь к обвинению Его». Но в этом вопросе есть еще один важный «угол зрения».
Ведь придя в мир, Иисус выступил в роли ревнителя Закона Божьего (Матф. 19/18). Он выступил открыто (т.е. привселюдно) обвинителем книжников и фарисеев в отсутствии праведности! При всех!
(«20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:20-24).
Кто из высокомерных фарисеев мог согласиться «унижаться» покаянием перед братом-простолюдином? Это было выше всех мыслимых ими возможностей. И для них это звучало приговором их карьеры, как духовных лидеров. Поэтому, приводя женщину (надо отдать должное изобретательности сатанинского духа), они в очередной раз преследовали цель найти противоречие в наставлениях Господа: ведь по Моисееву закону прелюбодейку требовалось убить, а Господь ведь против этого?
Но Он парировал их лукавство сильным контраргументом: побивали камнями грешников праведники Израиля. И Иисус, зная греховную суть, а вполне вероятно, и образ жизни «обвинителей», указал им именно на это, выбрав целью воздействия их совесть. Результат: зная грехи друг друга, обвинители не могли открыто лгать, бросая первыми камень. Осознав это, зачинщики этой провокации ушли первыми. За ними – их пособники.
И совершенно согласен с выводами: я способен объективно оценить другого («судить» правильно отказывался мудрый отшельник, т.к. один у нас Судия), если забочусь о нем, как о самом себе вплоть до самопожертвования.