Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3
Все согрешили, но каждый может стать праведным. Как вам эта мысль? Эпидемия греха настолько всепроникающая, что никому не скрыться от нее. Каждый, рожденный в этот мир, подвержен искушению греха или его последствиям. Можем ли мы самостоятельно выбраться из пропасти греха? Можем ли мы ощутить беспомощность и в то же время надежду на то, что Бог не оставит нас? Вот об этом наш очередной урок.
I Сила Бога
Прочитаем текст Писания:
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (Рим.1:16-17).
Иудеи считали Павла отступником. Он находился в презрении также и у язычников. Его гнали из города в город и смотрели на него, как на сор для мира, как на прах, всеми попираемый. Он хорошо понимал, что проповедь о кресте для эллинов — безумие, а для Иудеев — соблазн (1 Kop. 1:23). Но поскольку он был твёрдо убеждён в Евангельской истине и ощущал на себе Евангельскую силу и благословение, то он не только не стыдился его, но даже почитал для себя большой честью благовествовать о кресте Христовом.
Страстное желание Павла проповедовать Евангелие объяснялось также ценностью благой вести в его глазах. Мы вправе считать, что это и есть тема Послания римлянам. По крайней мере, апостол с радостью возвещает Евангелие, видя в нем верный способ удовлетворить духовную нужду человечества. Он знает, что в нем — безграничные духовные запасы («сила»), которые Богом используются «ко спасению всякому верующему», независимо от его национального происхождения.
Греческое слово, которое употребил здесь Павел, «динамис», от которого произошло наше слово «динамит», — имеет великую потенциальную силу. Что имеет силу? Евангелие (благая, радостная, добрая весть) о Христе. Ап. Павел этого благовествования не стыдился. Сказав это, он затронул тех, от кого римляне приняли неправильную веру, и указал на силу апостольского учения. То, что проповедовалось апостолами, хотя и казалось невероятным, было засвидетельствовано знамениями и чудесами, чтобы не было сомнений относительно тех, у кого такая сила есть. Потому Павел говорит, что не стыдится благовествования Божия, а вот они стыдятся, поскольку то, что они передали, встречало опровержение, и не подтверждалось свидетельством, и уводило от учения апостолов.
Сила Божия влечет к вере, дает спасение всякому верующему, прощая грехи и оправдывая кающегося грешника. Евангелие, это средство, с помощью которого Бог стремится спасти людей. Когда Евангелие находит благодатную почву в сердцах верующих людей, тогда сила Божия устраняет оттуда все препятствия, мешающие людям получить искупление. Павел познал это на собственном опыте. Он ощутил эту силу Божию в своей жизни, и замечал её влияние на других.
Говоря о тех, до кого дошла весть спасения, Павел везде называет Иудеев первыми, так как им дарованы особые преимущества, и на них возложена особая ответственность (гл. 2:9-10). Им было вверено слово Божие (гл. 3:1-2). Они имели закон и совершали прообразное служение в храме. Через их семя пришёл Мессия (гл. 9:5). Вполне естественно, что им первым должно быть проповедано Евангелие. Именно таким образом через них Евангелие должно было распространиться по всему миру. Свою миссионерскую работу Павел начинал проводить в первую очередь в синагогах. Сразу же после своего заключения в римской темнице он стал проповедовать Евангелие иудейским начальникам (Деян. 28:17, 23). Но им трудно было воспринимать это новое, для них чуждое учение. Они не могли усвоить мысль о том, что правда Божия воспринимается верою и, будучи воспринята, постоянно возрастает. По мере того, как мы развиваем свою веру, правда Божия всё более и более утверждается в нас, пока наша вера не сделается компасом, определяющим наше отношение к Богу.
Мы имеем очень проникновенное выражение в 17 стихе: «Праведный верою жив будет». Этот текст, когда пришел на память Лютеру, побудил его вскочить с колен во время его восхождения по ступеням, пытаясь этим заработать себе спасение. Концепция этого текста перевернула всю его богословскую подоплеку.
Однако, это выражение имеет свою трудность для понимания. Слово «верою» можно связать со словом «праведный» или со словом «жив будет». От этой привязки меняется смысл. Подобный казус мы имеем в словах Христа: «Говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю» или «говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю». Так и здесь: Не «праведный» будет жить верой. В таком случае надо стремиться жить праведной жизнью, и только достигнув этого статуса, можно надеяться на спасение верой. Нет, мысль здесь иная. Есть праведность от дел – это ложная праведность, фарисейская; а есть праведность по вере. Вот такой христианин жив будет. Мне кажется, для большей ясности этот текст надо было бы цитировать так: «Праведный верой – жив будет».
Слова, которые употребил Павел, взяты из Аввак. 2:4. Давайте посмотрим значение этого выражения там. Фактически, в этом тексте квинтэссенция (основа, самая сущность) Божьего ответа Аввакуму. Два тезиса, которые содержатся в этом стихе, не только противопоставлены один другому, но и объясняют друг друга. В них-то и выражено суждение Господа как о народе, которому Он попустил угнетать народ Свой, так и об этом последнем. Надо сказать, что в оригинале в стихе 4 сказано больше, чем передано в русском тексте этого стиха. О халдеях в нем говорится как о некоем «пухнущем, раздувающемся наросте». Это образное выражение национального характера народа-завоевателя, который в надменности своей и самообожании достиг последней степени дерзости, забыв о Боге.
Все это передано одним еврейским словом — офел. Но тут же и другое слово — яшар, употребленное с отрицанием и подразумевающее нравственную недостаточность вавилонян, отсутствие у них смирения и чистоты сердца (по-русски передано словами «не успокоится»). В этих двух словах, определяющих характер халдеев, подразумевается согласие Господа с Аввакумом в том, что иудеи праведнее их (1:13) и при всех своих согрешениях превосходят их в нравственном отношении. Из этих же слов следует, что безнравственному народу-насильнику грозной кары Божией не избежать.
И мысль эта становится еще более очевидной из противопоставления халдеям народа-праведника, который праведностью по вере жив будет. Тут косвенный ответ на вопль Аввакума (в котором и вопрошание, и надежда) в 1:12 – «ведь мы не умрем? это только для наказания совершится?» Ответ звучит относительно конечной участи еврейского народа. Но вместе с тем подразумевается и ответ, касающийся судеб праведников для вечности. Бог ответил пророку, что именно в них будут обитать мир и полнота жизни — в тех, кто, вопреки всем испытаниям и лишениям, не усомнится в Боге, будет доверять Ему до конца.
Этот ответ и передал Аввакум своим согражданам, потому что в нем открылся ему единственный спасительный исход из темных лабиринтов жизни. Вера — это то невыразимое, чем достигается близость к Богу и повседневное пребывание с Ним; она поднимает человека туда, где сами собой разрешаются все вопросы и недоумения, потому что человек начинает видеть жизнь глазами Божьими. Объяснить это на земном языке крайне трудно. Но Аввакуму ясно стало из ответа Бога, что Он творит Свои суды иначе, нежели человек, что людям нужно лишь всецело вверить себя Ему.
Ключевая мысль стиха 4 «праведный верою — жив будет» — сверкает, подобно алмазу на черном фоне. Трижды цитируется она в Новом завете (Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38). Но в новозаветных посланиях слова эти обретают более глубокий смысл, чем у Аввакума, потому что подразумевают не только мирную, Богом благословляемую жизнь праведника на земле, но и радость спасения в вечности.
II Все согрешили
Прочитаем текст Писания:
23 Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23).
Это ключевой эпиграфический текст к этому уроку. Сразу поставим вопрос: «Кто согрешил?» Ответ: «все». Все, это сколько процентов людей? Или есть какие-то исключения? Если кто-то считает себя безгрешным, он просто лжец. Эпидемия греха настолько всепроникающая, что никому не скрыться от нее. Каждый, рожденный в этот мир, подвержен искушению греха или его последствиям. Псалмопевец Давид заявляет: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Трудно представить, но грех оказывает влияние даже на эмбрион в утробе матери. Никому не избежать греха, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). «Нет праведного ни одного» (Рим.3:10). Каждый, кто называет себя праведным от рождения, должен признать — ДНК человека раскрывает черты его грешной природы еще при нашем рождении. Все мы получили греховность в наследство из-за поколений наших предков, живших во грехе. Наши прародители совершили серьезнейшую ошибку, последствия которой проявляются и сегодня. Поколение за поколением испытывали на себе влияние совершённых грехов. Мы читаем:
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).
Но суть не в том, это лишь констатация факта. Вопрос стоит: где выход из этого состояния? Рим.7:12–14 помогает более ясно увидеть проблему, встающую перед нами в связи с грехом. Мы служим Богу, Который стремится быть справедливым в Своем суде. Он дает нам возможность четко видеть, где проходит граница. Зная закон Бога и понимая Его волю относительно нашей жизни, но при этом выбирая пути, противоположные Его путям, мы лишаемся Его славы. Божий закон не только является отражением Его характера, но и защитой, обеспечивающей наше спасение. Мы понимаем ошибочность своих поступков, если знаем закон: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин.3:4).
Евангелие отождествляется с благой вестью, а наша ситуация с грехом – явление далеко не временное. И хотя мы были зачаты и рождены в этом состоянии, Бог предлагает противоядие каждому из нас, чтобы мы могли обрести спасение. Важно понимать, что спасение приобретается не делами, чтобы мы не хвалились и не считали его своим достижением, а только через веру в Иисуса Христа. Именно Он пришел в наш мир спасти грешников, и Павел, пишущий об этом, считает себя главным грешником. Если Павел полагает себя великим грешником, кто же может спастись? И как? В Мф.19:25 ученики задаются тем же самым вопросом. Кто может спастись? Все! А как мы можем спастись? «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефес.2:8).
Реформатор Мартин Лютер, стремившийся провести различие между Римско-католической церковью и протестантизмом, особо подчеркивал аспект оправдания верой. Многие заявляют, что наши дела играют важную роль в спасении. Наше спасение возможно благодаря жертве Христа, принесенной за человечество. Никому не достичь того, что совершил Иисус, умерев за нас на кресте. И именно наша благодарность за принесенную Им жертву побуждает нас жить так, чтобы своей жизнью показывать нашу любовь к Нему. Мы имеем оправдание только благодаря вере. В Евр.11:1–12 рассказывается о библейских героях, которые многого достигли своей верой. Согласно Писанию, они подкрепляли свою веру делами, однако основной вывод, который мы должны из этого сделать, следующий: именно вера является ключом ко всему. Согласно доктрине оправдания по вере именно веры в Христа достаточно для того, чтобы грешники были приняты Богом, стали считаться Его народом и начали совершать добрые дела, движимые доверием, благодарностью и любовью к Богу.
Вопрос: могут ли все быть праведными? Да, все, кто признает Христа своим личным Спасителем, получают шанс на искупление. Нам никогда не заслужить праведности своими собственными усилиями. Она — результат жертвы Иисуса, принесенной на Голгофском кресте. Иисус умер вместо нас, что позволяет нам получить дар праведности. Благодаря смерти Христа мы становимся достойны ее. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21).
Когда мы доверяем Христу, Он забирает наши грехи и делает нас правыми пред Богом. Наши грехи возлагаются на Него. Мы верим, что, принимая решение обратиться к Богу, отдаем свою греховность Христу и взамен получаем Его праведность. Иисус принял наказание за наши грехи. Он обещал спасти нас и остается верен Своему слову. Мы должны верить Его обещанию прощать нас и поддерживать во времена искушений. Все согрешили, но каждый может обрести спасение.
III Что общего у евреев и язычников
Прочитаем текст Писания:
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? (Рим.2:1-3).
Когда Бог благословляет определенное общество людей и наделяет его привилегиями, то у этих людей могут возникнуть трудности с осознанием собственного греха. Они начинают преувеличивать грехи окружающих, а свои — преуменьшать или вообще отрицать. Осознание нужды в Божьей праведности во Христе часто заменяется самонадеянностью или лицемерием. Преувеличение грехов других и преуменьшение своих — естественная для нас практика. Возьмем простой пример с вождением. Мы не считаем необходимым сдерживать свой гнев или выбирать слова в ситуации, когда другой водитель нарушает правила. Но когда мы допускаем те же самые ошибки, они кажутся нам простительными. Именно такую практику двойных стандартов Павел разоблачает в Рим. 2, и та же самая губительная практика должна быть разоблачена в нашей жизни.
Про вторую главу Послания римлянам часто забывают, ведь она помещена между протестантским лозунгом «Праведный верою жив будет» (Рим.1:17) и бесспорными шедеврами богословской мысли в Рим.3–8. Богословы спорят по поводу того, как эта глава вписывается в более широкую структуру послания. Это дает прекрасный повод для дальнейших размышлений о Рим.2.
После описания греховного поведения (см. Рим.1:23–31) необходимо было разоблачить его. Грешники не только бесцеремонно совершали эти грехи, но и одобряли подобное греховное поведение у других (см. Рим.1:32). Неожиданно Павел применяет оружие осуждающих эти грехи против них же самих. Он использует прием риторической диатрибы и излагает свою точку зрения, обращаясь к вымышленному персонажу. Этот персонаж, в отличие от тех, кто одобряет такой дерзкий грех, осуждает подобное нечестие (см. Рим.2:1). Существует одна лишь проблема. Этот «праведный» судья совершает те же поступки, за которые осуждает других. Благодаря своей проницательности Павел показывает, что в затруднительном положении оказались все без исключения (см. Рим.3:9). Он делает это для того, чтобы показать, что Евангелие предлагает спасение всем людям. Как мы узнаем, в этом образе взыскательного судьи представлены иудеи (см. Рим.2:17). Язычники же со своим длинным списком грехов теперь находятся с ними на равных условиях, ожидая Божьего праведного суда (см. Рим.2:3,5,16; 3:19).
Но возникает вопрос о том, как может народ, обладающий достаточными религиозными знаниями для осуждения порока, думать, что «избежит суда Божия» (Рим.2:3), если сам совершает эти же грехи?
Говорят, что первый шаг к здоровью — поставить правильный диагноз. В первых трех главах Послания римлянам Павел хочет донести до нас мысль о том, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Каждый из нас болен, и эта болезнь называется грехом. Однако не все осознают серьезность своего состояния. В первой и второй главах послания Павел говорит о равных условиях для всех, замечая, что и у иудеев, и у язычников одна и та же проблема — грех.
Причина, по которой Павлу было необходимо написать именно так, заключалась в том, что писал он церкви в Риме, у истоков которой стояли преимущественно иудеохристиане, позже изгнанные из города императором Клавдием. Однако, вернувшись в Рим после 54г.н. э., они обнаружили, что церковь возглавляют христиане, обращенные из язычества. Поэтому отношения между этими двумя группами были напряженными. Иудеи считали, что главенство принадлежит им благодаря их роли в истории спасения. Христиане же из язычников полагали, что теперь «власть» находится в их руках, а еврейский народ в большинстве своем отверг своего Мессию.
Павлу пришлось бороться с этим духом критики и осуждения. Он написал: «Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2:1). Осуждение в церкви того, кто отличается от нас, следует называть тем, чем оно и является, — грехом. Мы должны противостоять проблемам, с которыми сталкиваются наше общество, наша церковь и мы сами, признавая, что в корне всех этих проблем лежит греховное состояние человечества. Поэтому в своем Послании церкви в Риме Павел раскрывает красоту Благой вести во всей полноте, ведь именно когда перед нами предстает Евангелие Иисуса Христа, мы начинаем ощущать нужду в покаянии. Моррис Венден говорит: «Сначала мы приходим ко Христу, а затем Он дает нам покаяние». Понимая это, Павел пишет далее в своем послании, что «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим.2:4). Освобождающая сила Благой вести, даруемой Иисусом, снизойдет на нас только тогда, когда мы с вами наконец признаем, что мы больны.
В Рим.1 и 2 представлено общее состояние, в котором находятся как язычники, так и иудеи, — «под грехом». Это дает возможность применить Евангелие, описанное в третьей главе, ко всем. Здесь мы наблюдаем тот же самый подход. Но в Рим.2 изображено также ложное чувство безопасности, рождающееся по причине благости Бога. Это ложное чувство безопасности подрывает искреннее повиновение Богу и подменяет собой истинную Божью благодать.
Давайте поставим еще один вопрос: «Каким образом собеседник Павла может подумать, что он и те, кого он представляет, избегнут Божьего суда?». Представление о добром, долготерпеливом и любящем их (не язычников!) Боге позволяет максимально смягчить приговор Божьего суда, вынесенный им (не язычникам!) (см. Рим.2:5). Павел исправляет это ложное понимание благости Бога, указывая на то, что: 1) благость ведет к покаянию и 2) Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6). Другими словами, Бог глух к прославлению Его благодати, когда ее используют в качестве оправдания непослушания или мнимого освобождения от суда.
Эта мысль также прослеживается во второй части Рим.2. Мы находим как минимум десять притязаний человека на особые привилегии. Он называет себя иудеем, хвалится Богом, претендует на роль путеводителя слепых и т. д. (см. Рим.2:17–21). Кроме того, он имеет особый знак завета — обрезание (см. Рим. 2:25), ему вверено Слово Божье (см. Рим.3:2), а также такой человек убежден, что быть иудеем — великое преимущество «во всех отношениях» (см. Рим.3:2). Но надежда израильтян на то, что Бог милостиво избрал их и наделил привилегиями завета, в ситуации, когда они пренебрегают этим заветом, бесчестит Бога и побуждает язычников хулить имя Божье (см. Рим.2:23-24).
Исправляя эту двойную мораль, Павел выдвигает концепцию, которая не давала покоя ученым на протяжении долгих лет. Павел в середине главы пишет: «Потому что не слушатели закона [указание только на иудеев] праведны пред Богом, но исполнители закона [иудеи и язычники] оправданы будут» (Рим.2:13). Если бы Бог действовал иначе, то благоприятный исход на суде ожидал бы только иудеев, так как ни один язычник не мог претендовать на моральные и религиозные благословения (такие как слушание закона), изливавшиеся на Израиль. Но, согласно словам Павла, такое невозможно, поскольку «нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11). Все преимущества, связанные с принадлежностью к Божьему народу завета, ничего не значат, если нарушается закон. Обрезание может стать необрезанием (см. Рим.2:25), а принадлежность к иудейскому народу может быть поставлена под сомнение (см. Рим.2:28).
Таким образом, Божья милость к Израилю, к сожалению, обернулась тем, что евреи самонадеянно закрыли глаза на собственный грех и лицемерное отношение к язычникам. Павел, подобно Иоанну Крестителю, подготовившему путь для пришествия Христа, разрешает этот спорный вопрос, чтобы проложить путь для Божьего Евангелия о Христе, которое он раскрывает в следующих главах. Это Евангелие дано как для иудеев, так и для язычников, для вас и для меня.
IV Евангелие и покаяние
Прочитаем текст Писания:
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4).
Божья любовь и долготерпение вызывает в сердце закоренелого грешника лишь чувство самоуверенности: Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце человеческое делать зло (Еккл. 8:11). Иудеи привыкли заявлять о том, что поскольку Бог их благословляет, значит, Он не считает их грешниками. Как легко мы сегодня поддаемся подобному обольщению, видя, что Бог по Своей милости ещё дарует нам время и благоприятные возможности приготовиться к Его встрече. Мы злоупотребляем этой Его милостью, продолжая в самодовольстве своем ходить греховными путями. Мы не понимаем причины Его долготерпения по отношению к нам.
В сердце каждого человека таится корыстолюбие. Каждый из нас стремится получить награду за совершённые дела, даже если она ничтожно мала. В Рим.3:23 Павел подчеркивает наши недостатки, говоря, что «все согрешили и лишены славы Божией». Тем не менее, на протяжении всего послания он показывает, что Бог по-прежнему предлагает награду тем, кто обратится к Нему и покается в своих грехах. Более того, в Слове Божьем приведены примеры истинного покаяния и смирения. Библия говорит о людях, которые исповедовали свой грех, не пытаясь извинить или оправдать его. Павел побуждает своих читателей воспользоваться богатством «благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет… к покаянию» (Рим.2:4).
Далее, «смиренное и сокрушенное сердце, покоренное истинным покаянием, сможет хотя бы отчасти постичь любовь Бога и жертву, принесенную на Голгофе. Как сын признается в своих проступках перед любящим отцом, так истинно кающийся грешник откроет Богу все свои беззакония». Таким образом, у обещанной награды есть своя цена. Бог хочет, чтобы мы смирились перед Ним. Тем не менее признание своего греха без искреннего раскаяния и исправления не может быть принято Богом. В жизни должны произойти решительные перемены; все оскорбительное для Бога должно быть удалено. Таков плод истинного раскаяния во грехе. Святой Дух помогает нам отказаться от того, что может оскорбить Бога, потому что Святой Дух обличает в грехе. Если грешник отзывается на животворящее влияние Духа, то придет к покаянию и поймет всю важность повиновения Божьим требованиям. От нас требуется только принять этот дар. Взывая к преобразующей силе Святого Духа, мы встаем на путь победы, где не бывает поражений. Что это значит для меня? Всё!
Заключение
Итак, мы часто взываем к Богу: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лук.18:13). Истина заключается в том, что мы пребываем в падшем состоянии и часто поддаемся греховным наклонностям, но Послание римлянам дает нам надежду. Благая весть состоит в том, что у нас есть Спаситель, Который предлагает нам прощение и благодать, несмотря на нашу неспособность что-то сделать и как-то заслужить их. Слава Богу, у нас есть такой прекрасный Отец, Который любит нас и, невзирая на состояние нашей человеческой природы, старается нас спасти и вернуть к истинным отношениям с Ним.
Пастор Александр Серков
Комментарии (54):
По делу
| Ссылка на комментарий
Саше .Я разве осуждал?Я вроде только спросил.Это вы по вашей логике осуждаете.))И так вы уже освободились от ваших догм?
саша
| Ссылка на комментарий
От догм освобождаются через покаяние, то есть изменение направления мыслей в русло Писания. Я не могу говорить, что освободился, ведь даже после многократного прочтение Библейского стиха, смысл может открываться снова и снова по новому. Одно я понял, что на земле не может быть церкви остатка.
саша
| Ссылка на комментарий
По делу,
а вы можете сказать сегодня, что все больше мне не надо каяться? Конечно никто так не скажет, потому что каждый человек вольно или не вольно отступил от истины.
По делу
| Ссылка на комментарий
Саше .И так вы желаете быть всегда открытым для лучшего понимания Бога .А вы разобрались по каким критериям определять то что наиболее похоже на правду?