Вопрос: Где находятся злые духи?
Вопрос: После изгнания сатаны и его ангелов с Неба они находятся на Земле (Откр.12). Апостолы сообщают об их местонахождении ряд важных подробностей. Сатана господствует в воздухе (Еф.2:2), под его началом — духи злобы поднебесной (Еф.6:12, Кулаков: «из мира небесного», Огиенко: «піднебесні духи», IBS: “духи зла на небесах”). Согрешившие ангелы связаны узами адского мрака (2Пет.2:4, Иуд.1:6). Так под Небесами (на Земле) или всё-таки в Небесах? Если на Земле, то в воздухе или в узах адского (могильного?) мрака? Ибо воздух (если это воздушная атмосфера Земли) освещаем лучами солнца, в отличие от земных глубин. В чем отличие этой связанности от скованности сатаны в течение Тысячелетнего царства: «1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать» (Откр.20:1-3)? Разве бездна — это не узы адского мрака, где не было света до начала творения (Быт.1)?
Ответ: Давайте начнем с того, что апостолы сообщают о местонахождении сатаны. Ведь, говоря о злых духах, мы прежде всего подразумеваем их предводителя. Да, 12 глава книги Откровение определяет место пребывания сатаны и его деятельность после его изгнания с неба – это наша земля. Это свидетельство Иисуса Христа через Иоанна. А вот апостол Павел в послании Ефесянам свидетельствует о пребывании сатаны «в воздухе» (Ефес.2:2); а его подопечных – «на небесах» (Ефес.6:12). Давайте поговорим о переводах. Возьмем сначала Ефес.2:2, а потом и Ефес.6:12.
Ефес. 2:2: покоряясь владыке поднебесного мира (Кузнецова)
когда подчинялись воле князя, владычествующего под небесами (Кулаков)
по воле князя, господствующего в воздухе (Макарий-Кассиан)
по [воле] князя, господствующего в воздухе (Синодальный)
по велениям властителя сил воздуха (Слово Жизни)
повинуясь властителю, господствующему в воздухе (Совр. Перевод)
Все переводы, кроме Кузнецовой и Кулакова, перевели «в воздухе». У Кузнецовой – «поднебесного мира», а у Кулакова – «под небесами». Давайте посмотрим греческий текст. Греч. `архон — князь. Здесь `архонта – князя. эксус`иа – власть. Здесь эксус`иас – власти. а`ир- воздух. Здесь а`эрос – воздуха. Эта часть текста переводится буквально: «согласно князя власти воздуха». В общем-то «под небесами», «поднебесье» — это и есть сфера, в которой находится воздух. Посмотрим 6 главу Ефесянам.
Ефес.6:12: с духовными силами зла в небесном мире (Кузнецова)
со ‘всеми’ злыми духами из ‘мира’ небесного (Кулаков)
против злых духов на небесах (Макарий-Кассиан)
против духов злобы поднебесной (Синодальный)
против духов зла на небесах (Слово Жизни)
против вселенских сил этого тёмного века и духовных сил зла в небесах (Совр. перевод)
В итоге мы имеем варианты: «на небесах»; «в небесах» «поднебесной»; «в небесном мире» и «из мира небесного». В общем, в(на) небесах и под небесами. Посмотрим греческий текст: эпур`аниос – небеса. Здесь эпуран`иис – небесах. Да, перевод предлагается: 1) небесный, живущий на (в) небе;
2) (под)небесный, пролегающий по небу.
Итак, что мы имеем из трех текстов (Откр.12; Ефес.2:2 и 6:12)? Место обитания сатаны и злых духов: земля, небеса, поднебесье. Это что, противоречие? Да, нет. В планету Земля входят плотные слои воздушной оболочки.
Теперь мы можем перейти к свидетельствам других апостолов в отношении места обитания злых духов. Возьмем 2Петр.2:4 в нескольких переводах:
связав узами адского мрака (Синодальный перевод);
Он заточил их в ад и предал цепям вечного мрака (Кузнецова);
низверг Он их в бездну ‘и сковал там’ цепями мрака (Кулаков);
но бросил их в ад, где они ожидают суда, скованные цепями мрака (Слово Жизни);
и сослал их в подземелья Тартара (Совр. перевод).
Иуды 1:6:
соблюдает в вечных узах, под мраком (Синодальный перевод);
Он стережет в вечном мраке в цепях ада (Кузнецова);
Он содержит в узах вечных, ‘содержит’ во мраке (Кулаков);
в узах вечных, во мраке (Макарий-Кассиан);
в вечных цепях, во тьме (Слово Жизни);
в темноте и в узах содержал Он их (Совр. перевод).
В итоге мы имеем: «мрак», «адский мрак», «вечный мрак, «тьма», «темнота», «цепи мрака» и даже «подземелье Тартара». Да, в греческом тексте так мы и читаем: сир`эс дз`офу тартар`осас – в цепях мрака бросивший в тартар. Сегодня мы имеем слово тартарары. Что такое тартарары? Слово тартарары происходит из др.-греч. Τάρταρος «Тартар». Синонимы: «ад», «преисподняя», «тартар»; частично: «пропасть», «гибель». Это слово употребляется при пожелании деться куда-нибудь подальше, как бы исчезнуть совсем (буквально, провалиться в преисподнюю).
Что подразумевает Библейский текст под этими выражениями: «тьма», «цепи мрака», «подземелье Тартара» или просто «на земле», «на небе (плотные слои воздушной оболочки)»? Исследуя Библейский текст, не следует в словах текста искать буквальное место нахождения злых духов. Надо здесь учесть, что ангелы — как добрые, так и злые — обитают в неприступном свете, как и сам Бог (1 Тим. 6:16). Это значит, что они в другом измерении, чем мы, и для них понятия: «на земле», «под землей», «на воздухе (чуть-чуть пониже или повыше)», «на свету» или «во тьме» – не существует. Нам дано описание присутствия злых духов на земле не для определения их местожительства (по прописке) и не для опознания их параметров и личных атрибутов, которыми они воспринимают внешний мир (например, глаза, чтобы видеть свет), а для того, чтобы мы знали, что они могут влиять на наше сознание, и при том не к лучшему. Мы ангелов не видели, ни злых, ни добрых. Но в нашем представлении ангел добрый — это молодой человек (без признаков пола) в белом платье и с крыльями. Так ведь? Да, так рисуют ангелов художники. Злой ангел покрыт черной шерстью. Но видел ли кто-то ангелов? Иаков их видел? Он что ли онлайн их видел или видеоролик ему во сне Бог прокрутил, как они поднимаются и спускаются по лестнице, верхушка которой опирается на небо? Это аллегорическое описание ангелов, судя по которому буквально, можно к воздуху, земле и небу прибавить еще место нахождения ангелов – лестница от земли до неба.
Приведу пример, как некоторые умудряются вычислить размер ангела. Один человек доказывал мне, что ангелы размером со спичечную головку. «Как ты пришел к такому выводу?» — спросил я его. Вы знаете, что он мне ответил? В бесноватого могли поместиться шесть тысяч бесов (легион). Он разделил массу человека на шесть тысяч и получил размер одного ангела. Логично это? Математически – логично, а теологически – глупость. Фарисеи тоже использовали такую математику, поэтому боялись есть немытыми руками, мол, на руках ангелы злые сидят (а это уже размер ангелов подобен микробам), и с едой могут попасть внутрь человека. Я скажу так: это все образные выражения: «тьма», «цепи ада», «тартар», «бес в нем», «бес вышел из него», «в нем был легион бесов». Подобные выражения мы имеем и с Богом тоже: «Бог в сердце», «Бог на троне сердца», «Дух, живущий в сердце человека». Один солдат во дни Наполеона был ранен на поле битвы. Пуля застряла в области сердца. Когда его оперировали (в те времена еще медицина не применяла анестезию), он простонал: «Еще немного, и вы заденете самого императора». Он имел в виду, что император был у него в сердце. Солдат понимал образное выражение, неужели мы будем буквально понимать место пребывания злых ангелов? Да, они могут быть в человеке, но какой-нибудь хирург видел их при операции? Да, они на земле, но видим ли мы их? Да, они на небе. Вы думаете, если поднимитесь на самолете, там их нет? А кто руководит летчиком истребителя на высоте 12 километров, чтобы он нажал на кнопку и пустил ракету для уничтожения людей? Не работа ли это дьявола? А вы думаете в глубинных шахтах шахтеры не ругаются, или там все святые, потому что дьявол только «на земле», «в воздухе», «в поднебесье» и «на небе»? Нет, он везде, и духи его – везде. Для них нет материальных препятствий, потому что они обитают в другом измерении. Поэтому мы их не видим и не знаем, что они имеют, имеют ли они ноги, чтобы ходить, имеют ли крылья, чтобы летать, имеют ли они глаза, чтобы видеть свет или не видеть его в подземелье; они не человекообразные существа, они духи. А духи, подобно радиоволнам, присутствуют везде, и опасность их в том, если мы делаемся приборами, которые их воспринимают, и тогда легион бесов может поместиться и в нас точно также, как в компьютер помещаются биты и байты. И подобно тому, что мы смотрим и слушаем в телевизоре, полезное или развращающее, и в нас пребывают либо злые ангелы во главе с дьяволом, либо добрые – во главе с Богом. Вот это и есть место пребывания злых духов, они пребывают там, где их принимают. В отличие от радио, теле и интернет волн, ангелы – не просто импульсы, а живые существа; в отличие от человека – они духи.
Что имели в виду авторы Писания, говоря о нахождении злых духов? Выражение «в воздухе» — возможно подчеркивает тот факт, что дьявольские существа невидимы и обитают в воздухе вокруг нас. Апостолы не знали ничего о радиоволнах, но понимали, что это духи, которые где-то в воздухе вокруг нас. Вот так этот текст надо и понимать:
2 В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Ефес.2:2).
Князь злых духов (да и сами духи) господствуют в воздухе, а действуют в сынах противления. А как нам понимать текст Ефес.6:12?
12 Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Ефес.6:12).
Павел не имеет в виду, что христиане не должны обнаруживать врагов среди людей, потому что церковь всегда страдала от руки безнравственных и злых притеснителей. Он ссылается на духов и силы, которые превосходят человека в интеллекте мышления в такой же мере, как и в коварных злых замыслах: он имеет в виду сатанинские силы, выступающие в открытом восстании против Бога и против его детей. Борьба между Христом и сатаной — не только местного значения, она достигла космических размеров, включая всю Божью вселенную. Говоря о мироправителях тьмы века сего, под тьмой Павел подразумевает не отсутствие солнечного света, он имеет в виду тьму духовную.
Да, злые духи могут жить во всяком месте, где их приветствуют, или в любом месте, где они могут получить власть и никто им не помешает. Они сделают своим домом любое место, где им будут поклоняться или чтить их. Но это тоже все образно, что они поселяются в доме или в человеке и живут там.
«Духи нечистые», «нечистая сила», «лукавый дух», «демон», «бесы нечистые», «сатана», «диавол», «ангелы его…». Кто это такие? По природе своей они такие же, как и добрые ангелы, то есть, и они – существа невидимые, бесплотные, одарены умом, волей и могуществом, только по своим свойствам они злые. Да, это те духи или ангелы злые, которые находятся среди нас и могут иметь на нас влияние.
Почему место, где находятся злые духи, называется преисподнею? Разве это глубины земли? Нет, это не по отношению к нам преисподняя – глубины земли, где они якобы обитают. Что им там делать в глубине земли? Кто их там ждет? Там им делать совершенно нечего, их пастбище – люди, которые не в глубине земли, а на земле. Их место преисподняя по отношению к Небу, с которого они были изгнаны. То есть, преисподняя, это место самое низшее, отдаленнейшее от Неба и совершенно противоположное Небу. Оно называется еще адом, то есть местом самым мрачным, темным, и просто называется тьмою кромешною, называется также геенною огненною, то есть местом, исполненным огня неугасимого, мучительного; и просто называется огнем вечным, мукою вечною. Что это значит? Это значит, что там, где злые духи, нет Божьего света, а всегда там мрак, вечно мрак страшный, ужасный мрак. Нет там и никогда не бывает никакой радости Божией, там всегда печаль, воздыхание, мучения и страдания – мучения, как от огня, страдания до скрежета зубов. Для этого не обязательно находиться под землей во тьме буквальной, эта духовная тьма может быть в нашем доме, если мы потеряли связь с Господом Богом.
Последний фрагмент вопроса: В чем отличие этой связанности от скованности сатаны в течение Тысячелетнего царства: «1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать» (Откр.20:1-3)? Разве бездна — это не узы адского мрака, где не было света до начала творения (Быт.1)?
Ответ: Да, такой вопрос может возникнуть: «Связав узами адского мрака — что это»? Перевод греческого слова «тартарус» — содержать пленника в преисподней, в аде. Древние греки полагали, что тартарус – преисподняя была жилищем, где пребывали почившие безнравственные злые люди; и местом, где наказание было отмерено для каждого из них. В этом смысле тартарус соответствует слову геенна среди иудеев. Обращаясь письменно к людям, которые жили в атмосфере эллинизма, Петр применил греческий термин, выражая свои мысли, но посредством этого он не подтвердил ни греческой идеи о преисподней, ни иудейского понятия о геенне. Здесь тартарус (преисподняя) – другого слова он, по всей видимости, не мог подобрать, этим выражением просто упоминается место пребывания, в котором злые ангелы ограничены до дня суда. Преисподняя по отношению к Небу, откуда они изгнаны.
Поэтому, «узы адского мрака» — это мрак духовный; а до начала творения в книге Бытие речь идет не о духовном мраке, на земле не было естественного солнечного света. Так что, бездна – не узы адского мрака. Вообще слово бездна имеет значение:
1) бездонный;
2) безмерный, бесчисленный, несметный;
3) непостижимый, неисповедимый.
Что означает бездна в книге Откровение 20:1-3? Это символическое видение. Бездна — это не бездонная яма в земных недрах, это и не какая-нибудь расселина во вселенной. Иоанн описывает пророческую картину, которая развертывалась перед его глазами. В видении он возможно и видел действительную бездну, какую-то пропасть, но ввержение дракона (дьявола) в бездну было просто символическим (как и сам дракон – символическое описание падшего ангела), чтобы таким путем показать прекращение сатанинской деятельности. Эта мысль становиться более ясной в свете слов: «дабы не прельщал уже народы» (ст. 3). Каким образом деятельность сатаны будет прекращена? При Втором пришествии Христа земля будет на тысячу лет совершенно лишена какого-либо населения. Праведные будут взяты на небо, а все нечестивые будут истреблены. Останется на земле только дьявол со своими злыми ангелами, он вынужден будет иметь отпуск в тысячу лет после продолжительного и упорного труда.
Пастор Александр Серков