СУББОТНЯЯ ШКОЛА «КНИГА ОТКРОВЕНИЕ» С ДЕНИСОМ МЕДВЕДЕВЫМ. УРОК №2
В дополнение к уроку в пособии, расмотрим два литературных приема, характерных для книги Откровение и попробуем собрать вместе все аргументы в пользу того, что семь церквей можно рассматривать как семь исторических периодов.
- Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
- то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
- Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников
- и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом…
(Откровение Иоанна Богослова 1:10-13)
Первый прием, который стоит запомнить можно назвать «услышал-увидел». В книге Откровение часто встречается ситуация, когда Иоанн о чем-то или о ком-то слышит, а потом видит. При этом то, что Иоанн слышит, а потом видит — это одна и та же реальность, описанная в разных символах. Знание значения этого литературного приема поможет понять много символов в книге. В данном случае, мы видим, что голос, который говорит о себе, что он является первым и последним — это голос Сына Человеческого — Иисуса Христа. В книге пророка Исаии первым и последним назван Яхве.
Второй прием называется «текст двойного назначения». Еще одно название этого приема — «янус». Янус — это римское божество с двумя лицами, одно смотрит вперед, другое — назад. Текстом двойного назначения называют отрывок, который является одновременно заключением предыдущего раздела и вступлением в следующий, кратко обобщая оба.
- Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
(Откровение Иоанна Богослова 1:20)
Двадцатый текст первой главы — это с одной стороны окончание и сжатое содержание видения о семи золотых светильниках, а с другой стороны — вступление и основное содержание вести к семи церквам. И суть этой вести именно в том — что семь церквей — это золотые светильники. Все они. Все семь. Золотые.
Осталось рассмотреть историческое применение семи церквей. Буквальный и универсальный подход к семи вестям наверняка не вызовут никаких вопросов. Но идея о том, что семь церквей означают еще и исторические периоды не озвучена напрямую в тексте. Также в виду того, что пророческое толкование этих периодов у разных исследователей варьирует, многие мыслящие люди считают саму по себе эту идею привнесенной в текст извне и отвергают ее в принципе.
Мое мнение — существуют только косвенные доказательства того, что семь церквей — это не только буквальные семь церквей в Асии, но и семь исторических периодов. Но этих косвенных свидетельств не мало. Перечислю те, которые встречал или сам заметил. В уроке по сути два аргумента — символический характер числа семь и то, что по какой-то причине автор выбрал именно эти церкви, хотя были и другие. Что можно добавить?
— Вести к семи церквям — это прямая речь Иисуса. В каждой вести в конце говорится «имеющий уши да слышит». В земной жизни Иисус употреблял это выражение, когда рассказывал притчи. Фраза говорит не о буквальной способности слышать, но о способности понять символический смысл.
— В вести к семи церквям можно увидеть некое подобие повествования, развития сюжета.
Эфес – нашел лжецами называющих себя Апостолами. Ненависть к делам Николаитов.
Смирна – подвеглась злословию от называющих себя иудеями (ответ). Эфес испытал лжеапостолов. Сатана испытывает Смирну (ответ). Предостережение о десяти днях скорби.
Пергам – действия Валаама/Николаитов. Призыв к покаянию. Напоминание об (определённых) днях скорби, о которых была предупреждена Смирна. «немного имею против тебя»
Фиатира – действия Иезавели, называющей себя пророчицею и напоминание о том, что она имела время для покаяния. Действия Иезавели параллельны действиям Валаама. Таким образом, Иезавель – это непокаявшаяся часть Пергама. Последние дела больше первых. Первые дела – дела Церкви в Эфесе. Призыв удержать, что имеют и обетование сохраняющим дела до конца. «имею против тебя»
Сардис – не удержал, что имел. Дела – неокончены. Призыв вспомнить, как принял (в прошлом, то есть – в Фиатире) и хранить. «немного имеешь»
Филадельфия – церковь, перед которой Иисус открыл дверь в небесное святилище. Сохранила слово – вняла призыву к Церкви в Сардисе. Обетование о победе над называющими себя иудеями.
Лаодикия – церковь, которая закрыла перед Иисусом дверь своего сердца.
— Пожалуй, самый сильный аргумент в пользу того, что вести к семи церквям не ограничены первым веком — это Откр. 16:15
«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его »
Контекст Откр 16:15– Армагедон.
Здесь Христос говорит – иду как тать.
Четыре основных термина, которые упоминаются только однажды в другом месте Откровения – в вести к Лаодикии. Это — сильная вербальная параллель с 3:18.
Последний призыв Бога к этому миру в контексте Второго Пришествия (Армагедона) явно звучит с использованием языка послания к Лаодикии.
В следущий раз мы рассмотрим сходства вестей к церквям с формулами завета и с императорскими эдиктами. А в заключение — несколько слов относительно вести к Ефесской церкви.
В Ветхом Завете Яхве неоднократно говорит о Себе как о том, кто “ходит посреди” Своего народа.
Лев 26:12
«12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. »
Втор 23:14
«14 ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя. »
Хиастическая структура вести к Ефесской Церкви.
A Так говорит держащий семь звезд в правой руке Своей, ходящий среди семи светильников золотых: знаю дела твои
B и труд (kopon)
C и терпение твое и что не можешь переносить злых
D и испытал называющих себя Апостолами, а они не таковы, и нашел их лжецами.
C и терпение имеешь и перенес ради Имени Моего
B и не изнемог (kekopiakes)
A Но имею против тебя, что любовь твою первую оставил. Итак, вспомни, откуда ты упал и покайся и первые дела сотвори: если же нет, прихожу к тебе и сдвину твой светильник с места его, если не покаешься.
Но это имеешь, что ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Иисус критикует эту церковь за потерю любви, но хвалит за ненависть! Ненавить к греху. Церковь не ненавидит Николаитов, она ненавидит их дела. Это качество Божьего характера. Но в центре структуры — главное достоинство этой церкви. Они испытывали, проверяли тех, кто претендовали на звание Божьих посланников. Они были способны отличить истину от лжи.
«Вспомни, откуда ты ниспал». Церковь выпала из руки Христа и Христос призывает Своих вестников вернуться на то место, где им положено быть – в Его Руку. Если же вестник отказывается вернуться на свое место, Христос обещает хорошенько тряхнуть то место, где этот вестник находится.
Первая любовь является синонимом первых дел. Покаяние и возвращение к первой любви проявляется в возвращении к первым делам. Обратная сторона этой любви – ненависть к делам лжеучителей.
Любить грешника и ненавидеть грех — хорошо бы иметь оба эти качества. Но Иисус хвалит даже если есть одно из двух.
Пастор Денис Медведев
Комментарии (7):
по делу
| Ссылка на комментарий
Эта книга не расчитана на богословов, а на простых людей.Богосов будет искать эзотерику , а простой человек практические советы для нынешнего времени.Жаль что людей настраивают на богословскую волну.Все знают что у первоапостольской церкви ,что у церкви АСД мягко говоря не порядок с любовью,но все как Пётр твердят что любят,а между тем любовь любви рознь и той любви что проявляют Ефес и Лаодикия не достаточно, так же как быо не достатчно любви апостолов до распятия Христа да впрочем и наверняка и после.Рассмотрите любовь =общественно полезность.Общество нуждается в правильных взглядах, а догматизм, самоправедность , тщеславие (гордыня если хотите) всегда отбрасывали дело Божие назад и губили подавляющую часть церкви.Но так же как и Пётр все уверены что любят Бога насколко можно .То чего ж Бог думает по другому?В первую очередь это касается служителей ибо они формулируют догмы и доктрины.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Это большой вопрос. Что делают с книгой Откровение простые люди, мы уже знаем. Там они «находят» и Мишку Меченого (Горбачева), и Звезда Полынь у них — Чернобыль, и все события этой книги описывают всё то, что они видят в окне, газетах и по телеку.
Не спешите с вилами на танк.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Не воинством и не силою. Вы, кажется, ожидаете от людей того, чего они принципиально дать не могут. Апостолы были правильной церковью? Бог исполнил через них Свою волю? Да, однозначно. При том что они имели вопросы и по догматике, и по практике христианской жизни.
Если Эфес и Лаодикия — это Остаток, то Бог дополняет их несовершенство.
Божий Дух мы носим в глиняных сосудах.
По делу
| Ссылка на комментарий
Правильной но не достаточно .Кабы достаточно , то Христос бы уже тогда пришёл.
По делу
| Ссылка на комментарий
Воспользуюсь авторитетным мнением комментария АСД на Откр 1;1
Гость
| Ссылка на комментарий
Вы слишком идеализируете свою конфессию и ее догмы.
Денис Медведев
| Ссылка на комментарий
О, Гость, это вы меня «идеализируете».
А вообще ваш коммент никакого отношения к изучению книги Откровение не имеет. От слова совсем.
https://uk.wikipedia.org/wiki/Argumentum_ad_Hominem