Интимные отношения в истории спасения
Первая часть этого тематического цикла называлась «Святой секс: рай потерянный и обретенный». Тогда мы говорили, что брак в истории неоднократно меняется, и мы являемся свидетелями его очередной трансформации.
Изменения бывают нейтральными, позитивными и негативными
Пример нейтральных — когда ранее в создании и поддержании брака участвовал весь род.
Посмотрите фрагмент интервью Даниила Ребанда с ближневосточным бедуином. Хронометраж нужной нам цитаты — 0:04:45 — 0:05:46.
Позже, начиная с Великих географических открытий XV века, в Европе утверждается нуклеарная (или супружеская) буржуазная / капиталистическая семья, когда брак становится делом двоих взрослых людей. Они принимают решение создать семью или разорвать отношения. Это их право. Семьей считают два супруга и проживающие с ними их еще не семейные дети. Богатые женщины уже не рожают, сколько могут, а приобретают и другие общественные функции.
Ян ван Эйк. Портрет [купеческой] четы Арнольфини. 1434 год. Город Брюгге, Фландрия (теперь Бельгия).
В индустриальную эпоху (с XIX века) утверждается индивидуализм, развитые страны становятся всё более населенными, и производство потомства перестает быть уделом образованных людей. Семейные вопросы из центральных в Древнем мире становятся личным делом и выбором человека, и появляется выражение «личная жизнь», к которой относятся семейный статус, интимные отношения и наличие детей. Не только мужчины, но и женщины переключаются с кастрюль и пеленок на самореализацию в бизнесе, науке, спорте, искусстве и других сферах. Всё больше людей, особенно молодых мужчин, живет в одиночку, всерьез даже не планируя создавать семью.
После грехопадения Библия не предписывает ни брак, ни безбрачие, но содержит массу заповедей и для семейных, и для безбрачных людей.
Позитивные изменения — это попытки государства защитить женщину от произвола мужчины.
О негативных каждый из вас знает и сам.
Мы говорили о том, что интим и брак — слишком серьезные вопросы, чтобы оставлять их на самотек.
Библия заповедует учить детей своей вере
И в библейской религии вопросы семьи являются одними из самых важных и центральных.
Какова официальная позиция Адвентистской церкви по вопросу сексуального просвещения?
В сборнике «Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня» (Заокский: Источник жизни, 2010) содержится 23 документа Генеральной Конференции (ГК), касающихся насилия в семье, эпидемии СПИДа, регулирования рождаемости, принципов семейной жизни, гомосексуализма, порнографии, однополых браков, половых инфекций, благополучии и ценности детей, проблем женщин, абортов и сексуальных домогательств.
Цитата: «Церковь обязана распространять библейскую точку зрения на сексуальность целенаправленным и приемлемым в культурном отношении способом. Особое значение при этом придается оценке и пониманию характера человеческого тела и его функций, поощрению сексуального воздержания вне брака и верности в рамках супружеских отношений, развитию умения принимать решения и сообщать информацию по вопросам сексуального поведения» (с. 142).
Какова позиция Эллен Уайт?
С 1950-х годов существует компиляция из ее трудов под названием «Свидетельства об интимных отношениях, супружеской неверности и разводе».
Цитирую компиляцию «Воспитание детей»: «Воспитание ребенка должно начинаться в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу. Незаметно и постепенно влияние семьи и дома, направленное в нужную сторону, становится силой, ведущей к истине и праведности. Если не наставить ребенка непосредственно в семье, сатана научит его через свои сатанинские средства. Поэтому воспитание в семье невозможно переоценить!» («Воспитание детей», 17.1).
Рекомендую важное пособие «Детям о самом деликатном» (Заокский: Источник жизни, 2011), изданное отделом детского служения ГК.
ФОТО ОБЛОЖКИ
Авторы книги — руководители отдела семейного служения ГК Карен и Рон Флауэрс — прошли обучение при Национальном совете США по семейным отношениям и получили сертификат преподавателей по вопросам семейной жизни. Они проводят семинары, на которых поднимаются актуальные для христианских семей темы, более чем в 70 странах. Их работа отражает как опыт, полученный от совместной жизни в браке на протяжении более чем 37 лет и воспитания двоих сыновей, так и опыт совместного служения другим семьям.
Здесь есть материалы для младенцев, дошкольников, младших школьников и подростков.
Вот текст на задней страницы обложки:
— Хотели бы вы уметь говорить о вопросах сексуальности так же просто, как о спорте или музыке?
— Стараетесь ли вы избегать обмана в разговорах с детьми на тему сексуальности, надеясь найти другие способы?
— Беспокоитесь ли вы о том, что обилие информации о сексе будет подталкивать ребёнка к сексуальной активности?
— Как вы можете помочь подростку сделать правильный выбор в вопросе интимных отношений и избежать заболеваний, передающихся половым путём, и подростковой беременности?
— Могут ли ваши дети противостоять пагубному влиянию и давлению телевидения?
Отзывы рецензентов:
«Детям в самом деликатном» — эта книга о половой принадлежности как о великом даре от Бога, как о важной составляющей Его образа и подобия. Для каждого возраста есть свой раздел, своя методика и актуальные темы. Освещены гигиенический, физический, психологический и нравственный аспекты. Каждый момент подкрепляется библейским обоснованием. Сильно развит этический аспект, представлены те ценности, которые способны обусловить формирование нравственных установок, позволяющих разумно использовать созданные Богом прекрасные отношения между мужчиной и женщиной. Возможно даже родители откроют для себя нечто новое или по-новому увидят роль правильных отношений во свете библейского учения». Наталья Щеглова, преподаватель Заокской духовной академии.
«Очень откровенно и вместе с тем деликатно авторы книги ведут разговор о самом сокровенном. Во многих семьях об этом предпочитают молчать. Однако молчание в данном случае — не лучший вариант. Книга помогает и взрослым, и детям преодолеть порог предвзятости и предосудительности по отношению к самой жизненной теме человеческого существования». Евгений Зайцев, доктор богословия, магистр общественного здоровья, врач-педиатр.
И предисловие:
«Одной из ключевых глобальных проблем современного общества, по единодушному мнению учёных самых различных специальностей в области медицины, социологии, психологии, является падение нравов. Причём эта проблема далеко уже вышла за пределы чисто морального аспекта, став одной из ключевых в формировании роста преступности, нервно-психических расстройств, эпидемии венерических заболеваний, снижении качества жизни, старении популяции, рождении детей с аномалиями развития.
Всё это заставляет сегодня мировую общественность искать выхода из сложившейся ситуации. В этой связи особенно ценным представляются рекомендации, осуществляемые христианской церковью, которая на основании Библии вскрывает первопричины этих проблем, заключающиеся в отходе человека от принципов Закона Божьего и дающей единственно эффективные методы борьбы с этой проблемой – в возвращении человека к Богу.
Учитывая вышеизложенное, представленные методические рекомендации представляют собой несомненный научный интерес и практическую значимость. В них на хорошем медицинском уровне представлены основные вопросы, касающиеся полового воспитания детей, начиная от сведений в области анатомии и физиологии мочеполовой системы и заканчивая этическими вопросами, связанными с этой проблемой.
В книге поднимаются и рассматриваются злободневные темы, которые давно требовали своего решения. В отечественной литературе, причём как светской, так и религиозной, практически нет книг по данной тематике, и потому ряд вопросов, рассмотренных автором в этой работе, для некоторых, может быть, покажется слишком откровенным. Но ситуация, сложившаяся в последние годы, и требует как раз откровенного разговора на эту тему, с чётким обозначением самых злободневных тем, ибо успешно вылечить что-либо или кого-либо можно только с условием постановки своевременного и чёткого диагноза, без затушевания жизненно важных проблем. К тому же всеобщая доступность в средствах массовой информации вопросов, связанных с сексуальным воспитанием, представленных, как правило, на крайне примитивном, а чаще просто в развращённом и извращённом видах, требует наличие альтернативного источника информации, где бы на строго научном уровне, а главное с христианских позиций освещались бы эти вопросы. Елена Уайт в своих работах, таких как «Вести для молодёжи», «Свидетельства об интимных отношениях», «Советы для церкви» также всегда прямо поднимала, а не замалчивала эти вопросы, давая по ним конкретные советы, нисколько не потерявшие своей актуальности и в наши дни. Указанные работы Уайт необходимо рекомендовать прочитать и проанализировать современным родителям вместе и параллельно с предложенной книгой Карен и Рона Флауэрсов, чтобы получить комплексное представление по данным вопросам и разрешить возможные возникшие вопросы.
Написанная, как пособие для родителей, данная книга станет хорошим помощником в воспитании подрастающего поколения с христианских позиций». Алексей Опарин, доктор медицинских наук, профессор.
***
В прошлый раз мы говорили о супружестве до грехопадения, его искажении грехом и Божьем искуплении самого супружества. Сегодня мы поговорим, как само супружество используется в Библии в истории спасения от греха.
Бог спасает семьи через семью
Мы говорили о том, что первая заповедь человеку — «плодитесь и размножайтесь» — была адресована супружеской паре и не могла быть исполнена ею в обход интимных отношений. Обещание о грядущем Спасителе человечества сформулировано в подобных физиологических терминах:
Быт.3:15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Будет семя змея, будет семя жены. И здесь нужно четкое понимание супружеских отношений, чтобы заметить: у женщины семя может взяться только от мужчины, а здесь о мужчине речи нет. Эта особенность и является указанием на особое семя, приход которого обещан еще прародителям.
Быт.4:25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она], Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
Апостол Павел подчеркивает, что в этом пророчестве используется не социальный, а физиологический язык:
Гал.3:16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
Аврааму? Разве не об Адаме и Еве мы говорили только что? Бог говорит с бездетным Авраамом на том же языке:
Быт.12:3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Слово «племена» здесь может переводиться и как «роды» и «семейства», семьи. Бог от Авраама произведет семя, которое благословит все семьи земли.
Исааку Господь повторяет это пророчество:
Быт.26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные.
Здесь пророчество выходит на уровень целых наций.
Спасение описывается языком супружества
Отношения Бога и Его народа уподобляются отношениям жениха и невесты, мужа и жены:
Иер.2:2 иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
Идолопоклонство Израиля показывается как измена жены мужу:
Иер.3:1 Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
Семья — это базовая единица служения Богу и ближним
Супружество является основой остальных видов человеческих коллективов — рода Адама, Сифа и Ноя до Потопа, затем Авраама, Исаака и Иакова, Израильского народа, состоящего из 12 племен по именам сыновей Иакова, племени Левия и священнического рода Аарона, царского племени Иуды и рода Давида. Народ Божий, святилище и служение в нем, все события в библейском Израиле опираются на семьи и происходят с семьями.
Писание открывает, что все люди происходят от одной супружеской пары, все являются друг другу родственниками физическими, а в Господе — и духовными.
В церкви безусловное значение физической семьи дополняется важностью духовного сообщества верующих. Иоанн Креститель, Иисус и апостол Павел не имели семей, но называли своими братьями общины учеников.
В христианской перспективе значение семьи не отменяется, а расширяется: Иисус умер за всех людей, христиане призваны всем людям делать добро и говорить о Божьей любви. Однако базой, школой задачи такого масштаба является, во-первых, супружество, во-вторых, родственники, в-третьих, единоверцы.
Выводы
В Библии нет разделения между личной и общественной сферой. Христианин призван к святости на работе, на улице, на рынке, на работе, на отдыхе и в супружеской спальне. Библия не стесняется интимной сферы. На ее языке сформулированы важнейшие, осевые идеи Божьего слова. Эту тему обсуждать не стыдно, стыдно нарушать Божьи нормы в этой сфере. Семейный или одинокий, я призван к святости в этом вопросе.
Максим Балаклицкий для сайта Украинского униона
Комментарии (1):
гость
| Ссылка на комментарий
на западе содомизм лезет в церковь.