Материалы к Международному дню служения и молитвы о сиротах 2019 (ПРЕДСТАВИТЬ ПРОГРАММУ И ПРОПОВЕДЬ В СУББОТЫ: 9 ИЛИ 16 НОЯБРЯ)
Проповедь. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ СИРОТСТВА
Иногда мы должны возвысить голос за тех, кто не может заступиться за себя (Прит. 31:8). В 2013 году семья Н., жившая в небольшом городке на юге России, получила радостное известие: у них будет первенец! Мать и отец будущего новорожденного начали подготовку к рождению ребенка, с нетерпением ожидая его появления и возможности посвятить ему всю свою жизнь. Однако уже в первые месяцы беременности генетический тест показал: ребенок родится с увечьями и, возможно, умственной отсталостью. Хотя семья Н. была хорошо обеспечена и с уверенностью смотрела в будущее, от мысли, что им придется посвятить себя обслуживанию инвалида, им стало не по себе. Вскоре они приняли трудное решение после рождения ребенка оставить его в роддоме.
За 150 километров от них молодая пара К., оба члены адвентистской церкви, неустанно молились о том, чтобы Иисус дал им ребенка. Вот уже пять лет они не могли стать родителями. Они прошли все: надежды на современную медицину, полное отвержение и отчаяние… Теперь они молились, потому что только Автор жизни мог зародить в них жизнь. Затем они решили усыновить малыша. Когда у жены зазвонил телефон и доктор сказал, что у него есть для них вариант, они одновременно обрадовались и испугались. Это был ответ на их молитву, но был ли он таким, как они ожидали?
Через некоторое время они побывали в роддоме и увидели малыша. Он был чудесный, но на его ручках совсем не было лучевых костей. Решение нужно было принимать быстро. В горячей молитве будущие папа и мама обратились к Господу, испрашивая Его благословений, и приняли решение взять малыша в свою семью. Так началась эта история длиной в жизнь… Сегодня, спустя 6 лет и 7 операций, маленький Денис имеет функционирующие ручки и учится слышать (он родился глухим) и произносить звуки. Он счастлив, так как у него есть не только заботливые и любящие папа и мама, но и бабушка с дедушкой, дяди и тети, огромная церковная семья, которая поддержала их семью своей любовью и заботой. Еще у Дениса есть два брата и сестричка – результат молитвы его родителей. Все они взяты под опеку или усыновлены. Но все они родные!
Денису повезло: он оказался в любящей христианской семье. Однако статистика утверждает, что только 10% всех сирот – детей подобных Денису, его братьям и сестре — удается адаптироваться к жизни и выжить. Подавляющее большинство сирот после выпуска из детского дома ведут асоциальный или преступный образ жизни, становятся ворами, наркоманами или алкоголиками, занимаются проституцией и рано уходят из жизни, не доживая до 40 лет, подчас совершая самоубийства. Если в начале своей жизни ребенок не развил в себе правильные устойчивые привязанности[1], то ему грозит депривация (полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру), приводящая к неспособности решать самые простые бытовые задачи. Выросший таким образом сирота не может отличить зло от добра, плохо учится, не имеет навыков самообслуживания: все его умственные силы заточены на выживание любой ценой, что делает его легкой добычей преступников и наркодилеров. Не важно, в какой стране или культуре живет сирота. Проблемы одни и те же. Исход одинаков.
Мир, в котором мы живем многогранен. Так, в буддистских и индуистских культурах забота о сироте не поощряется, так как считается, что такой ребенок несет на себе последствия загрязненной кармы, и его душа должна очиститься от этой грязи. В кармическое пространство вмешиваться нельзя, иначе плохая карма перейдет на того, кто вмешивается. В западной цивилизации все наоборот: подчас забота о сиротах очень дорого обходится приемным родителям. Либо цена усыновления чрезмерно велика, либо законы предписывают вернуть ребенка в ту среду, из которой он был извлечен для спасения. Ко всему прочему, в обществе широко распространены мифы о том, что сироты несут печать проклятия: мол, генетический код сироты предписывает ему быть таким же алкоголиком или наркоманом, или просто негодным человеком, каким были его родители.
Конечно, многих это отпугивает. Но христиане, доверяющие Богу, свободны от страха перед мифами, так как наш Бог, повелевающий заботиться о сиротах, сильнее всех этих мифических чудовищ.
МИССИЯ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ
И все же, по какой-то необъяснимой причине, христиане не горят желанием заботиться о брошенных детях. Мы часто слышим призывы в нашей церкви – вовлекаться в литературный и медицинский евангелизм. Это, безусловно, хорошо, но мы не должны останавливаться на этом! Почему же мы останавливаемся только на этом, предоставляя верующим из других деноминаций заниматься служением детям с особыми потребностями, включая сирот? Мне кажется, часть ответа у меня есть.
Мы отчаянно хотим, чтобы люди из мира обратили на нас внимание, заметили нас. Мы грезим большими проектами, но, тем не менее, опросы в США[2] показывают, что не так уж много людей знают об адвентистах. В других странах, например, в Бразилии или на Филиппинах, о нас могут что-то знать, но не всегда это знание связано с нашей ролью в обществе, а, скорее, с нашими отличительными доктринами. Для любого непосвященного человека доктринальное отличие не является очень важным аспектом веры, если не приводит к реальному изменению качества жизни соотечественников. Дело в том, что дела всегда говорят громче слов.
Чарльз Мулли, кенийский сирота, ставший успешным бизнесменом, оставил все, чтобы исполнить Божьей желание и спасти сирот и бездомных детей своей страны. Он основал колонию, которую так и назвал: «Дом семьи Мулли»[3]. Полагаясь на Господа, Чарльз спас от голодной смерти более 150 детей, введя их в свою семью. Это служение продолжается доныне.
Но Мулли никогда не грезил о великом. Он просто хотел спасти еще одного ребенка, и еще одного… и еще… и еще. Иисус заявил о Своей миссии так: «Благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лук. 4:18-19)[4]. Исцеление сокрушенных сердцем – это и есть служение сиротам. Детям, глубоко травмированным, искалеченным самими близкими им людьми. Детям, пережившим насилие и издевательства. Детям, от которых отвернулся весь мир. Тем, у кого не было ни одного шанса на будущее. Таким, как маленький Денис… Христос пришел подарить им шанс. И этот шанс – мы!
Мы – те, кто может изменить жизнь хотя бы одного человека, страдающего от того, что его никто не любит, и, вполне вероятно, он никому не нужен. Мы – те, кто может сказать ребенку: «Я тебя люблю!», когда никто в мире не осмелится произнести эти слова несчастному сироте. Христова миссия становится нашей, когда мы осознаем, что ровно то же самое Христос сделал для нас. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-7). Миссия Христа становится нашей миссией в тот момент, когда мы начинаем носить на себе Его имя.
При этом и Дух Пророчества через с. Эллен Уайт обращает наше внимание – как народа последнего времени – на отношение к сиротам. Христиане имеют особое призвание. «До тех пор, когда смерть будет поглощена победой, будут существовать сироты, нуждающиеся в нашей заботе, те, кто будут страдать, если к ним не будет проявлено нежное сострадание и любовь наших членов церкви. Господь заповедует нам: «Скитающихся бедных введи в свой дом» (Ис. 58:7). Христианство должно создавать отцов и матерей для этих бездомных бедняжек. Сострадание к вдове и сироте, проявленное в молитвах и делах, будет воспомянуто перед Богом и обильно вознаграждено» («Ревью и Геральд», 27 июня 1893 года)» (Христианское служение, 215.5-216.1).
Так почему нам важно помнить и заботиться о сиротах? Говоря просто, потому что Бог всегда заботится о беззащитных и называет Себя Отцом сирот (см. Пс. 67:6). Если мы заботимся о тех, прямым Отцом которых является Бог, то мы исполняем заповедь Христову («да любите друг друга») и признаем Бога своим Отцом, а сирот – своими братьями и сестрами.
ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?
Подумайте о словах, записанных Ап. Павлом в Рим. 8:15-16: «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии». Сирота всегда живет в страхе. Он не знает, как реагировать на самые простые вещи в жизни, потому что он никогда не видел и не чувствовал, как устроена жизнь нормальной семьи, где все поддерживают, любят и заботятся друг о друге. Скажем, ваш ребенок уронил стакан с водой. Что вы делаете? И, самое главное, что делает он? Ваш ребенок всегда знает, что разбить стакан с водой нехорошо, но это точно не самая большая проблема в жизни. Он выслушает вас с сокрушенным видом, посмотрит, что вы сделаете и запомнит это. Что сделает сирота? Его первая и единственная мысль: «Я плохой, что и требовалось доказать. Поэтому от меня избавились папа и мама, поэтому меня никто не забирает из детского дома, а если бы и забрали, то теперь точно бы вернули обратно».
Сироту преследует страх отвержения, страх одиночества, страх смерти… Но Бог говорит, что даровал нам Духа усыновления. Нам нет нужды бояться, что Он почему-то отвергнет нас. Он уже принял нас в Свою семью. Ровно поэтому и нам стоит открыть свой дом и свои объятия сиротам, принять их в свою семью, чтобы никогда не отвергать. Чтобы у них всегда был кто-то, кто их любит.
Психологи называют этот процесс созданием значимых отношений или привязанностей[5], в результате которых у депривированного ребенка появляется некий полюс тяготения, некий человек, мнению которого он может довериться и на которого он может положиться. Таким значимым человеком для сироты может стать любой из нас, и для этого существует огромное множество способов. Я уже упоминал усыновление или опеку. Однако стоит упомянуть и другие возможности.
Во-первых, мы можем стать духовными наставниками, менторами для сироты. Конечно, для этого придется пожертвовать некоторым комфортом и уютом своей жизни и сделать себя доступным для ребенка-сироты. Такой вид отношений наиболее удобен для служения сиротам-подросткам, которые по разным причинам не готовы идти в семью и хотят сохранить известную независимость (может быть, они уже были несколько раз травмированы неудачным опытом семейного устройства).
Во-вторых, можно собрать группу молодежи и разработать план посещений детского дома для детей-инвалидов (среди которых, как правило, много сирот), подружиться с этими ребятами и вместе с ними играть, делать поделки, смотреть христианские фильмы, обсуждать их, подспудно развивая в них христианские ценности, приближая их к Иисусу. В-третьих, когда вы делаете это, можно собрать в церкви группу молящихся, чтобы они всегда ходатайствовали перед Богом о конкретных мальчиках и девочках, нуждающихся в проявлении Божьей любви. И, наконец, Бог может подвигнуть брата или сестру в церкви пожертвовать средства для осуществления этого важного служения. Финансовые обязательства по поддержке служения сиротам, если они будут распределены между всеми членами церкви, станут радостным опытом для каждого члена и приведет к воодушевлению и вдохновению всей церкви в ее служении в нашем мире.
И, наконец, самое главное. Эллен Уайт говорит нам, что важнейшей задачей христианина в служении сиротам является воспитание привязанности к доброму, к Небесному. «Все, кто хочет потрудиться для своего Господина, выйдут на необозримое поле возможности принести Ему пользу, заботясь о детях и молодых людях, страдающих от депривации и лишенных любящего руководства родителей и успокаивающему влиянию христианского дома. Многие из них унаследовали злые черты характера; и если они будут предоставлены сами себе, то вырастут в невежестве и вступят в такие связи, которые ведут к преступности и порокам. Таких обездоленных детей следует поместить в условия, благоприятствующие формированию правильного характера, чтобы они смогли стать Божьими детьми» (СЦ,т.6,стр. 282.1).
Как ни странно, но пионером адвентистского служения сиротам была сама Э. Уайт. В книге «Избранные вести» она так рассуждает о своем опыте: «Когда я вышла замуж, мне была поручена особая забота о детях-сиротах. Некоторых из них я брала под опеку на какое-то время, а затем находила для них семью. Таким образом я должна была подавать пример братьям и сестрам, чтобы они поступали так же.
Несмотря на то, что мне приходилось много путешествовать и посвящать много времени литературному труду, я брала к себе детей от трех до пяти лет и заботилась о них, обучая, воспитывая и готовя их для полезной деятельности в будущем. Я брала в свой дом время от времени мальчиков в возрасте от десяти до шестнадцати лет, окружая их материнской заботой и готовя их для будущего служения. Я считала своим долгом показывать нашим людям пример той работы, которые обязаны выполнять члены каждой общины.
Будучи в Австралии, я продолжала деятельность в этом направлении, воспитывая в своем доме детей-сирот, которые в противном случае подверглись бы опасности впасть в искушения, способные привести к гибели их душ» (Изб. вести, т. 1, стр. 34.1-3).
Не кажется ли вам, что эти слова описывают современную идею заботы о детях-сиротах в ее лучшем смысле? Не так ли поступал праведный Иов? «Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом» (Иов. 31:17-18). Еще с древних времен по свидетельству патриарха Иова истинные поклонники Яхве поступали таким образом: проявляли заботу и милосердие к беспомощным детям, вся вина которых заключалась в том, что их родители по крови по какой-либо причине отвергали их. Причем эта забота и милосердие проявлялись через принятие сирот в свой дом, наделение их особыми полномочиями и правами, присущими только родным детям. Обратите внимание на особую мотивацию, которой руководствовались патриарх Иов и Эленн Уайт. Речь идет не о модном поиске своего собственного места в жизни или решении проблемы собственного одиночества. Святыми Божьими людьми всегда руководила забота о гибнущем для вечности ребенке, о Божьем сыне и дочери, которые рискуют никогда не услышать весть спасения. Именно это мотивировало Иова быть отцом для сирот; именно это мотивировало сестру Уайт воспитывать сирот в своей семье.
Опека или усыновление – вот оптимальные способы служения Богу ради спасения сирот, которых в этом мире слишком много. И если вы чувствуете в себе силы, желание, способности или все это вместе для того, чтобы осчастливить хотя бы одного ребенка, лишенного родительской любви и ласки, сделайте это! Если вы знаете группу единомышленников, которые тоже хотели бы произвести изменения к лучшему в жизни многих сирот, станьте частью этой группы и начните действовать! Если вы просто хотели бы присоединиться к уже организованному служению, чтобы реализовать свой потенциал в жизни сирот, найдите такую организацию и объедините с ней свои усилия в служении в любом качестве: волонтера, штатного сотрудника, донора… Главная идея в том, чтобы, однажды узнав явленную вам волю Божью, следовать по следам Иисуса в Его заботе о страждущих и отверженных и приносить им пользу. В таком случае мы можем надеяться услышать в конце своего жизненного пути: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мат. 25:40). Это и будет тем самым венцом, который мы принесем к ногам Христа в славный день Второго пришествия, Который вдохновляет нас, адвентистов, жить праведной жизнью и быть подлинным светом и солью на этой земле!
Пусть наш добрый Господь благословит нас неустанно служить Ему в полном посвящении, делать все, что нам по силам, зная: все, что нам не под силу, Он сделает Сам!
Слава Ему во всем! Маранафа!
Аваков Степан Иванович, пресвитер церкви, г. Аксай, Ростовской области
Степан Аваков, директор.
(Социально ориентированная некоммерческая организация)
Частное учреждение «Центр социальных услуг и социального сопровождения при поддержке усыновления»
Ростов-на-Дону
346715 Ростовская область, Аксайский район,
пос. Янтарный, ул. Янтарная, 160
тел/факс (863) 269-6879, тел (863) 269-3597
[1] Об этом говорится в следующей работе: Ньюфелд, Гордон, и Матэ, Габор, «Не упускайте своих детей: почему родители должны быть важнее сверстников» (Neufeld, Gordon, and Mate, Gabor, Hold On To Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers, Ballantine Books, 2008).
[2] Информация взята из системного исследования: Булл, Малколм, и Локхарт, Кит, “В поисках святилища: Адвентисты седьмого дня и американская мечта» (Bull, Malcolm and Lockhart, Keith, Seeking a Sanctuary: Seventh-day Adventism and the American Dream, Indiana University Press; 2nd edition, 2006).
[3] Всю историю Чарльза Мулли можно прочитать в следующем издании: Боге, Пол Х., «Отец сиротам: история Чарльза Мулли» (Boge, Paul H., Father to the Fatherless: The Charles Mulli Story, Pickering, Ont.: BayRidge Books, 2005).
[4] Все библейские тексты цитируются по Синодальному изданию.
[5] Первис, Кэрин, “Привязанный ребенок» (Purvis, Karyn, Created to Connect: A Christian’s Guide To The Connected Child, Empowered to Connect, 3rd Edition, 2013).
Скачать все материалы одним файлом