Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Владимиром Ярошем. Урок №8 «Бог и Завет»

17-11-2019, комментария 2

Чтобы увидеть, что Неем.9:38 является частью формулировки завета, обратимся к Неем.9:7,8, где в молитве упоминается завет Бога с Авраамом как начало истории еврейского народа как богоизбранного. Далее следуют тексты, описывающие деяния Господа как защитника и покровителя Своего народа, как Его законодателя и инициатора отношений. В последующих текстах 9 главы повествуется история еврейского народа как перечень нарушений этих отношений и последующие деяния Господа, предпринятые Им для того, чтобы народ, осознав свои грехи, вновь возвратился к истинному богопоклонению и отношению со своим Богом. В продолжение всей этой молитвы народ подчеркивал незыблемую верность Бога Его завету со Своим народом и изменчивое отношение к нему израильтян. Т.о., израильский народ заканчивает свою покаянную молитву «твердым обязательством», подписями и печатями князей, левитов и священников, т.е. власть имущих в народе.

Электронная еврейская энциклопедия дает следующее определение завета: «ЗАВЕ́Т (בְּרִית, брит), в библейском, а также в современном иврите — `союз`, `договор`. В Библии понятие «завет» обозначается также словом эдут (буквально `свидетельство`) и реже — ала, по смыслу более близким к понятиям `клятва`, `обет`. Словом «завет» Библия обозначает как союз между людьми, так и особого рода отношения между людьми и Богом» [https://eleven.co.il/judaism/general-information/11577/]. Т.о., в основу завета положены разного рода отношения – деловые, производственные, межличностные, которые подтверждаются свидетелями. Завет же с Богом – это особые отношения, в которых должна укрепляться связь человека со своим Творцом, которая была разрушена в Эдеме.

В Библии можно проследить заключение нескольких заветов Бога с человеком. Среди них можно увидеть заветы, которые касались всего человечества, а также такие, которые касались определенной личности и ее потомков. Рассмотрим их подробнее. В принципе, все заветы заключались с определенной личностью или посредством личности: Адам (Быт.1-3), Ной (Быт.6-9), Авраам (Быт.12:1-3), Моисей (Исх.19-24), Финеес (Числ.25:10-13), Давид (2Цар.7:5-16), Иисус Христос (Мф.25:26-28;Мк.14:23,24;Лк.22:20;). Однако среди них есть заветы, в которых заключено все человечество или народ – Адам, Ной, Авраам, Моисей, Христос. Заветы же с Финеесом и Давидом касались их и их потомков касательно священства или царства. Заветы, касающиеся человечества или израильского народа, сопровождались определенными знамениями. Так, до грехопадения знамением завета между Творцом и человеком была суббота Быт.2:2,3); после грехопадения она не потеряла своей актуальности, но прибавилась кровь убитого животного ради согрешивших Адама и Евы (Быт.3:21) после провозглашения Евангелия в Быт.3:15. Знамением завета с Ноем стала радуга (Быт.9:12-17), завета с Авраамом – обрезание (Быт.17:4-14); завета с Моисеем – скрижали с десятью заповедями (Исх.34:10,29), Нового Завета в Иисусе Христе – крещение и вечеря Господня (1Кор.11:23-26).

При заключении завета Бога с людьми мы можем увидеть в Библии следующие моменты: обещания и клятвы Бога (Быт.3:14-21;9:9-17;15:1-7;17:1-8;Исх.23:20-31;Мф.26:29;28:20), совместную трапезу (ярко видно во время тайной вечери Иисуса со Своими учениками), жертвоприношение (Быт.3:21;15:8-18;Исх.24:4-8;Евр.9:11-15). Также заключение завета подразумевает ответные действия со стороны людей, которые должны проявиться в послушании Богу. Учитывая эти моменты, мы в Неем.10:30-39 видим, как народ израильский дает обещания Богу, которые лежат в плоскости проявленных нарушений данных им предписаний Торы: брак, седьмой год, Декалог (суббота в частности), храмовое служение, десятина и приношения. Подписи и печати знати, священников и левитов на обязательстве говорят о том, что к обновлению завета израильтяне подошли с большой серьезностью.

Неем.9:1 говорит, что это особое служение происходит 24-го дня седьмого месяца («этого», но см. Неем.8:1). Это значит, что народ находится вместе уже 24 дня, отпраздновав все три годовых праздника осеннего блока. Возможно, теперь перед тем, как расходиться, они решили торжественно дать Богу обещания верности. Молитва 9 гл. является неразрывной частью этого обещания. Израильтяне это делают письменно и главы прилагают свои печати и подписи. В это обещание, как уже упоминалось выше, входят немногие конкретные вещи, которые, видимо, не соблюдались должным образом: не вступать в брак с иноплеменниками, соблюдать субботний день и годы, для поддержания храмового служения совершать специальные сборы средств, десятин и приношений, доставлять дрова для жертвенника и т.д.  Т.е., во время праздников, читая Слово и молясь, они все ясно увидели конкретные нужды и проблемы, связанные с религиозной жизнью Израиля и принимают конкретные решения, чтобы исправить положение дел, предваряя покаянием. Для нас в этом есть очень важный урок: наше поклонение Богу должно оканчиваться конкретными решениями, ведущими к изменению нашей личной и общинной религиозной жизни к лучшему. Наши членские собрания, на которых мы поднимаем проблемы, должны из чисто деловых превратиться в богослужения, где все проговаривается перед лицом Бога и Богу; где принимаются решения, духовно наполненные, оканчивающиеся обещаниями Богу, Заветом с Ним. Когда мы видим, в каком состоянии наши молитвенные дома, как проходят поклонения или миссионерское служение, какие отношения внутри общины, то все это хорошо бы совместно открыто молитвенно обсудить, покаяться и принять решение исправить. И все это перед лицом Господа. Тогда и доставка дров, и мытье полов, и много другое будет делаться как поклонение Богу, как исполнение обещания, торжественно данного Ему. Тогда на выборах не придется «клещами вытягивать» согласие нести хоть какое-нибудь посильное служение в церкви. Возможно, для этого стоит пробыть вместе «24 дня», совместно поклоняясь Богу.

Интересны также мотивы завета, написанного в 9 и 10 главах. Возможно, я ошибаюсь, но в молитве последовательно прославляется Бог, оказывающий милость в истории Израиля, покаяние народа за свою неверность и очень осторожно звучит невысказанная просьба об освобождении от рабства, в котором все еще находится народ Божий (Неем.9:36,37). Да, они получили возможность отстраивать свой Храм, город и страну. Но они остаются подданными мидо-персидской империи, т.е. колонией. Они не получили полной независимости и это их печалит. Они понимают, что это все – следствие нарушения завета с Богом. И они желают выйти из части проклятия в часть благословения Завета (Вт.28 гл.), для чего они собираются исправить свои отношения с Богом и соблюдать в законе то, что не соблюдалось доныне.

Как видим из истории, Израиль так и не получил полной свободы. Прошли 850 лет независимости, начавшиеся при Исходе и окончившиеся при вавилонском пленении. Теперь их будут по очереди контролировать языческие империи: Мидо-Персия, Греция, Рим. Почему Бог не ответил на их молитву так, как они этого ожидали? Бог пришел к Своему народу в Иисусе тогда, когда тот все еще находился под игом рабства. Они ждали от Него, что теперь они свергнут это иго, но Иисус указал им на истинную свободу – свободу от греха, которую можно обрести только в Нем. Они как народ не приняли эту свободу и через время потеряли и то, что имели. Город и Храм были разрушены, и государство прекратило свое существование почти на 2000 лет. Сегодня Господу поклоняется в разных церквях около 2,5 млрд. человек, обратившихся из язычников. Израиль получил землю через «этих язычников», но Иисус ждет, когда Израиль признает Его своим Мессией и Господом и обретет настоящую свободу.

 

Пастор Владимир Ярош.

 


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (2):

  • Евгения

    |

    Если народ Божий собирается все как один 24 дня каждый день, то начинается духовное пробуждение. Уже такое наблюдалось и в наши дни. Думаю церковь нуждается в этом.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"