Рецензия на книгу Евгения Зайцева «Диалог с православным верующим»
Книга Е.В.Зайцева «Диалог с православным верующим» вышла в издательстве «Источник жизни» в Заокском в 2011 году, содержит 256 страниц. Автор книги – известный российский протестантский богослов, религиовед, библеист, преподаватель, врач и общественный деятель. Е.В.Зайцев – доктор богословия, кандидат философских наук, был ректором Заокской духовной академии, Заокского христианского гуманитарно-экономического института, в настоящее время директор Института библейских исследований Церкви христиан-адвентистов седьмого дня и директор Института перевода Библии имени М. П. Кулакова.
Книга «Диалог с православным верующим» затрагивает множество аспектов религиозной жизни наших современников. В ней можно найти ответы на вопросы религиоведения, в частности, дано определение термина «православие», обзорно представлена история православия от раннего периода, закончившегося в VII веке, до Нового времени. Рассмотрено становление православной догматики, формулировавшейся в течение семи первых Вселенских соборов. В популярной форме автор знакомит читателей с такими компонентами православного богословия, как христология (учение о Христе), антропология (учение о человеке), уделяет внимание сотериологии (учение о спасении), эсхатологии (учение о последнем времени) и миссиологии (учение о проповеди Евангелия миру) .
В названии книги употреблено слово «диалог», что подразумевает разговор заинтересованных лиц. Такими лицами являются члены Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, кому прежде всего адресована книга, и члены Русской православной церкви. Автору удается показать собратьям-адвентистам то православие, которое он называет «зрелым», которое отличается от «бытового» православия, от легко критикуемых протестантскими авторами верований простых прихожан РПЦ. Именно анализ «зрелого» православия позволяет оценивать исходные предпосылки, положенные в основу православного богословия, сравнивать их с основами вероучения адвентистов и делать выводы. В этом главная ценность всей книги.
Такой подход к теме позволяет автору оказать существенную помощь адвентистам, ищущим «более эффективные методы служения людям в православном обществе», предостеречь их от ошибок, совершаемых вследствие вульгарного (упрощенного) отношения к православию. Отмечая ценность и общехристианскую значимость целого ряда доктринальных постулатов православия, автор дает аргументированную критику тех сторон православного вероучения и культа, которые не соответствуют Священному Писанию. Например, характеризуя православное богословие, автор подчеркивает его апофатическую ориентацию. Дается объяснение апофатизму как учению, по которому «осмыслить и понять Бога в категориях человеческого языка невозможно», приводятся высказывания авторитетных православных богословов, прослеживается история апофатического отношения к богопознанию от мистика Оригена и неоплатоника Псевдо-Дионисия, оказавших огромное влияние на все последующее развитие православия. Констатируется результат: «библейская концепция искупления заменена идеей мистического восхождения к Богу через очищение (катарсис), погружение в мрак неведения и безмолвия и мистическое слияние с Богом». Становится понятным, почему для православного человека духовный опыт с живым Богом важнее интеллектуального познания. Далее автор показывает, что, несмотря на человеческую ограниченность в познании Бога, вследствие которой ни один философ не может определить Бога, Бог Сам определяет Себя, являя Свое откровение через пророков. Поэтому в Библии делается акцент на знании Бога (не в философско-логическом ключе, а в хождении Его путями). Делается вывод: апофатика православного богословия «чужда характеру библейского повествования». В заключение делается обзор адвентистского понимания познания Бога. В таком же ключе строятся все прочие беседы, будь то взгляд православия на человека, на спасение, на таинства и проч. И всякий раз деликатно по тону и доказательно по существу, непредвзято и без предубеждений выстраивается диалог в этой очень трудной, нередко даже болезненной, сфере межконфессиональных отношений, диалог уважительный, свободный от язвительности и демонстрации превосходства.
Книга написана хорошим русским языком, автор постарался уйти от сложных определений и терминов, снабдил книгу словарем основных понятий, использованных на ее страницах, а также таблицами, удобными для сравнения доктринальных позиций адвентизма с позициями православия и протестантизма.
Книга актуальна по ряду причин. Во-первых, главным миссионерским полем российских адвентистов является население России, на 75% (данные различаются в разных статистических замерах) отождествляющее себя с православием. Во-вторых, на постсоветском пространстве православие становится своего рода символом национальной самоидентификации. Это прямо или косвенно приводит к эскалации напряжения в межконфессиональных отношениях. Так, в последнее время заметна тенденция ужесточения требований к осуществлению миссионерской деятельности, и это касается прежде всего протестантских деноминаций.
Книга «Диалог с православным верующим» вносит посильный вклад в то, чтобы вывести диалог с православной частью нашего общества на качественно новый уровень.
Валерий Ломакин, бакалаврант богословия
Заказать книгу здесь