Амбарцумов Иван. Неправославные христианские исповедания в системе российской государственности: конец XIX в. — июль 1914 г. : диссертация … кандидата исторических наук. [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — Санкт-Петербург, 2014. — 256 с.
Информация об авторе. Иван Владимирович Амбарцумов — кандидат исторических наук, преподаватель университета, гимназии и колледжа. Образование: Российский государственный педагогический университет им. Герцена, магистр 2008 г., Кандидат исторических наук с 2015 года.
Автор данной работы рассматривает отношение Российской империи к различным религиозным движениям в период конца 19 века до 1914 года (согласно заявленной теме). По моему мнению, данная тема весьма актуальна для нашего времени, так как подробное ее изложение дает весьма ясное понимание, как развивалась идея веротерпимости в истории нашего государства в дореволюционный период. На мой взгляд, позиции, принятые в тот период нашли свое отражения в формировании и современной России. Главной целью автора является стремление рассмотреть такие темы как: «Государственное регулирование инославных исповеданий в России (1880-е – 1914 г.)», «Государство и русские раскольники (старообрядцы и сектанты)», «Вероисповедные переходы и браки неправославных христиан в Российской империи». Вероятнее всего работа написана для ученой аудитории, религиоведов, историков церкви и др. Однако не исключено, что данная работа может быть весьма интересна для представителей различных религиозных деноминаций, находящихся на территории Российской Федерации, в особенности тех, кого автор рассматривает в своей работе.
Исходя из того, что данная работа носит скорее аналитический характер, нежели нарративный, автор старается избегать оценочного суждения и не занимает чью-либо позицию, а скорее старается оперировать фактами. Однако не могу не заметить того, что при упоминании адвентистского движения в России автор называет его сектой, что весьма неприятно, так как я сам являюсь представителем данного движения. При этом могу и понять его, зная, что в рассматриваемый им период на территории России движение АСД отождествлялось с сектой.
Далее хотелось бы отметить, что описанный автором материал, достаточно неплохо проработан, чему свидетельствует большое количество источников, на которые он ссылается. Также важно отметить, что автор определяет границы своего исследования временными рамками конец (XIX в. — июль 1914 г.). Сам материал достаточно обширен, так как опять же охватывает большое количество религиозных течений. Амбарцумов рассматривает авторов трех периодов: дореволюционного, советского и постсоветского, в которые писали о религиозных деноминациях, кратко излагая, в каком ключе написаны их работы. Также в работе рассмотрено большое количество документов и статей об отношении к неправославным христианам.
Как уже ранее было сказано, автор старается избегать оценочного суждения, из чего следует и то, что автор старается быть объективным в своей работе. Без каких-либо предпочтений к кому-либо, автор пытается логически последовательно излагать свой материал.
Если смотреть с критической точки зрения на данный материал, то могу судить лишь по тем фактам, в которых осведомлен сам. Поскольку я являюсь адвентистом седьмого дня (как уже ранее было сказано), то действительно мне весьма режет слух такое слово как секта и особенно когда оно использовано по отношению к твоему вероисповеданию. Однако опять же, все что касается дат или других фактов, то могу сказать, что в данном случае автор проработал тщательно материал.
Даниил Виллуд, бакалаврант теологии