Субботняя школа «Утешайте народ Мой» С Алексеем Чичиным. Урок №8 «Утешайте народ Мой»
Вс. Утешение на будущее
Ис.40:1,2
— К чему Бог призывает в этом пророчестве? (Ис.40:1)
— Почему люди оказались в таком положении, что нуждались в утешении? (Ис.40:2)
— Что такое утешение? Что меняется в человеке во время этого процесса?
— Что нужно, чтобы человек утешился?
— Какую весть дал Бог для утешения? (Ис.40:2)
— Когда исполнилось это пророчество? (Ис.14:1-4)
— Что говорят о Боге свершающиеся наказания над грешниками и Его весть утешения?
— В чём наше утешение и надежда? (2Кор.5:21)
Ещё задолго до окончания борьбы Бог дал Своему народу весть утешения и надежду.
Пн. Присутствие, слово и дорожные работы
Ис.40:3-5
— Что должно было произойти прежде чем слава Господня явится?
— Когда и как исполнилось это пророчество? (Мк.1:3-5)
— Что символизирует выпрямление пути? Какие перемены Бог ожидал в людях?
— Каким образом покаяние и крещение подготавливали людей к встрече с Господом?
— Каким образом люди должны быть приготовлены ко Второму пришествию Христа? (2Кор.5:20)
Ис.40:6-8 — Как проповедь о скоротечности человеческой жизни и о Вечном Слове может помочь в благовестии?
— Поделитесь личным свидетельством, как Бог через вас готовил кого-то к возвращению Иисуса?
Бог через Свой народ готовит людей к встрече с Ним.
Вт. Рождение евангелизма
Ис.40:9-11
— Кто и кому должен был благовествовать в этих текстах?
— В чем здесь добрая весть?
— Поделитесь свидетельством Божьей особой заботы о вас. Что Бог для вас сделал, за что вы Ему благодарны?
— Кто сегодня из людей вашего окружения особенно нуждается в этой вести надежды?
— Как это лучше сделать, какой совет мы можем взять из Ис40:9?
Бог призывает нас быть вестниками о Его любви и донести окружающим весть о Его возвращении.
Ср.-чт. Милостивый Создатель и проблема с идолопоклонством
Ис.40:12-31
— Как в этом пророчестве показано Божье величие и сила?
— Какие слова здесь свидетельствуют о Божьей милости?
— Почему Бог несравненный?
— Почему некоторые люди заменяют Бога идолом?
— Каковы последствия ухода от живого Бога в идолопоклонство?
— В чем преимущества быть поклонниками живого Бога?
Наш Бог живой, милостивый и всесильный и готов нам помогать.
Заключение. Через Исаию Бог принес утешение страдающим. Их бедственное время закончилось, и Господь возвращался к ним. Вместо того чтобы быть смущенными и разочарованными, они могли доверять Богу, что Он использует Свою творческую силу для их освобождения.
Пастор Алексей Чичин
***
Субботняя школа «Утешайте народ Мой» с Владимиром Ярошем. Урок №8 «Утешайте народ Мой»
Ис.40 гл.
- Главы с 40-ой по 66-ую представляют собою самую важную часть в пророчестве Исаии.
- Главы с 1-ой по 35-ую содержат в основном целую серию обличений беззакония и разъяснения судов, которые неминуемо должны последовать за этим.
- В главах с 36-ой по 39-ую мы находим изложение событий, связанных с нападением Сеннахирима, с болезнью и выздоровлением Езекии и с посещением вавилонских послов.
В последующих же главах весть пророка приобретает совершенно иной тон и тему.
Произнесение суда и гибели остаются далеко в прошлом, и заключительная часть книги касается обетований об излитии на праведных благодати Божьей. Именно главы 40 — 66 послужили основанием тому, что Исаию стали называть «Евангельским пророком».
Здесь в самых возвышенных словах, которые когда-либо удостаивали уста вдохновенного оратора, Исаия открывает славное будущее для Израиля как верного раба Божьего, предсказывает его освобождение от всех врагов, пришествие Мессии и утверждение мессианского царства.
Мысль пророка устремляется вперед к тем временам, когда Бог смилуется над Своим народом и изольет на него обильные благословения праведности и мира. Здесь высказывается целый ряд пророчеств относительно пришествия Мессии, Его характера и деяний, Его жизни и самоотверженного служения, и смерти.
Пророк неоднократно говорит об умножении церкви и собирании язычников. Перед нами также открываются чарующие картины обновленной земли, вновь приобретшей мир и красоту Едема. На протяжении всего этого раздела Израиль, т.е. иудейский народ (ибо северного царства уже больше не существует) представлен как народ Божий, как раб Его, «избранный» Его, к которому «благоволит душа» Его (Ис.42:1).
Все угрозы Ассирии — главного врага Иудеи (в главах с 1-ой по 39-ую) — остались теперь далеко позади, и через пророка Исаию Бог ныне приготавливает Свой народ к еще более великому бедствию — вавилонскому плену (столетием позже).
В новом разделе, начинающемся с 40-ой главы, Бог видит Израиль лишенным мужества и уверенности вследствие кажущегося неисполнения Его намерений относительно их нации и повелевает им взирать с верою вперед, на славное будущее, ожидающее их после возвращения из плена. В первой части своей книги Исаия провозглашает весть порицания, теперь же он обращается к иудеям со словами надежды и утешения. Предыдущий раздел повествует большей частью о нечестии народа, данный же раздел — о праведности Бога.
В главах 1-39 говорится в основном об успехе врага, уводящего детей Божьих от их высоких идеалов, в главах 40-66 — об успехе Господа, возвращающего Израиль вновь на Его положение в качестве света и надежды мира! Здесь дается яркое изображение Мессии как раба Божьего, а также говорится о следовании людей по Его стопам и их служении в качестве Его свидетелей. Перед нами рисуются величественные картины Бога как надежды Его последователей и Его народа, возвращающегося к Нему и занимающего свое предопределенное положение в качестве Его последователей на земле. Здесь дети Его уже освобождены от власти Вавилона, они вновь заселяют землю, и все пустыни делаются «как сад Господа» (Ис.51:3)
План из пособия:
Вс. Утешение на будущее 1-2
Пн. Присутствие, Слово и дорожные работы 1-8
Вт. Рождение благовестия 9-11
Ср. Милостивый Создатель
Чт. Проблема с идолопоклонством 18-20
- Вс. Утешение на будущее 1-2 Утешайте народ Мой
- Говорите к сердцу, (у Кулакова) «с нежностью». Время борьбы исполнено. За неправды принял вдвое. «Вдвое» — от Ассирии и Вавилона. Т.е. пророчество отправляется на 160 лет вперед, от Ассирии 701 года (Ис.36-39) до 539 года до Р.Х. (с Ис.40), когда Вавилон пал (см. Ис.43:14; 47:1; 48:14,20) перед персидским царем Киром (см. Ис.44:28; 45:1, 13). Пророчество о плене было в предыдущей главе (Ис.39:6,7). Такое же пророчество уже звучало в Ис.14:1-4
- Пн. Присутствие (5), Слово (8) и дорожные работы (3-4) 1-8. Мф.3:2,3 Иоанн Креститель крещение покаяния.
- Уравнивать такую дорогу может только Бог (Ис.42:16).
- Исх.25:8,16 Скиния, чтобы там обитал Бог и Его слово. Иез.10:18; 11:23; — Слава отошла за идолопоклонство. Теперь Слава возвращается.
- 6-8 всякая плоть как трава увядает, а Слово вечно (8)
- Засыхает, когда дунет дуновение Господа
- Слово пребудет вечно
- Вт. Рождение благовестия 9-11 Сион, Иерусалим благовествуй городам Иуды (Лук.2:25-26,38) Симеон, Анна о рождении. Мария Магдалина о воскресении Ин.20:17,18
- Вот Господь грядет и награда Его с Ним
- Он добрый пастырь, на руках будет носить
- 12-17 Величие Бога Творца 1
- Кто может Его познать?
- Кто может Его учить?
- Все Острова и народы перед Ним – пылинка
- Для жертвы Ему не хватит всех лесов и животных
- Все народы перед Ним меньше пустоты
- Чт. Проблема с идолопоклонством 18-20 кому уподобите вы Бога? (ср. 25) После слов о величии Бога 12-17 этот вопрос уместен. Почему Бог поднимает эту тему? Потому что она причина наказания
- Идола выливает художник из золота и серебра
- Или, кто беден, из дерева идола себе делает
- 21-26 Величие Бога Творца 2. Разве не знаете?
- Он восседает над кругом земли
- Князей обращает в ничто
- Дунул и их нет
- Кому уподобите Меня? (ср.18)
- Ведет учет каждой звезде, которую сотворил Он?
- Почему же ты думаешь, что тебя Он не знает?
- Вечный Бог, все знает и не утомляется
- Он может утомленного укрепить
- Молодые устают, слабеют и падают
- А надеющиеся на Господа не утомятся.
Ключевые слова:
Утешайте (1); Надеющиеся(31). Кому уподобите? (18,25). Готовьте путь (3); Грядет Его Слава к вам (5).
Ключевые мысли:
Народ ослабел, его надо утешить и укрепить. Говорить к нему ласково и вселять надежду на Бога. Бог идет к Своему народу как друг, очень сильный и любящий.
Это период восстановления и рассвета после наказания.
Наказание было за идолопоклонство, уход от Бога и, как следствие, нравственное и социальное разложение общества. Бог безгранично велик, чтобы можно было Его чему-то уподобить. Уподобить Бога чему-то или кому-то, значит, сделать идола. Делать из Бога идола – это уже будет не настоящий Бог, а извращенный плод нашей фантазии, который будет оказывать соответствующее влияние на нашу жизнь.
Утешителем назван Дух Святой и Христос. (Ин.14:16; 1Ин.2:1)
Надежда, упование – ожидание чего-то в будущем, и не сомневаешься. Антоним — отчаяние, разочарование, безнадежность. Надежда – положительная эмоция, мотивирующая к жизни. Бог хочет, чтобы мы были по-настоящему сильными и счастливыми, а для этого нам нужно довериться Ему, положиться на Него. Когда мы верим, что Бог с нами, это придает нам силу.
- Что ожидается от нас, чтобы обрести такую надежду?
Рим.5:1-5 Надежда не постыжает.
Ярош Владимир