Вопрос служителю: Вопрос о первосвященниках
Василий спрашивает: Почему в Лк.23:13 говорится о многих первосвященниках, ведь должен же быть один?
Ответ: Приветсвую! Почему в Евангелии часто говорится о первосвященнике во множественном числе Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ От Луки 23:13 ? Разве не один должен быть первосвященник?
Дорогой Василий, действительно в Ветхом Завете написано, что священство было учреждено Аароном и его сыновьями. Аарон был первым первосвященником. Должность первосвященника и священство вообще в эпоху Ветхого Завета передавалась по наследству от отца к сыну.
Первосвященник, который поначалу именовался просто как «великий священник из братьев своих» (Лев.21:10), со временем обрел высокое положение и стал играть центральную роль в религиозной жизни Израиля, особенно в тот период истории, когда в Иерусалиме был построен Храм. Получается, что со временем положение и статус первосвященника изменились.
Во втором веке до н.э. первосвященник еще и председательствовал в синедрионе. Получается, что кроме небольшой группы священников (в неё входили члены влиятельных священнических родов и бывшие первосвященники), вовлеченных в политические интриги, был первосвященник, председательствовавший в синедрионе.
Переломный момент произошел накануне Маккавейского восстания, когда на должность первосвященника стал назначать император. Примерно со времен Ирода Великого первосвященников стали назначать на несколько лет, а не пожизненно, из числа обычных священников. Ирод распорядился, чтобы 2-3 семьи попеременно становились первосвященниками. Должность первосвященника покупали и продавали — это было время ужасного произвола. Поэтому в Новом Завете мы читаем о нескольких первосвященниках. Упоминаемые первосвященники Анна и Каиафа, входившие в состав тех самых 2-3 семей, больше заботились о «размере своего кошелька», о сохранении своего статуса, нежели о благополучии народа.
К сожалению грех с течением времени изменил Божье установление и первосвященство перестало передаваться от отца к сыну. Во времена быстро менявшихся властителей страны, по политическим причинам, увольняли и назначали первосвященников по своему произволу. Василий, есть и радостная весть: «… мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15); «…Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого (Евр.7:24-27)».
С уважением, Сергей Громов, бакалаврант теологии.