Уроки субботней школы 2 квартал 2021 год Обетование: Божий вечный завет
Перед нами новая тема второго квартала 2021 года, которая имеет название: ОБЕТОВАНИЕ: БОЖИЙ ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ. Это название состоит из четырех слов. Два из них – обычные слова русского языка: «БОЖИЙ» и «ВЕЧНЫЙ»; их поймет любой человек, даже не имеющий никакого отношения к религии. А вот слова: «ОБЕТОВАНИЕ и «ЗАВЕТ», я думаю, – трудны для понимания недавно пришедшим в церковь. Давайте посмотрим, что они означают в Библейском понимании.
«ОБЕТОВАНИЕ» — То же, что: обещание. Словари ставят пометку: (книж. торж. устар.). Таким образом, обетование – это «ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ». В Библейском понимании это, как правило, связано с Божественным обещанием чего-либо какому-нибудь человеку или целому народу.
А что такое: «ЗАВЕТ»? Завет — (высок.) наказ, завещание, наставление, совет, наказ, данный потомкам, последователям. Завет в богословско-религиозном словоупотреблении — торжественный обет (обещание) или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством).
Таким образом, если «ОБЕТОВАНИЕ», — это обещание, то «ЗАВЕТ» — это завещание или договор. Вот об этом обетовании, о Божьем вечном завете, нам предстоит размышлять весь этот квартал.
Итак, первый урок, который мы разберем сегодня, имеет название: ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Интересно, что же произошло? А что было до того, как что-то произошло? Давайте посмотрим, что же Библия говорит о том, что произошло в самом начале. Мы увидим, каких отношений Бог ожидал от сотворенного Им человека? Какую роль сыграло дерево познания добра и зла, и, вообще, каково было его предназначение? И мы увидим также, какую надежду обрели Адам и Ева сразу же после своего грехопадения.
I — ПЛОСКАЯ ЗЕМЛЯ НА ЧЕРЕПАХАХ ИЛИ КРУГЛАЯ ЗЕМЛЯ НИ НА ЧЕМ?
Прочитаем текст Писания:
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Однако земля была еще хаотична и необитаема; и тьма окутывала безбрежные водные глубины; и Дух Божий парил над водами.
3 И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло (Быт.1:1-3 пер. Сер.).
Это самые первые слова Библии; это самое начало истории нашей земли. Эта история начинается с творческого акта.
Плоская земля на черепахах, эта слишком примитивная версия, хотя и сегодня есть еще некоторые, которые в это верят. А вот в отношении круглой земли, что в наши дни вполне очевидно, человечество разделилось в основном на два лагеря: это эволюционисты и креационисты. Эволюционисты верят в постепенное формирование земли и ее обитателей, и при том спонтанно (самопроизвольно). Креационисты опираются на слова Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю». Вера нужна в любом случае, и тем и другим. Ни эволюционисты не присутствовали, когда рептилия выползала из воды и превращалась в обезьяну, и никто не был очевидцем, как хвост в течение миллионов лет постепенно отваливался у обезьяны, и она превращалась в человека. Но и никто не присутствовал при сотворении Богом нашей земли и ее обитателей. Мы не знаем, каким образом Бог дал Моисею увидеть этот творческий акт, но мы верим ему, что так именно все и происходило. Я не сторонник того, что Моисей сам выдумал эту историю сотворения и утешил народ израильский, и, таким образом, и нас.
Но и среди креационистов есть не одно направление в отношении сотворения неба и земли. Первый стих Бытия был предметом многочисленных дискуссий в богословских кругах на протяжении всей христианской эры. Некоторые считают, что этот стих относится к сотворению нашего мира и всей жизни на земле в момент времени, задолго до семи дней недели творения.
Эта точка зрения известна как теория разрушения и восстановления. На протяжении веков спекулятивные теологи придерживались этой точки зрения, вчитываясь в древнееврейское выражение, которое буквально переводится: «хаотична и необитаема» (ст. 2), утверждая, что промежуток времени—на самом деле большой длительности—отделяет стих первый от стиха второго. Они считают, что мир был создан совершенным в какой-то момент в отдаленном прошлом (ст. 1), но что ужасный катаклизм уничтожил все следы жизни на нем и привел его поверхность в состояние, которое можно было бы описать как «хаотична и необитаема». Наконец, после долгого и неопределенного времени Бог снова приступил к наведению порядка из хаоса и наполнению земли жизнью, как записано в стихах 2-31.
Даже если не брать во внимание эту теорию, хочу спросить: А как понимаем мы? Бог сотворил когда-то небо и землю, как полуфабрикат и в творческую неделю начал преобразовывать землю? Или землю Он сотворил в первый творческий день? Или другими словами: Творческий акт в творческую неделю начался со слов: «Да будет свет» или со слов: «сотворил Бог небо и землю»? Вы не задумывались над этим?
Я не сторонник того, что Бог когда-то давным-давно сотворил небо, о котором говорится в первом стихе, и землю, как полуфабрикат. И вот наступил момент, когда Он решил «доделать» недоделанную когда-то работу. Я опираюсь здесь не только на логику, но и на Библейский текст. Я приведу два аргумента в пользу того, что именно в первый творческий день Бог сотворил и небо, и землю.
Аргумент первый: Читаем Исх.20:11:
11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю (пер. Син.).
Когда Он создал небо и землю? В шесть дней.
Аргумент второй: Читаем Быт.1:5:
5 Назвв свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро, из которых состоял первый день (пер. Сер.).
Если бы творческий акт начинался со слов: «Да будет свет», — тогда было бы написано: «И было утро, из которого состоял первый день». Но первый творческий день состоял из «вечера – темной части суток, и «утра», — светлой части суток после слов: «Да будет свет». Но мы же читаем: «И был вечер, и было утро…». Таким образом, в первую часть первого творческого дня, в темную его часть, когда «был вечер», Бог сотворил «небо и землю», а со слов: «Да будет свет» — началась светлая часть первого творческого дня.
Итак, Писание учит, что Бог – Творец, и что Он сотворил небо и землю в шесть дней, и пусть нас не уводят от этого понимания никакие ложные небиблейские теории.
II — О ОБРАЗУ СОЗДАТЕЛЯ
Прочитаем текст Писания:
26 И сказал Бог: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему. И да владычествуют люди над рыбами, обитающими в море; и над птицами, летающими по небосводу; и над скотом; и над всей землей; и над всеми гадами, ползающими по земле».
27 И сотворил Бог человека, по образу Бога сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил Он их (Быт.2:26-27 пер. Сер.).
Моисей написал этот текст в форме поэзии. Конечно, поэзия тех времен была своеобразной, она рифмовалась не созвучием окончаний, а параллелизмом. Моисей был одним из первых писателей, который, проявив свою способность, дал нам образцы поэзии. Данный текст является свидетельством этого. Здесь, даже в русском переводе, мы видим параллельные выражения, которые не выдают два разных значения, а синонимично раскрывают разные оттенки одного и того же значения слова. В данном случае, рифмующимися являются слова: «образ» и «подобие». Однако, образ Божий, это не то, что контуры тени Бога схожи с контурами тени человека; Бог вообще не имеет плоти, тем более, такой, какой Он наделил человека. Мы же читаем:
24 Если сам Бог является Духом, то и поклоняться Ему следует под водительством Духа и истины (Иоан.4:24 пер. Сер.).
Человек должен был носить образ Божий, который наиболее очевиден с точки зрения его духовной природы. Он стал «живой душой» или, скорее, живым существом, наделенным свободной волей, самосознающей личностью.
Эта природа отражала Божественную святость своего Создателя, пока грех не разрушил Божественное подобие. Только через Христа, сияние славы Божией и «явный образ его Личности» (Евр.1:3), то есть, наша природа снова преображается в образ Божий. Мы читаем:
10 И стали жить по-новому. Ваше естество теперь совершенно новое, и оно постоянно обновляется по мере того, как вы все ближе и ближе приближаетесь к образу Создавшего и Обновившего вас (Кол.3:10 пер. Сер.).
24 И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефес.4:24 пер.Син.).
Таким образом, отчет о выполнении Божественного замысла выражен в форме еврейской поэзии, распространенной во всех поэтических книгах еврейской Библии, в которой мысль, выраженная в первой части строфы, повторяется с небольшими вариаиями в словах, но не в значении во второй или даже в третьей части строфы, как в нашем стихе.
Моисей, когда подошел к той части своей летописи, которая повествует о сотворении человека, который является венцом Божьего творческого акта на этой земле, он оставил обычный стиль повествования и использовал поэзию.
III — БОГ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВМЕСТЕ
Прочитаем текст Писания:
28 И благословил их Бог, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и расселяйтесь по всей земле, и покоряйте ее, властвуя над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими живыми существами, обитающими на земле.
29 И сказал Бог: «Вот, Я даю вам все растения, которые на земле, сеющие семя; и все фруктовые деревья, дающие плоды с семенами внутри; все это будет вам в пищу (Быт.1:28-29 пер. Сер.).
Как вы заметили, это самые первые слова Бога, обращенные к человеку; это Его прямая речь разумным существам, которые были созданы по образу и подобию Божьему; Бог не мог говорить ничего животным, птицам, рыбам, лишь разумный человек был способен вести диалог с Богом или хотя бы слушать Его речь.
Бог указывает им на их способность, обязанность и ответственность. Человек был способен производить подобных себе, это один из нюансов подобия Богу. Его обязанностью было управлять животным миром и беречь окружающую среду, как флору, так и фауну.
Все эти указания относятся к Божьему благословению. Мы читали: «И благословил их Бог, сказав…». И все, что Он сказал, в библейском понимании относится к благословению. Благословение обеспечивает действие благословляемого или осуществление им этого благословления. Бог создал человека для Своей славы, чтобы после определенных испытаний человеческая семья могла слиться с небесной семьей.
Из этой летописи мы узнаем, что человек должен был питаться продуктами, как полей, так и деревьев; другими словами, зерном, орехами и фруктами; животные же должны были питаться овощами или зелеными растениями и травой. Это было волей Бога по отношению как к человеку, так и к животным. Грех радикально исказил этот план Божий. Здесь нам есть над чем задуматься.
IV – ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА
Прочитаем текст Писания:
16 И дал Господь Бог Адаму повеление: «Плоды любого дерева в саду ты можешь есть,
17 А вот от дерева познания добра зла ты не ешь; знай же, если съешь от него, в тот же день непременно умрешь (Быт.2:16-17 пр. Сер.).
Казалось бы, не так уж и много запретов было в этом тесте на верность. Но, тем не менее, первый человек не был лишен возможности проявить свободу выбора. Хоть тест и один, и запомнить этот запрет не составляло большого труда, Ева отчеканила змею подробно, что им можно было, а чего нельзя, но проблема не в знании, а в доверии.
Знаем ли мы волю Божию? Знаем. А кому мы больше доверяем? Это большой вопрос. Мы читаем:
8 Но Сын Человеческий, придя на землю, найдет ли имеющих такую же веру? (Лук.18:8 пер. Сер.)
Вера, о которой говорит здесь Христос, больше граничит с доверием, с верностью. Это греческое слово «пистис» так и переводится: «вера», «доверие», «верность».
Давая повеление о дереве познания добра и зла, Бог ожидал от первого человека «пистис» — верность Богу, доверие Ему, в отличие от нашептываний того, кто внушал им недоверие по отношению к Богу. Этого доверия, этой верности ожидает от нас Бог, и Христос говорит именно об этом: «найду ли я такую же веру».
Сам плод был безвредным. Но явная заповедь Бога воздерживаться от употребления его в пищу выделила это дерево в качестве испытательного полигона для верности и послушания человека. Как нравственное существо, человек имел Закон Божий, написанный в его совести. Но как бы для того, чтобы разъяснить принципы этого закона, применив его к конкретной ситуации, и таким образом проведя справедливую проверку верности человека своему Создателю, на него было возложено предписание.
Бог был истинным Владельцем всего сущего, даже того, что Адаму было доверено, и это давало Ему право приберечь любую часть творения для Себя. Для Него было бы вполне разумно оставить большую часть этой земли для Себя и позволить Адаму пользоваться лишь малой ее частью. Но нет, человек мог свободно пользоваться всем, что было в саду—кроме одного дерева. Очевидно, что воздержание от вкушения плодов этого дерева служило лишь одной цели – дать ясное доказательство преданности Богу.
Бог требовал от человека, чтобы он сделал выбор принципов. Он должен был принять волю Божью и подчиниться ей, уверенный, что в результате добьется успеха, или же по собственному выбору разорвет связь с Богом и станет, по-видимому, независимым от него. Но разлука с Источником жизни неизбежно должна была привести только к смерти. Те же самые принципы остаются в силе и сейчас. Наказание и смерть – это определенные результаты свободного выбора человека предаваться бунту против Бога.
V – РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ
Прочитаем текст Писания:
1 Змей же был самым рассудительным из всех зверей на земле, которых сотворил Господь Бог. И сказал змей женщине: «В самом ли деле Бог запретил вам есть плоды с деревьев в саду?»
2 Женщина возразила змею, сказав: «Нет, плоды с деревьев рая мы можем есть,
3 Бог запретил нам есть только с дерева, которое посредине рая, Он запретил нам не только есть плоды этого дерева, но и прикасаться к ним, в противном случае, мы умрем».
4 Змей же сказал женщине: «Нет, нет, вы не умрете;
5 Просто Бог знает, что если вы съедите их, то прозреете и станете сами как боги, знающие добро и зло».
6 И увидела женщина, что плоды этого дерева хороши для пищи, они привлекательны для глаз, особенно манят к себе тем, что сулят познание; и взяла она плод и съела; затем набрала плодов для мужа своего, отнесла ему, и он тоже ел.
15 И вражду положу между тобой и между женщиной, и между семенем твоим, и между семенем ее; Он (Потомок) будет поражать твою голову, а ты – Его пяту (Быт.3:1-6,15 пер. Сер.).
Сатана обратился к Еве с вопросом, который выглядел невинным, но был полон хитрости: «В самом ли деле Бог запретил вам есть плоды с деревьев в саду?» Или другими словами: «Бог сказал: Не ешьте от всякого дерева в саду?» Это означает: «Есть ли в саду деревья, которых вы не можете есть?» или: «Не ешьте ни от какого дерева в саду».
Древнееврейский язык допускает оба перевода и потому обладает некоторой двусмысленностью. Сатана хотел, чтобы его слова были неопределенными и двусмысленными. Его цель была очевидна. Он хотел посеять сомнение в сердце женщины относительно истинной фразеологии и точного смысла Божественной заповеди, особенно относительно разумности и справедливости такой заповеди. Ева, очевидно, поняла вопрос во втором смысле и, вместо того, чтобы отвернуться и убежать к своему мужу, выказала признаки колебания и сомнения, а также готовность продолжить обсуждение этого вопроса со змеем.
Бог провозгласил: «В тот день, когда ты вкусишь от него, ты непременно умрешь». Ева изменила это на такие слова: «В противном случае, мы умрем». Для полной уверенности в том, что за нарушение заповеди последует смертная казнь, женщина заявила, что за такой поступок может последовать смерть. В ее словах, возможно, слышалась какая-то внутренняя тревога при мысли об игре с чем-то, что может оказаться фатальным, скрытая под предполагаемым циничным отношением к идее, что такое действительно может произойти. Сомнение и нерешительность в языке Евы, отражая язык змея, делают мотивом послушания преимущественно страх смерти, а не врожденную любовь к ее благодетельному Создателю.
Еще одним признаком пробуждающегося сомнения в абсолютной справедливости Божьего повеления является тот факт, что Ева не упомянула названия дерева, которое, несомненно, было ей известно. Говоря об этом дереве в общих терминах местности как о «дереве, находящемся посреди сада», она поставила его почти в один класс с другими деревьями своего райского участка.
«Нет, нет, вы не умрете», — заявил конкретно сатана. Если первый вопрос сатаны был направлен на то, чтобы вызвать сомнение, как оно и было на самом деле, то утверждение, которое последовало за ним, имело обманчивый вид авторитетного заявления. Но там истина была самым искусным образом смешана с ложью. Это утверждение противоречило прямому повелению Бога. Сатана бросил вызов истинности Слова Божьего нескрываемой ложью, и поэтому Христос был прав, называя его «отцом лжи» (Иоан. 8:44).
После того как в женщине пробудились сомнение и неверие в Божье слово, дерево показалось ей совершенно другим. Трижды упоминается о том, как она была очарована видом этого дерева и его плодами: «И увидела женщина, что плоды этого дерева хороши для пищи, они привлекательны для глаз, особенно манят к себе тем, что сулят познание». Смотреть на дерево таким образом, с желанием вкусить его плодов, было уступкой сатанинским соблазнам. Она уже была виновна в том, что нарушила Божественную заповедь: «Не пожелай» (Исх. 20:17). Акт взятия плода и вкушения его был лишь естественным результатом вступления на путь беззакония.
И началась цепная реакция: «И взяла она плод и съела; затем набрала плодов для мужа своего, отнесла ему, и он тоже ел». Так появился грех на земле.
Все закончилось бы весьма печально для согрешивших; им грозила смерть. Но у Бога был вариант «Б». Мы читаем:
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр. 13:8 пер. Син.).
Петр объясняет этот нюанс следующими словами:
9 Но драгоценной кровью Христа, как чистого и безупречного Ягненка,
20 Которого Бог предопределил еще до создания мира; но теперь, в конце времени, Он послал Его в мир ради вас (1Петр.1:19-20 пер. Сер.).
Замена смерти грешника на смерть животного произошла сразу же. Мы читаем:
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды из шкур животных и одел их (Быт.3:21 пер. Сер.).
Смерть животных была символом на заместительную смерть Христа вместо согрешившего человека. И услышали они пророческие слова о Том, кто поразит змея в голову в ответ на его поражение потомков семени жены в пяту. Это удивительное обетование. И на этом утешительном тексте мы закончим первый урок:
15 И вражду положу между тобой и между женщиной, и между семенем твоим, и между семенем ее; Он (Потомок) будет поражать твою голову, а ты – Его пяту (Быт.3:15 пер. Сер.).
Божьего вам благословения, дорогие мои слушатели.
Пастор Александр Серков.