Уроки субботней школы II квартал 2021 год. Урок №7 «Синайский завет»
Прежде, чем был заключен завет с народом израильским, Писание дает нам целый ряд событий, которые предшествовали этому важному акту. В этом уроке мы рассмотрим образы, которые Господь использовал для описания Своих отношений к народу, который Он избрал.
На прошлых уроках мы говорили о завете Бога с Ноем, с Авраамом. От Авраама, Исаака и Иакова произошел многочисленный народ. Многочисленным он стал благодаря тому, что оказался под крылом египетского государства. Бог это предусмотрел. Но люди, потомки Израиля, стали постепенно забывать, что во главе всего этого благоденствия был Бог. Их акцент благодарности переключился на фараона, как на благодетеля. Бог допустил, чтобы другой фараон, который стал управлять страной, стал их притеснять, чтобы не очень-то они его боготворили. Цель Божья заключалась в том, чтобы раскрыть им, кто является истинным их Покровителем.
У нас впереди два урока, связанные с заветом на Синае. В этом уроке мы рассмотрим вопрос о том, каким образом тема об Исходе и Синае перекликается с личным спасением человека. И в следующем восьмом уроке нам предстоит увязать завет с законом.
Итак, давайте все по порядку.
I НА ОРЛИНЫХ КРЫЛЬЯХ
Это загадочное выражение взято из Писания; это как раз тот текст, который предложен нам как памятный. Я цитирую его:
«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к себе» (Исх.19:4).
Язык образов присущ Священному Писанию, авторы часто используют его. А здесь мы видим прямую речь Бога, Он Сам прибегает к этой метафоре. Употребляя это сравнение, Господь постепенно, напоминая историю возникновения израильтян как народа, раскрывает им истинное представление о Себе. Он хочет сказать, что вы совсем не самостоятельный народ, обеспечивающий себе благополучие здесь на земле и самостоятельно зарабатывающий спасение своими собственными усилиями. В этой аналогии Бог хочет сказать, что вы (образно говоря) птенцы, не умеющие даже летать и, подобно тому, как орлица подхватывает птенца на спину и поднимает его ввысь в процессе обучения технике полета, так и вас Я оберегаю и воспитываю, обучая правильно жить в этом мире; и цель Моя дать вам правильное видение перспективы вашего будущего в вечности, каким путем оно достигается.
В образе обучения орлят орлицей – как она выбрасывает орленка из гнезда и обучает полету – Бог проиллюстрировал, как Он вывел израильтян из насиженного места в Египте и начал обучать самостоятельности, но все происходило под Его наблюдением. Первый страх охватил народ, когда они подошли к Чермному морю. Впереди море, сбоку горы, а сзади настигают их Египтяне. Бог допустил этот момент, чтобы они ощутили – как тот птенец – страх и неспособность к самостоятельному полету.
Как и любой образ, это сравнение лишь частично отражает аналогию орленка с народом Божьим. Орленок научится летать самостоятельно и сам будет когда-то обучать своих птенцов летать; а вот народ Божий всю жизнь должен быть под «крыльями» Божьими, он самостоятельно не может вести праведный образ жизни. Только Бог один может спасти грешника и сделать его праведным или послушным. Человек свободен лишь во Христе, а без Него он раб – раб греха. Когда человек своими делами пытается сделать себя праведным, он берет на себя обязательство, которое он никогда не сможет выполнить. Чем больше человек пытается оправдать себя своими поступками, тем больше он запутывается в иге рабства греха. Любая теория или система, которая стремится к праведности своими собственными делами, и при том, своими силами, — это всего лишь иго рабства. Давайте об этом поговорим теперь более подробно во второй части урока.
II МОДЕЛЬ СПАСЕНИЯ
Прочитаем текст Писания:
6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими;
7 И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского (Исх.6:6-7).
Здесь мы видим, как Бог продолжал давать обетования, нанизывая их одно на другое. Он сделает Израиль Своим особым народом, Он объявит Себя великим Освободителем, Он введет их в Землю Обетованную и отдаст ее им во владение. Все эти обещания были исполнены в свое время. Израильтяне были формально приняты как Божий народ на Синае, где Бог в то же время стал особенно, но не исключительно, их Богом.
Те исторические моменты, где Бог спасал, сначала Ноя, затем израильский народ из египетского рабства, говорят о Его характере. Он стремится спасти всех, но Он не может спасать тех, кто этого не хочет, и кто вообще не имеет желания иметь дело с Богом. Почему? Потому что ему хочется жить во грехах. Человеку нравится грех, а Бог, любя грешника, грех ненавидит.
Как в случае с Ноем, его спасение не зависело от него самого, он сам не мог бы спастись; так и народ израильский из египетского рабства сам не вышел бы, и это однозначно. Бог заявляет народу через Моисея: «Я буду действовать». Вот это и есть модель спасения – действие Божье в этом процессе.
Апостол Павел взял в образ попытки спастись своими собственными усилиями Агарь и Измаила. Я цитирую текст:
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал.4:21-31).
В этом тексте заложен глубокий духовный смысл. Павел приводит три примера завета рабства; а именно, Агарь и Измаил, гора Синай и
израильтяне и Иерусалим времен Павла с его народом. Из приведенных здесь иллюстраций мы узнаем:
1) Что это завет по плоти;
2) что это подмена Божьих дел человеческими делами. Человек пытается помочь Богу выполнить Его обещание;
3) что со стороны человека прилагается усилие обеспечить
его собственное спасение.
Павел вводит свой последний призыв против безумия иудейского законничества как средства спасения. Но что же он имеет ввиду, говоря «под законом», то есть, они ощущали себя защищенными правовой системой, ища спасения делами. Здесь он говорит даже не о Десятисловном Законе, он имеет в виду «закон Моисея», обрядовый закон. В то время о Десятисловном Законе вопрос вообще не стоял, Павел обратился за доказательством к закону Моисея, содержащему обрядовый закон. Вопрос Павла должен был побудить галатийских христиан исследовать слово Божье. Если бы они изучали его тщательно, то обнаружили бы для себя именно то, что Павел пытался объяснить им, а именно, что «закон» указывает на Иисуса как на Того, от Кого они должны зависеть в своем спасении. Павел постоянно цитировал Пятикнижие в поддержку своего учения о цели прихода и миссии Иисуса.
И вот Павел иллюстрирует то положение, в котором они находились, двумя сыновьями Авраама: Измаилом и Исааком. Он обращается теперь к самому закону для различия между рабством закону и свободой во Христе. Поскольку части Пятикнижия читались каждую субботу в синагогах, книги Моисея были хорошо известны всем евреям и язычникам, посещавшим синагогальные службы. Этот пример, это сравнение был простым фактом еврейской истории, но Павел использует ее в аллегорическом смысле, чтобы показать разницу между тем, чтобы быть в рабстве у церемониальной системы и наслаждаться свободой, которая приходит от веры в Иисуса Христа. На самом деле у Авраама было более двух сыновей, но Измаил и Исаак были его старшими и самыми важными сыновьями. Лжеучители, несомненно, подчеркивали благословение быть сыновьями Авраама. Павел напоминает галатам, что у Авраама было два сына, и что один стал наследником обетований завета, а другой – нет. Просто быть сыновьями (потомками) Авраама не было гарантией получения заветных обетований.
Исаак был прежде всего сыном Божьего обетования и веры Авраама. Летопись его рождения – одна из замечательных свидетельств Божественного вмешательства. Каждое обстоятельство рождения Исаака подчеркивает веру. Вера Авраама является примером христианской веры. Он верил Божьим обетованиям, когда их исполнение казалось по-человечески невозможным. Павел здесь делает акцент на том, что один сын рождается в состоянии неполноценности и рабства, а сын свободной женщины – в свободной жизни.
Аллегория – это повествование, в котором люди, вещи и действия имеют метафорическое значение, подразумеваемое, но не выраженное явно. Этой аллегорией Павел иллюстрирует состояние духовного рабства, в которое впали Галаты. Исторические события не были аллегорическими, когда они происходили, и даже когда Моисей записывал их. Именно Павел делает из них аллегорию, специально для того, чтобы проиллюстрировать урок веры и свободы против дел и рабства.
III СИНАЙСКИЙ ЗАВЕТ
Какие шаги предпринимает Бог, чтобы заключить с народом Израиля завет на горе Синай? Мы читаем:
7 И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского (Исх.6:7).
Бог, заключивший завет с Авраамом, Исааком и Иаковом, это Бог Яхве, как мы узнали из предыдущих уроков. И вот, этот самый Бог Яхве заключает завет с народом израильским на горе Синай, освободив его из египетского рабства. Таким образом, инициатор завета на Синае – тот самый Бог, Который заключил завет не только с Авраамом, но и с Ноем, да и с Адамом тоже. Там Он Сам предложил заключить завет, и здесь Он же тоже Сам предлагает народу заключить с Ним завет.
Где начинается история Синая? А мы сейчас прочитаем:
2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.
3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх.6:2-3).
А еще чуть-чуть раньше, там у горящего куста, когда Моисей заявил Явившемуся ему в несгораемом кусте:
13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх.3:13).
Вы видите, до какого состояния дошел народ в Египте? Там в Египте на каждый случай жизни был свой бог, и каждый из них имел свое имя. Для них Бог, Бог Авраама, Исаака и Иакова, был уже очень далеким, ну, может быть одним из тех многих богов, которые их окружали. Им надо было знать, как имя Бога, Который собирается их выводить из Египта. Как Его имя? Бог отвечает весьма загадочно. В Синодальном переводе мы читаем так:
14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх.3:14).
Согласно еврейскому тексту, цель вопроса заключалась не в том, чтобы узнать титул Бога в термине Его имени. Нет, он спрашивал о силе, способности и характере Бога. Имеет ли Бог такую огромную силу, чтобы вывести народ? Способен ли Он решиться пойти на такое дело? Да и вообще, а как насчет Его характера? Сможет ли Он сохранить любовь и терпение к такому буйному, необузданному народу? Не придется ли его в пустыне за его восстания, возмущения, недовольства, недоверие уничтожить, не доведя до Обетованной земли? В английском переводе, Бог ответил Моисею: «Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ» или это можно перефразировать: «Я ТОТ, КЕМ Я БЫЛ ВСЕГДА, КЕМ Я ЯВЛЯЮСЬ СЕЙЧАС И КЕМ Я ВСЕГДА ОСТАНУСЬ». А для того, чтобы знать Бога, каким Он был всегда, надо иметь с Ним опыты общения. Надо было Его знать, как Он был терпелив к недостаткам Авраама, Исаака, Иакова. Он терпел их обманы, убийство целого народа и многое другое. Они не были идеальными людьми.
Бог напоминает Моисею историю, которая всем была известна, как Он являлся патриархам, хотя и с другими именами, но Он стал известен благодаря Его характеру. Яхве хотел сказать, открывая Свое имя, «Ну, Я же вам известен уже, Я всегда был таким, и Я, выводя народ из Египта, останусь таким же».
Все это предшествовало событиям у горы Синай. Хотя Господь искупил Израиль из египетского рабства, Он хотел, чтобы они поняли: искупление имело более существенное значение, чем просто свобода от физического рабства. Бог хотел искупить народ от греха, от основного рабства, и это могло произойти только через жертву Мессии, как было преподано в образах и символах служения во святилище.
Поэтому неудивительно, что вскоре после того, как Господь вручил им Закон, Он повелел народу построить святилище и совершать служение в нем. Именно здесь Бог открыл им План искупления, который является подлинным смыслом и целью завета. Это завет спасения, который Бог предлагает падшему человечеству. Таким был завет и в Едеме, и на Синае. Бог был, Он есть, и Он останется всегда Богом любящим, прощающим и желающим спасения человечества. Он любил народ Израильский, Он любит и нас.
IV ПРЕИМУЩЕСТВА БЫТЬ ИЗБРАННЫМ НАРОДОМ
Прочитаем текст Писания:
5 Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (Исх.19:5-6).
В этом тексте представлены три основные идеи преимущества быть избранным народом:
- Его народ Израиль (в свое время буквальный, затем духовный) – это Его удел. Слово «удел» нам не совсем понятно. Приведу три английских версии перевода этого слова: «сокровище» (NIV), «собственное владение» (RSV), «особенное сокровище» (KJV). В этих переводах неоднократно делается попытка передать на английский язык технический термин из иврита. Если «удел» (Син. перевод) – это недвижимость, участок земли, то Израиль стал движимым сокровищем или владением Бога. Этот народ Он переселил в Обетованную землю, которая стала символом переселения в небесный Ханаан, а затем снова на обновленную землю. Так что термин «драгоценное сокровище» здесь больше подходит: Израиль – это драгоценное сокровище, который является собственностью Бога, и он будет всегда вместе со своим Владетелем. Таким образом, «драгоценное сокровище» подразумевает особую ценность и значимость.
- Вторая идея, замысел, назначение этого народа – быть царством священников. В план Бога входило сделать Израиль посредником Своей благодати для народов мира. Израиль должен был действовать как царство священников, приносить благословения народам мира и служить их нуждам. Поскольку эта первоначальная цель не была реализована в древнем Израиле, она должна быть реализована в священстве всех верующих в церкви.
- Третий замысел: «святой народ». Призыв Израиля быть святым народом опирался на то, что Бог отделил их от остальных народов. Они должны были быть прежде всего религиозным единством. Бог свят, поэтому и Его народ должен быть святым.
Но в основе всех этих преимуществ лежит выражение, начинающееся со слова «Если…». «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой…», тогда вы будете первым, вторым и третьим. Только на условии послушания мы можем оставаться Его собственностью, Его драгоценностью и быть истинным светом окружающих нас народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, быть народом Божьим – это, с одной стороны, преимущество, но, с другой стороны, это и огромная ответственность. Мы – свет миру. Бог призывает нас светить миру, а не коптить смрадом наших беззаконий. Можем мы так жить, чтобы воистину светить, а не коптить? Сами – нет. Силой Христа – да. Но путь послушания – это единственный путь, по которому мы можем идти с Богом. Ни на каких других условиях, кроме послушания, Бог не мог согласиться быть их Богом или иметь их как Свой избранный народ.
Благодать Евангелия Иисуса Христа, которая приносит спасение всем людям, не освобождает их от обязанности повиноваться Божественному закону. Вера в искупительную жертву Христа неразрывно связана с силой живущего в нем Христа, которая позволяет соблюдать Десять Заповедей. Иисус и апостолы самым решительным образом утверждали принцип послушания Божественному закону. В этом и наша задача. А иначе и быть не может. Все на своем месте: и милость Божья к нам грешникам, и наше стремление силой Божьей быть верными тем принципам, которые Он сам учредил.
Божьего вам благословения, дорогие мои читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков