Уроки субботней школы II квартал 2021 год. Урок №8 «Завет и Закон»
На прошлом уроке мы начали рассматривать тему о Синайском завете. Этот урок фактически является продолжением той темы, или ее второй частью. В этом уроке мы обратим особое внимание на Закон, который был дан на Синае во время заключения завета. Мы не лишены интереса: насколько важен был в завете Закон? А также: почему послушание является неотъемлемой частью отношений завета? Вот об этом мы и поговорим.
I ИЗБРАНИЕ ИЗРАИЛЯ
Прежде, чем говорить о завете с народом и о Законе, данном ему на Синае, необходимо еще раз затронуть тему самого избрания этого народа, с которым Бог имел особые отношения. Давайте прочитаем Библейский текст:
7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, —
8 Но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.
9 Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор.7:7-9).
Этот текст отвечает на один из волнующих нас вопросов: почему Бог избрал именно этот народ как Свой собственный? Чем этот народ отличился от всех остальных народов? За какие заслуги он стал «уделом», «драгоценной собственностью» Бога? Я вам скажу прямо: Израиль (как народ) не имел собственных заслуг, которые можно было бы выдвинуть в критерии, в признаки, которые Бог взял бы во внимание, проявляя к нему столь великое уважение и любовь. Руководствуясь этим же принципом, Бог набирает сегодня Свой народ, Он не смотрит ни на нацию, ни на расу, ни на социальное положение (богатство, бедность человека), ни на его образование. Призвание Израиля – это Божественная тайна благодати. Точно по такому же принципу Бог призывает сегодня всех людей пополнить количество «Его народа», «духовного Израиля».
Израильский народ Бог избрал не как исключительный народ, но как костяк, стержень, к которому в плане Божьем присоединялись бы люди и из язычников. Присоединившись к Израильскому народу, приняв условия завета, они тоже считались бы народом Божьим, они также были бы в их числе.
Сначала Израиль был немногочислен по отношению к другим народам. Они были очень слабы и беспомощны. С точки зрения культуры, религии, эта сравнительно небольшая нация была смешанной, слабой и не имела она никакого влияния. Это была группа племени, незаконно порабощенная другим народом.
Однако Яхве (Господь) совершил для них великое дело. Во-первых, Он освободил этот народ из-под ига рабства, дал ему физическую свободу; но основная Его цель заключалась в том, чтобы дать им свободу от греха. Вот это второе совершать было гораздо трудней. Как вы думаете, почему? Основной принцип Божий – не совершать насилие воли. Бог дает свободу выбора, это один из атрибутов Божьих, наряду с Его любовью, дать сотворенному Им индивидууму свободу выбора.
Свобода выбора – это очень рискованное дело. Но Бог иначе не мог, Он не мог насильно заставить кого-либо делать что-то.
Давая свободу ангелам, например, Вселенная получила дьявола с ангелами, падшими вместе с ним. Освобождая Свой народ из-под египетского рабства, Бог предложил фараону добровольно отпустить народ, который ему не принадлежал. Этот народ не был рожден в рабстве, он не был пленен, он не был приобретен как трофеи после военных действий. Фараон незаконно сделал этот свободный народ рабами. Бог дал Своему народу размножиться под защитой египетского правителя, и теперь пришел, чтобы Свой же народ забрать. Мы читаем, что именно Бог повелел сказать фараону, и какая была его реакция на это заявление:
21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа (Быт.4:21).
Выражение: «Я ожесточу сердце фараона» многих смущает. Я приведу два примера, которые прояснят, на мой взгляд, смысл этого выражения.
Ласковые лучи солнца, которое Бог поставил на небе, светят на землю. Но разные предметы по-разному реагируют на них. Воск, пластилин, сливочное масло, например, от солнечных лучей тают, а вот глина твердеет. Но глина глиной, она свою структуру и свойство твердеть от добрых солнечных лучей не может поменять, а вот люди от одних и тех же действий Бога: одни умиляются сердцами своими, а другие – черствеют. Бог не включает некий тумблер на одних к добру, а на других – ко злу. Справедливые слова Бога: «Отпусти народ Мой» ожесточили сердце фараона, а значит «Бог ожесточил сердце фараона».
Приведу еще один пример: Кто-то взял в заложники группу ни в чем не повинных людей. Преступников окружили и обращаются к ним с совершенно справедливыми словами требования: «Отпустите заложников и выходите с поднятыми руками». Здесь возможны два варианта действий со стороны тех, кто взял заложников. Они могут выполнить справедливое требование и отпустить неповинных людей. Но они могут также ожесточиться и начинать по одному убивать заложников. Кто их ожесточил? Правоохранительные органы? Да. Справедливое требование освободить заложников ожесточило их. Преступники сами заявят: «Вы нас уже достали, вы нас разгневали, дайте нам возможность попасть на самолет, который нас доставит за рубеж, иначе мы убьем всех заложников».
Справедливое требование Бога через Моисея: «Отпусти народ Мой» — разгневало фараона и ожесточило его сердце. Но это же Божий народ, это Его удел, Его драгоценность, Он избрал его еще в лице Авраама, Исаака и Иакова, Он заключил с этим народом вечный завет. Выбор Израиля был обусловлен двумя причинами:
- Беспредельная любовь Божья.
- Верность Бога Его клятве завета.
На основе этой любви Бог призвал Авраама и его потомков и заключил с ними завет. Бог возобновил Свой завет с потомками Авраама, поклявшись исполнить Свое заветное обещание. Результат таких Божественных действий и Его верности – искупление. Обратите внимание на контраст между «сильной рукой» Бога. Мы читаем:
19 Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою (Исх.3:19).
Фараон также имел властную, сильную руку, он был самый могущественный на то время среди наций, но он не мог сравниться с сильной рукой Яхве. Бог вывел Свой народ. Также и силы мировых империй в наши дни не могут помешать Божественной работе искупления. Яхве верен Своему завету и верен Своим обещаниям независимо от того, насколько мрачны перспективы. Силы мира не в силах удержать Бога от выполнения Его спасительной работы.
Каждый верующий избран Богом по Его милости и любви. Бог во Христе пришел к мужчинам и женщинам, порабощенным в грех и тьму и освободил их. Они переведены в Царство Его возлюбленного Сына, в котором есть искупление и прощение грехов. Это весьма добрая для нас весть.
II ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЗАКОНА И ЗАВЕТА
Прочитаем текст Писания:
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
13 Чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо (Втор.10:12-13).
В этом тексте раскрывается действие Божье по отношению к Его народу и то, что Он ожидает от него.
Бог «требует», прочитали мы. Как вам? Понравилось это слово «требует»? Я не скажу, что это не правильный перевод, но можно было бы перевести и по-другому. На греческом стоит слово: αἰτέω этэ́о. Имеет оно значение: «просить», «молить», «требовать», «добиваться». В оригинале (иврит) стоит שָׁאַל ша-эл: оно имеет то же самое значение: «просить», «требовать».
Если поставить здесь не «требует», а «просит», на мой взгляд, будет мягче, и в то же время смысл не будет искажен. Но такой перевод тоже был бы с уклоном в другую крайность: как-то звучит вроде бы не логично, что Господин просит рабов. Если использовать здесь смысловой перевод и применить синонимы, то можно было бы сказать, что «Бог желает, чтобы ты, Израиль …». «Бог желает» — более нейтральное слово в данном случае. Между прочим, имя Савл (это эллинизированная форма имени Саул) происходит от того же корня и означает «испрашиваемый», «желанный».
Что же Бог желает от Своего народа, что Он ожидает от него? Все Его просьбы начинаются со слов: «того только» или можно сказать: «всего лишь на всего». А именно что? И вот мы читаем пять Его желаний по отношению к Своему народу:
- Чтобы ты боялся Бога;
- Чтобы ходил всеми путями Его;
- Чтобы любил Его;
- Чтобы служил Ему;
- Чтобы соблюдал заповеди и постановления Его.
И каков итог? «Дабы тебе было хорошо».
Если вас смущает глагол «бояться», то я скажу вам, что этот глагол имеет два основных смысла: панический страх и страх благоговения или почтение к кому-либо. Желание Бога, чтобы мы благоговели перед Ним. Благоговение перед Богом, почитание Его – основа истинной религии.
Ежедневное хождение с Богом, желание постоянно совершенствовать характер силой Святого Духа, это то, что было в свое время у Еноха. Как приятно читать о нем: «И ходил Енох пред Богом» (Бытие 5:22). У него с Богом были тесные связывающие узы.
Когда мы размышляем о значении завета, тогда понятие закона, как его неотъемлемой части, имеет смысл. Если мы понимаем завет как взаимоотношения, тогда необходимо установить некие правила и границы. Различные выражения, такие как «закон», «уставы», «откровения», «заповеди», «слова Господа», встречаются параллельно или в тесной связи со словом «завет». Фактически, такое выражение как: «слова завета сего», пророк Иеремия употребляет как слова Божьего Закона, уставов, откровений и заповедей. Принципы Декалога основаны на характере Бога, и если истинная любовь Божья присутствует в сердце человека, такой человек будет далек от искушения огорчить Бога нарушением Его заповедей.
Функция закона в рамках завета заключается в том, чтобы обеспечить руководящие принципы для новой жизни человека – партнера по завету. Закон знакомит участника завета с волей Бога, Которого человек узнает лучше через послушание верой Его заповедям и другим наставлениям.
В основном слово «закон» израильтяне употребляли по отношению к Пятикнижию. На еврейском эта часть Писания называется и звучит «ТорА»; На русском словари выдают произношение этого слова «тОра». Таким образом, закон мог быть всеобъемлющим видом «наставления», которое включало в себя все законы: нравственно-этические, гражданские и социальные, церемониальные, а также санитарно-гигиенические. В ряде других случаев слово Закон может использоваться в очень узком смысле, обозначая только десять заповедей. Это надо всегда учитывать, что по контексту означает слово «закон», когда мы читаем Священное Писание.
III НЕИЗМЕННОСТЬ ЗАКОНА
Прочитаем два текста Писания:
6 Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6).
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17).
Эта информация для нас очень важна – Бог неизменен. А как насчет закона, Им данного? Божий Закон – это устное или письменное выражение Его воли, а в Его воле Он выражает Свой характер. И вывод такой: если Бог неизменен, Его характер неизменен, может ли Закон, в котором выражена Его воля, быть зыбким и измениться? Логика подсказывает, что нет. Поэтому, можем мы доверять стабильному Богу, у Которого нет и тени перемены? Да, вполне можем.
Физические источники света различаются по интенсивности. Даже солнце меняется от восхода к закату, и оно, кажется, по-разному светит в разные времени года. Но у Бога нет никакого изменения настроения или Его цели. Он – вечно неизменный Бог, вечно стремящийся спасти заблудших людей в погибшем мире всеми возможными средствами. Это составляет счастливый контраст с переменчивостью настроений, приписываемых языческим богам. Но в Боге нет ни только непостоянства, но нет даже самого правдоподобного предлога для того, чтобы люди могли обвинить Его в непостоянстве.
Можем мы заключить с Ним Завет, вступить в него? Будем ли мы иметь настоящую свободу, уверенность в будущем? Уверенность в том, что Бог достоин доверия и надежен, обусловлена фактом, что Он – Бог Закона. Его воля и Его Закон едины. Следовательно, Закон Божий – это не какая-то Его произвольная прихоть. Закон – самый стабильный фактор во Вселенной. Закон – это смазывающее масло во взаимоотношениях человека с Богом (первые четыре заповеди) и взаимоотношений человека с человеком (остальные шесть заповедей).
А в каких взаимоотношениях находится завет с Законом, вы не задумывались? Целью завета было и остается привести верующего посредством преобразующей благодати Божьей в гармонию с волей и характером Бога. А Его воля и Его характер выражен в Десятисловном Законе. Вот и вся взаимосвязь. Посмотрите, где царит беззаконие, там хаос, бедствия, страдания обиженных со стороны обидчиков. Коррупция, наглый грабеж и многое, многое другое. Мир утопает в беззаконии. А наша задача? Показать миру своим поведением истинный характер Бога. Люди уже в превратном свете представляют Бога. Они видят Его жестоким. Может и мы виноваты в этом? Это серьезный вопрос, и над ним следует нам тоже задуматься.
Закон был дан нам во благо, и он остается таковым, Я не понимаю тех, кто заявляет, что Закон нам не нужен, Христос его соблюл за нас, Он пригвоздил его ко кресту и многие другие отговорки. Подумайте, насколько лучше стал бы мир, если бы люди повиновались Божьему Закону! Подумайте, насколько лучше жилось бы людям, если бы они повиновались хотя бы последним шести заповедям.
Но вопрос стоит еще так: Спасает ли нас Закон Божий? Нет. А зачем тогда его соблюдать? О, это слишком эгоистично, во главу ставить только наше спасение? А как же наш характер, подобный Божьему? Понятно, что путь спасения, как в ветхом, так и в новом завете – один и тот же: спасение по благодати через веру, которая проявляется в послушании. Видите, как все взаимосвязано. Мы соблюдаем Закон не для того, чтобы спастись, а потому что мы народ Божий во Христе Иисусе. Мы состоим с Богом в завете.
Уильям Баркли в свое время сказал, что быть по-настоящему религиозным – это значит любить Бога и любить тех, кого Бог создал по Своему образу и подобию. Эта любовь – не некая туманная, неопределенная сентиментальность, а полная посвященность Богу, которая исходит из сердца и проявляется в практическом служении ближним.
IV ЕСЛИ…
Прочитаем текст Писания:
5 Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля (Исх.19:5).
Это маленькое «если» имеет исключительное значение. Приведу пример:
Как-то римляне осадили город, в котором жили даки и предложили им сдаться, выставив ряд ультиматумов, которые начинались со слова «если». «Если вы не сдадитесь, то мы с вами сделаем то-то и то-то…». Но вот гонец доставил римскому полководцу записку, в которой было написано всего одно короткое слово: «если». Мол, «вы сначала попробуйте нас завоевать» или «если вы нас еще завоюете». Видите, одно короткое слово играет столь важную роль.
Бог сулил народу, которому предлагал завет, огромную перспективу, но впереди этого обещания было слово «если». Что в данном случае включало в себя это слово «если»? «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой». Видите, Синайский завет содержал условия, а условия опирались на Закон.
Некоторые христиане заявляют, что Закон дан был впервые на Синае, и он относился только к израильтянам, а вот мы живем в новом завете, и нам Закон не нужен. Они говорят еще, что предыдущий завет с Аврамом не содержал никаких условий и не предполагал какие-либо обязательства. Другими словами, согласно этим заявлениям, завет с Аврамом был безусловным и, следовательно, обязательным только для самого Бога, но необязательным для Аврама, а значит, завет с Аврамом был по благодати, а вот завет на Синае основан на делах. Но Писание не поддерживает такое толкование.
Давайте посмотрим, какие обязательства возложил Бог на Авраама и на его потомков. Я приведу несколько текстов:
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой (Быт.17:9,14).
19 Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем (Быт.18:19).
16 И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17 То Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт.22:16-18).
4 Умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
5 За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (Быт.26;4-5).
12 И если вы будете слушать законы сии и хранить, и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим (Втор.7:12).
Эти отрывки из Писания ясно показывают, что Авраам и его потомки должны были жить в отношениях завета, в которых человек был оправдан верой. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Эта связь веры проявлялась в послушании. Таким образом, завет с Авраамом не был безусловным и односторонним по своей природе.
Утверждения «если» явно условны и предполагают обязательства. Обязательный характер Синайского завета не был новым основанием для установления отношений между Богом и Израилем. Это не был, с другой стороны, завет дел, которыми человек мог заработать спасение через повиновение воле Божьей. Но это было неотъемлемой частью завета. Говоря «если», Бог не предполагал, чтобы это было механическим законничеством. То, что предполагалось, было истинным отношением завета с Богом, затрагивающим сердце и ум вступившего в завет с Ним. На языке богословия это называется отношениями веры в Божью благодать, что, в свою очередь, приводит к послушанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, давайте в заключение поставим перед собой один радикальный вопрос, и каждый может на него ответить сам себе: «Соблюдаем ли мы Божий Закон для того, чтобы заслужить жизнь вечную, или мы соблюдаем его, потому что наше общение с Богом настолько изменило наш внутренний мир, что мы просто не можем поступать иначе, мы не хотим причинять боль ни Богу, ни ближним нашим непристойным поведением.
По сути, есть только два способа, которыми люди пытаются получить спасение. Один путь — спасение делами праведности, попыткой своими силами соблюсти Закон Божий. Другой – спасение верой или праведность, полученная по вере. Каким путем идем мы? Это серьезный вопрос. Задумаемся над ним.
Желаю вам Божьего благословения, мои дорогие читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков