Уроки субботней школы. II квартал 2021. Урок №11 «Новозаветное святилище»

05-06-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы. II квартал 2021. Урок №11 "Новозаветное святилище"К названию этого урока «Новозаветное святилище» можно добавить еще исторический фактор, и тогда у нас получится: ТЕНЬ, КРЕСТ И НОВОЗАВЕТНОЕ СВЯТИЛИЩЕ. Ведь всё началось именно с тени, которая падала от креста и от небесного святилища. Изучив эту взаимосвязь между двумя святилищами (земным и небесным), в центре которых стоит Голгофский крест, тема искупления, совершаемая Христом, станет для нас намного понятней. Нам станет ясна и роль Христа на Небе, как нашего Представителя. Вот эту тему нам и предстоит сегодня рассмотреть.

Как анонс в двух словах мы можем описать эту тему такими словами: земное святилище со всеми его атрибутами и служением в нем символизирует смерть Христа на голгофском кресте и работу спасения, которая продолжается и сегодня в небесном святилище. Христос выступает в роли нашего Первосвященника, ходатайствуя перед Богом во Святом Святых. Его непорочность достойно предстоит перед Богом вместо нашей недостойной греховной природы. Памятный стих к этому уроку как раз собирательно концентрирует эту мысль. Мы читаем:

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр.9:15).

Итак, давайте об этом поговорим теперь более подробно.

I Взаимоотношения Бога с человеком

Прочитаем текст Писания:

11 И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами;

12 И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом (Лев. 26:11-12).

Когда Бог установил заветные отношения с человеком после

грехопадения, Он дал ему систему жертвоприношений животных. Прежде чем изгнать Адама и Еву из сада, Бог снабдил их одеждой, которая служила не только для прикрытия телесной наготы, но она была более прочной одеждой, пригодной для предстоящего тяжелого труда и в качестве защиты от крайностей тепла и прохлады, последовавших за грехопадением. Кроме того, шкуры служили постоянным напоминанием об их утраченной невинности, о смерти, как возмездии за грех, и об обещанном Ягненке Божьем, который Своей Собственной заместительной смертью заберет грехи мира. Тот, кто был назначен защитником животного мира, теперь, к несчастью, должен был лишить жизни животных. Это была первая заместительная жертва. Человек должен был умереть, но были принесены в жертву животные, указывающие на заместительную жертву в будущем истинной жертвы в лице Иисуса Христа.

Жертвенное служение, хотя и не упомянутое здесь конкретно, было учреждено именно в это время. История жертвоприношений Каина и Авеля, рассказанная в следующей главе, показывает, что первые сыновья Адама и Евы были хорошо знакомы с этим ритуалом. Если бы Бог не издал определенных правил относительно жертвоприношений, Его одобрение жертвоприношения Авеля и Его неодобрение Каина были бы произвольными. То, что Каин не обвинял Бога в пристрастности, свидетельствует о том, что он, как и его брат, знал, что от него требуется. Универсальность жертвоприношений животных в древние времена указывает на общее происхождение этой практики.

Завет, данный на Синае, также имел указания, каким способом израильтянин мог избавиться от греха – принесением жертвы и глубоким осознанием того, на кого она указывает. Таким образом он мог быть прощен и восстановлен в завете отношения со своим Богом.

Итак, Ветхий Завет имел святилище, священство, а также ежедневные и ежегодные жертвы и службы. Новый завет, закрепленный кровью Христа, также имеет святилище. Это святилище на небе – настоящее, подлинное. Земное святилище было лишь «копией и тенью». Ап. Павел так и пишет:

5 Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе (Евр. 8:5).

Казалось бы, каким образом происходили взаимоотношения Бога с человеком? Ладно, в Едеме Бог лично общался с человеком. После грехопадения были единичные случаи, когда Он также являлся человеку, но в основном взаимоотношения происходили через символы храмового служения. Бог изыскивал возможность и стремился к близким, любящим взаимоотношениям со Своим народом. Но народ порой так далеко удалялся от Него своими делами беззакония, что Бог вынужден был держаться от них на расстоянии.

Изучая два завета, ветхий и новый, мы проникаемся пониманием желания Бога иметь взаимоотношения с человеком. Но общение с человеком было не конечной целью Бога, Он стремился восстановить с ним правильные отношения, основанные на праведной жизни человека. Потому что для развития правильных взаимоотношений необходимы взаимодействия: цели и стремления двух сторон во взаимодействии должны совпадать. Как приятно читать историю Еноха:

22 После рождения Мафусала Енох жил триста лет, и жизнь его была по душе Богу (Быт.5:22 ПС).

Жизнь Еноха изображает жизнь исключительно возвышенного благочестия, не просто постоянное осознание Божественного присутствия или даже постоянное усилие к святому послушанию, но поддержание самых близких отношений с Богом. Жизнь Еноха, очевидно, находилась в полной и прекрасной гармонии с Божественной волей.

Когда Христос умер на кресте, грех был побежден ради нас. Теперь, чтобы нам жить в этой победе, мы также должны в некотором смысле умереть. Умереть для себя и ожить для Бога. Конечно, в общем смысле смерть – зло, но в данном случае это смерть для всего, что является злом в наших душах и характере и что может удерживать нас от тесных отношений завета с Иисусом.

В таком случае мы можем сказать, что каждая жертва, приносимая во время служения во святилище, указывала на смерть Христа за нас. Но, участвуя в этом ритуале, кающийся грешник принимал жертву, приносимую за него, и в этом заключалось принятия им обетований завета, предлагаемых Богом Его народу. Это обетование завета также включало в себя необходимую смерть для себя, подразумевающую покаяние, сожаление о грехе и стремление жить для Бога. Все это отражается в служении во святилище, более полное значение которого было раскрыто в новом завете.

II Грех и жертва

Прочитаем текст Писания:

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22).

Предназначенный Богом метод избавления от греха и вины за совершенный грех для ветхозаветного грешника заключался в принесении в жертву животных. Такие жертвоприношения меняли положение виновного, заслуживающего смерти грешника, на положение прощенного и восстановленного в отношениях завета между Богом и человеком. Но в жертвоприношениях животных заключался и другой смысл: они носили пророческий характер. В конечном итоге ни одно животное не могло быть достойным замещением, чтобы искупить грех и вину человека, принесение в жертву животного должно было указывать на пришествие Мессии, Которому предстояло умереть заместительной смертью за грехи мира. Именно этот факт и полагал основу отношений завета.

Что интересно заметить, так это то, что грешник собственноручно должен был перерезать горло жертве. Этим он признавал, что именно его грех стал причиной смерти его представителя. Исполнение человеком этого ритуала показывало, что он признавал требование неизменного Закона Божьего, он соглашался с тем, что смерть была последствием его греха, и это все подтверждало, что его единственным спасением была заместительная смерть Того, Кто займет его место.

К сожалению, многие в народе Божьем забывали истинное и глубокое значение жертв. Языческие обычаи поклонения богам стали ассоциироваться с поклонением живому Богу Яхве. Это у язычников принесением жертвы они пытались задобрить своего бога. И когда с этой же целью стали приносить жертвы израильтяне, Бог обратился к ним через пророка и заявил:

20 Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне (Иер.6:20).

III Замещение

Прочитаем текст Писания:

29 На следующий день увидел Иоанн идущего к нему Иисуса и провозгласил: «Вот Он Ягненок Божий! Это Он удалит прочь грехи мира (Иоан.1:29 ПС).

Несомненно, основная тема нового завета – Иисус Христос, Который умер как Жертва за грехи мира. Эта истина лежит в основе всего плана спасения. Любое богословие, отрицающее искупление кровью Христа, отрицает сердце и душу христианства. Крест без смерти Спасителя на нем никого не может спасти. Павел описывает Иисуса как «Пасхального Ягненка», Который был принесен в жертву (1Кор.5:7). О Нем сказано, как об «Ягненке без порока или пятна» (1 Петр1:19). Он принес на все времена одну жертву за грех (Евр.10:12). Все эти тексты в новом завете показывают, что жертвенная смерть Христа была заместительной.

Какие преимущества имеем мы от заместительной смерти Христа? Смерть и воскресение Христа завершили Его завет. Если до этого времени открывался Он через прообразы и тени, которые указывали на Него, как на Искупителя мира, то с того момента, когда Он склонил голову и умер и когда невидимой рукой Всевышнего завеса в храме разорвана была пополам, открыт новый путь общения с Богом. Теперь все могут приблизиться к Богу через заслуги Христа.

Вот это решение послать второго Адама, как Заместителя, было принято не во время первого греха, совершенного первым человеком, оно было предначертано прежде создания мира. Мы читаем:

20 Которого Бог предопределил еще до создания мира; но теперь, в конце времени, Он послал Его в мир ради вас (1Петр.1:20).

Как понять слово «предопределил»? Это значит, что Бог предвидел наперед. Здесь надо заметить, что эта заместительная жертва Сына Божьего не была запланирована, но Бог предвидел, что свобода выбора именно к этому приведет. Бог не мог же создавать людей без свободы выбора, это были бы тогда не люди, а роботы. Хотя предвидение Бога и обеспечение Спасителя на случай падения человека и уходит корнями в вечное прошлое, воплощение Христа сделало это предвидение историческим фактом.

IV Первосвященник нового завета

Прочитаем текст Писания:

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

2 И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8:1-2).

Это тот текст, на котором многие христиане претыкаются. Они заявляют, что Христос после Своего воскресения вознесся сразу во Святое Святых небесного святилища. Здесь нам нужна тщательная экзегеза. Вот один из переводов этого текста:

2 И служит в Святая святых, то есть в истинном месте почитания, которое учредил Господь, а не люди (Евр.8:2 перевод Библейской Лиги).

Да, так можно перевести греческое слово, которое здесь стоит, а именно: гАгиос. Вот его значение: святыня, святилище, Святое святых. Согласно такому переводу можно посчитать, что действительно Христос вознесся сразу во Святое святых небесного святилища. Но перевод переводом, а вот земное святилище, которое построено было по образцу небесного и служение в котором совершалось по образцу небесного, не допускает такое представление о нахождении Христа сразу после вознесения во Святом святых небесного святилища. Прослеживая служение в земном святилище, мы видим, что все совершалось по порядку: смерть жертвенного животного, служение в первом отделения святилища, где стоял стол с хлебами предложения, светильник с семью ветвями и жертвенник с благовониями. В этом отделении святилища совершались ежедневные служения. Во втором помещении, где находился ковчег завета, служба проводилась только в кульминационный день годового цикла. Этот день назывался днем искупления. В небесном святилище служение никак не могло происходить иначе и наоборот, чем в земном, которое было прообразом небесного святилища.

А Павел, автор послания евреям, говорит о нашем «Первосвященнике» на небесах, Который раз и навсегда принес Себя в жертву, пролив Свою кровь за кающихся грешников (Евр.9:24-26).

Эти и многие другие тексты свидетельствуют о том, что земное святилище с его двумя отделениями и циклом служения в нем является тенью или контуром совершаемого Христом дела на Голгофе, а затем на небесах. Всем земным символам последовало небесное оригинальное служение. И все шло и продолжает идти в том же порядке.

И вот мы делаем соответствующие выводы: как земное служение не могло начаться до тех пор, пока священник не принес жертву, так и Христос начал Свою работу, как Первосвященник в небесном святилище, после принесения Себя в жертву. Как земное служение имело две фазы, представленное двумя отделениями, так и небесное имеет две фазы. И никак день искупления не мог состояться раньше, чем завершится ежедневное служение, так и в небесном святилище.

Пророчество Дан.8:14, взятое вместе с 9:25, показывает, что Он начал эту вторую фазу в 1844 году, и ни в коем случае не сразу после Своего вознесения.

V Небесное служение

Прочитаем текст Писания:

24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых (Дан.9:24).

О помазании кого или чего идет здесь речь? На первый взгляд кажется, что речь идет о помазании Святого святых, то есть Иисуса Христа. Но с какой это стати Христос стал Святым святых? Ну, Святой еще понятно, но над кем Он является Святым святых? Давайте проанализируем этот текст. Давайте возьмем другой перевод этого текста:

24 Бог определил семьдесят недель для твоего народа и твоего святого города, Даниил. Эти семьдесят недель даны Твоему народу и святому городу, чтобы остановить преступления, наложить печать на грехи, очиститься от вины, внести вечную добродетель, исполнить видения пророков и помазать Святое Святых (Дан.9:24 современный перевод).

Здесь речь идет уже не о Личности, а о Святом Святых, а это уже о храме. О каком? Естественно, о небесном. Но тогда снова мы в тупике. При окончании семидесяти седмин (недель) неужели речь идет о Святом святых (втором отделении) небесного святилища? Давайте проникнемся значением этого слова, которое стоит здесь, как в греческом, так и на иврите. Греческое: «гАгион гагИон» — буквально «святое святых» или «святые места». На древнееврейском это «кодеш». И имеет это слово значение:

  1. святость;
  2. святыня, святое, священное;
  3. святилище;

Ученые совершенно единодушны в том, что греческая форма является средним множественным числом. То есть множественное число включает вообще все святилище: и его два отделения, и всю утварь, которая находится в нем, то есть, все святые вещи в святилище и само святилище. Прежде чем начать служение в небесном святилище, оно было «помазано» — посвящено. С инаугурацией Христа (Помазанника) и святилище небесное было «помазано» — посвящено для истинного служения в нем.

Таким образом, когда речь идет конкретно о святилище, хоть о земном, хоть о небесном, то выражение «Святое святых» относится ко второму отделению, которое является таковым по отношению к первому отделению. Но у Даниила и у Павла в Евр.8:2 речь идет о небесном святилище по отношению к земному святилищу, поэтому это все целиком небесное святилище названо «Святым святых» — по отношению к земному «святому» святилищу.

В послании евреям Павел дает первичное и основное свидетельство о том, что Иисус Христос как «Служитель в святилище и скинии истинной, которую воздвиг не человек, а Бог» (Евр.8:2). Комплексное исследование этого предмета дает нам картину поэтапного служения Христа в двух отделениях небесного святилища. Это соответствует двухэтапному служению в земном святилище. Это служение началось со смерти Христа и продолжилось с Его вознесением. Это показывает, что Христос приобрел нас на кресте. Эти преимущества применяются в Его священническом и первосвященническом служении на небесах в небесном святилище.

Понимание работы Христа дает нам возможность:

1) войти в более обширные отношения с нашим Господом Иисусом Христом;

2) провозглашать полное Евангелие Христа о Его смерти на кресте, о Его воскресении и вознесении. Это все в прошлом, и о Его посредничестве в настоящее время.

3) привести людей к полному свету плана искупления, включая очищение святилища, за которым следует второе пришествие;

4) способствовать осознанию важности Божьего часа суда;

5) и, таким образом, подготовить народ к этой встрече с нашим Господом на облаках небесных.

Вот эти пять глаголов очень важны в наше последнее и серьезное время: «войти», «провозглашать», «привести», «способствовать» и «подготовить».

Заключение

Итак, ветхозаветная система жертвоприношений была заменена новой: вместо животных, приносимых в жертву грешными священниками в земном святилище, у нас теперь есть Иисус, наша совершенная Жертва. Он представляет нас перед Отцом в небесном святилище, которое является основой нового завета и его обетований.

Вот это и есть величайшая весть нового завета: благодаря Иисусу теперь у раскаявшихся грешников есть Некто, представляющий их на Небе перед Отцом; Некто, приобретший для них то, чего они сами никогда не смогли бы приобрести, — совершенную праведность, единственную праведность, способную вынести присутствие Бога. С этой совершенной праведностью, приобретенной в жизни через страдания, Иисус предстоит перед Богом и просит о прощении наших грехов и даровании нам силы для победы над грехом, потому что без этого у нас не было бы надежды ни в настоящем, ни тем более на суде.

Божьего вам благословения, мои дорогие сестры и братья. До следующего урока.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"