Уроки субботней школы. III квартал 2021. Урок №1 Жизнь в «обществе 24/7»
Я приветствую вас, дорогие мои читатели и слушатели, на уроке субботней школы, теперь уже в третьем квартале этого текущего 21 года. Закончив тему об обетовании, как о вечном Божьем завете, мы плавно переходим к теме о покое во Христе, они чем-то идентичны между собой.
Темы третьего квартала Субботней школы дают настоящую, непоколебимую надежду, указывая, у Кого можно обрести исцеление от страха, депрессии, и где можно найти выход из духовного кризиса. Эти уроки раскрывают подлинный источник душевного покоя и внутреннего мира. Они основаны на призыве Господа нашего Иисуса Христа, Который обращается к каждому жителю земли: «Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим» (Матф.11:28 ПС).
В уроках этого квартала представлены важнейшие законы и бесценные советы, данные для нашего благополучия и счастливой жизни заботливым Создателем и Спасителем. Я думаю, изучение этой темы принесет нам немало обильных духовных благословений.
Итак, перед нами первый урок из этого цикла. Имеет он интригующее название:
Урок – 1. Жизнь в «обществе 24/7»
Ну, вот, с самого начала уже какие-то загадочные намеки. Что это за общество 24/7, в котором мы живем? Ну, понятно: 24 = часа в сутки; 7 = дней недели, то есть, постоянно.
Когда мы читаем о допотопном мире, мы видим, что их мысли и стремления все 24 часа в сутки и все семь дней недели были направлены лишь к одному – как бы «свечу» своих жизненных ресурсов умудриться поджечь не только сверху, но и снизу. Мы читаем:
38 Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого (Матф.24:38-39).
В этом тексте две радикальные мысли:
Первая мысль: Чем были заняты допотопные люди все свои долгие годы жизни? В тексте мягко сказано: «ели, пили». Может: «обжирались и упивались»? Так будет более понятно. Что они еще делали? «Женились и выходили замуж». Всю свою долгую жизнь они женились и выходили замуж? Может они не женились, а подженивались и замуж выходили только на одну ночь сегодня, а завтра выходили замуж уже за другого?! И так всю около тысячелетнюю жизнь? А о чем они не думали? О вести, которую Бог послал им, что придет потоп и истребит всех.
Вторая мысль этого текста нас настораживает еще больше: «Ибо, как было во дни перед потопом, так будет и пришествие Сына Человеческого». Как было, так и будет. Какой мы можем сделать вывод?
Разве не очевидно, что мир, в котором мы живем, сжигает свечу своей жизни не только сверху, но и снизу и пытается поджечь ее еще сбоку, да притом с двух сторон. Как нам не раствориться в этом обществе и тоже все 24 часа в сутки и все 7 дней недели не посвятить удовлетворению своих испорченных запросов? Это серьезный вопрос. А главное не забыть размышлять о том, что скоро придет Господь и думать о том, готовы ли мы к встрече с Ним?
Мы имеем к этому уроку памятный стих. Прочитаем его:
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому (Пс.83:3).
Это Псалом сыновей Корея. Они изливают душу свою в песнопении, желая иметь покой с Господом. Каждый окунается в общественную жизнь и проводит в этом обществе свою жизнь. А жизнь в обществе – это не легкая жизнь: не так сказал, не то сделал, кому-то не угодил, кому-то не понравилась твоя работа и так далее. В те древние времена были свои невзгоды, трудности в жизни, сегодня мы имеем – другие. И мы ждем, когда же настанет день субботний, чтобы найти покой у ног Христа.
Этот урок как раз об этом: как нам обрести покой среди суеты повседневной жизни.
I История субботы, как дня покоя
Прочитаем текст Писания:
1 И завершено было сотворение неба и земли и всего того, что их наполняет.
2 Завершив к седьмому дню Свою творческую деятельность, после всего того, что Он создал в шесть дней, после всей проделанной работы, в седьмой день Бог пребывал в покое.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, сделав его особым днем, потому что в этот день Он пребывал в покое от всех дел Своих.
4 Вот таково повествование о происхождении неба и земли, когда они были сотворены (Быт.2:1-4 ПС).
Эти первые три стиха второй главы Бытие, и половина стиха четвертого, на самом деле являются непрерывным продолжением повествования о сотворении мира в первой главе. Стих первый в торжественной ретроспективе связывает работу предыдущих шести дней с последующим седьмым днем покоя. Когда Бог закончил Свою творческую деятельность, Он пребывал в покое. Естественно, Бог не нуждался в покое вследствие истощения сил и усталости, Его покой имел две основные цели.
Во-первых, Он любовался результатом Своей творческой деятельности, ведь мы, сотворенные по Его образу и подобию, тоже любуемся проделанной нами работой. Как приятно, вытерев пот со лба, полюбоваться, например, кладкой стены, или идеально ровной штукатуркой, а может мы не можем оторвать взгляд от написанной нами масляными красками красивой картины; кто-то любуется написанным им стихотворением; во всяком случае, совершив какой-то труд, у нас есть потребность наслаждаться результатом своего труда. Это была, по всей видимости, первая причина покоя Творца после проделанной Им творческой деятельности.
О второй причине мы читаем в книге Исход. Это четвертая заповедь Декалога. Я цитирую первую и последнюю части этого текста:
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:8,11).
Покоясь в день субботний, Бог дал пример нам людям, чтобы и мы покоились в этот день. Но молчаливый покой Творца в седьмой день – это не единственный и не исчерпывающий фактор. В третьем стихе второй главы Бытие мы читали: «И благословил Бог седьмой день». Благословляя седьмой день, подразумевалось, что он был объявлен особым объектом Божественной милости и днем, который принесет благословение Его созданиям.
Но и это ещё не все, в третьем стихе мы читали еще что-то, а именно: «И освятил его». Акт освящения состоял в провозглашении того, что этот день стал святым или выделенным, отделенным для святых целей. Как впоследствии гора Синай была освящена (Исх. 19:23), или на время облечена святостью как обитель Бога, а Аарон и его сыновья были освящены или посвящены священническому служению (Исх. 29:44), и юбилейный год был освящен или посвящен цели религии (Лев. 25:10), так и здесь седьмой день был освящен и как таковой провозглашен святым днем. Этот акт благословения седьмого дня и провозглашения его святым был совершён в интересах человеческого рода, для блага которого он и был установлен.
Однако сегодня мы можем слышать совершенно противоположную интерпретацию установления субботнего дня. Некоторые высокопоставленные богословы говорят, что, видите, Адаму и Еве Бог дал кожаные одежды, как знамение, напоминающее о грехопадении; Каину Бог положил знамение на лоб, чтобы его никто не убил; Ною Бог дал радугу как знамение; Аврааму дал в знамение обрезание; а израильтянам дал субботу как знамение. Подано изящно, вроде бы и правильно, но это подобно тому, как один солдат отрапортовал прибывшему в часть командиру роты: «Товарищ капитан, за время моего дежурства старшина ни разу не выпил и был полностью трезв». Все правильно, но здесь ярко выраженный намек на то, что это его состояние сегодня уникальное, не такое, как обычно. Так и здесь в этом богословском высказывании виден неприкрытый намек на то, что во все времена Бог давал разным людям свои знамения, и вот, наступило время, и израильтянам Он дал субботу, как знамение. Очень вызывающий намек.
Неужели субботний покой был установлен на Синае? Нет, еще в Едеме. А что на Синае было новым? Да, там было установлено знамение, чтобы отличить Создателя нашей планеты от тех богов, которых люди себе придумали, потому что именно в этой заповеди очень четко раскрывается Бог, как Создатель неба и земли, и Он же – Учредитель дня покоя. Поэтому не следует вводить людей в заблуждение, что суббота дана израильтянам, как институт еврейского устроения, и, следовательно, нам она уже не нужна. Боговдохновенная летопись утверждает, что он был установлен более чем за два тысячелетия до рождения первого израильтянина, потомка Иакова — Израиля. Кроме того, у нас есть слово Иисуса, провозглашающее: «Суббота была дана для человека» (Марк. 2: 27), что ясно указывает на то, что этот институт был установлен не только для евреев, но и для всего человечества.
Эта еженедельная суббота является Божественным установлением, данным человеку Богом — Творцом, и ее соблюдение требуется Богом -Законодателем. Таким образом, для человека утаить какую-либо часть или все это святое время – значит быть виновным в непослушании Богу и ограблении Его как изначального Владельца и Учредителя этого времени. Как институт Божьего назначения, суббота заслуживает нашей чести и уважения. Пренебрежение этим Бог считает грехом.
Суббота призывает к воздержанию от общего телесного труда и к преданности ума и сердца святым вещам. Израильтянам было рекомендовано использовать этот день для священных собраний (Лев. 23:3). Евангелия свидетельствуют о том, что он был так использован Христом и апостолами (Луки 4:16; Деяния 17:2; 18:4 и т. д.), и что он будет продолжать соблюдаться христианами после завершения земного служения Христа. Народ должен был тогда молиться, «чтобы бегство не случилось зимой или в субботу» (Матфея 24:20).
Тот факт, что суббота по-прежнему будет отмечаться на новой земле как день поклонения (Ис. 66:23), ясно указывает на то, что Бог никогда не намеревался переносить ее соблюдение на другой день. Еженедельный субботний день является памятником творения, каждую неделю напоминающим человеку о созидательной силе Бога и о том, как многим он обязан милосердному Творцу. Отказ от субботы – это отказ от Творца, и он широко открывает двери для всевозможных ложных теорий. Это постоянное свидетельство Его существования и напоминание о Его величии, мудрости и любви. Если бы суббота всегда свято соблюдалась, никогда не было бы ни атеиста, ни идолопоклонника.
Поразмыслите о том, что субботний покой был установлен в Едеме еще до грехопадения. Еще до того, как человечество добровольно погрузилось в жизнь, наполненную суетой и стрессом, Бог установил знак, живое средство для освежения нашей памяти. Суббота – день остановки и неторопливого наслаждения жизнью; время «быть», а не «делать»; день особенной радости и благодарности за дары Создателя – за растения, воздух, животных, воду, людей; но более всего это день радостного общения с Творцом всех этих благ.
Приглашение на этот праздник не было одноразовым, его срок не истек с момента изгнания людей из Едема. И чтобы оно выдержало испытание временем, Бог с самого начала вплел день субботнего покоя особой нитью в ткань времени. Поэтому снова и снова звучит приглашение сделать каждый седьмой день праздником творения, свободным от дел и забот.
Суббота проходит через века и каждую неделю украшает Землю священным временем. Она – непрерывное напоминание о том, где можно обрести истинный покой. Суббота говорит о Боге, который близко знаком с нашими основными человеческими потребностями.
Бог милостиво дал нам священную паузу – время, чтобы углубить наши отношения с Ним, обновить наш разум, освежить тела и испытать радость семейного общения.
Божественный субботний покой несет с собой ощущение уверенности в заботе нашего любящего Создателя о нас. В Нем мы имеем мир. Суббота снимает стресс. Она гарантирует: Бог, создавший этот мир, не забыл его, не забыл Он и нас. Когда мы «помним день субботний, чтобы святить его» (Исх.20:8), наш Творец особым образом «вспоминает» о нас в этот день и изливает обилие небесных благословений в нашу жизнь, чтобы избавить нас от рабства страха, оков беспокойства и темницы переживаний.
II Изгнанник, не нашедший покоя
Прочитаем текст Писания:
12 Впредь, когда ты будешь возделывать землю, она не будет давать тебе обильный урожай; и ты будешь скитаться по земле, как бездомный беженец (Быт.4:12).
Я думаю, эта история вам известна, давайте лишь проанализируем ее. Два брата, Авель и Каин, принесли жертвы Богу. В данном эпизоде автор слишком скуп на информацию. Не сказано, что Бог дал указание приносить жертвы, когда, какие. Но та информация, которую мы имеем, дает нам право делать какие-то выводы.
Два брата принесли свои жертвы. И похоже – они это сделали в одно время. О чем это говорит? Сам факт, что они принесли жертвы, говорит уже о том, что они имели такое постановление от Бога. И, по всей видимости, был указан определенный день, иначе, что ж это они вдруг вздумали принести жертву и притом в одно время?
Дальнейший анализ текста показывает, что они имели указание Бога, что именно им следовало приносить в жертву. Хотя в тексте об этом прямо не говорится, но вывод напрашивается такой, что Авель верил в прощение грехов через кровную заместительную жертву, указывающую на истинную жертву обетованного Мессии. Каин же был полон неверия в обетованную жертву Мессии и в принесение кровной жертвы в знак признания своих грехов.
Говорят, ну, Каин же был земледельцем, и он принес от своих плодов жертву Богу: что имел, то и принес. Это не оправдание. Я не думаю, что для своих нужд они не совершали бартерные сделки.
Что же сделало жертву Каина неприемлемой для Бога? Он признал, отчасти неохотно, притязания Бога на него. Но тайный дух негодования и бунта побудил его пойти навстречу Божьим притязаниям по собственному выбору, а не следовать в точности плану, предписанному Им. Внешне он подчинился, но манера его подчинения свидетельствовала о непокорном духе. Каин предлагал оправдать себя своими делами, заслужить спасение своими заслугами. Отказываясь признать себя грешником, нуждающимся в Спасителе, он предложил дар, не выражавший раскаяния за грех, — бескровную жертву. А мы читаем, что «без пролития крови нет прощения», ибо «кровь есть искупление души» (Евр. 9:22; Лев. 17:11).
Каин признавал существование Бога и Его власть давать или не давать земные блага. Чувствуя, что жить в хороших отношениях с Божеством выгодно, Каин счел целесообразным умиротворить и отвратить Божественный гнев даром, даже если он был предложен неохотно. Он не понимал, что частичное, формальное подчинение явным требованиям Бога не может заслужить Его благосклонности в качестве замены истинного послушания и сокрушения сердца. Сегодня нам следует тщательно исследовать свои сердца, чтобы не оказаться, подобно Каину, предлагающими Богу неприемлемые дары.
Каин заметил отсутствие каких-либо видимых признаков Божьего благоволения и принятия его жертвы. Результатом был глубоко жгучий гнев. Он чувствовал яростную обиду на брата и на Бога. По-видимому, не было ни скорби о грехе, ни духа самоанализа, ни молитвы о прощении. Поведение Каина – типичный пример упрямого и нераскаявшегося грешника, чье сердце не тает под исправлением и обличением, но становится еще более жестким и непокорным. Каин даже не пытался скрыть чувства разочарования, неудовлетворенности и гнева. Его лицо выдавало негодование.
Отказ принять дар Каина не обязательно означал отказ от самого Каина. В милосердии и терпении Бог был готов дать ему еще один шанс. Хотя Бог явил Свое неудовольствие, отвергнув приношение, Он явился грешнику и рассуждал с ним, пытаясь убедить его в ошибочности его действий и неразумности его гнева. Бог говорил с Каином, как со своенравным ребенком, чтобы выявить то, что скрывалось, как дикий зверь, перед дверью его сердца. Мы читаем:
7 Если бы ты планировал совершить нечто доброе, то разве не поднимал бы лица своего? Но твой поникший взгляд свидетельствует о том, что грех, словно зверь, притаился у дверей; если ты не будешь над ним господствовать, он возобладает тобой» (Быт.4:7 ПС).
Но Каин над грехом не господствовал, один грех породил другой, и он убил Авеля, своего брата. Авель встретил свою смерть от руки близкого родственника. Точно так же Иисус, пришедший на эту землю как родственник рода человеческого, был отвергнут и послан на смерть Своими братьями.
Божественное проклятие уже было наложено на змея и землю (гл. 3:14, 17); теперь оно впервые падает на человека. Каин удалился в менее плодородную землю, и там он заполнил пустоту душевную тем, что стал строить город. Вероятно, это была не более, чем попытка возвести укрепленный лагерь для его семьи в качестве более или менее постоянного места жительства. Это наводит на мысль, что Каин, возможно, не очень-то верил в Божью защиту. Возможно также, что его попытка основать город была продиктована желанием бросить вызов проклятию, которое обрекло его на скитания.
Стоит отметить, что первый в мире город был основан первым в мире убийцей, нераскаявшимся индивидуумом, чья жизнь, полностью и безнадежно посвященная злу, была потрачена вопреки Богу. Божий план, чтобы человек жил среди природы и видел в ней силу и могущество Творца, был таким образом сорван. Многие современные пороки являются прямым результатом неестественного скопления людей в больших городах, где господствуют наихудшие инстинкты человека и процветает порок всякого рода.
Назвав этот город в честь своего сына Еноха, что означает «Посвящение», Каин, по-видимому, посвятил его осуществлению своих греховных амбиций.
Когда Господь сказал, что Каин будет «изгнанником и скитальцем на земле», это не означало, что Бог сделал его таким. Это произошло в результате его непослушания и греховных действий. Не находя покоя в Боге, Каин обнаружил, что не может найти покой никаким другим способом.
Пытаясь убежать от Божьего присутствия, мы становимся беспокойными. Мы пытаемся удовлетворить потребность в Божественной благодати вещами, человеческими отношениями и чрезмерной занятностью. Каин начал создавать династию, строить город. Эти великие достижения свидетельствуют о его решимости и энергии. Но если эта династия безбожная и город мятежный, они в конечном итоге ни к чему не приведут.
III Измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний
Прочитаем текст Писания:
28 Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим (Матф.11:28 ПС).
В сущности, Христос говорит: «Не надейтесь найти путь жизни, путь к истинной мудрости и покою, идя к так называемым «мудрым и благоразумным», они ничем не лучше «слепых вождей таких же слепых как они», вместо этого придите ко Мне. Не столько о физическом труде говорит здесь Христос, хотя и это не исключено, Он говорит скорее о труде души и ума, который действительно заставляет человека быть обремененным заботой. Это приглашение относилось к слушающей толпе, потому что религия Израиля выродилась в бессмысленный круг труда в попытке найти спасение своими собственными делами.
Все человечество несет много тяжких нош, самая тяжелая из которых грех. Однако, помимо обычных тягот, которые несло все человечество, книжники и фарисеи взвалили на плечи еврейского народа много других «тяжких тягот», которые нужно нести. Люди были отягощены таким количеством раввинских требований, что целая жизнь обычно была слишком короткой, чтобы выучить их все. Вместо того, чтобы дать покой души тем, кто уже нес на себе тяжкое бремя греха, эти требования раввинов служили только для того, чтобы выбить из людей всякую искру жизни и надежды, которая еще могла остаться. Люди, стремившиеся быть совестливыми, стонали под тяжестью этого бремени, а многие — «мытари и грешники» — совсем потеряли надежду. Последние были вне черты религиозной респектабельности и больше не делали религию своим упованием. Эти печальные и обескураживающие результаты были теми самыми болезнями и страданиями, которые Иисус пришел облегчить.
Приглашение Христа предназначено особенно для занятых, измученных, усталых людей, живущих в мире 24/7. Ученики Иисуса были встревожены и смущены после смерти Иоанна Крестителя. Господь призвал их: «Идемте сами, отдельно от всех, в безлюдное место, и там вы сможете немного отдохнуть»; ведь было много приходящих и уходящих, так что и поесть им было некогда» (Марк.6:31 ПС). Иисус предложил ученикам отдых от дел. Он не поощрял их бросаться с головой в изнурительный труд. Его приглашение отдохнуть не было одноразовым и предназначенным только для учеников. Обратившись ко множеству людей, следовавшим за Ним, Он сказал: «Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим.
Предлагаемый Иисусом покой – это не свобода от испытаний. Это внутренняя уверенность в том, что в Нем мы в безопасности. Он никогда не оставит и не покинет нас. Один из самых сложных жизненных опытов – чувствовать себя одиноким в трудные времена. Христос предлагает нам прийти к Нему, и с Ним мы перенесем все тяготы жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эта тема дает нам как минимум три практических урока для повседневной жизни.
1 Когда мы становимся слишком занятыми, чтобы отдыхать под любящей заботой Создателя, наша жизнь наполняется стрессом и тревогой. Этот стресс может привести к физическому заболеванию и эмоциональному расстройству.
2 Наш Спаситель дарует нам покой. Его покой – больше, чем физический покой. Его покой – это душевный покой, который приходит от веры в Его Слово, доверия Его обещаниям и вхождения в блаженство Его субботнего покоя.
3 Жизнь отдельно от нашего Создателя, как свидетельствует опыт Каина, только расстраивает наши попытки обрести внутренний мир и длительную удовлетворяющую душу радость. Покой приходит от доверительных отношений с Тем, Кто нас создал. Во Христе есть покой. В Его обещаниях есть уверенность. В Его присутствии мы свободны от тревог, беспокойств и забот.
Я желаю вам, мои дорогие слушатели и читатели, иметь в жизни мир, душевный покой и радость во Христе Иисусе. Божьего вам благословения.
Пастор Александр Серков