Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №2 «Урок истории, преподанный Моисеем»
Приветствую я вас, мои дорогие сестры и братья, на уроке субботней школы. Вам нравятся истории? Мне тоже. На границах Ханаана Моисей преподает израильтянам урок истории. В этом уроке мы будем говорить на базе первых трех глав книги Второзаконие и коснемся некоторых исторических моментов и поразмышляем над ними. Самые первые шесть слов, которые мы читаем, открыв книгу Второзаконие, звучат так: «Сии суть слова, которые говорил Моисей» (Втор.1:1). В оригинале нет этих связывающих слов: «Сии», «суть» и «которые», как мы читаем в Синодальном переводе. Израильтяне, когда начинали читать эту книгу, в этой фразе произносили всего три слова, они говорили примерно так:
דָּבָר דּבר מֹשֶׂה давар давэр Мошэ — Изречения (слова), изреченные (произнесенные, сказанные) Моисеем.
И хотя поучительные речи Моисея преобладают в этой книге, начиная с этих первых слов и до самой его смерти, наша задача читать эти исторические справки не только ради познания того, что было сказано когда-то и кому-то, наша цель увидеть в этой книге любовь Бога к человечеству; да, собственно говоря, этого мы должны придерживаться также, читая и все остальные книги Библии. Если мы в книге Бытие читаем, как Бог нас людей творил, то в книге Второзаконие нам следует увидеть и подчеркнуть Божью творческую силу, которую Он использует для воссоздания падшего человека в то первоначальное его состояние, в котором он вышел из рук Творца – когда можно было подлинно констатировать, что человек сотворен по образу и подобию Божьему.
Итак, приступая фактически с этого урока к изучению непосредственного текста книги, давайте будем пытаться извлекать что-то для себя поучительное и предостерегающее из этой древней истории.
I Служение Моисея
Моисей – одна из значимых фигур во всей Библии. Он написал книгу Бытие – авторитетное и основополагающее повествование о том, кто мы такие, как мы сюда попали, почему все так плохо и почему, несмотря на это, мы можем надеяться на счастливый конец. Сотворение, грехопадение, обетование искупления, потоп, жизнь патриархов — все это своими корнями уходит в книгу Бытие, написанную Моисеем. Невозможно недооценить тот вклад, который внес один человек (конечно же, не безупречный) в дело Божье, потому что любил он Господа и искренне хотел служить Ему. Давайте прочитаем теперь один эпизод из его жизни:
30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак, я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32 Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх.32:30-32).
Здесь мы видим человека, преданного своему служению. Он нес ответственность за народ, который Бог поручил ему вывести из Египта и довести до обетованной земли. Моисей был преданным порученному ему делу и преданным самому Богу. Непричастный к вине народа, он ходатайствует за грешный народ, и даже готов был он ради них быть вычеркнутым из книги жизни. Нет, к вечной жизни он так халатно не относился, он не хотел ее лишиться, но бывают такие моменты в жизни, когда выбор приходится делать между двух зол. Моисей столкнулся именно с такой ситуацией, когда между двух зол он предпочел пожертвовать собой, но лишь бы не скомпрометировать Бога. Он понимал, что все это означало. Он вспомнил, как Бог уничтожил допотопный народ, чтобы произвести новое поколение людей от Ноя; поэтому, когда Бог предложил Моисею то же самое, – уничтожить весь народ и произвести от него новый народ – Моисей воспринял это предложение вполне серьезно, он осознал, что для Бога сделать это вполне реально.
Но Моисей не из тех, кто готов был бы построить свою карьеру, карьеру глобального всемирного масштаба, чтобы стать родоначальником Божьего народа на земле, таким путем; он не мог представить себе, чтобы все это осуществилось на костях огромного народа, который он не переставал любить, хотя они до предела гневили и его самого, и Бога. И вот он молит Бога, упрашивая Его: «Прости им грех их». Глагол «прости» — это серьезный глагол, в оригинале он имеет более радикальное значение, чем просто простить. Если, к примеру, хулиган новенькую дорогую соседскую машину всю исцарапает гвоздем или побьет камнями, что его «прости» будет означать? Здесь мало просто простить, надо кому-то восстановить эту исцарапанную или побитую камнями машину.
Вот значение этого глагола «прости», которое стоит в Синодальном переводе. В оригинале стоит слово: נשׂא – «наса». Вот его значение:
- поднимать; подниматься, превозноситься, возвышаться;
- нести; навлекать на себя, нести на себе (вину);
- содержать;
- прощать.
Взять при переводе значение «прощать» — тоже правильно, но недостаточно. Чтобы простить, надо подняться, возвыситься над этой ситуацией, взять вину за грех на себя и понести издержки причиненного ущерба. У Бога принцип такой: чем ниже ты унизишь сам себя, тем ты выше в глазах Божьих. Моисей, не причастный ко греху народа, унизил себя и, взяв всю вину на себя, готов был понести наказание за грех, а ведь возмездие-то за грех – смерть (смерть вторая – вечная). Так что, этот текст надо так и понимать, что Моисей не просто умолял Бога простить им их грех, он предложил Богу понести на Себе их вину, возместить Самому ущерб, который они причинили своим согрешением.
Моисей выступает в роли ходатая, адвоката, заступника; и этим он олицетворяет заместительную смерть Христа. Таким образом, Евангелие о благодати, дарованной человеку благодаря заслугам Христа, уже в первых книгах Библии вырисовывается в служении Моисея. Не заметить это, значит недооценить и не до конца усвоить предмет христологии в Ветхом Завете.
II Исполнившееся пророчество
Прочитаем текст Писания:
1 Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом…,
2 В расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.
3 Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый день месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них (Втор.1:1-3).
Здесь мы читаем о том, что сороковой год наступил. Где мы раньше читали об этом годе? Давайте посмотрим текст из книги Чисел:
33 А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною (Числ. 14:33-34).
Бог сказал, Бог сделал. Это предсказание не было условным, поэтому в точности все так и исполнилось. Сорок дней понадобилось разведчикам, чтобы сходить в обетованную землю, произвести разведку и вернуться обратно. Эти сорок дней стали условными для сорокалетнего путешествия по пустыне, потому что народ претерпел фиаско, не доверившись Богу и не согласившись с Ним пойти на завоевание этой земли. Они полагались на свои силы. А своими силами, естественно, этот сильный народ не завоевать.
Таким образом, Божье пророческое слово заслуживает такого же доверия, как и Он Сам; и первые строки книги Второзаконие являются еще одним доказательством этому – что Бог обещал, то Он и исполнил.
Разумеется, это не единственный пророческий период времени, исполнившийся согласно слову Божьему. Вот, например, такое пророчество Божье, высказанное через пророка Иеремию:
10 Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие (Иер.29:10).
Когда эти годы подошли к концу, мы читаем у пророка Даниила, что произошло:
2 Я, Даниил, размышляя над Священным Писанием, понял, что, согласно слов Господа, записанных пророком Иеремией, запустение Иерусалима продлится семьдесят лет.
3 И обратился я тогда в молитве к Богу, Владыке моему, постясь и надев на себя траурную одежду, и посыпая голову пеплом,
4 Исповедуясь и умоляя Его, я говорил: «Господи, Ты Бог великий и внушающий благоговейный страх! Ты неизменно верен Своим обещаниям к тем, кто любит Тебя и исполняет Твои заповеди;
5 Но мы согрешили, мы виноваты перед Тобой, мы творили нечестие и восставали против Тебя, и отвергли заповеди Твои и законы Твои;
6 И не слушали мы предупреждений рабов Твоих пророков, которые от Твоего имени говорили нашим царям, правителям, отцам нашим и всему народу.
7 Ты, Господи, верен Своим заветам, Ты прав в том, что наказал нас так строго; мы же покрыты позором, все, начиная от жителей Иерусалима и Иудеи, и весь народ Израиля, которые находятся близко и далеко, во всех странах, куда Ты их изгнал из своей земли и рассеял среди народов за нечестия, которые мы совершили перед Тобой.
8 Господи, позором покрыты мы, наши цари, правители и отцы наши, потому что согрешили мы против Тебя.
9 Но Ты, Господи, Бог наш, полон милости! Мы нуждаемся в Твоем прощении, мы сознаем, что восстали против Тебя
10 И не слушали Тебя, Господь наш Бог, когда Ты предупреждал нас через рабов Своих пророков и призывал нас обратиться на верный путь соблюдения законов Твоих (Дан.9:2-10 ПС).
Из этого текста мы извлекаем два поучения: первое заключается в том, что по прошествии этих семидесяти лет народ действительно был освобожден и отправился в Иерусалим восстанавливать его. Божье предсказание исполнилось. Второе и это, на мой взгляд, главное в этом историческом эпизоде то, что молитва Даниила чем-то схожа с молитвой Моисея. Вы заметили, Даниил не отделяет себя от народа, во всей его молитве звучат слова: «Мы согрешили», «мы виноваты», «мы творили нечестие и восставали против Тебя», «мы покрыты позором», «мы нуждаемся в Твоем прощении», «мы согрешили против Тебя»? И в таком духе вся молитва.
Нам есть чему научиться у этих людей Божьих? Есть, так что же нам мешает быть такими же?
III Кадес-Варни
Хочешь-не хочешь, читая Библию, приходится нам сталкиваться с печальными историческими эпизодами. События, которые произошли в Кадес-Варни – это одна из таких историй, которая заложила непосредственный фон для всей книги Второзаконие; поэтому к этой истории стоит присмотреться более внимательно. Давайте прочитаем один фрагмент из этой истории:
11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
12 Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 И скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 И если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне.
17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.
19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему (Числ.14:11-20).
А началось все с того, что десять разведчиков из двенадцати, когда пришли из разведки, начали распускать среди народа худую молву о той земле, где они были. Как обычно, у страха глаза велики, и им показалось, что там не только живут великаны, но даже и земля та поедает живущих на ней. Ну, это уж слишком, но, тем не менее, народ им поверил. А сегодня разве не так?! Как наслушаешься блогеров в Ютюбе – уши вянут, кругом одни заговоры. И люди миллионами их слушают, а они всего лишь на всего делают на этом деньги. Идет информационная война, а люди на информацию очень падки, особенно если она сенсационная.
Народ поверил информации десяти разведчиков и «подняло все общество вопль, и плакал народ всю ночь» — читаем мы, и стали роптать на Бога и на Моисея; «и сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет». Вот и результат информационной войны – двум разведчикам не поверили, а десятерым ложным информаторам поверили. А главное – не поверили они Богу, Который к этому времени зарекомендовал Себя и как Господь Саваоф (Господь воинств), спасший их от войска фараона и проведший по сухому морскому дну; и как Бог Всемогущий, обеспечивающий их в пустыне и водой, и питанием. И когда Господь готов был ввести их в обетованную землю, народ готов не был, они проявили недоверие Божьей силе, благодаря которой они вошли бы в землю и завоевали народы, населяющие ее. Фактически их готовность заключалась лишь в том, что они приготовили себя на истребление.
Моисей вторично имел от Бога заманчивое предложение: «Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» (12 стих). Сколь заманчивым ни показалось бы предложение Господа кому-нибудь другому, любовь Моисея к своему народу и к непогрешимости репутации Господа заставила его отвергнуть это предложение и просить Бога, чтобы Он простил народ. Он рассуждал логично, убеждая Бога, что Египтяне, мол, увидят в истреблении Израиля неспособность Господа сдержать свое обещание – освободить его и дать ему землю во владение. Более того, египтяне станут говорить об этом хананеям и другим народам, и те тоже усомнятся в могуществе Господа. Так что единственное, что Ты, Господи, мог бы сделать, сказал Моисей, – это явить Свою великую силу в прощении народа. Он просит Бога простить Израиль «по великой Его милости» (19 стих).
Вот это слово «милость», которое стоит здесь, имеет очень обширное значение в оригинале, недаром во многих современных переводах вместо «милость» стоит слово «любовь». Вот, например,
«По великой Своей любви прости грех этого народа» (Новый русский перевод).
«Прости же грех народу сему по величию любви Твоей неизменной» (Под редакцией Кулаковых).
«Так покажи же Твою великую любовь этому народу» (Современный перевод WBTC).
В оригинале стоит слово חֶסֶד хэсэд. Вот его значение: Преданность, верность, лояльность, милость или доброта (как следствие преданности или верности), милосердие. Данное слово является широким по своему значению — оно описывает правильные взаимоотношения, которые должны быть между личностями (между людьми или между человеком и Богом), связанным взаимным союзом или заветом, или каким либо-другим образом. Это слово включает в себя как значение доброты и милости, так и значение преданности и верности и, в зависимости от контекста, подчёркивает тот или другой оттенок значений. Поэтому многие современные переводчики Библии предпочли перевести это слово как «любовь», которое включает в себя все другие оттенки и значения этого слова.
И каков результат этого исторического события? «И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему» (20 стих). Молитва Моисея предотвратила их полное уничтожение как нации. В своей роли ходатая Моисей был предтечей Христа.
IV Беззаконие аморреев
Прочитаем текст Писания:
33 И предал его Господь, Бог наш, в руки наши, и мы поразили его и сынов его и весь народ его,
34 И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых (Втор.2:33-34).
На этом тексте и на многих подобных этому тексту из Ветхого Завета люди претыкаются. Отсюда и пошла тенденция видеть Бога Ветхого Завета жестоким Богом, и им кажется, что Бог в Новом Завете гораздо добрей, даже больше того – Он Сам является Любовью. В общем-то это так, но вот в отношении древней истории опять же налицо влияние информации. В Новом Завете мы много читаем о любви Бога, особенно у Иоанна. Ну, он явно подчеркивает любовь Божью. В древней истории больше раскрыты факты, в которые надо вникать и, имея здравый смысл, видеть самому ту же самую Божью любовь.
Люди смотрят на все вещи очень узко и порой предвзято. Например, вырвав из контекста короткую цитату: «И взяли в то время все города его, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых». Ай-я-я-яя-яй, ну ладно мужчин убили, а вот женщин и особенно детей, в чем повинны эти малые детки?
На одном из сайтов именно так вопрос и был поставлен в рубрике: ВОПРОС ПАСТОРУ. Я цитирую его: «Почему Бог в Ветхом Завете говорил пророкам о разных народах, приказывая идти и убивать их, при чем не в защите, а именно идти и захватывать земли? Но самое тяжелое для моего восприятия — приказывал убивать также детей. Они же ни в чем не виновны! Я не могу читать спокойно ВЗ».
Вот это как раз и есть сосредоточение внимания на эпизоде без исследования всей исторической обстановки, связанной с этим конкретным резюмирующим эпизодом. А вы думаете, при Потопе погибли только мужчины, которых почему-то никому никогда не жалко, обычно говорят: надо же такому случиться, например – при крушении поезда или при автокатастрофе – там, говорят, погибли и женщины, и даже дети. При Потопе погибли все: мужчины, женщины, старики, старухи, дети, внуки и правнуки; и даже их собачки и любимые кошечки.
Давайте теперь посмотрим на этот инцидент обширней. Прочитаем текст Писания:
3 И сказал Господь: «Нет, в этих людях Дух Мой не может пребывать бесконечно, они воспротивились Ему, предавшись греховной своей плоти; Я дам им еще срок сто двадцать лет» (Быт.6:3 ПС).
Мир к этому времени готов был к уничтожению, но Бог дал им еще сто двадцать лет благодати. Весь мир увидел, что те деточки, за которых мы сейчас так ратуем, через сто двадцать лет выросли в вульгарных мужиков и в пошлых женщин. Дай им еще сто двадцать лет, даже тысячу, две, пять, эти деточки не стали бы лучше. Говорят, что яблоко от яблони далеко не падает. И через сто лет яблоня уродит яблоки, если к ней не привить ветку от другого дерева.
Пример с Содомом. Мы читаем:
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
5 И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их (Быт.19:4-5).
Это привел я текст в Синодальном переводе. А вот другой перевод этого текста:
4 Еще не успели они лечь спать, как жители города, содомляне, – все мужчины, от старого до молодого – окружили дом, в котором они находились.
5 Вызвав Лота, они сказали ему: «Где люди, пришедшие к тебе сегодня вечером? Давай их сюда, у нас разыгралась на них кровь, мы хотим с ними развлечься» (ПС = Перевод Серкова).
Кто пришел? Во-первых, пришел тот, кто только мог – мужчины со всего города. Во-вторых, «от молодого до старого» — все, у кого уже (по возрасту) или у кого еще (тоже по возрасту) кровь способна разыгрываться, пришли, чтобы развлечься с чужестранцами. Им уже женщины надоели, мужчинами они пресытились, подавай им что-то новенькое. «Пришли от малого до старого». Эти «малые» вчера были еще деточками, о которых мы говорим: «Но самое тяжелое для моего восприятия — приказывал убивать также детей. Они же ни в чем не виновны! Я не могу читать спокойно ВЗ».
Бог видел, что это уже не то что общество, и их дети в том числе, они уже сущая «гангрена общества», поэтому ее надо ампутировать. И нам их жалко. А путников нам не жалко, которых они пропускали бы через свою похоть всем мужским населением, от малого до старого? А дочерей Лота нам не жалко, если бы Лот отдал их на растерзание этой дикой толпе насильников? Он готов был пойти на это, выбирая из двух зол меньшее, так как считалось, что гость, которого пригласили себе в дом на ночлег – дороже всего. Жалея этих содомских деточек, вы отдали бы своих дочерей им на потеху? Вот вам и «надо же, Бог велел убивать даже женщин и невинных детей».
Давайте ближе подойдем к исследуемому нами историческому фрагменту, когда Бог велел завоевывать некоторые языческие города и велел не оставлять в живых никого, ни мужчин, ни женщин, ни детей. С одной стороны, народ Израильский сразу после выхода из Египта не был готов войти в обетованную землю. А с другой стороны, жители Ханаана не были готовы к уничтожению.
Бог к языческим народам проявил свое долготерпение и чуткое сострадание. Когда Аврааму было видение, из которого он узнал, что семя его, его потомки, будут пришельцами в чужой земле четыреста лет, тогда Господь дал ему обетование: «16 А потомки твои вернутся сюда в четвертом поколении, потому что вина аморреев, населяющих эту землю, еще не достигла своей полной меры» (Быт.15:16 ПС). Хотя аморреи и были идолопоклонниками, утратившими всякое право на существование из-за своего великого беззакония, Бог щадил их на протяжении четырехсот лет. Затем еще сорок лет аморреи следили за путешественниками в пустыне. У них было время оставить свой греховный образ жизни, но, по всей видимости, они оставались прежними, Богу это видней, поэтому Он и повелел всех их убивать. Нам не все раскрыто о других народах древности, и не о всех мы знаем, что они творили. Бог знал, а мы только видим резюме и заявляем тогда: «Надо же, Бог повелел убивать и детей». А каким образом осуществить эту «ампутацию гангрены общества» — разницы нет, послать ли на них воды потопа, или огонь Содома, или же меч израильтян – Бог повелел, дело должно быть сделано.
А вообще-то в идеальном плане Бога в отношении Ханаана был другой метод. Мы читаем:
2 Остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская.
3 От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский;
4 К югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских,
5 Также земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф.
6 Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе;
7 Раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина (И.Нав.13:2-7).
Гуманно? Я думаю – да. Какие-то народы, такие, как аморреи, Бог повелел уничтожить, а какие-то Он намерен был просто потеснить и изгнать из пределов обитания той земли, которую Он обещал Своему народу, имея на них вид в перспективе, что они сделают эту землю центром всей земли, откуда будут посылать миссионеров ко всем народам, которые живут вокруг них и к тем же народам, которых Бог прогнал с земли ханаанской.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чему мы могли научиться из этого урока? Нам следует научиться доверять любви, справедливости и благости Бога, даже когда мы до конца не понимаем некоторые Его дела. Нам надо уяснить лишь одно: Божьи пути – это тайна. Поскольку мы никогда до конца не поймем Его путей, нам надо просто примириться с тем, что Он делает. Читая, как Бог уничтожал целые города, в том числе женщин и детей, давайте задумаемся о том великом дне, когда будет еще большее уничтожение. Это нас не должно страшить, но настораживать обязано. Нам дано благодатное время, как когда-то тем языческим народам. Как мы должны проводить свою жизнь в связи с грядущими событиями? Задумаемся над этим и сделаем соответствующий вывод о себе и о детях наших, чтобы потом не говорить, что Бог не справедлив к детям нашим. Как нам, так и им дан день спасения, а этот день – «ныне».
Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков.